Семинар "Повышение самооценки педагогов и улучшение психологического климата в коллективе"
план-конспект занятия на тему
Семинар-практикум с элементами тренинга «Повышение самооценки педагогов и улучшение психологического климата в коллективе ДОО".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_povyshenie_samootsenki.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум с элементами тренинга «Повышение самооценки педагогов и улучшение психологического климата в коллективе ДОО.
Цели:
-предоставить возможность участникам открыться, показать свои чувства и мысли;
- развитие умения легко общаться друг с другом, доверять, сотрудничать, принимать друг друга;
- развитие сплочённости и взаимопонимания.
Для участников цели представляются в поэтической форме:
Найти себя в себе самом,
К друг другу быть чуть-чуть добрее,
Вернуться к мыслям о былом
И сердцем стать чуть-чуть светлее…
Предварительная подготовка.
За несколько дней до начала тренинга воспитатели вместе с психологом выбирают фрагменты автобиографии, которые будут представлены участникам тренинга.
Предварительно разъясняется цель данного мероприятия и правила работы. Необходимо мотивировать участников, проведя предварительную индивидуальную работу.
Теоретическая часть
Успешность воспитания дошкольников напрямую связана с индивидуально-личностными и профессиональными качествами педагога. Большое значение здесь приобретает самооценка специалиста, поскольку она оказывает существенное влияние на уверенность в себе, личную инициативность, творческую реализацию, способность ставить и достигать цели, адаптироваться к условиям различных социумов, а в целом – на эффективность профессиональной деятельности. Чем лучше чувствуют себя педагоги, тем благоприятнее климат в коллективе и тем результативней работа. Всё взаимосвязано.
Психологические занятия снимают излишнее напряжение, служат профилактике эмоционального выгорания, улучшают психологический климат в коллективе.
Многие из педагогов по разным причинам часто оказываются в тени – в силу своего темперамента, скромности, молодости. Другие, наоборот, становятся «звёздами» привлекая к себе всё внимание. Поэтому возникла необходимость проведения мероприятия, которое позволило бы первым заявить о себе, своих чувствах, мыслях, достижениях, другими словами – быть услышанными, вторым – узнать лучше тех с кем они работают изо дня в день. Т.е. услышать их
Основу предлагаемого тренинга составляет работа с автобиографиями участников, поскольку данная форма не только позволяет рассказать о себе, узнать о других, но и проанализировать свои желания, интересы, стремления, понять себя, как личность, осмыслить своё место в коллективе и, конечно же, повысить самооценку, в некотором смысле самореализоваться. Основные темы автобиографии: семья (без дат, места рождения), образование (специальность по диплому), любимое занятие, хобби, мечта.
Структура:
- Представление фрагментов автобиографии нескольких участников .
- Обмен мнениями и соотнесение биографии со сложившимся представлением об авторе с целью повышения его самооценки
- Проведение игр и упражнений, направленных на закрепление полученных результатов, а так же на развитие взаимопонимания, взаимопомощи и формирование большей сплочённости участников.
Правила проведения тренинга:
Воздержанность. В ходе работы следует отказаться от категоричных, отрицательных суждений в отношении кого-либо из присутствующих, дабы избежать напряжения в группе, мелких стычек и открытых конфликтов.
Равноправие. Взаимоотношения в группе строятся на принятии друг друга, признании интересов, чувств и мнения каждого. Ведущий тренинга находится в равной со всеми позиции.
Обратная связь. Наличие обратной связи предполагает высказывание участниками собственного мнения при выполнении тренинговых заданий.
Активность. Данное правило предполагает участие и вовлечённость в работу всех участников группы.
Открытость руководителя. Ведущий тренинга полноправный член группы, имеющий право на собственное мнение, как и все остальные участники.
В начале встречи предлагаю вспомнить своё детство и поиграть.
Игра-разминка «Усиль эмоцию»
Игра очень весёлая, способствует активизации участников, развитию умения действовать согласованно.
Инструкция. Присутствующим предлагается передать друг другу какую-либо эмоцию, добавляя к ней что-то своё и тем самым и тем самым усиливая её от участника к участнику. Например: необходимо передать радость. Первый участник показывает улыбку, второй повторяет за ним, плюс движение одной рукой, третий негромкий смешок, четвёртый – громкий смех… последний вскакивает с места и начинает бегать по всей комнате громко смеясь и хлопая в ладоши. (интерес, грусть, злость и т.п.)
Вопросы для обсуждения:
- Получилось ли усилить эмоцию?
- Какие были трудности?
- Понравилась ли игра?
(Звучит лирическая мелодия)
- Прошу вас сядьте поудобнее, поставьте ноги на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной почувствуйте спинку стула. Закройте глаза. Глубоко вдохните и медленно выдохните. Прислушайтесь к своему дыханию. Оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах.
Представьте своё детство, то время, когда вы были маленькими. Представьте тёплый весенний день. Воздух терпкий, пряный, пахнет смолянистыми тополиными почками и первыми цветами мать и мачехи. Деревья покрываются первыми листочками и такие высокие, что кажется, что макушками достают до неба. Вы идёте по улице. Как вы выглядите?... Приглядитесь что на вас одето? Какая обувь, какая одежда? Вспомните свои любимые детские игры, любимые занятия… Кто-то вспомнил какое удовольствие получал выпекая из песка куличики, строя из песка домики, сажая деревья из веточек. Кому-то приходят воспоминания об игре в казаки-разбойники, в догонялки. Кто-то вспоминает о том, как делал «секретики» в земле… Какое тёплое солнце было в детстве. Почувствуйте. Вас наполняет своей энергией солнце! Эта энергия живительна! Она питает и восстанавливает каждую клеточку вашего тела! Вы как никогда сильны и счастливы! Это музыка счастья! Это движение радости! Счастье находится внутри вас. Вы прекрасны! Глубоко вдохните и откройте глаза.
