Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников при реализации содержания образовательной области "Физическое развитие"
консультация (подготовительная группа)

Дьякова Лидия Аликовна

Показаны приемы дыхательной гимнастики и элементов йоги для детей 5-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы формирования саморегуляции у дошкольников при реализации содержания образовательной области «Физическое развитие»

(консультация для педагогов)

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования как физического, так и психического здоровья.

Нередко нас, взрослых, тревожит проявление у детей несообразительности, излишней двигательной активности, а часто, напротив, замкнутость, плаксивость. Все это - признаки внутреннего психоэмоционального напряжения. Самое правильное – научить ребенка помогать самому себе, сознательно создавать в себе оптимальную «внутреннюю атмосферу», то есть познакомить с методами саморегуляции.

Для того, чтобы самому научится контролировать свои движения, ребенок должен овладеть следующими умениями:

  • произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;
  • различать и сравнивать мышечные ощущения;
  • определять характер ощущений: напряжение – расслабление, сила – слабость;
  • менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

Эти умения можно с успехом тренировать с помощью дыхательных упражнений и элементов йоги.

Процесс дыхания имеет важное значение для саморегуляции. Даже самые элементарные дыхательные приемы могут дать ощутимый результат. В первую очередь, важен ритм дыхания. Успокаивающий ритм таков, что каждый выдох длиннее, чем вдох.

«Дыхательное удовольствие» можно сформировать, используя семь способов дыхательной гимнастики:

1.«Дыхательная разминка». Позволяет подготовить организм к проведению дыхательных упражнений.

«Ароматы природы» И. п. – стоя. После выдоха медленно втягивается воздух. Тело расслабляется. Ребенок добивается ощущения, что он дышит не носом, а всем телом.

«Медуза» И. п. – стоя, глаза закрыты. Тело максимально расслабляется до полного «размягчения» мышц.

«Ныряние» И. п. –стоя. Резкий вдох ртом одновременно с быстрым приседанием, нос зажимается пальцами.

«Потягивание» И. п. – стоя. Сделать зевок, потягиваясь всем телом, разведя руки в стороны. В конце зевка на задержке дыхания предельно напрячь все мышцы и постараться добиться вибрации всего тела.

2.«Полное дыхание»

Цель: обучить детей правильному дыханию, предполагающему активное участие в дыхательном процессе диафрагмы. Желательно проводить это упражнение ежедневно.

«Верхнее дыхание» И. п. стоя, Ладонь лежит на груди. После выдоха ребенок делает маленький вдох и старается запомнить эту порцию.

«Среднее дыхание» И. п. – стоя, ладони на ребрах. После полного выдоха делается глубокий вдох, задержка дыхания на 1-2 секунды. Выдох через неплотно сжатые губы.

«Нижнее дыхание» И. п. – стоя, ладонь на животе. Выдох, на вдохе живот выпятить вперед.

«Полное дыхание» И. п. – стоя. Полное расслабление. Делается полный выдох, вдох и трех частей, начинается с низа живота.

3.«Ритмическое дыхание»

Занятия ритмическим дыханием воспитывает чувство ритма и улучшает координацию движений.

«Часики тикают». Ребенок с помощью взрослого «слушает» свой пульс и произносит в ритме пульса «тик – так». Затем, сидя, начинает покачивать головой из стороны в сторону.

«Дирижер». Дети – оркестр. Один дирижер руками дирижирует дыхательным циклом.

4.«Звуковое дыхание»

Приведенные ниже упражнения повышают эмоциональный тонус. Диафрагмальные звуковые толчки выполняются после вдоха с произнесением звуков: «Старый трактор», «Лев», «Молоток», «Пистолет», «Воздушный бой», «Поезд», «Разговор животных» и другие имитационные игры.

5.«Силовое дыхание»

Упражнения направлены на силу и выносливость дыхательных мышц.

«Очищающее дыхание» и. п. -  стоя. Через плотно сжатые губы делается выдох малыми порциями с сопротивлением. Снимает напряжение.

«Надувание шаров» Ежедневно дети надувают воздушные шарики.

«Дыхание через трубку» Сдувание со стола предметов или дуть в воду через трубочку.

«Силовое дыхание» и. п. – ноги врозь. Задержка дыхания. На мощном выдохе через сжатые губы руки делают круги прямыми руками.

6.«Парадоксальное дыхание»

Цель: кислородное обогащение дыхательных мышц. Парадоксальное основано на комплексе А. Н. Стрельниковой, оно делает процесс дыхания интегральным, включающим разные отделы нервной системы. Мышечное напряжение производится в момент вдоха. Перед использованием необходимо тщательно изучить дозировку.

«Ладошки» и. п. – ноги расставлены, локти опущены. Сделать короткий шумный вдох носом и одновременно сжать ладошки. Выдох свободно уходит. 4 коротких вдоха, отдых 3-5 секунд.

«Насос» и. п. –ноги на ширине плеч, руки опущены. Слегка наклоняясь вниз «накачиваем шину». В ритме шага.

