Конспект тренинга для педагогов "Укрепление психологического здоровья в коллективе. "Наш коллектив - это сила"
план-конспект занятия на тему
Цель и задачи.
Материал для тренинга
Ход тренига
Рефлексия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_s_vospitatelyami.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида №67"
Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Конспект
Тренинга для педагогов.
Укрепление психологического здоровья в коллективе. Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Наш коллектив — это сила»
( в рамках открытого мероприятия "Педмастерство")
Подготовила и провела
педагог-психолог Каменская Н.В.
1 квалификационная категория
Укрепление психологического здоровья в коллективе. Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Наш коллектив — это сила»
Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия для укрепления психологического здоровья, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы, способствовать познанию своих положительных и отрицательных качеств (на сознательном и бессознательном уровне, мешающих принятию себя.
Задачи:
- познакомить участников с некоторыми приёмами психологическойсаморегуляции;
- создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
- совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Организация тренинга: группа педагогов от 10 человек.
Материал для тренинга: магнитофон с записью спокойной музыки
Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение
Продолжительность: 30-40 минут.
Ведущий тренинга: педагог-психолог Каменская Н.В.
Ход тренинга:
- Я рада, что мы смогли все встретиться, имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и попутно что-то узнать о себе и о коллегах.
Прежде чем начать работать, мы должны вспомнить правила работы в группе.
Здесь и теперь: мы говорим только о том, что происходит с нами в данный момент. Какие мысли, чувства вы переживаете в данный момент.
Искренность и открытость: чем более откровенными будут рассказы о том, что вас волнует и интересует, чем более искренними будут выражения ваших чувств, тем более эффективной будет ваша работа.
Конфиденциальность: все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы.
- Начать наш тренинг я бы хотела со знакомства
Упражнение №1 «Имена прилагательные»
Каждый из вас выбирает себе имя прилагательное, характеризующее вас положительно. Каждый называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, Сосредоточенная Светлана) .
- Послушайте притчу о молодом человеке:
Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т. д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10 и он, с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг.
Дискуссия на тему “Нужно ли изменять себя, совершенствоваться? ”
- Скажите, пожалуйста, кто из вас пытался изменить мир, членов семьи или хотя бы самого себя? Результат?
Вывод: изменить мир не возможно, но можно изменить себя и свое отношение к миру, людям и т. д.
Упражнение № 3 "Все мы чем-то похожи"
Педагог-психолог: Разбейтесь, пожалуйста, на группы по 4 или 5 человек. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: "У каждого из нас есть сестра. ", "Любимый цвет каждого из нас - синий" и т. д. У вас пять минут. Победит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.
Обратная связь: Сложно ли искать общие черты?
Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако, существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.
Упражнение № 4 "Удовольствие"
Вам раздаются листы бумаги, и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят вам удовольствие. Затем предлагается структурировать их по степени удовольствия.
Эти любимые виды деятельности и есть ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил.
Упражнение № 5“Карусель”.
Встаньте в два круга: внутренний спиной к центру и внешний – лицом к центру, образуя пары. По сигналу ведущего круги начинают двигаться противоходом, меняясь в парах. В каждой паре участник должен сказать комплимент.
Анализ: Понравился ли комплимент?
Что вы чувствуете, когда слышите комплимент?
Трудно ли придумать комплимент другим?
Это упражнение еще раз подтверждает теорию “поглаживаний” Эрика Берна. В 1945 году Рене Шпиц наблюдая за детьми из Дома ребенка заметил: несмотря на хороший уход, они отставали в физическом и эмоциональном развитии от тех детей, которых воспитывали родители или близкие родственники. Шпиц сделал вывод, что детям-сиротам не хватает ласки и похвал. На основе этого и других, подобных ему исследований Берн и разработал теорию “поглаживаний”. Слово “поглаживание” отражает детскую потребность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по-прежнему стремятся прикасаться друг к другу, словно подтверждая свое физическое существование. Но выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходится довольствоваться замещением этой потребности другими формами признания, или “поглаживаниями”. Улыбка, короткий разговор или комплимент – все это знаки того, что вас заметили и это доставляет нам радость.
Упражнение № 6 "Сердце коллектива"
Педагог-психолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.
И в конце нашего тренинга хотелось бы дать вам несколько рекомендации, как снять нервное напряжение
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
- резко встать и пройтись;
- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
- измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов "Психологическое здоровье педагога"
Психологическое здоровье педагога - залог психологического здоровья детей....
конспект НОД по укреплению психологического здоровья детей в игровой деятельности
Конспект НОД во второй младшей группе по укреплению психологического здоровья в игровой деятельности...
Тренинг "Играя, укрепляем психологическое здоровье"
Тренинг для педагогов...
Психологический тренинг "Формирование благоприятного психологического климата в коллективе педагогов ДОУ"
В момент написания магистерской диссертации, мной была проведена диагностика психологического климата в коллективе ДОУ, на основании которой проводился тренинг по сплочению коллектива и повышению степ...
Тренинг для воспитателей и педагогов ДОУ с целью сплоченности и благоприятного психологического климата в коллективе «Аура коллектива»
АктуальностьГрупповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Групповой сплоченности способствуют: положительное эмоционально...
Тренинг для педагогов. Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе.
Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе В ходе такого обучения, выступающего в единстве с творческим решением сложных ситуаций...
Занятие с элементами психологического тренинга для педагогов ДОУ на сплочение коллектива «Вместе мы – сила»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения; сплочение педагогического коллектива и построение эффективного командного взаимодействия; совершенствование коммуникат...