Влияние музыкальных занятий на волевую саморегуляцию дошкольника
статья по музыке
Данный материал показывает взаимосвязь музыкальных занятий в ДОУ и становлением волевой саморегуляции у дошкольника. Статья анализирует данную взаимосвязь. Материал предназначен для воспитателей, преподавателей, музыкальных руководителей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Скворцова Татьяна Валентиновна
Музыкальный руководитель
ГБОУ СОШ №191 Красногвардейского района Санкт - Петербурга
«Влияние музыкальных занятий на волевую саморегуляцию дошкольника»
Значение музыкального искусства в жизни человека переоценить трудно. Его влияние на разностороннее развитие ребенка доказано. Но говоря о значении музыки, на первое место всегда ставят эмоциональный компонент, именно его считая ведущим основным направлением, которое развивается при соприкосновении музыки и личности. Действительно влияние музыки на развитие эмоционального интеллекта человека, становление его эмпатии велико, но нельзя забывать, что только этим оно не ограничивается. Что такое музыкальное занятие для дошкольников? В его структуру входит: прослушивание музыки, танцы, пение, игра на музыкальных инструментах. Такая структура, если существует грамотно выстроенная система занятий, будет развивать память, координацию, музыкальный слух и коммуникацию, ведь занятия проходят не индивидуально, а группой. Я хочу обратить внимание на еще один важный компонент личностного развития, на который оказывает влияние занятие музыкой. Это волевая саморегуляция. Способность к саморегуляции и самоуправлению – отличительная черта жизнедеятельности человека. Особую роль в саморегуляции играют 2 психических образования: воля и внимание. Именно Воля – высший уровень регуляции.
Однако надо отметить, что поведение дошкольника характеризуется импульсивностью и ситуативностью. Ребенок действует не задумываясь, под влиянием спонтанно возникающих переживаний, а цели и содержание его деятельности определяются внешними предметами, компонентами ситуации, в которых находится малыш. В процессе взросления преддошкольника у него появляются попытки сдерживать свои желания, но достигается это с большим трудом. Только под руководством взрослых ребенок может научиться сдерживать возникающие у него желания. Именно так будет формироваться волевое поведение, которое проявится в заучивании и осознании движений, в становлении основных этапов волевого действия, в овладении ребенком своим поведением, в сознательном управлении своей деятельностью, в умении подчинять свои действии заранее поставленной цели, планировать свои действия, контролировать их выполнение, совершать усилия, преодолевая препятствия, ориентироваться не только на результаты, но и на последствия своих действий.
В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия, которое включает в себя целеполагание (побуждения), планирование действий, самоконтроль.
Сегодня проблема формирования воли у детей, стоит очень остро. В силу ряда как объективных, так и субъективных причин, она не формируется или формируется не достаточно. Дети не просто не способны зачастую контролировать свои действия. В отсутствии волевого компонента возникают отклонения в волевой сфере человека, которые несут с собой многочисленные нарушения как поведенческого так и психического характера. Среди них нарушения активности (амбулия и гипербулия), нарушения влечения (компульсия), нарушения мотивации доведения (парабулия), психомоторные нарушения (апраксия).
Надо помнить, что становление воли, как психического процесса начинается с рождения и полноценное развитие ребенка без нее невозможно. Именно волевой компонент помогает осваивать окружающую действительность, учиться новому, закреплять полученные знания и навыки.
Занятия музыкой, независимо от их формы обязательно будут развивать волевой компонент. Ведь даже при простом прослушивании музыки, пусть и не продолжительное количество времени, ребенок должен сосредоточится, посидеть спокойно и послушать. Эти простые действия потребуют от него усилий, а значит будут запущены психические процессы, формирующие самоконтроль. При пении, танцах, игре на музыкальных инструментах запускаются более сложные механизмы. Они требуют выполнения действий в определенном порядке, и в определенный промежуток времени. Ребенок уже не просто должен сконцентрировать свое внимание на каком то действии. Он подключает память. И постепенное усложнение задач, выполнение которых будут требовать волевых усилий, положительно скажется как на формирование волевого компонента, так и на общем развитии в целом.
В заключение хочется сказать следующее. Конечно, ведущей деятельностью дошкольника является игра, но я бы не сводила музыкальные занятия только к ней. Перед ребенком надо ставить задачи и добиваться их достижения. Причем результат должен быть тот, который был запланирован, а не «как получилось». Ребенок должен видеть результат своих усилий и результат усилий своих друзей. Необходимо формировать адекватную обратную связь, правильную самооценку. Это в дальнейшем поможет избежать сложностей в оценке ребенка себя как ученика (результат знаний) и как товарища (последствия поведения). Музыка, имея в своем инструментарии очень важный эмоциональный компонент в данном случае, поможет сделать это в более мягкой и менее травматичной для ребенка форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-186050-1358876105.jpg)
Влияние СМИ на эмоционально-волевую сферу дошкольников
В данной статье раскрыты особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников. Раскрыты факторы, оказывающие влияние на эмоциональную сферу дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-652984-1700729643.jpg)
Влияние музыкально-ритмических игр на развитие дошкольника.
Очень важно с раннего детсва развивать своего малыша. В данном материале вы найдете практические советы по развитию дошкольника через музыкално-ритмические игры....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-861364-1480797919.jpg)
Мастер-класс "Развитие волевой саморегуляции дошкольников на занятиях в ДОУ с использованием лего-технологий"
Данный мастер-класс был проведен в рамках августовской педагогической конференции....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/02/picture-629616-1430586777.jpg)
Влияние музыкальных занятий на развитие ребенка
Все дети – прирожденные музыканты. Это научный факт. Любой малыш еще задолго до того, как научится говорить, реагирует на музыку. Именно поэтому многие взрослые ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/16/picture-1372498-1639652817.jpg)
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Консультация для педагогов о влиянии музыкальной среды на развитие импроизации дошкольников. Может быть использована как вспомогательный материал для выступления на педагогическом совете, методическом...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/30/picture-1424314-1664489937.jpg)
Влияние музыкального воспитания на общее развитие дошкольников.
Музыкальное развитие ребенка и его физическое, эмоциональное, эстетическое, умственное развитие тесно взаимосвязаны.Между музыкальным воспитанием малыша и его речевы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-592968-1424086940.jpg)
Влияние музыкальных игр на физические качества дошкольников.2023
Влияние музыкальных игр на физические качества дошкольников.2023...