Статья: "Психологический аспект сопровождения детей ОВЗ в рамках инклюзивного образования в ДОО".
статья по психологии
Проведение в жизнь идеи инклюзии, изменение образовательной практики в соответствии с принципами инклюзии – задача сложная. Идея включения требует от нас не только «включить», но и «включиться» в процесс взаимодействия с другими, научиться быть открытыми для общения, видеть необходимость своих изменений, уметь принять особенности и отличия других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 35.88 КБ |
psihologicheskiy_aspekt.pptx | 543.14 КБ |
Предварительный просмотр:
(Сл.1) Психологический аспект сопровождения детей ОВЗ в рамках инклюзивного образования в ДОО
Современное образование, является по своим целям, по своему назначению инклюзивным, то есть включенным, открытым для всех. И не просто открытым, а, специальным образом, настроенным на каждого. В основе инклюзии – простая и древняя как мир идея, что ОО – для детей, какими бы они ни были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное – подходить ОО.
Изменение образовательной практики в соответствии с принципами инклюзии –научила нас не только «включить», но и «включиться» в процесс взаимодействия с другими, быть открытыми для общения, видеть необходимость своих изменений, уметь принять особенности и отличия других людей.
Существует мнение, что в ДОО реализовать инклюзивное образование легче, чем в школе. Но это на первый взгляд. Если это действительно так, то откуда тогда в начальной школе, в 1-м и во 2-м классах мы видим так много детей с различными нарушениями.
Поэтому повышаем эффективность системы ранней помощи детям с отклонениями в развитии. Дошкольный возраст как раз и является тем периодом, когда идет закладка всех психических функций, которые являются основой становления личности. От того, как ребенок развивается в дошкольном детстве, зависит его дальнейшее развитие. Если ранняя помощь своевременно не оказана, вовремя не развиты психические процессы, которые необходимы для дальнейшего благоприятного развития ребенка, то это приведет к негативным последствиям в дальнейшем. Как правило, в начальной школе такие дети испытывают трудности в обучении и развитии. В начальной школе упущенные возможности, связанные с формированием психических новообразований, могут иметь негативные последствия в будущем. Клубок проблем нарастает, время упущено, и в этом случае тяжело и крайне сложно оказать помощь ребенку.
Общеизвестно, что у ребенка в определённые возрастные периоды должны быть сформированы определенные новообразования. (Сл.2) Речь идет о сензитивных (благоприятных, чувствительных, важных для формирования психологических новообразований) периодах развития ребенка. Приведу пример о важности формирования пространственных представлений ребенка как основы дальнейшего развития его высших психических функций. С самых ранних лет ребенок сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, на, под, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка спрогнозировать, представить, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Этапы формирования пространственных представлений | Прогнозируемые трудности в обучении в школе |
На первом этапе ребенок начинает понимать, что означает быстрее, вверху, рядом, только после того, как это поймет его тело. Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом. Завершается данный процесс формирования примерно к шести годам. | Нечетко сформированные представления о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи. Неумение ребенка спрогнозировать, представить, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве препятствует формированию у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Учащиеся не могут правильно расположить учебные принадлежности на парте, выполнить указания учителя, связанные с направлением движения (вперед, назад, налево, направо и др.). Учащиеся с недоразвитием пространственного анализа и синтеза затрудняются при чтении вследствие ограниченности различимого пространства, а также сложности различения оптически сходных букв. В письме наблюдается неумение ориентироваться в тетради, дети допускают зеркальные ошибки (с - з, с – э), в математике – ошибочное написание цифр (9 вместо 6, 5 вместо 2), трудности усвоения понятий метра, сантиметра. Для изобразительной деятельности младших школьников характерны глазомерные ошибки, неумение расположить рисунок на пространстве листа. Учащиеся недостаточно ориентируются в планах-схемах местности, в географической карте. |
С появлением в активном словаре ребенка слов «влево», «вправо», «вперед», «назад», «близко», «далеко» восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления. | |
На следующем этапе ребенок научается ориентироваться не только в реальном пространстве окружающей среды, но и в схематичном пространстве, например пространстве листа. Ребенок начинает понимать, что «верх» это не только там где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть и у листа бумаги, расположенного горизонтально. | |
Последний этап формирования пространственных представлений включает в себя ориентацию в квазипространстве, которое понимается как некоторая упорядоченность в системах знаков и символов - представления о времени, понимание логико-грамматических конструкций. |
Видим, что при дифицитарности развития пространственных представлений детей, психические процессы недостаточно развиты, а успешность обучения будет оставлять желать лучшего.
