«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОО В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
материал на тему
Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В дошкольных образовательных учреждениях возрастает роль деятельности педагога-психолога, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения образовательного процесса осуществить сложно. Одним из основных направлений деятельности педагога-психолога, согласно ФГОС ДО, является создание условий для социально-психологического развития педагогического коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_ovada.docx | 87.86 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Весна» г. Волгодонска
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО
г. Волгодонска
на тему:
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОО ВУСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Подготовил:
Педагог-психолог А.В. Овада
г. Волгодонск
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Слайд 1
Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В дошкольных образовательных учреждениях возрастает роль деятельности педагога-психолога, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения образовательного процесса осуществить сложно. Одним из основных направлений деятельности педагога-психолога, согласно ФГОС ДО, является создание условий для социально-психологического развития педагогического коллектива.
Педагог - ключевая фигура модернизации образования. На качество образовательного процесса значительное влияние оказывает профессиональное и личностное развитие педагогов.
Системно-деятельностный подход, выступающий основой Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, ставит перед педагогами дошкольных учреждений сложные, проблемные цели и задачи обучения и воспитания детей.Современное состояние дошкольного образования характеризуется тем, что одним из наиболее значимых направлений в его модернизации является трансформация традиционных ценностей обучения ребенка на ценности развития личности.
Слайд 2
Так, одна из задач системы образования, в условиях внедрения системно-деятельностного подхода – «учить детей учиться», а не только передавать воспитанникам уже накопленный педагогом объем знаний.
Переход к новым условиям образовательных отношений потребовал от педагоговреализации особых целей и задач образовательной деятельности, поиск новых методов и форм работы, а так же новых способов постановки и решения образовательных задач.
Слайд 3
Это, в свою очередь, спровоцировало изменение сложившегося стереотипа деятельности педагогов, вызвав затруднения их перехода на новые условия взаимоотношений с воспитанниками. Таким образом, в дошкольном учреждении стала актуальной проблема профессиональной и личностной готовности педагогов к работе в новых условиях.
Слайд 4
Ключевыми проблемами перехода к новым условиям образовательных отношений педагогов стали:их личные установки, пассивное отношение к саморазвитию, сформированные личностные деформации (негибкость мышления, сверхконтроль, регидность, социальная интроверсия, эмоциональная лабильность, импульсивность, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы), низкая степень личной независимости (ограниченная широта сферы, в пределах которой педагог может действовать и принимать решения самостоятельно).
Решение проблемы профессиональной и личностной готовности педагогов к работе в новых условиях, привело к разработке и внедрению системной модели психологического сопровождения педагогической деятельности.
Слайд 5
Последовательная, непрерывная системная модель психологического сопровождения педагогической деятельности, направлена на формирование системы психологического здоровья педагогов в условиях внедрения системно-деятельностного подхода в образовательную деятельность.
Цель системной модели психологического сопровождения педагогической деятельности – обеспечение психологического здоровья педагогов через использование здоровьесберегающих программ и технологий путем создания системы взаимодействия с педагогическим коллективом.
Задачи системной модели психологического сопровождения педагогическойдеятельности:
- Формирование эффективных и адаптивных форм поведения;
- Повышение компетентности в межличностном общении;
- Обучение навыкам самоконтроля, саморегуляции и релаксации;
- Психологическая профилактика эмоциональноговыгорания у педагогов.
Слайд 6
Принципы системной модели психологического сопровождения педагогической деятельности:
- Принцип целостности, предполагающий охват психологическим сопровождением всех педагогов и специалистов ДОО.
- Принцип достаточной ограниченности, который предполагает выбор диагностических методик для полноценного исследования определенной проблемы.
- Принцип профессионально-педагогической активности, состоящий в утверждении активной роли участников образовательных отношений.
- Принцип развития участников как личности и как субъекта деятельности.
- Принцип взаимодействия всех участников для достижения фокусированного результата.
Слайд 7
Основные формы психологического сопровождения системной модели педагогической деятельности:
- Диагностика;
- Консультирование (индивидуальное, групповое);
- Развивающая работа;
- Экспертиза;
- Профилактика, просвещение.
Слайд 8
Методы и техники психологического сопровождения системной модели педагогической деятельности:
- Игротерапия-использование упражнений, заданий на невербальную коммуникацию, разыгрывание ролевых игр (различных ситуаций);
- Библиотерапия – использование специально подобранных психологом отрывков художественных произведений для иллюстрации решения проблемных ситуаций;
- Арт-терапия –использование творческого подхода к решению проблемных ситуаций;
- Групповая дискуссия – использование свободного вербального обмена знаниями, идеями или мнениями между участниками;
- Релаксация –снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.
Слайд 9,10
Участники системной модели психологического сопровождения педагогической деятельности составляют звенья, которые не только зависимы между собой, но и взаимодополняют друг друга (рисунок 1).
Участники системной модели психологического сопровождения педагогической деятельности
Фундамент пирамиды – заведующий, который выступает организатором необходимых условий для реализации системной модели. Следующее звено – старший воспитатель, предоставляющий достаточное для реализации системной модели, методическое обеспечение. Третье звено – педагог-психолог, реализующий системную модель. Четвертое звено – педагоги и специалисты ДОО.
Слайд 11
Структуру реализации системной модели, составляют технологические блоки(таблица1).
Технологические блоки реализации системной модели психологического сопровождения педагогической деятельности
ЭТАПЫ | ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ |
Диагностический | - Выявление психологического климата в коллективе; -Диагностика профессионального мастерства педагогов ДОУ, диагностика выраженности у педагогов эмоционального выгорания; - Выявление основного запроса на психологическое сопровождение; |
Мотивационный | - Описание структуры коллектива и межличностных отношений в коллективе; -Мотивирование педагогов на дальнейшую психологическую работу. |
Развивающий | - Создание благоприятных условий формирования межличностных отношений; - Повышение компетентности в межличностном общении; -Раскрытие ресурсныхвозможностей личности педагогов; - Профилактика возникновения синдрома эмоционального выгорания. |
Заключительный | - Оценка эффективности проведенной работы; -Рефлексия полученного опыта. |
В процессе реализации системной модели психологического сопровождения педагогической деятельности были отмечены положительные результаты в личностном и профессиональном развитии педагогов: повышение слаженности взаимодействия педагогов внутри коллектива, повышение мотивации педагогов к самообразованию, расширение сферы личной независимости, сглаживание проявлений профессиональных деформаций.
Подводя итог, следует отметить, что опора на знания педагогов, учёт их профессиональных затруднений, создание условий для профессионального и личностного роста способствует эффективному обновлению профессиональной компетентности педагога.
Слайд 12
Готовность к переменам, мобильность, высокий профессионализм, способность к нестандартным трудовым действиям, творческое отношение к осуществляемой деятельности – все эти характеристики успешного педагога – профессионала.
Слайд 13
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Мини-тренинг «Судьба судьбой, а выбор за тобой»
Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование позитивного мышления, развитие навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.
Материалы: волшебный магазин, калоши счастья, карточки с описанными ситуациями,
Ход мини-тренинга:
Вступительное слово: говорят, что наша жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит и на 90% из того как мы относимся к происходящему.На одно и то же событие разные люди реагируют по-разному - одни ищут положительные стороны, а другие сокрушаются о потерях.
Народная мудрость гласит: «Судьба судьбой, а выбор за тобой». Многое факторов нас окружающих, определяет наш выбор. Именно наш собственный выбор определяет нашу судьбу.
Упражнение 1 «Волшебный магазин»
Количество участников – вся группа.
Цель: создание положительного настроя на работу, активизация мозговой активности участников.
Ход упражнения: участники становятся в круг, у ведущего в руках картонный домик (магазин).
В волшебном магазине есть все, но чтобы что-то купить (какое-то качество), нужно отдать то качество, которое Вам особенно мешает. Взяв в руки картонный магазин, назовите то качество, которое Вы могли бы оставить там, взамен получив то, что хочется.
Слово ведущего: в развивающей работе с педагогами, нами часто используются упражнения, которые педагоги, в дальнейшем могут применять в своей работе с воспитанниками. Одно из таких упражнений «Работаем вместе». Прошу выйти в центр зала 12 участников и образовать 3 подгруппы по 4 человека.
Упражнение «Работаем вместе»
Количество участников: 12.
Цель: формировать способность согласовывать собственные действия и поведение с действиями и поведением других людей, договариваться и сотрудничать с другими.
Ход упражнения:каждой из подгрупп дается задание:
- Убрать в квартире;
- Приготовить суп;
- Посадить дерево.
Участники в подгруппах самостоятельно должны распределить обязанности (например, один копает яму, другой опускает в яму дерево и расправляет корни, третий закапывает яму, четвертый поливает). В течение 2 минут подгруппы репетируют свои сценки. Затем каждая подгруппа показывает сценку, а остальные угадывают.
Слайд 14
Мини-лекция “Способы установления эмоционального равновесия личности”
Чтобы сохранять эмоциональное равновесие важно соблюдать правила:
Слайд 15
- Даже в самой трудной ситуации можно найти положительные моменты.
Слайд 16
- Пользуйтесь правилом Скарлетт О'Хара: “Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра”.
Слайд 17
- Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше.
Слайд 18
- Устраивайте себе маленький праздник, когда вам плохо или одиноко.
Слайд 19
- Если попали в трудную ситуацию, не впадайте в неподвижность: не лежите, не сидите у окна, двигайтесь и действуйте, пойте и смейтесь.
Слайд 20
- Используйте группу поддержки: говорите о проблемах с родными, друзьями, коллегами по работе.
Каждый из нас может найти рецепт, как привести свои мысли и чувства в порядок. Поэтому экспериментируйте, пробуйте. И если это средство помогло хотя бы раз, оно сделало каждого из Вас чуточку счастливее в ту минуту.
Слайд 21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Опыт внедрения системно-деятельностного подхода в организацию коррекционно - образовательной работы с дошкольниками с ОНР"
Консультация для педагогов по внедрению системно-деятельностного подхода в организацию коррекционно-образовательной работы с дошкольниками с ОНР...
Консультация для педагогов "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в разных видах деятельности. (П.Я. Гальперин, А.В. Зап...
Консультация для педагогов "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования"
Совершенствование теоритической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельного подхода в образовании дошкольников...
Методическая статья о проведении занятий в условиях внедрения ФГОС Тема статьи: «Непосредственно – образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»
Методическая статья о проведении занятийв условиях внедрения ФГОС Тема статьи: «Непосредственно – образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждени...
Психологическое сопровождение педагогов ДОУ в условиях инклюзивного образования
Важность подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии. В услов...
Приказ №381 «Модель методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях внедрения профессионального стандарта"
Приказ №381 «Модель методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях внедрения профессионального стандарта"...
приказ №381«Модель методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях внедрения профессионального стандарта»
приказ №341«Модель методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях внедрения профессионального стандарта»...