Тренинг для педагогов «Улучшение психологического климата в коллективе»
план-конспект занятия по психологии

Савина Марина Витальевна

 Данное треннинговое занятие будет полезно для профилактики профессионального выгорания педагогического коллектива ДОУ, снятие психоэмоционального напряжения и улучшение психологического климата в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов «Улучшение психологического климата в коллективе»

Педагог-психолог Савина Марина Витальевна.

Цель: профилактика профессионального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения и улучшение психологического климата в коллективе.

 Задачи:

 - формировать благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе;

- обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;

- развивать коммуникативные навыки педагогов;

- воспитывать у членов педагогического коллектива доверие к себе и другим, умение действовать внимательно по отношению к окружающим;

- расширять представления педагогов о себе и, помогать им увидеть себя с другой стороны;

- обучать методам снятия мышечного напряжения и расслабления;

- развивать у педагогов способность к сплочению, сотрудничеству, взаимодействию;

Возраст участников: 24-60 лет.

Количество участников: 10-15 человек.

Пол участников: Женский.

Место проведения: музыкальный зал.

Продолжительность тренинга: 40-50мин

Правила тренинга:

1. Отключить мобильный телефон. Желательно, чтобы все участники выключили телефоны либо поставили их на беззвучный режим. В случае необходимости ответить на звонок участник тихо молча покидает аудиторию и также молча возвращается, стараясь не отвлекать своих коллег.

2. Правило активности. Все участник принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий. Предупредите участников, что от выполнения упражнений отказаться нельзя и все в любом случае попробуют свои силы.

3. «Здесь и сейчас». Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени. Мы стараемся не вспоминать то, что было когда-то давно и не заглядывать далеко в будущее. Это правило помогает обсуждать действительно актуальные вопросы и не тратить время на пустые рассуждения.

4. «Правило круга». Оно означает, что участники обещают друг другу, что информация, озвученная во время тренинга, не будет вынесена за его пределы. Тренер также обещает, что не будет озвучивать информацию о каком-либо участнике.

5. «1 микрофон». Этим правилом мы напоминаем участникам, что перебивать друг друга, даже при обсуждении очень интересной темы, недопустимо.

6. «Я-высказывания». Это правило призывает участников высказывать свое личное мнение, выражая его во фразах, которые начинаются со слов «я думаю…», «я считаю…», «мне это не понятно…». Старайтесь не использовать обобщенные высказывания: «все знают…», «никому не нравится…», «все согласны…»

Найти  себя в себе самом,

К друг другу быть чуть-чуть добрее,

Вернуться к мыслям о былом

И сердцем стать чуть-чуть светлее

1. Ритуал приветствия « Комплимент»

Педагоги образуют круг. Педагог-психолог поворачивается к соседу справа и говорит ему комплимент. Сосед благодарит и поворачиваясь дальше делает комплимент следующему участнику. Упражнение продолжается до тех пор, пока комплименты не будут сказаны всем педагогам. (комплимент на первую букву имени).

2. Упражнение «Медные трубы»

Участники в колонне находятся лицом друг к другу и образуют пары. Один партнёр говорит комплимент своему коллеге. Тот отвечает: «Да, конечно, а я ещё…», называя то, что ценит в себе. Роли меняются. Затем участники делают шаг влево, образуя новую пару, и игра повторяется. Упражнение проводиться до тех пор, пока не будет сделан полный круг.

3. Упражнение «Какое качество важнее?»

Цель: сформировать у педагогов более глубокое представление о личностных качествах, стимулировать их к рефлексии собственных качеств.

Инструкция. Участникам последовательно предъявляются листы с написанными на них тремя положительными качествами:

-мудрость, надежность, настойчивость;

- активность, бескорыстие, вежливость;

- сила воли, скромность, смелость;

- самозабвенность, тактичность, терпеливость;

- гордость, гибкость, доброжелательность;

- невозмутимость, обаяние, общительность.

Задача: в каждой строке определить самое важное качество и обосновать свое решение. По окончании упражнения проводится обсуждение.

4. Упражнение «Толстое стекло»

Участники делятся на группы по 2-3 человека. Им предлагается представить, что они общаются друг с другом через толстое стекло, т. е. они видят друг друга, но не слышат. С помощью мимики и жестов каждой группе необходимо донести некую информацию до всех участников, например:

* «Вчера посадила на даче картошку, а сегодня георгины»;

* «Я скоро поеду в Париж. Что тебе купить?»;

* «Объелась клубники, не могу пошевелиться»;

* «Ты пойдёшь на дискотеку в субботу?» и т. д.

5. Упражнение «Поиск сходства»

Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.

Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Упражнение эффективно, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше. Обсуждение: Педагог-психолог должен постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

6. Упражнение «Рисуем друг друга»

Педагог-психолог предлагает участникам занятия нарисовать кого-либо из группы. Это может быть ассоциация с цветком, растением, животным, насекомым и т. д. Главное правило: рисунок должен отражать самые яркие черты характера рисуемого. Затем по рисункам друг друга педагоги пытаются угадать, кто именно нарисован на том или ином рисунке.

7. Упражнение «Рисунок по кругу». 

Каждый рисует простой рисунок и по хлопку передает соседу слева. Рисунки передаются до тех пор, пока не вернутся к тем, кто их начинал рисовать. Участники видят, каким стал простой рисунок благодаря тому, что к нему прикоснулись руки коллег.

8. Игра-разминка «Усиль эмоцию».

Игра очень веселая, способствует активизации участников, развитию умения действовать согласованно.

