Консультация для педагогов «Психологический климат в коллективе: Тренинг на развитие команды»
методическая разработка по теме

Качур Марина Валериевна

Тренинг для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 «Росинка» общеразвивающего вида ЩМР МО

Консультация для педагогов

«Психологический климат в коллективе: Тренинг на развитие команды»

 

Составила воспитатель

Качур Марина Валериевна

Цель: Превращение группы, как рабочего коллектива в сплоченную команду.

Задачи :

  1. усиление чувства сплоченности, формирование устойчивого чувства «мы»;
  2. развитие доверия между сотрудниками, понимание и принятие индивидуальных особенностей друг друга,
  3. создание мотивация на совместную деятельность

Оборудование и материалы: Чистые карточки, ручки, листы ватмана, фломастеры.

Психологический климат в педагогическом коллективе определяет, прежде всего, настроение преподавателей. Педагогический коллектив объединяет общая цель — обучение. Очень хорошо, если этот коллектив сплоченный, и каждая личность, входящая в коллектив осознает общность целей и подчиняется коллективным принципам и целям. Неблагоприятная психологическая обстановка может установиться в педагогическом коллективе сравнительно просто. Это сказывается на отношениях в самом педагогическом коллективе, а также на отношениях преподавателей к воспитанникам.

Настроение и общественное мнение, эмоциональный тонус и уровень взаимоотношений в коллективе определяются сложившимся в нем социально-психологическим климатом. Понятия "психологический климат", "социально-психологический климат" или "микроклимат" - это понятия скорее метафорические, чем строго научные. По аналогии с климатом географическим благоприятный социально-психологический климат означает, что человеку в коллективе с таким климатом более уютно, тепло, комфортно, здесь он может проявить себя, "расцвести" в личностном и профессиональном отношении.

Содержательная характеристика психологического климата в коллективе связана с отношениями между людьми, с их настроением, самочувствием, удовлетворенностью в процессе совместной деятельности и общения, следовательно, для характеристики психологического климата важны эмоциональные оценки. Педагогический коллектив с положительным социально-психологическим климатом отличается благоприятной морально-психологической атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности, взаимной требовательностью, бодростью, защищенностью его членов. Неслучайно поэтому А. С. Макаренко придавал большое значение мажорному тону (стилю) взаимоотношений в коллективе.

Социально-психологический климат представляет собой систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения. Исходя из такого понимания социально-психологического климата, можно назвать его основные функции. Консолидирующая функция социально-психологического климата в педагогическом коллективе заключается в сплочении его членов, в объединении коллективных усилий, направленных на решение учебно-воспитательных задач. Стимулирующая функция состоит в создании "эмоциональных потенциалов" коллектива (А.Н.Лутошкин), его жизненной энергии, которая затем реализуется в педагогической деятельности. Стабилизирующая функция обеспечивает устойчивость внутриколлективных отношений, создает необходимые предпосылки для успешного вхождения в коллектив новых педагогов. Регулирующая функция проявляется в утверждении норм взаимоотношений, прогрессивно-этической оценке поведения членов коллектива.


В психологии предприняты попытки выделения основных показателей положительного социально-психологического климата (Е. С. Кузьмин, А. Г. Ковалев и др.). В одном случае в качестве таких показателей рассматриваются особенности межличностных, нравственных, эмоциональных, правовых взаимоотношений, в другом - выделяются наиболее общие характеристики эффективности коллективной деятельности. К таким характеристикам относятся:

• удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в коллективе, процессом и результатами труда;

• признание авторитета руководителей, совмещающих признаки формальных и неформальных лидеров;

• мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе;

• высокая степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллективом;

• сплоченность и организованность членов коллектива;

• сознательная дисциплина;

• продуктивность работы;

• отсутствие текучести кадров.

Данные признаки положительного социально-психологического климата вполне применимы к оценке педагогического коллектива.

Упражнение «Признание заслуг»

Это упражнение помогает членам команды детально проанализировать такую важную проблему, как признание их заслуг в достижении командой какого-то результата. При этом каждый получит, по крайней мере, часть причитающегося ему признания и, с другой стороны, немного попрактикуется в трудном деле признания заслуг другого.

Ход мероприятия:

Ведущий:

Мне бы хотелось предложить вам церемонию, в которой речь пойдет о заслугах, которых у каждого члена команды наверняка накопилось не мало.

Сначала подумайте о том, каковы ваши заслуги на сегодняшний день. Что вы сделали очень хорошо? Какие трудности вы преодолели? Кому помогли? Чему вы при этом научились? Каков ваш личный вклад в достигнутые командой успехи? Напишите на карточке краткое итоговое резюме, в котором перечислите ваши собственные заслуги … (15 минут)

Коллектив:

Участники в течении 15 минут заполняют карточки.

Ведущий:

А теперь каждый из вас вытянет по жребию чью-либо карточку. Вам надо будет подготовить хвалебную речь в честь того человека, чью карточку вы вытянули. В своей речи вы должны упомянуть все его заслуги, содержащиеся в резюме. Кроме того, нужно подчеркнуть его вклад в достигнутые командой успехи, отметить оказанную им другим членам команды помощь и поддержку, раскрыть его потенциальные возможности.

Для того, чтобы ваша хвалебная речь была не только всеобъемлющей, но и реалистичной, вам надо коротко с глазу на глаз обсудить с другими сотрудниками, в чем, по их мнению, состоят заслуги данного члена команды. Запишите наиболее важные моменты и будьте, как можно более объективны. Старайтесь действовать тактично, что бы тот, о ком вы будете говорить, не догадался, кто именно готовит хвалебную речь о нем.

Коллектив:

Участники в течении 30 минут готовят хвалебную речь о заслугах своего коллеги.

Ведущий:

Теперь, я бы хотела, что бы каждый нарисовал плакат, на котором в словах и образах прославились бы заслуги героя вашей речи….

Коллектив:

Участники в течении 15 минут рисуют плакаты .

Ведущий:

Теперь соберитесь все вместе, предварительно свернув свои плакаты, и мы начнем саму церемонию. По очереди вручите свой плакат адресату и произносите в его честь подготовленную речь.

В заключение -  короткий обмен впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар для педагогов "Психологический климат в коллективе"

·         Повышение психологической компетентности педагогов·         Содействие сплочению коллектива....

Анкета для педагогов "Психологический климат в коллективе"

Анкета для педагогов "Психологический климат в коллективе"...

Консультация для педагогов: Психологическая защищенность (безопасность), как условие полноценного развития дошкольников

Данный материал будет полезен, как для педагогов ДОУ, так и для родителей воспитаников. Необходимо уделять особое внимание именно психологической защищенности детей, тк в СМИ все чаще говорят об ...

Психологический тренинг "Формирование благоприятного психологического климата в коллективе педагогов ДОУ"

В момент написания магистерской диссертации, мной была проведена диагностика психологического климата в коллективе ДОУ, на основании которой проводился тренинг по сплочению коллектива и повышению степ...

Тренинг для воспитателей и педагогов ДОУ с целью сплоченности и благоприятного психологического климата в коллективе «Аура коллектива»

АктуальностьГрупповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Групповой сплоченности способствуют: положительное эмоционально...

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме «Психологический климат в коллективе как фактор развития творческого потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения»

В современных условиях возрастает значение личностных качеств, поскольку главный потенциал общества – это возможности самого человека. В этих условиях возрастает потребность общества в творческо...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «Психологический климат в коллективе»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «Психологический климат в коллективе»...