Такими мы были в детстве. Каждый мечтал о будущем… И вот, будущее воплотилось. И, наверное, не случайно, что вы в своей работе каждый день встречаетесь с миром детства. Работа с детьми питает нас эмоциями, чувствами, энергией молодости. Предлагаю поделиться своими чувствами и мыслями друг с другом.
Каким меня видят окружающие
(помнить о том, что тренинг проводится с целью психологической поддержки)
Каждому сзади на спину прикрепляется булавкой лист бумаги. Все свободно движутся по комнате и делают на спине друг у друга записи об отличительных чертах характера, можно оставлять пожелания друг другу.
Представление фрагментов автобиографий без озвучивания имени, дат или иной информации, по которой можно легко узнать представляемого человека. Задача членов группы определить о ком шла речь. Полученная информация сравнивается с записями коллег, которые были оставлены коллегами на прикреплённом листке. На данном этапе происходит обмен впечатлениями, мыслями, чувствами, мыслями, мнениями, касающимися данного человека. По завершении все приветствуют аплодисментами того о ком шла речь, сопровождаемыми уверениями в его значимости, нужности для коллектива.
Догадайтесь о ком идёт речь.
- Она справляется с воспитанием сына-подростка. Благодаря настойчивости мамы, мальчик не оставляет занятий спортом и занимает призовые места по рукопашному бою. Во время обучения в школе любила играть в волейбол, баскетбол, заниматься гимнастикой, а сейчас любит оформлять группу. Сделанное её руками оформление яркое, красочное, жизнерадостное.
- По первому образованию она оператор персональных электронно-вычеслительных машин. Это можно сказать «дедушки» наших компьютеров. Работала во время практики с перфокартами, бабинами… Её старшая дочь тоже связала свой профессиональный выбор с компьютерной техникой. Любит выращивать садовые цветы.
- Она понимает, что не ошиблась, когда выбрала местом своей работы детский сад. Гораздо больше, чем социальные сети, её интересует создание конспектов для занятий, даже забота о любимых детях, бывает, уходит на второй план. Сначала делала потому, что надо, а потом увлеклась! Любит слушать любимые песни своей юности: Татьяны Булановой, группы «Комбинация».
- Профессию для неё выбрал родной дядя. Пришёл и сказал, что она будет учиться в университете на учителя начальных классов. А ещё дядя посоветовал почитать Омара Хаяма. Теперь это одна из её любимых книг. В знак благодарности за мудрое участие в судьбе и удачно выбранную профессию она отправила любимому дяде часть своей первой зарплаты. Очень радовалась, когда в нашем детском саду ей вручили первую в жизни грамоту за успехи в воспитании детей.
- Она приехала на Север вслед за сестрой, когда ей было всего 20 лет. Сначала помогала нянчить племянника, потом растила своих детей. Подросшие дети посоветовали пойти учиться. С радостью согласилась пойти учиться в Педагогический колледж вместе с подругой. Подруга учёбу забросила, а она теперь работает в детском саду «Улыбка» и работа с детьми ей нравится.
Работа с автобиографиями для многих из участников становится открытием – поскольку даёт понять, насколько плохо они знают своего коллегу, а порой можно сказать не знают совсем.
Упражнение рисунок по кругу. Каждый рисует простой рисунок и по хлопку передаёт соседу слева. Рисунки передаются до тех пор, пока не вернутся к тем, кто их начинал рисовать. Участники видят, каким стал простой рисунок благодаря тому, что к нему прикоснулись руки коллег.
Упражнение «Сердце коллектива»
Педагог-психолог:
«Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть своё сердце. Предлагаю, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите своё имя на сердечке и сложите его. Затем каждый из вас вытянет жребий с чьим-нибудь именем. Я нарисую большое сердце – сердце нашего коллектива. Придумайте дружескую, приятную фразу в адрес того, чьё имя вы вытянули по жребию, напишите на нём то, что вы придумали и прикрепите маленькое сердечко на наше большое сердце.
Упражнение «Булочка с изюминкой» Всем взяться за руки. «Изюминка» стоит на месте, а все закручиваются вокруг неё.
Рефлексия. Чем полезен семинар для Вас? Оценка работы педагога-психолога с помощью 10-бальной шкалы.
Педагог-психолог желает всем хорошего настроения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе »
: Психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отнош...
Основные идеи по улучшению психологического климата в педагогическом коллективе
Выступление на тему: "Основные идеи по улучшению психологического климата в педагогическом коллективе"...
Тренинг для педагогов: «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной ...
Тренинг для педагогов «Улучшение психологического климата в коллективе»
Данное треннинговое занятие будет полезно для профилактики профессионального выгорания педагогического коллектива ДОУ, снятие психоэмоционального напряжения и улучшение психологического климата ...
Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»
Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»...
Тренинг для педагогов: «Повышение самооценки педагогов и улучшение психологического климата в коллективе»
Цели:-предоставить возможность участникам открыться, показать свои чувства и мысли;- развитие умения легко общаться друг с другом, доверять, сотрудничать, принимать друг друга;- развитие сплочённости ...
Беседа заведующего с коллективом о психологическом климате Психологический климат в коллективе.
Беседа заведующего с коллективом о психологическом климатеПсихологический климат в коллективе....