Сопровождение педагогов в процессе осуществления инклюзивного образования.
статья по коррекционной педагогике на тему

Махалкина Ольга Георгиевна

В данной статье пойдет речь о принципах психолого-педагогического сопровождения педагогов, в чём  заключается процесс сопровождения педагогов со стороны заведующего, старшего воспитателя, психолога, учителя-логопеда, медицинских работников и что должно стать результатом  этого сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovozhdenie_pedagogov.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Сопровождение педагогов в процессе осуществления

инклюзивного образования.

Профессионально успешная личность

 должна испытывать потребность в самопознании

 как способа совершенствования своей деятельности.

Н.А. Эверт

В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья привлекает внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и является одним из приоритетных направлений в современной социальной и образовательной политике Российского государства.

Существует три модели интегрированного обучения:

- Полная и комбинированная интеграция, где в одной группе, осваивая образовательные программы, совместно обучаются дети с ОВЗ и нормально развивающиеся.

- Частичная интеграция показана детям, которые по тем или иным причинам не способны овладеть образовательным стандартом, поэтому они вливаются в группу на часть дня.

- Временная интеграция предполагает объединение всех воспитанников группы компенсирующего назначения с типично развивающимися дошкольниками не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.

Переход от традиционно принятой системы обучения к расширению спектра и улучшению качества образовательных услуг, в частности, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, предъявляет повышенные требования к педагогу. У воспитателей, начинающих реализовывать инклюзивную практику, на первом этапе возникает сопротивление из-за потери компетентности или увеличения объёма работы. Если перевести на простой язык, то это основные страхи — страх не справиться и оказаться некомпетентным, не получить помощи и поддержки.

Таким образом, определяются две содержательные линии необходимой профессиональной поддержки педагогов, которые начинают включаться в инклюзивный процесс в образовательном учреждении:

1. Развитие психолого - педагогической компетентности (овладение новыми и специальными знаниями, принятие ответственности за результаты педагогической деятельности, опора на ресурсы, построение картины профессионального будущего и т. д.).

2. Работа в команде специалистов реализующих инклюзивную практику: старшего воспитателя, педагога, педагога - психолога, учителя – логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физический культуре, заведующего ДОУ (обмен информацией, обучение, поддержка в решении проблемных педагогических ситуаций, проведение совместных  мероприятий с детьми, родителями).

Психологическая поддержка включает определение индивидуального педагогического стиля педагога, реализующего инклюзивную практику.

Можно условно выделить  две крайние позиции педагогов, начинающих целенаправленно работать в инклюзивной практике

Формы позиций педагогов, включающихся в инклюзивные процессы

Включенная позиция

Отстраненная позиция

Принимает особенности ребенка с ОВЗ «видит» потенциал ребенка  и ограничения ребенка в образовательной системе. Например: «трудно включается, важно подойти и постоять рядом, можно руку на плечо положить»

«Видит» проблемы ребенка с ОВЗ, называет трудности в контексте проблем «не видит», «не успевает», «рассыпается», «молчит, когда надо сказать»

Понимает особенности ребенка с ОВЗ, проявляющиеся в образовательной ситуации, запрашивает необходимую информацию от учителя-логопеда, педагога-психолога, дефектолога

Получает информацию от специалистов об особенностях ребенка с ОВЗ проявляющихся в образовательной ситуации

Принимает ответственность за создание и реализацию эффективных психолого-педагогических условий включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс

Возлагает ответственность на ребенка, родителей, специалистов: «Не хочет», «Не может», «Не занимаются родители»

Испытывает и анализирует свои чувства, возникшие в ситуации взаимоотношения с ребенком, детским сообществом, родителями, специалистами

«Отстранен» от своих переживаний, не выделяет их как важный материал для собственного анализа «Эмоциональное выгорание»

Планирует, осуществляет педагогическое воздействие, анализирует результат

Педагогическое воздействие носит характер указаний (не имея педагогической ценности) «смотри», «помолчи», «делай», «успевай»

Вовлеченность в процесс взаимодействия со специалистами, видение целостной картины психолого-педагогического сопровождения ребенка

Ожидание готовых рецептов от специалистов, разобщенная картина психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

     

     Рассмотрение понятия готовности педагогов актуально на этапе внедрения и развития инклюзивного образования, как основного фактора успешности в управлении процессом образования детей с ОВЗ.

    Готовность в прямом смысле определяет два значения. Первое - это согласие сделать что-нибудь, как добровольное и осознанное решение, направленное на деятельность; второе - как описание ситуации, при которой все готово: индивидуальная программа, материально-техническая база обеспечивающая выполнение решения.

     Специалисты образовательных учреждений призваны оказывать поддержку и помогать педагогам учреждения реализовывать инклюзивную практику, использовать как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ, принимать участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Деятельность специалистов сопровождения направлена на подготовку воспитателей для работы как с детьми с ОВЗ, так и с группой их сверстников (развитие у здоровых детей терпимости к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству); на формирование социального интереса к этим детям (родители в том числе); на корректность участников сопровождения в отношении используемой терминологии.

     Образовательная деятельность – в инклюзивной группе будет оптимальной, содержание деятельности воспитателя инклюзивной группы детского сада более результативным, если будет осуществляться психолого-педагогическое сопровождение деятельности воспитателя в инклюзивной группе.

