Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции у дошкольников
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В дошкольном возрасте самоконтроль является
ключевой линией развития личности.К тому же способность контролировать себя входит
в перечень требований, определяющих готовность
ребёнка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_navykov_samokontrolya_i_samoregulyatsii_u_doshkolnikov.pptx | 2.5 МБ |
текст для презентации | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самоконтроль включает в себя способность к саморегуляции - способность регулировать свои эмоции, поведение и мысли, принимать осознанные решения и реализовывать их . Развитие самоконтроля начинается с первого года жизни и продолжается вплоть до 20–25 лет В дошкольном возрасте самоконтроль является ключевой линией развития личности . К тому же способность контролировать себя входит в перечень требований, определяющих готовность ребёнка к школе.
Этапы развития головного мозга возраст Этапы развития головного мозга функции Зачатие-15 мес. Стволовые структуры Основная потребность-выживание- питание, укрытие, защита, безопасность. Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения- основа для саморегуляции , спокойствия. 15 мес.- 4,5 г. Лимбическая система Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками 4,5-7 лет Правое (образное) полушарие Обработка в мозге целостной картины мира на основе образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления 7-9 лет Левое полушарие (логическое) Детальная, линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения, письма, счета, рисования, танцевальных, восприятия музыки, моторики. 8 лет Лобная доля Совершенствование мелкой моторики, внутренней речи, контроля социального поведения. Развитие координации движений глаз: слежение, фокус.
I блок регуляции тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации) «Я хочу!» ( от зачатия до 1,5 лет) II блок приема, переработки и хранения информации ( операциональный ) «Я могу!» I II блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации) « Я должен!» Три функциональных блока мозга по А.Р. Лурия
III БЛОК МОЗГА- управляющий блок «Я должен » Начинает свое развитие с 4 лет. Функции : 1.Программирование, управление и контроль за протеканием психической деятельности: Постановка и достижение целей Контроль за выполнением Самоконтроль за своим поведением и эмоциями Сознательность , ответственность 2.Интеллектуальное развитие
Контроль импульсов Наличие самоконтроля у ребёнка предполагает: Умение ждать Умение сравнивать Выстраивать алгоритм П редвосхищение Регуляция действий
От чего зависит развитие самоконтроля Самостоятельность контроль
Признаки недостаточной сформированности самоконтроля Безразличие О твлекаемость Упрощение программы Логика Письмо Речь
Виды деятельности и направления для формирования самоконтроля нормы Правила Режим Ритуалы
Игровая деятельность как способ формирования самоконтроля
«Найди ошибку» -ребенку дается заранее неправильная ситуация , которую он должен исправить (нелепицы, перевертыши ) Упражнения на формирование причинно-следственных связей ( пересказы, рассказы по серии картинок, составление сказок… )
Настольно-печатные игры
Музыкально-ритмические игры:
Нейропсихологические игры
Игры и упражнения на развитие внимания Игра «Сделай так же». Предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки Нарисуй фигурку по точкам в соответствии с образцом: Найди закономерность и нарисуй следующий или пропущенный предмет: Корректурная проба. Продолжи ряд, не нарушая закономерности .
Показатели сформированости самоконтроля у дошкольников -Умение перед началом работы спланировать ее . - умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности; - умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля; - умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением. - умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
Систематическая работа Потребность в самоконтроле Задания требующие проверки Способы поверки решенной задачи Преднамеренные ошибки педагога Оценить свою работу самостоятельно Оценить работу товарища
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
2 слайд
Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или уже совершенных ошибок. С помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе, труде, в поведении. Умение осуществлять самоконтроль — это необходимое условие успешности обучения и благополучных взаимоотношений с окружающими.
Любая психическая функция (и поведение в целом) реализуется благодаря функциональному воздействию различных зон мозга, т.е. любая функция реализуется через связь факторов , но эта связь может динамически меняться, переструктурироваться, что создает возможности для компенсации функции в целом при нарушении отдельных факторов.
