Навыки волевой саморегуляции у дошкольников
консультация по психологии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Готовимся к школе (часть 1)
НАВЫКИ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В старшем дошкольном возрасте у ребенка развивается
произвольное поведение, одно из важнейших качеств ребенка, необходимое для школьного обучения.
Психологи выделяют такие параметры, которые относятся к составляющим произвольности:
Умение осознанно подчиняться правилу.
- Умение ориентироваться на заданную систему требований.
Умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме.
- Умение самостоятельно выполнить задание на основе зрительного образца.
Произвольное поведение у дошкольника развивается в процессе приобретения навыков волевой саморегуляции.
Что такое саморегуляция?
- процесс управления собственным психологическим и физиологическим состоянием, а также поступками.
ВОЛЯ (словарь Ожегова)
- Способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели. Сила воли.
- Сознательное стремление к осуществлению чего-н.
Волевая саморегуляция - сознательное регулирование дошкольником своего поведения и деятельности, которое выражается в умении преодолевать внутренние (например,
волнение и др.) и внешние (например, посторонний шум) трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Считается, что развитие произвольности обусловлено следующими причинами:
- К семилетнему возрасту у ребенка формируются, созревают лобные отделы головного мозга, до этого возраста управлять своим поведением ребенку затруднительно.
(психофизиологическая причина)
Физические упражнения, упражнения на двигательную активность, которые развивают быстроту, ловкость и т.п. у ребенка,
стимулируют развитие его мозговых структур.
- (Социальная причина). В процессе воспитания и в процессе накопления жизненного опыта развивается произвольное
поведение, развивается саморегуляция.
Произвольное действие (поведение) отличается от
непроизвольного тем, что ребенок управляет им сознательно, по своей воле, понимает, что, как и зачем он делает.
В детском саду для развития произвольного поведения у дошкольников используются практически все виды традиционных для дошкольного учреждения деятельностей, но общение с родителями в игровой форме поможет ребенку усилить мотивацию к развитию этого полезного навыка, а также улучшит понимание родителями своего ребенка, а ребенок, в свою очередь будет
больше доверять родителям, что очень пригодиться в процессе учения в школе.
ПРИМЕРЫ СОВМЕСТНЫХ ИГР:
Игра «Прогулка в лес»
(играет с ребенком мама (папа)
(игра развивает произвольность, самоконтроль, согласованность движений, внимание и воображение.)
Содержание:
Ребенку предлагают прогуляться в воображаемый лес.
Правила:
(Ребенок повторяет движения взрослого)
- идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя,
- перешагивают через валежник,
- боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива,
- осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек,
- прыгают по кочкам в болоте,
- наклоняются, собирая грибы и цветы,
- тянутся вверх за орехами и пр.
(после игры обсудите с ребенком какие бывают грибы, цветы, деревья и т. д) Это обсуждение поможет обогатить словарный запас ребенка и его кругозор).
Игра: «Отбери мяч у противника ногой»
(играет с ребенком папа (мама)
Содержание: Ребенок и взрослый расходятся по площадке, у одного из них мяч. По сигналу начинают водить мяч по площадке.
Задача каждого из играющих как можно дольше удержать мяч.
Правила: водить мяч ногами; не выпускать мяч за пределы площадки; не трогать мяч руками.
(взрослому необходимо играть по способностям ребенка, а иногда, для создания мотивации к продолжению игры, незаметно поддаться)
Игра: «Забей гол в ворота»
(играет с ребенком папа (мама)
Содержание: взрослый и ребенок встают рядом, у каждого мяч. На расстоянии 2м. от ребёнка и взрослого ставят «ворота» (форма
ворот такая, что под ними может проползти и взрослый (например, форма дуги), лучше если ворота для ребенка и взрослого разные, для ребенка поменьше, чтобы проползать было непросто)
первый игрок (например, взрослый) отбивает мяч ногой, стараясь попасть в «ворота», затем проползает на четвереньках под дугой, догоняет свой мяч, берёт его, встает на место, второй игрок -ребёнок продолжает игру.
Правила: побеждает игрок, который забил больше голов.
(взрослому необходимо играть по способностям ребенка, а иногда, для создания мотивации к продолжению игры, незаметно поддаться)
Что почитать родителям:
1. «Саморегуляция»
Авторы: Стюарт Шенкер и Тереза Баркер
1. «Когда я злюсь» Автор: Корнелия Спилман
Материал подготовила педагог-психолог 1 категории Соколова Ю.М. 20.01.23
Источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-861364-1480797919.jpg)
Мастер-класс "Развитие волевой саморегуляции дошкольников на занятиях в ДОУ с использованием лего-технологий"
Данный мастер-класс был проведен в рамках августовской педагогической конференции....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/18/picture-1013227-1518954302.jpg)
Влияние музыкальных занятий на волевую саморегуляцию дошкольника
Данный материал показывает взаимосвязь музыкальных занятий в ДОУ и становлением волевой саморегуляции у дошкольника. Статья анализирует данную взаимосвязь. Материал предназначен для воспитателей, преп...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/25/picture-1015856-1519574713.jpg)
«Развитие социальных навыков, выразительности речи и саморегуляции у дошкольников»
Примитиыная скудна речь уже не особо тревожит взрослых.Потому что больше волнуют дети с задержкой речи, с общим недоразвитием, они составляют половину от общего колличества в группе. В результате педа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/29/picture-650482-1438150367.jpg)
Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников при реализации содержания образовательной области "Физическое развитие"
Показаны приемы дыхательной гимнастики и элементов йоги для детей 5-7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/07/picture-945029-1504802942.jpg)
Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции у дошкольников
В дошкольном возрасте самоконтроль является ключевой линией развития личности.К тому же способность контролировать себя входит в перечень требований, определяющих готовность ребёнка к школе....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/13/picture-1174437-1570960394.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ: психологические техники и упражнения.
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования навыков саморегуляции у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны психологические техники и упражнения, направле...