1.  Будут даны методические рекомендации для воспитателей инклюзивных групп детских садов по содержанию психолого-педагогического сопровождения ребенка, семьи ребенка с ОВЗ.

2.  Раскрыты теоретические подходы к психолого-педагогическому сопровождению деятельности воспитателя инклюзивной группы.

      Что такое сопровождение?  В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение: «Сопровождение - следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь». Отсюда психологическое сопровождение профессионального становления — это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости - помощь и поддержка.

     Результатом психолого-педагогического сопровождения - поддержки профессиональной деятельности должно стать развитие и саморазвитие личности педагога, реализация его психолого-педагогических способностей, знаний, умений, навыков, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности.

Принципы психолого-педагогического сопровождения педагогов.

1. Принцип потенциала.

    Ориентация на возможности формирования и развития педагогической компетентности, раскрытие потенциала и наличие ресурсов к осуществлению успешной педагогической деятельности в инклюзивной практике.

2.Осознанности и ответственности.

     Педагог должен быть уверен в своих силах, несет полную ответственность за результаты своего труда. Важно, чтобы цели профессиональной деятельности формулировал сам педагог.

3.Будущего.

     Ориентация на потенциал, а не на эффективность его предыдущей деятельности.

В чём же заключается процесс сопровождения педагогов?

1. Сопровождение со стороны заведующего ДОУ заключается в обеспечении образовательного процесса в инклюзивной группе необходимой нормативно-правовой базы, распределении стимулирующего фонда с учётом дополнительной нагрузки воспитателя инклюзивной группы.

2. Педагогическое сопровождение воспитателя со стороны старшего воспитателя. На педчасах, педсоветах изучаются подходы к проблеме инклюзивного образования, консультирование по составлению анкет для детей и родителей, составление паспорта семьи, заполнение положения об инклюзивной группе, оформление заявлений, родительских договоров, текущей документации, составление индивидуально адаптированных программ, организации игровой деятельности с детьми.

3. Сопровождение со стороны психолога состоит в том, что проводится диагностика профессионально - личностных качеств воспитателя, определяются мотивационные установки воспитателя инклюзивной группы. Также сопровождение состоит в участии ПМПк, направлении детей с ОВЗ на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), консультации для родителей детей с ОВЗ.

4. Сопровождение со стороны учителя - логопеда состоит в том, что проводится диагностика развития речевой сферы у детей с ОВЗ, намечается план групповой и индивидуальной коррекционной работы. Логопед составляет речевые карты, характеристики детям с ОВЗ, участвует в  работе ПМПк  и ПМПК.

5. Сопровождение со стороны медицинского персонала, состоит в том, что с воспитателями проводятся индивидуальные ознакомительные беседы по поставленным детям диагнозам, возможным проблемным ситуациям, касающимся здоровья, консультации по оказанию возможной первой доврачебной помощи ребёнку в случае необходимости, даются рекомендации по составлению списка рекомендуемых физкультурно-оздоровительных упражнений, малоподвижных игр.

Результатом  сопровождения должно стать следующее:

     Воспитатель свободно ориентируется в вопросах инклюзивного образования, в особенностях воспитания и образования детей с ОВЗ, видит и владеет всем коллективом детей с учётом индивидуальных возможностей и потребностей каждого. Умеет самостоятельно грамотно подбирать дидактический материал, донести его до ребёнка, методически правильно составляет документацию, грамотно дает рекомендации родителям, может самостоятельно решить проблему, безболезненно выйти из конфликтной ситуации.  Владеет своими эмоциями, речью, мимикой, имеет педагогический такт, обладает педагогической зоркостью и педагогическим оптимизмом. Воспитатель инклюзивной группы нацелен на творческий подход к своей работе, владеет способами самоанализа и саморегуляции.

     Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение поможет воспитателям, работающим в инклюзивном образовательном пространстве быстрее адаптироваться к новым условиям, пополнить свой теоретический, практический, личностный уровень и тем самым поможет ему создать оптимальные условия для образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс перемен в образовании - это процесс перемен в педагоге, в его профессиональных взглядах, методах, подходах к решению образовательных ситуаций.  Перемены начинаются с личности, а уже потом приобретают общий характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога

Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой.  Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...

Консультация для педагогов "Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования"

1.Современное состояние инклюзивного образования. 2.Специфика деятельности (сопровождения)  педагога-психолога в условиях инклюзивного образования....

Концепция сопровождения. «Методическое сопровождение педагогов в процессе воспитания основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста»

В концепции разработан оригинальный механизм методического сопровождения педагогов в процессе внедрения технологии воспитания основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста «Страна ...

Педагогический совет «Развитие профессиональных компетентностей педагогов в процессе непрерывного образования (самообразования)»

Представлена актуальность выбранной темы, профессиональные компетентности воспитателя ДОО и предложены варианты организации Деловой игры по тематике педагогического совета....

Развитие исследовательского поведения дошкольников при сопровождении педагогом-психологом педагога дополнительного образования и воспитателей.

В современном мире окружающие нас условия, люди, предметы постоянно меняются, поэтому взрослым, а тем более детям приходится приспосабливаться к новым реалиям прибегая к поисковой активности и исследо...

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации национального проекта образования .

Что же входит в это понятие: психолого-педагогическое сопровождение? - это, прежде всего система, в которую входят направления,описанные в данной работе....