- Можно активировать , создать новую нейронную связь.
3 слайд
этапы развития головного мозга
Обращаю внимание на лобные доли, активное их формирование начинается примерно в возрасте 7 лет, однако развитие функций данного блока полезно начать в старшем дошкольном возрасте.
4слайд
Хочу напомнить нам 3 блока по Лурия
5 слайд
3 блок Среди всех функций , обращаю ваше внимание на немаловажную функцию самоконтроля, о ней мы сегодня поговорим подробнее.
6 слайд
Наличие самоконтроля у ребёнка предполагает:
- контроль импульсов (к примеру, взять фишку в конце задания. Поднять руку когда спрашивают);
- умение ждать, сдерживая эмоции ( очереди в игре, отвечать когда спрашивают, потом оценки за выполненную работу);
- умение сравнить свою работу с образцом и делать выводы относительно их соответствия — увидеть ошибку или убедиться в правильности выполнения .
- навык выстраивания алгоритма своих действий в соответствии с определёнными правилами и способами их выполнения (к примеру, умение одеваться, мыть руки, сделать постройку, );
- способность предвосхищать возможные трудности в той или иной деятельности за счёт оценки своих возможностей и находить пути их устранения
- умение регулировать свои действия в соответствии с пониманием, что «надо», «можно», «нельзя» (на занятиях нельзя кричать, надо поднимать руку при ответе, нельзя бегать в групповой комнате).
способность противостоять минутным искушениям является гораздо более ценным приобретением ребёнка, чем высокий уровень интеллекта.
7 слайд
От чего зависит развитие самоконтроля
Развитие самоконтроля зависит от двух важных аспектов развития личности: самостоятельности и контроля. С рождения жизнь ребёнка, его поведенческие проявления контролируются взрослыми, то есть проявляется контроль внешний. Постепенно ребенок становится более самостоятельным, внешний контроль заменяется внутренним, то есть самоконтролем. Соответственно, развитие способности контролировать себя — процесс длительный, зависящий от характера ребенка, и особенностей(ребенка),а также от особенностей семейного воспитания ,от реакции взрослых на ошибки ребенка. С целью успешного формирования навыков самоконтроля необходимо своевременно предоставлять ребенку возможность действовать самостоятельно, а также целенаправленно обучать его умению себя контролировать, начиная с раннего возраста.
8 слайд
признаки недостаточной сформированности самоконтроля
Первое ,что говорят про таких детей –их совершенно нельзя ничем увлечь, они безразличны ко всякого рода деятельности.
Они пересчитывают всех ворон за окном (полевое поведение) , это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения.
У детей наблюдается тенденция к упрощению любой программы, Они не могут решать смысловых задач, в письме –это пропуски букв и недописывание слов, недоделывание упражнений, у этих детей крайне бедная речь
В дальнейшем у таких детей могут возникнуть затруднения в освоении учебной программы, поэтому лучше всего начинать формирование навыков самоконтроля уже с дошкольного возраста, на этапе подготовки к школе.
9 слайд
виды деятельности и направления для формирования самоконтроля
Режим дня-укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность.
Ритуалы-вырабатывают полезные привычки, психологический контроль.
Нормы-вырабатывают нравственные качества
Правила-самоконтроль
10 слайд
хочу познакомить вас с ритуалами которые я применяю на своих занятиях
11 слайд
Многие дети не умеют действовать по образцу и испытывают значительные затруднения в осуществлении самоконтроля. В дальнейшем у таких детей могут возникнуть затруднения в освоении учебной программы, поэтому лучше всего начинать формирование навыков уже с дошкольного возраста, на этапе подготовки к школе. Как и все остальные умения, формирование и развитие самоконтроля у детей –дошкольников легче происходит при помощи различных игровых приемов, «игр с правилами»,т.к. ведущая деятельность у дошкольников –игра.
Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его
12 слайд
любая игра содержит правила, это уже залог в развитии самоконтроля
Для того ,чтобы ребенок мог видеть ошибки, вся работа начинается с самого элементарного, опираясь на собственный опыт об окружающем мире. «Найди ошибку» -ребенку дается заранее неправильная ситуация,
которую он должен исправить (нелепицы, перевертыши)
13 слайд
В своей работе , я использую
настольно-печатные игры:
-лото, игры с кубиками ,ходилки ,где дети ждут своей очереди хода и контролируют товарища(правильно ли он сделал ход)
14 слайд
Игры малой подвижности:
-«запрещенное движение»
-«море волнуется раз..»
-« 3.13.30»
-«хлопай-топай»
-«узнай по голосу»
-«водяной»
-«уши ,ноги, лоб»
-«кто ушел?»
-«у оленя дом большой»
-«волшебные палочки»
15 слайд
Музыкально-ритмические игры:
-это хороводные, музыкальные игры которые способствуют более легкому запоминанию стихотворений, развивают интеллектуальные способности ребенка, помогают координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать.
Выкладывание услышанного ритмического рисунка с помощью предметов, например, кубиков, счётных палочек, геометрических фигур и др.
Воспроизведение ритма по заданному рисунку
Словесные игры:
-«да и нет не говори»
-«подскажи словечко»
-«скажи наоборот»
-«из чего сделано?»
-«кто кем был?»
-«один-много»
-«подбери словечко»
-«лови да бросай –цвета называй»
-«чья голова,хвост?»
16 слайд
Нейропсихологические игры:
-Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
17 слайд
игры и упражнения на развитие внимания и мышления
18 слайд
Разнообразные задания, где ребенку предлагается
придумать, спланировать дело для друга, взрослого…
При этом он должен объяснить , показать
последовательность действий и цель другим так,
чтобы они его поняли. А далее проконтролировать
процесс выполнения задания, так же оценить результат, назвав допущенные ошибки и объяснив, как их можно было
исправить.
Произвольная регуляция строиться всегда на основе
речевого опосредования (т.е. программу действий важно проговаривать)
19 слайд
Можно выделить следующие показатели сформированости самоконтроля у дошкольников:
- - умение перед началом работы спланировать ее;
- - умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;
- - умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;
- - умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением.
- - умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
20 слайд
подводя итог . Развитие самоконтроля — процесс длительный. Однако к старшему дошкольному возрасту происходит формирование основных его направлений, имеющих ключевое значение для определения готовности ребёнка к школе.
Нужна систематическая работа в этом направлении:
1. Надо создать потребность в самоконтроле. Дети должны чаще встречаться с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность полученного ответа.
2.Изредка целесообразно предлагать обучающимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.
3.Надо сообщать детям способ проверки решенной задачи. Разъяснять, что проверять надо не только окончательный ответ, но и промежуточные результаты.
4.Иногда педагог преднамеренно допускает ошибки на доске.
5.Полезно иногда детям предлагать самим оценить свою работу. Это повышает ответственность ребенка за ее выполнение и способствует воспитания умения и привычки самоконтроля.
6.Полезно иногда предлагать обучающимся проверить и оценить работу товарища.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция звукопроизношения. Развитие навыка самоконтроля в процессе автоматизации звуков у дошкольников.
Данный материал будет интересен и родителям и педагогам. Автоматизация - самый трудный и длительный этап. Порой проходят месяцы упорных занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильно...
Консультация для родителей и воспитателей «Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей и воспитателей«Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста»...
Мастер-класс для педагогов. Тема: "Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей дошкольного возраста".
Игры и упражнения на формирование навыков самоконтроля и саморегуляции....
Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Методическая разработка педагога-психолога...
Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей 5-8 лет
Рекомендации родителям...
"Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста посредством физических упражнений и подвижных игр"
Рекомендации специалистам...
Информационный буклет "Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста"
Самоконтроль — способность контролировать свои эмоции, мысли, поведение. Самоконтроль основывается на воле — высшей психической функции, определяющей способность человека принимать ос...