Таким образом, то, что вовремя развито и заложено в дошкольном детстве будет во многом определять качество школьного обучения. Это актуально для всех детей, тем более важно – для детей с ОВЗ.
Существует перечень специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и для детей нормы (Новый закон об образовании РФ от 2013 г. ст.79 п. 3 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»).
Субъектами инклюзивного образования являются не только дети с ОВЗ, но и дети с нормой развития, родители и педагоги ОО, включенные в единое образовательное пространство.
Схема
Администрация принимает управленческие решения для создания специальных образовательных условий. Психологические аспекты, которые влияют на успешное включение детей в образовательный процесс: взаимодействие родителей детей с нормативным развитием и родителями детей с ОВЗ, создание психологического климата, психологическая готовность педагогов к принятию детей с ОВЗ, а так же готовность детского коллектива к принятию ребенка с ОВЗ.
Что касается взаимоотношений родителей, ведется работа с родителями, которые имеют детей с ОВЗ и с той категорией родителей, которые не имеют детей с ОВЗ. Почему необходимо работать с родителями детей с ОВЗ это понятно - не все родители в полном объеме понимают и принимают проблемы своего ребенка, серьезность последствий неоказания своевременной помощи ребенку и создания СОУ (как известно, для этого необходимо согласие родителей). Только в школе (в 1-2 классах, а то и гораздо позже) эти проблемы становятся более очевидными, когда родители сталкиваются с проблемой неуспеваемости ребенка. И тогда родители уже вынуждены принимать своего ребёнка со всеми особенностями его развития. Но, к сожалению, время упущено. Здесь ведем разъяснительную, консультативную работу, как психолога, так и в большей степени, воспитателей, чтобы переход из садика в школу оказался менее болезненным и для ребёнка и для родителей.
Родителям, которые понимают, принимают, осознают проблемы в развитии ребенка, понимают те последствия, с которыми придется столкнуться в будущем (в школе), если своевременно не оказать помощь, оказывается психолого-педагогическая поддержка, консультационная работа по вопросам воспитания, развития особенного ребенка.
Работа с родителями детей с нормой развития.
На сегодняшний день есть ситуации, когда родители детей с нормативным развитием не всегда позитивно относятся к нахождению их собственных детей в одной группе с детьми с ОВЗ. Для решения данной проблемы, выстраиваем взаимодействие с родителями в разнообразных формах: проведение совместных мероприятий, семинаров, тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов. Такое взаимодействие способствует повышению уровня осведомленности родителей, проявлению мотивации к сотрудничеству с педагогами, толерантности к детям с ОВЗ.
Осуществляя свою деятельность, педагоги сталкиваются с проблемами психологического характера, требуются психологические ресурсы личности. Поэтому в условиях инклюзии педагогам оказываем в психологическую поддержку, совместно анализируем профессиональный опыт. Деятельность психолога с педагогами направлена на создание условий для развития личностной ресурсности педагогов, как фактора, обеспечивающего профессиональное развитие и эффективность педагогической деятельности.
Большим преимуществом включенности детей с ОВЗ в образовательный процесс является то, что детский сад - благодатная почва для формирования такого важного качества у дошкольников, как толерантность. На уровне ДОО мы наблюдаем принятие детьми нормы детей с ОВЗ, так как, дошкольного возраста, в силу своих возрастно-психологических особенностей, не видят больших различий между собой и сверстниками с ОВЗ. Воспитатель закрепляет доброе, толерантное отношение детей друг к другу.
Одним из примеров эффективных методов работы по созданию благоприятного климата в ДОО между участниками образовательного пространства явилась разработка и реализация проекта "Важней всего погода в доме" (формирование благоприятного психологического климата в ДОО). Его содержание объединило и настроило на конструктивное общение всех участников образовательных отношений, повысило психолого-педагогическую компетентность воспитателей и родителей. Сформировался общий благоприятный психологический климат в ДОО.
