Статья: "Психологический аспект сопровождения детей ОВЗ в рамках инклюзивного образования в ДОО".
статья по психологии

Жарикова Стелла Александровна

Проведение в жизнь идеи инклюзии, изменение образовательной практики в соответствии с принципами инклюзии – задача сложная. Идея включения требует от нас не только «включить», но и «включиться» в процесс взаимодействия с другими, научиться быть открытыми для общения, видеть необходимость своих изменений, уметь принять особенности и отличия других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx35.88 КБ
Файл psihologicheskiy_aspekt.pptx543.14 КБ

Предварительный просмотр:

(Сл.1) Психологический аспект сопровождения  детей ОВЗ в рамках инклюзивного образования в ДОО

Современное образование, является по своим целям, по своему назначению инклюзивным, то есть включенным, открытым для всех. И не просто открытым, а, специальным образом, настроенным на каждого. В основе инклюзии – простая и древняя как мир идея, что ОО – для детей, какими бы они ни были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное – подходить ОО.

       Изменение образовательной практики в соответствии с принципами инклюзии –научила нас не только «включить», но и «включиться» в процесс взаимодействия с другими, быть открытыми для общения, видеть необходимость своих изменений, уметь принять особенности и отличия других людей.

Существует мнение, что в ДОО реализовать инклюзивное образование легче, чем в школе. Но это на первый взгляд. Если это действительно так, то откуда тогда в начальной школе, в 1-м и во 2-м классах мы видим так много детей с различными нарушениями.

Поэтому повышаем эффективность системы ранней помощи детям с отклонениями в развитии.  Дошкольный возраст как раз и является тем периодом, когда идет закладка всех психических функций, которые являются основой становления личности. От того,  как ребенок развивается в дошкольном детстве, зависит     его дальнейшее развитие.     Если ранняя помощь своевременно  не  оказана, вовремя не развиты психические процессы, которые необходимы для дальнейшего благоприятного  развития ребенка, то это приведет к негативным последствиям в дальнейшем. Как правило,  в  начальной школе такие дети испытывают трудности в обучении и развитии.  В  начальной школе упущенные возможности, связанные с формированием психических новообразований, могут иметь негативные последствия в будущем. Клубок проблем нарастает, время упущено, и в этом случае тяжело и крайне сложно оказать помощь ребенку.

         Общеизвестно, что у ребенка в определённые возрастные периоды должны быть сформированы определенные новообразования.  (Сл.2) Речь идет о сензитивных (благоприятных, чувствительных, важных для формирования психологических новообразований) периодах развития ребенка.  Приведу пример о важности формирования пространственных представлений ребенка как основы дальнейшего развития его высших психических функций. С самых ранних лет ребенок сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, на, под, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка спрогнозировать, представить, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Этапы формирования пространственных представлений

Прогнозируемые трудности в обучении в школе

На первом этапе ребенок начинает понимать, что означает быстрее, вверху, рядом, только после того, как это поймет его тело. Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом. Завершается данный процесс формирования примерно к шести годам.

Нечетко сформированные представления о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи.

Неумение ребенка спрогнозировать, представить, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве препятствует формированию у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Учащиеся не могут правильно расположить учебные принадлежности на парте, выполнить указания учителя, связанные с направлением движения (вперед, назад, налево, направо и др.).

Учащиеся с недоразвитием пространственного анализа и синтеза затрудняются при чтении вследствие ограниченности различимого пространства, а также сложности различения оптически сходных букв.

В письме наблюдается неумение ориентироваться в тетради, дети допускают зеркальные ошибки (с - з, с – э), в математике – ошибочное написание цифр (9 вместо 6, 5 вместо 2), трудности усвоения понятий метра, сантиметра.

Для изобразительной деятельности младших школьников характерны глазомерные ошибки, неумение расположить рисунок на пространстве листа.

Учащиеся недостаточно ориентируются в планах-схемах местности, в географической карте.

С появлением в активном словаре ребенка слов «влево», «вправо», «вперед», «назад», «близко», «далеко» восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления.

На следующем этапе ребенок научается ориентироваться не только в реальном пространстве окружающей среды, но и в схематичном пространстве, например пространстве листа. Ребенок начинает понимать, что «верх» это не только там где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть и у листа бумаги, расположенного горизонтально.

Последний этап формирования пространственных представлений включает в себя ориентацию в квазипространстве, которое понимается как некоторая упорядоченность в системах знаков и символов - представления о времени, понимание логико-грамматических конструкций.