Инструкция. Присутствующим предлагается  передать друг другу какую-либо эмоцию, добавляя к ней  что-то свое и тем самым и тем самым усиливая ее от участника к участнику. Например: необходимо передать радость. Первый участник показывает улыбку, второй повторяет за ним, плюс движение одной рукой, третий негромкий смешок, четвертый – громкий смех… последний вскакивает с места и начинает бегать по всей комнате громко смеясь и хлопая в ладоши. (интерес, грусть, злость и т.п.)

  Вопросы для обсуждения:

- Получилось ли усилить эмоцию?

- Какие были трудности?

- Понравилась ли игра?

Релаксация. (Звучит лирическая мелодия)

- Прошу вас сядьте поудобнее, поставьте ноги на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной почувствуйте спинку стула. Закройте глаза. Глубоко вдохните и медленно выдохните. Прислушайтесь к своему дыханию. Оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах.

   Представьте свое детство, то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день. Воздух терпкий, пряный, пахнет смолянистыми тополиными почками и первыми цветами мать и мачехи. Деревья покрываются первыми листочками и такие высокие, что кажется, что макушками достают до неба. Вы идете по улице. Как вы выглядите?... Приглядитесь что на вас одето? Какая обувь, какая одежда? Вспомните свои любимые детские игры, любимые занятия… Кто-то вспомнил какое удовольствие получал выпекая из песка куличики, строя из песка домики, сажая деревья из веточек...  Этот ребёнок до сих пор живет в вас, чуть-чуть наивный и бесконечно счастливый только потому, что он живет...
Этот ребенок тихо и уютно устроился в самой глубине вашей души, подальше от всех забот и тревог...
Свернулся калачиком и спит, согревшись теплом вашей любви и доброты...
Тепло... и спокойно...
Он дышит легко... и свободно...
Прислушайтесь к его дыханию...
Легкий вдох...
Медленный, спокойный выдох...
Легкий вдох...
Спокойный, плавный выдох...
Легкий вдох...
Плавный, медленный выдох...
Ласковые, теплые волны нежности согревают ребенка вашей души...

И когда нежные, теплые волны любви проходят по вашему телу... согревают его... согревают душу... ребенок улыбается во сне... спокойно... и радостно...
Ему снятся сны... удивительные цветные сны...
Его сны - это ваши сны... волшебные сны вашего детства...
Загадочный и прекрасный мир ваших снов...
Ручей с хрустально-чистой звонкой водой...
Тропинка вдоль ручья...
Вы бежите по тропинке... раскинув руки... подняв к теплому солнцу... к ласковому ветру... свое лицо...
Юное, прекрасное лицо... спокойное и безмятежное...
Вы бежите вперед легко... и беззаботно...
Золотистые лучи солнечного света искрятся в воздухе... защищают вас... наполняют вас своей энергией...
Теплые солнечные лучи проникают в каждую клеточку вашего тела...
Тело легко... и невесомо...
Вы свободно и плавно бежите по тропинке... едва касаясь ногами земли...

Ваш бег незаметно перешел в полет...
Свободный, легкий, радостный полет...
Мир вокруг вас расслаивается... кружится в хороводе волшебных звуков и красок...
Хоровод подхватывает вас... кружит... ведет за собой...
Вы спокойно и доверчиво протягиваете руки миру... миру вашего детства...
Он ждет вас... удивительный мир мечты и счастья...
Где нет забот... нет тревог... 
Где исполняются все ваши желания...
Идите же... идите к нему...

Мир детства...
Он остался с вами навсегда... 
Он живет в вашей душе... и согревает ее любовью и радостью...
Светлый мир вашего детства наполнил вас чистой энергией...
Дал веру и жажду жизни...
Вы бодры и жизнерадостны...
Вы хорошо отдохнули...
Отдых освежил вас...
Голова ясная, легкая...
Во всем теле нарастает ощущение легкости... и прохлады...
Приятная бодрость во всем теле...
Вы заряжены энергией... желанием деятельности...
Вы глубоко и полноценно отдохнули...
Через минуту сеанс закончится... и вы будете бодрыми... отдохнувшими...
Силы приливают к рукам... и ногам...
Хочется потянуться...

Глубоко вдохните и откройте глаза.

Такими мы были в детстве. Каждый мечтал о будущем… И вот, будущее воплотилось. И, наверное, не случайно, что вы в своей работе каждый день встречаетесь с миром детства. Работа с детьми питает нас эмоциями, чувствами, энергией молодости. Предлагаю поделиться своими чувствами и мыслями друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Повышение самооценки педагогов и улучшение психологического климата в коллективе"

Семинар-практикум с элементами тренинга «Повышение самооценки педагогов и улучшение психологического климата  в коллективе ДОО"....

Психологический тренинг "Формирование благоприятного психологического климата в коллективе педагогов ДОУ"

В момент написания магистерской диссертации, мной была проведена диагностика психологического климата в коллективе ДОУ, на основании которой проводился тренинг по сплочению коллектива и повышению степ...

Тренинг для воспитателей и педагогов ДОУ с целью сплоченности и благоприятного психологического климата в коллективе «Аура коллектива»

АктуальностьГрупповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Групповой сплоченности способствуют: положительное эмоционально...

Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»

Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»...

Тренинг для педагогов: «Повышение самооценки педагогов и улучшение психологического климата в коллективе»

Цели:-предоставить возможность участникам открыться, показать свои чувства и мысли;- развитие умения легко общаться друг с другом, доверять, сотрудничать, принимать друг друга;- развитие сплочённости ...