В заключение хочется сказать, что успешная реализация инклюзивной практики в ДОО в рамках преемственности во многом зависит от культуры отношения субъектов образовательного процесса к детям с ОВЗ, от готовности педагогов и родителей к совместному взаимодействию, от создания особого морально-психологического климата в педагогическом и детском коллективах, от организации работы по оказанию своевременной ранней помощи детям, от создания СОУ в дошкольной организации. В инклюзивной ОО очень важно партнерское взаимодействие всех участников образовательного процесса - и детей, и родителей, и специалистов сопровождения. От того насколько качественно оказывается ранняя помощь в ДОО, настолько мы будем наблюдать плоды успешности детей в школе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Этапы формирования пространственных представлений Прогнозируемые трудности в обучении в школе На первом этапе ребенок начинает понимать, что означает быстрее, вверху, рядом, только после того, как это поймет его тело. Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом. Завершается данный процесс формирования примерно к шести годам. Нечетко сформированные представления о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи. Неумение ребенка спрогнозировать, представить, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве препятствует формированию у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Учащиеся не могут правильно расположить учебные принадлежности на парте, выполнить указания учителя, связанные с направлением движения (вперед, назад, налево, направо и др.). Учащиеся с недоразвитием пространственного анализа и синтеза затрудняются при чтении вследствие ограниченности различимого пространства, а также сложности различения оптически сходных букв. В письме наблюдается неумение ориентироваться в тетради, дети допускают зеркальные ошибки (с - з , с – э), в математике – ошибочное написание цифр (9 вместо 6, 5 вместо 2), трудности усвоения понятий метра, сантиметра. Для изобразительной деятельности младших школьников характерны глазомерные ошибки, неумение расположить рисунок на пространстве листа. Учащиеся недостаточно ориентируются в планах-схемах местности, в географической карте. С появлением в активном словаре ребенка слов «влево», «вправо», «вперед», «назад», «близко», «далеко» восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления. На следующем этапе ребенок научается ориентироваться не только в реальном пространстве окружающей среды, но и в схематичном пространстве, например пространстве листа. Ребенок начинает понимать, что «верх» это не только там где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть и у листа бумаги, расположенного горизонтально.
Этапы формирования пространственных представлений Прогнозируемые трудности в обучении в школе Последний этап формирования пространственных представлений включает в себя ориентацию в квазипространстве , которое понимается как некоторая упорядоченность в системах знаков и символов - представления о времени, понимание логико-грамматических конструкций. Нечетко сформированные представления о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи. Неумение ребенка спрогнозировать, представить, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве препятствует формированию у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Учащиеся не могут правильно расположить учебные принадлежности на парте, выполнить указания учителя, связанные с направлением движения (вперед, назад, налево, направо и др.). Учащиеся с недоразвитием пространственного анализа и синтеза затрудняются при чтении вследствие ограниченности различимого пространства, а также сложности различения оптически сходных букв. В письме наблюдается неумение ориентироваться в тетради, дети допускают зеркальные ошибки (с - з , с – э), в математике – ошибочное написание цифр (9 вместо 6, 5 вместо 2), трудности усвоения понятий метра, сантиметра. Для изобразительной деятельности младших школьников характерны глазомерные ошибки, неумение расположить рисунок на пространстве листа. Учащиеся недостаточно ориентируются в планах-схемах местности, в географической карте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективное сопровождение детей с нарушениями в развитии в рамках инклюзивного образования в ДОУ
Как приоритетное направление в образовании актуальность которого обусловленно повышением роли человека - поддержка, воспитание, образование и социализация маленьких жителей подмосковного края - детей ...
Использование фитболов в рамках инклюзивного образования
Данный материал предназначен для педагогов коррекционных групп...
Консилиум – как форма организации работы специалистов в рамках инклюзивного образования
В данной презентации расказывается о работе консилиума в дошкольном учреждении....
«Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ в рамках инклюзивного образования»
Консультация для педагогов...
«Работа с родителями в рамках инклюзивного образования»
Как можно помочь родителям детей ОВЗ в образовательном процессе....
Обучение грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения зрения) в рамках инклюзивного образования
В статье описан опыт работы по обучению грамоте детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие). Скоординированная работа педагога по развивающему обучению, тифлопедагога и воспитателей даёт полож...
Организация дополнительной образовательной деятельности с детьми с ОВЗ и инвалидами в рамках инклюзивного образования в ДОО
Для обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ дошкольного образования в МБДОУ организовано сетевое взаимодействия с организациями ДОП образования г.Канска и сетевыми партнерами. Так...