«Обними плечи» и. п. – руки на уровне плеч согнуты в локтях. На вдохе руки идут навстречу, на выдохе в стороны. Руки не напрягать.

«Большой маятник» и. п. ноги на ширине плеч. «Насос» плюс «Обними плечи». 4 вдоха, отдых 2-3 секунды, 4 выдоха, отдых 2-3 секунды.

7.«Дренаж»

В этой системе расположен комплекс последним, проводится после подготовки.

«Резиновый человечек». Ребенок закрывает глаза. Тело расслаблено.

«Комарики». Ребенок «прогоняет комариков» ударами по спине, делая выдох ртом.

«Березка». Пассивный дренаж. Лежа на спине ребенок поднимает ноги вверх поддерживая руками таз. 10 – 15 секунд.

Дыхательная гимнастика приводит к улучшению психофизиологического состояния ребенка

Сочетание движений и дыхания учат детей быть внимательными, сконцентрированными. Существуют доступные и несложные упражнения йоги для малышей, которые придают ребенку спокойствие и уверенность в себе, тонизируют мышцы, возвращают умственные и физические силы, способствуют развитию саморегуляции. Йога – это полезно и интересно!

10 самых полезных асан (поз) для ребенка.

«Поза ракушки»

Сесть на колени, стопы и колени вместе. Наклониться вперед, что – бы лоб коснулся пола, руки вытянуть ладонями вверх. Постараться расслабиться 2 минуты.

«Поза кошки»

Стоя на четвереньках. Вытянуть вперед руку и назад противоположную ногу. Расслабиться и поменять руку (ногу).

«Поза собаки»

Ладони поставьте на пол на уровне груди. На выдохе поднимите тело, выпрямив руки, подвиньте голову к стопам и положите ее на пол. Руки и ноги должны оставаться прямыми, пятки касаются пола. Остаться в этой позе 1 минуту.

«Поза кобры»

Лечь лицом вниз, подбородок на полу, ладони упереть в пол около плеч. Вздохнуть, упереться руками, изгибая спину, поднять голову. Удерживать 10 секунд.2 раза.

«Поза бабочки»

Сесть на пол. Ноги подтянуть руками к промежностям, соединив стопами. Спина прямая. Удерживать позу 20 секунд.

«Поза льва»

Сесть поджав ноги. Резкими движениями на выдохе вытянуть язык, вытянуть руки, пальцы растопырить. Выдержать 5 секунд и выйти из позы. Повторить 3 раза.

«Поза плуга»

Лечь на спину, вытянуть руки в стороны. Сделать вдох, опираясь на руки завести ноги за голову и коснуться пола. Дышать глубоко медленно.

«Поза ласточки»

Встать прямо. Отвести ногу назад, руки в стороны. Удерживать позу поднимая голову 5 секунд.

«Поза лягушки»

Присесть на корточки, сложить ладони перед собой. Локти прижать к коленям. Удерживать позу выпрямив спину 15 секунд и медленно опуститься на пол.

«Поза дерева»

Встать прямо, руки вдоль туловища. Согнуть ногу в колени, прижать стопой к голени. Руки через стороны поднять вверх. Соединить ладони и удерживать позу 10 секунд. Повторить с другой ногой.

Начинайте занятия с 10 – 15 минут. После практики ребенок не должен испытывать усталости. В упражнениях с детьми важна не нагрузка, а регулярность в проведении.

Помните, что прежде всего, ребенку нужно внимание и тогда вы добьетесь результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи при изучении сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»

Творческий проект в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»В материале прописана актуальность, описание проекта, прилагается к...

Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи при изучении сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»

Творческий проект в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»В материале прописана актуальность, описание проекта, прилагается к...

Комплекс упражнений и подвижных игр, способствующих формированию навыков владения мячом у старших дошкольников.

Игры и упражнения обучающие ведению мяча, игры с передачей и ведением мяча, игры с ловлей и передачей мяча, игровые упражнения и эстафеты с мячом....

Педагогическое сопровождение процесса формирования навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с ОНР

Участниками проекта являются  дети, учитель-логопед, воспитатель, родители группы.  Проект применялся с целью развитие словесного творчества и активизация творческого рассказывания старших д...

Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование навыков культуры общения у старших дошкольников.

Выявление уровня сформированности культуры общения у детей старшего  дошкольного возрастаДля подтверждения теоретических основ и гипотезы нами был проведен педагогический эксперимент в двух...

Комплекс упражнений и подвижных игр, способствующих формированию навыков владения мячом у старших дошкольников

. Данный комплекс использовался нами на занятиях по физической культуре, а также в течение дня на прогулках на свежем воздухе и между занятиями для активного отдыха и смены деятельности. Предлагаемые ...

Доклад на педсовете. Тема "Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности", 23.03.20

Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной, творческой, мыслящей, занимающей активную жизненную позицию личности. В современном мире, когда возрастает значение...