Видим, что при дифицитарности развития пространственных представлений детей, психические процессы недостаточно развиты, а успешность обучения будет оставлять желать лучшего.

Таким образом, то, что вовремя развито и заложено в дошкольном детстве будет во многом определять качество школьного обучения. Это актуально для всех детей, тем более важно – для детей с ОВЗ.

Существует перечень специальных образовательных условий  для детей с ОВЗ и для детей нормы (Новый закон об образовании РФ от 2013 г.  ст.79 п. 3 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»).

 Субъектами инклюзивного образования являются не только дети с ОВЗ, но и дети с нормой развития, родители и педагоги ОО, включенные в единое  образовательное пространство.

Схема

       

Администрация принимает управленческие решения для создания специальных образовательных условий. Психологические аспекты, которые влияют на успешное включение детей в образовательный процесс: взаимодействие родителей детей с нормативным развитием и  родителями детей с ОВЗ, создание психологического климата,  психологическая готовность педагогов к принятию  детей с  ОВЗ, а так же готовность детского коллектива к принятию ребенка с ОВЗ.

      Что касается взаимоотношений родителей, ведется работа с родителями, которые имеют детей с ОВЗ и с той категорией родителей, которые не имеют детей с ОВЗ. Почему необходимо работать с родителями детей с ОВЗ это понятно - не все родители в полном объеме понимают и принимают проблемы своего ребенка, серьезность последствий неоказания своевременной помощи ребенку и создания СОУ (как известно, для этого необходимо согласие родителей). Только в школе (в 1-2 классах, а то и гораздо позже) эти проблемы становятся более очевидными, когда родители сталкиваются с проблемой  неуспеваемости ребенка.  И    тогда родители    уже вынуждены принимать своего ребёнка со всеми особенностями его  развития. Но, к сожалению, время упущено. Здесь ведем разъяснительную, консультативную работу, как психолога, так и в большей степени, воспитателей, чтобы переход из садика в школу оказался менее болезненным и для ребёнка и для родителей.

 Родителям, которые понимают, принимают, осознают проблемы в развитии ребенка, понимают те последствия,  с которыми придется столкнуться в будущем (в школе), если своевременно не оказать помощь, оказывается психолого-педагогическая поддержка, консультационная работа по вопросам воспитания, развития особенного ребенка.

Работа с родителями  детей с нормой развития.

На сегодняшний день есть ситуации, когда родители детей с нормативным развитием не всегда позитивно относятся к нахождению их собственных детей  в одной группе  с детьми с ОВЗ. Для решения данной проблемы,  выстраиваем взаимодействие с родителями в разнообразных  формах: проведение  совместных мероприятий, семинаров, тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов. Такое взаимодействие способствует повышению уровня осведомленности родителей, проявлению мотивации  к сотрудничеству с педагогами, толерантности к детям с ОВЗ.

Осуществляя свою деятельность,  педагоги  сталкиваются с проблемами психологического характера, требуются психологические ресурсы личности. Поэтому в условиях инклюзии педагогам оказываем в психологическую поддержку, совместно анализируем профессиональный опыт. Деятельность психолога с педагогами направлена на создание условий для развития личностной ресурсности педагогов, как фактора, обеспечивающего профессиональное  развитие и эффективность педагогической деятельности.

Большим преимуществом включенности детей с ОВЗ в образовательный процесс является то, что детский сад - благодатная почва для формирования такого важного качества у дошкольников,  как толерантность.  На уровне ДОО мы наблюдаем принятие детьми нормы детей с ОВЗ, так как, дошкольного возраста, в силу своих возрастно-психологических особенностей, не видят больших различий между собой и сверстниками с ОВЗ. Воспитатель закрепляет доброе, толерантное отношение детей друг к другу.  

Одним из примеров  эффективных методов работы по созданию благоприятного климата в ДОО  между участниками образовательного пространства   явилась разработка и реализация проекта  "Важней всего погода в доме" (формирование благоприятного психологического климата в ДОО).  Его содержание объединило и настроило на конструктивное общение всех участников образовательных отношений, повысило психолого-педагогическую компетентность воспитателей и родителей. Сформировался общий благоприятный психологический климат в ДОО.

В заключение хочется сказать, что успешная реализация инклюзивной практики в ДОО в рамках преемственности во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию, от создания особого морально-психологического климата в педагогическом и детском коллективах, от организации работы по оказанию своевременной  ранней помощи детям, от создания СОУ в дошкольной организации. В инклюзивной ОО очень важно партнерское взаимодействие всех участников образовательного процесса - и детей, и родителей, и специалистов сопровождения. От того насколько качественно оказывается ранняя помощь в ДОО,  настолько мы будем наблюдать плоды успешности детей в школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологический аспект сопровождения детей ОВЗ в рамках инклюзивного образования в ДОО П едагог-психолог МКДОУ № 1 Барабинского района Новосибирской области Жарикова Стелла Александровна

Слайд 2

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Слайд 3

Этапы формирования пространственных представлений Прогнозируемые трудности в обучении в школе На первом этапе ребенок начинает понимать, что означает быстрее, вверху, рядом, только после того, как это поймет его тело. Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом. Завершается данный процесс формирования примерно к шести годам. Нечетко сформированные представления о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи. Неумение ребенка спрогнозировать, представить, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве препятствует формированию у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Учащиеся не могут правильно расположить учебные принадлежности на парте, выполнить указания учителя, связанные с направлением движения (вперед, назад, налево, направо и др.). Учащиеся с недоразвитием пространственного анализа и синтеза затрудняются при чтении вследствие ограниченности различимого пространства, а также сложности различения оптически сходных букв. В письме наблюдается неумение ориентироваться в тетради, дети допускают зеркальные ошибки (с - з , с – э), в математике – ошибочное написание цифр (9 вместо 6, 5 вместо 2), трудности усвоения понятий метра, сантиметра. Для изобразительной деятельности младших школьников характерны глазомерные ошибки, неумение расположить рисунок на пространстве листа. Учащиеся недостаточно ориентируются в планах-схемах местности, в географической карте. С появлением в активном словаре ребенка слов «влево», «вправо», «вперед», «назад», «близко», «далеко» восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления. На следующем этапе ребенок научается ориентироваться не только в реальном пространстве окружающей среды, но и в схематичном пространстве, например пространстве листа. Ребенок начинает понимать, что «верх» это не только там где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть и у листа бумаги, расположенного горизонтально.

Слайд 4

Этапы формирования пространственных представлений Прогнозируемые трудности в обучении в школе Последний этап формирования пространственных представлений включает в себя ориентацию в квазипространстве , которое понимается как некоторая упорядоченность в системах знаков и символов - представления о времени, понимание логико-грамматических конструкций. Нечетко сформированные представления о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи. Неумение ребенка спрогнозировать, представить, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве препятствует формированию у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Учащиеся не могут правильно расположить учебные принадлежности на парте, выполнить указания учителя, связанные с направлением движения (вперед, назад, налево, направо и др.). Учащиеся с недоразвитием пространственного анализа и синтеза затрудняются при чтении вследствие ограниченности различимого пространства, а также сложности различения оптически сходных букв. В письме наблюдается неумение ориентироваться в тетради, дети допускают зеркальные ошибки (с - з , с – э), в математике – ошибочное написание цифр (9 вместо 6, 5 вместо 2), трудности усвоения понятий метра, сантиметра. Для изобразительной деятельности младших школьников характерны глазомерные ошибки, неумение расположить рисунок на пространстве листа. Учащиеся недостаточно ориентируются в планах-схемах местности, в географической карте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективное сопровождение детей с нарушениями в развитии в рамках инклюзивного образования в ДОУ

Как приоритетное направление в образовании актуальность которого обусловленно повышением роли человека - поддержка, воспитание, образование и социализация маленьких жителей подмосковного края - детей ...

Использование фитболов в рамках инклюзивного образования

Данный материал предназначен для педагогов коррекционных групп...

Консилиум – как форма организации работы специалистов в рамках инклюзивного образования

В данной презентации расказывается о работе консилиума в дошкольном учреждении....

«Работа с родителями в рамках инклюзивного образования»

Как можно помочь родителям детей ОВЗ в образовательном процессе....

Обучение грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения зрения) в рамках инклюзивного образования

В статье описан опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие). Скоординированная работа педагога по развивающему обучению, тифлопедагога и воспитателей даёт полож...

Организация дополнительной образовательной деятельности с детьми с ОВЗ и инвалидами в рамках инклюзивного образования в ДОО

Для обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ дошкольного образования в МБДОУ организовано сетевое взаимодействия с организациями ДОП образования г.Канска и сетевыми партнерами. Так...