Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»
план-конспект занятия по психологии
Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг для педагогов:
«Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»
Цель тренинга:
Психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.
Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Разработанный тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Участники: педагогический коллектив ДОУ.
Задачи тренинга:
- формирование благоприятного психологического климата;
- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
- развитие умения работать в команде;
- сплочение коллектива;
- повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Ход тренинга
Педагог-психолог: «Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а также о важности сплочённости коллектива.
Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся).
Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение».
1. Упражнение «Приветствие»
Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения.
Задание: приветствие партнера по общению улыбкой
Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.
Анализ упражнения:
- По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?
- Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?
- Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?
2. Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»
Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, чтобы уже найти приятелей по интересам.
Время выполнения: 10 минут
Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например, что живем на планете Земля, работаем в одном детском саду и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...», Например, что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Участник внешнего круга берёт за руку человека напротив, таким образом получаются пары для упражнения «Молчанка».
3. Упражнение «Молчанка»
Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.
Оборудование: листы А4, карандаши.
Время выполнения: 20 минут
Ход упражнения: Разбейтесь на пары и сядьте рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы вместе должны нарисовать одну картину. В этой игре есть такое правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 7 минут.
- Получилось ли у вас нарисовать картину?
- Смогли ли вы подружиться с партнером?
- Сложно ли вам было рисовать молча?
- Поднялось ли у вас настроение?
- Понравился ли такой способ рисовать?
4. Упражнение «Друг к дружке»
Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.
Время выполнения: 15 минут
Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Станьте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.
А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны поменять партнера.
- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке.
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке.
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке.
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке.
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
- Друг к дружке.
Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.
5. Упражнение “Дистанция общения”
Одним не маловажным фактором в общении является дистанция. Дистанция общения способна как сближать, так и разъединять собеседников. Давайте попробуем узнать, для кого какая дистанция, будет наиболее комфортной для общения.
Постройтесь, пожалуйста в 2 шеренги.
1 - стоит неподвижно, 2 начинает приближаться.
Как только участники приблизятся к ним на такое расстояние, что дальнейшее сближение начнет вызывать дискомфорт, желание отойти, то участник жестом останавливает напарника. Потом меняются местами и повторяют заново.
Обсуждение:
-Какая дистанция общения оказалась наиболее комфортной?
- Какие эмоции возникают, если дистанция общения становится не комфортной?
Существует:
интимная зона (15 – 45 см) – главная из всех зон, близкие люди (родственники), близкие друзья,
личная дистанция (45 – 75 см) – в гостях, на вечеринках, преобладает вербальное общение; обмен информацией, опытом...
социальная зона (75 – 200 см) – посторонние люди; официальный характер общения.
6. Упражнение «Дом»
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.
Ведущий дает инструкцию: «Вы должны стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».
Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.
Обсуждение:
-Как проходило обсуждение?
-Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»?
- Почему Вы выбрали именно эту роль?
Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!
7. Упражнение «Подарки».
Упражнение способствует консолидации группы и формированию эмоционально-позитивной атмосферы.
Ведущий заранее готовит игровой материал: непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты).
Если группа большая (более 12 человек, каждому игроку желательно дать не более двух билетов; если маленькая, можно раздать по три билета.)
Инструкция: «На каждом билете запишите то качество, которое вы больше всего ценят в людях. Этого никто другой не видит.»
После этого билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в пакет.
Ведущий перемешивает все билеты, выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать его и отдать тому, кто, по его мнению, обладает данным качеством.
Получивший «подарок» про себя читает его, благодарит, затем сам выбирает билет и дарит его какому-то участнику. И т. д.
Упражнение не должно выполняться в условиях полного молчания. Необходимо стимулировать шутки, веселье. Можно следить за тем, чтобы передача «подарков» не сконцентрировалась в руках двух-трех игроков, иначе остальные почувствуют себя ненужными.
8. Игра-сплочение (за основу взята игра-метафора «Мандала»).
Цель игры: сплочение коллектива.
Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Перед вами фигурки разной формы и разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. Теперь нарисуйте на ней ручкой что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор, цветок, солнышко и т.д. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив. (Обсуждение, приклеивание фигур на ватман).
А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное
место.
9. Ритуал прощания
Цель: поделится своим хорошим настроением, своим теплом и добротой с окружающими.
Участники тренинга представляют себя лучами солнца. Встают в круг, и, вытянув руки, каждый из участников кладет свои руки поверх рук других участников. И так образуется солнце. Все тепло, свет и доброта коллектива сливается в одно целое.
Участники тренинга прощаются.
Психолог: «Всем спасибо за активное участие!».
Подведение итогов
В подведение итогов хотелось бы привести слова А.С. Макаренко, который говорил: «Коллектив учителей, воспитателей и коллектив детей – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический». Коллектив называют «самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ЕДИНЕНИЯ И СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА»
Данный тренинг предназначен для педагогических работников ОУЦель: формирование командного духа и доброжелательного отношения внутри коллектива, возможность молодых специалистов поближе познакоми...
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»
Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелат...
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму...
Тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе »
: Психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отнош...
Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»
Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»Цели:Формирование благоприятного психологического климата;Сплочение колл...
Психологический тренинг "Формирование благоприятного психологического климата в коллективе педагогов ДОУ"
В момент написания магистерской диссертации, мной была проведена диагностика психологического климата в коллективе ДОУ, на основании которой проводился тренинг по сплочению коллектива и повышению степ...
Тренинг для педагогов: «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной ...