«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОО В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
материал на тему

Овада Анна Валерьевна

Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В дошкольных образовательных учреждениях возрастает роль деятельности педагога-психолога, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения образовательного процесса осуществить сложно. Одним из основных направлений деятельности педагога-психолога, согласно ФГОС ДО, является создание условий  для социально-психологического развития педагогического коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_ovada.docx87.86 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Весна» г. Волгодонска

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО

г. Волгодонска

на тему:

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОО ВУСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Подготовил:

Педагог-психолог А.В. Овада

г. Волгодонск


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Слайд 1

Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В дошкольных образовательных учреждениях возрастает роль деятельности педагога-психолога, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения образовательного процесса осуществить сложно. Одним из основных направлений деятельности педагога-психолога, согласно ФГОС ДО, является создание условий  для социально-психологического развития педагогического коллектива.

Педагог - ключевая фигура модернизации образования. На качество образовательного процесса значительное влияние оказывает профессиональное и личностное развитие педагогов.

Системно-деятельностный подход, выступающий основой Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, ставит перед педагогами дошкольных учреждений сложные, проблемные  цели и задачи обучения и воспитания детей.Современное состояние дошкольного образования характеризуется тем, что одним из наиболее значимых направлений в его модернизации является трансформация традиционных ценностей обучения ребенка на ценности развития личности.

Слайд 2

Так, одна из задач системы образования, в условиях внедрения системно-деятельностного подхода – «учить детей учиться», а не только передавать воспитанникам уже накопленный педагогом объем знаний.

Переход к новым условиям образовательных отношений потребовал от педагоговреализации особых целей и задач образовательной деятельности, поиск новых методов и форм работы, а так же новых способов постановки и решения образовательных задач.

Слайд 3

Это, в свою очередь, спровоцировало изменение сложившегося стереотипа деятельности педагогов, вызвав затруднения их перехода на новые условия взаимоотношений с воспитанниками. Таким образом, в дошкольном учреждении стала актуальной проблема профессиональной и личностной готовности педагогов к работе в новых условиях.

Слайд 4

Ключевыми проблемами перехода к новым условиям образовательных отношений педагогов стали:их личные установки,  пассивное отношение к саморазвитию, сформированные личностные деформации (негибкость мышления, сверхконтроль, регидность, социальная интроверсия, эмоциональная лабильность, импульсивность, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы), низкая степень личной независимости (ограниченная широта сферы, в пределах которой педагог может действовать и принимать решения самостоятельно).

Решение проблемы профессиональной и личностной готовности педагогов к работе в новых условиях, привело к разработке и внедрению системной модели психологического сопровождения педагогической деятельности.

Слайд 5

Последовательная, непрерывная системная модель психологического сопровождения педагогической деятельности, направлена на формирование системы психологического здоровья педагогов в условиях внедрения системно-деятельностного подхода в образовательную деятельность.

Цель системной модели психологического сопровождения педагогической деятельности – обеспечение психологического здоровья педагогов через использование здоровьесберегающих программ и технологий путем создания системы взаимодействия с педагогическим коллективом.

Задачи системной модели психологического сопровождения педагогическойдеятельности:

- Формирование эффективных и адаптивных форм поведения;

- Повышение компетентности в межличностном общении;

- Обучение навыкам самоконтроля, саморегуляции и релаксации;

- Психологическая профилактика эмоциональноговыгорания у педагогов.

Слайд 6        

Принципы системной модели психологического сопровождения педагогической деятельности:

- Принцип целостности, предполагающий охват психологическим сопровождением всех педагогов и специалистов ДОО.

- Принцип достаточной ограниченности, который предполагает выбор диагностических методик для полноценного исследования определенной проблемы.

- Принцип профессионально-педагогической активности, состоящий в утверждении активной роли участников образовательных отношений.

- Принцип развития участников как личности и как субъекта деятельности.

- Принцип взаимодействия всех участников для достижения фокусированного результата.

        Слайд 7

Основные формы психологического сопровождения системной модели педагогической деятельности:

- Диагностика;

- Консультирование (индивидуальное, групповое);

- Развивающая работа;

- Экспертиза;

- Профилактика, просвещение.

        Слайд 8

Методы и техники психологического сопровождения системной модели педагогической деятельности:

- Игротерапия-использование упражнений, заданий на невербальную коммуникацию, разыгрывание ролевых игр (различных ситуаций);

- Библиотерапия – использование специально подобранных психологом отрывков художественных произведений для иллюстрации решения проблемных ситуаций;

- Арт-терапия –использование творческого подхода к решению проблемных ситуаций;

- Групповая дискуссия – использование свободного вербального обмена знаниями, идеями или мнениями между участниками;

- Релаксация –снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.

        Слайд 9,10

Участники системной модели психологического сопровождения педагогической деятельности составляют звенья, которые не только зависимы между собой, но и взаимодополняют друг друга (рисунок 1).

Участники системной модели психологического сопровождения педагогической деятельности

        Фундамент пирамиды – заведующий, который выступает организатором необходимых условий для реализации системной модели. Следующее звено – старший воспитатель, предоставляющий достаточное для реализации системной модели, методическое обеспечение. Третье звено – педагог-психолог, реализующий системную модель. Четвертое звено – педагоги и специалисты ДОО.

Слайд 11

Структуру реализации системной модели, составляют технологические блоки(таблица1).

Технологические блоки реализации системной модели психологического сопровождения педагогической деятельности

ЭТАПЫ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Диагностический

- Выявление  психологического климата в коллективе;

-Диагностика профессионального мастерства педагогов ДОУ, диагностика выраженности у педагогов эмоционального выгорания;

-  Выявление основного запроса на психологическое сопровождение;

Мотивационный

- Описание структуры коллектива и межличностных отношений в коллективе;

-Мотивирование педагогов на дальнейшую психологическую работу.

Развивающий

- Создание благоприятных условий формирования межличностных отношений;

- Повышение компетентности в межличностном общении;

-Раскрытие ресурсныхвозможностей личности педагогов;

- Профилактика возникновения синдрома эмоционального выгорания.

Заключительный

- Оценка эффективности проведенной работы;

-Рефлексия полученного опыта.

В процессе реализации системной модели психологического сопровождения педагогической деятельности были отмечены положительные результаты в личностном и профессиональном развитии педагогов: повышение слаженности взаимодействия педагогов внутри коллектива, повышение мотивации педагогов к самообразованию, расширение сферы личной независимости, сглаживание проявлений профессиональных деформаций.

Подводя итог, следует отметить, что опора на знания педагогов, учёт их профессиональных затруднений, создание условий для профессионального и личностного роста способствует эффективному обновлению профессиональной компетентности педагога.

Слайд 12

Готовность к переменам, мобильность, высокий профессионализм, способность к нестандартным трудовым действиям, творческое отношение к осуществляемой деятельности – все эти характеристики     успешного  педагога – профессионала.  

Слайд 13

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Мини-тренинг «Судьба судьбой, а выбор за тобой»

Цель: снижение эмоционального напряжения, формирование позитивного мышления, развитие навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.

Материалы: волшебный магазин, калоши счастья, карточки с описанными ситуациями,

Ход мини-тренинга:

Вступительное слово: говорят, что наша жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит и на 90% из того как мы относимся к происходящему.На одно и то же  событие разные люди реагируют по-разному - одни ищут положительные стороны, а другие сокрушаются о потерях.

Народная мудрость гласит: «Судьба судьбой, а выбор за тобой». Многое факторов нас окружающих, определяет наш выбор. Именно наш собственный выбор определяет нашу судьбу.

Упражнение 1 «Волшебный магазин»

Количество участников – вся группа.

Цель: создание положительного настроя на работу, активизация мозговой активности участников.

Ход упражнения: участники становятся в круг, у ведущего в руках картонный домик (магазин).

В волшебном магазине есть все, но чтобы что-то купить (какое-то качество), нужно отдать то качество, которое Вам особенно мешает. Взяв в руки картонный магазин, назовите то качество, которое Вы могли бы оставить там, взамен получив то, что хочется.

Слово ведущего: в развивающей работе с педагогами, нами часто используются упражнения, которые педагоги, в дальнейшем могут применять в своей работе с воспитанниками. Одно из таких упражнений «Работаем вместе». Прошу выйти в центр зала 12 участников и образовать 3 подгруппы по 4 человека.

Упражнение «Работаем вместе»

Количество участников: 12.

Цель: формировать способность согласовывать собственные действия  и поведение с действиями и поведением других людей, договариваться и сотрудничать с другими.

Ход упражнения:каждой из подгрупп дается задание:

  1. Убрать в квартире;
  2. Приготовить суп;
  3. Посадить дерево.

Участники в подгруппах самостоятельно должны  распределить обязанности (например, один копает яму, другой опускает в яму дерево и расправляет корни, третий закапывает яму, четвертый поливает). В течение 2 минут подгруппы репетируют  свои сценки. Затем каждая подгруппа показывает сценку, а остальные угадывают.

Слайд 14

Мини-лекция “Способы установления эмоционального равновесия личности”

Чтобы сохранять эмоциональное равновесие важно соблюдать правила:

Слайд 15

  • Даже в самой трудной ситуации можно найти положительные моменты.

Слайд 16

  • Пользуйтесь правилом Скарлетт О'Хара: “Я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра”.

Слайд 17

  • Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше.

Слайд 18

  • Устраивайте себе маленький праздник, когда вам плохо или одиноко.

Слайд 19

  • Если попали в трудную ситуацию, не впадайте в неподвижность: не лежите, не сидите у окна, двигайтесь и действуйте, пойте и смейтесь.

Слайд 20

  • Используйте группу поддержки: говорите о проблемах с родными, друзьями, коллегами по работе.

Каждый из нас может найти рецепт, как привести свои мысли и чувства в порядок. Поэтому экспериментируйте, пробуйте. И если это средство помогло хотя бы раз, оно сделало каждого из Вас чуточку счастливее в ту минуту.

Слайд 21


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Опыт внедрения системно-деятельностного подхода в организацию коррекционно - образовательной работы с дошкольниками с ОНР"

Консультация для педагогов  по внедрению системно-деятельностного подхода в организацию коррекционно-образовательной работы с дошкольниками с ОНР...

Консультация для педагогов "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"

Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в разных видах деятельности. (П.Я. Гальперин, А.В. Зап...

Консультация для педагогов "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования"

Совершенствование теоритической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельного подхода в образовании дошкольников...

Методическая статья о проведении занятий в условиях внедрения ФГОС Тема статьи: «Непосредственно – образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

Методическая статья о проведении занятийв условиях внедрения ФГОС  Тема статьи:   «Непосредственно – образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждени...

Психологическое сопровождение педагогов ДОУ в условиях инклюзивного образования

                               Важность подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии. В услов...

Приказ №381 «Модель методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях внедрения профессионального стандарта"

Приказ №381 «Модель методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях внедрения профессионального стандарта"...

приказ №381«Модель методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях внедрения профессионального стандарта»

приказ №341«Модель методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях внедрения профессионального стандарта»...