Психолого-педагогическое сопровождение семей и повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей с ОВЗ
статья по психологии

Проблема психологического сопровождения детей с ОВЗ является неотъемлемой частью комплексного сопровождения и оказывает непосредственное влияние на личностное развитие ребёнка, процесс его адаптации и интеграции в социум. Эта проблема требует от государства открытия новых реабилитационных центров; внедрения инновационных программ; пересмотра ранее разработанных критериев, способов взаимодействия в ходе коррекционного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение семей и повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей с ОВЗ.

Проблема психологического сопровождения детей с ОВЗ является неотъемлемой частью комплексного сопровождения и оказывает непосредственное влияние на личностное развитие ребёнка, процесс его адаптации и интеграции в социум. Эта проблема требует от государства открытия новых реабилитационных центров; внедрения инновационных программ; пересмотра ранее разработанных критериев, способов взаимодействия в ходе коррекционного процесса.

Ранее родителям отводилась пассивная роль в педагогическом процессе. Взаимодействие в основном строилось на понимании и знании педагогов о том, как нужно воспитывать, обучать, развивать ребенка с ОВЗ. У большинства родителей не было специальных знаний по воспитанию и обучению такого ребенка, они были не способны самостоятельно выявлять и справляться с проблемой ребенка с ОВЗ.

Родители, столкнувшиеся с проблемами ребенка, испытывают множество трудностей социального, соматического, педагогического и психологического характера. А в некоторых случаях желание заниматься собственным ребенком и вовсе отсутствует. Некоторые родители считают такие занятия попусту потраченным временем, не видят перспектив развития собственного особенного ребенка.

Дети с ОВЗ интегрированы в группы с нормально развивающимися детьми, где они имеют возможность общаться со сверстниками. Коррекционная помощь по заявлению родителей и заключению Психолого-медико-педагогической комиссии оказывается в нашем саду логопедами и психологом.

Цель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:

Ребенок получает квалифицированную помощь логопеда, психолога, направленную на индивидуальное развитие, успешную адаптацию в социуме;

Содержание психолого-педагогического сопровождения реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей (законных представителей)

Задачи:

Формирование у детей навыков общения со сверстниками в процессе деятельности детей и взрослых;

Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).

Просвещение и консультирование педагогов детского сада. Психологические занятия для детей.

Комплексы для детей, направленные на коррекционную работу, развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

Мероприятия с родителями и детьми («Новый год», «8 марта», «День матери», «23 февраля», «День Победы»).

Разработка рекомендаций, определение нагрузки с учетом психофизических особенностей ребенка с ОВЗ.

В работе с детьми с ОВЗ и их родителями нужно опираться на:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи;

2. Гуманно-личностный подход – всестороннее уважение и любовь к ребенку, формирование позитивного настроения каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы он слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3.Комплексный подход – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, физическим руководителем, родителями.

4. Деятельностный подход – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности). Необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

5. Конфиденциальность – вся информация, полученная о ребенке и его семье, не распространяется за пределы ДОУ, без соответствующего разрешения родителей или законных представителей ребенка.

6. Обеспечение комфортных, безопасных условий.

Методы и формы работы с детьми:

Сказкотерапия. Здесь проводится коррекционная, психологическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать взрослый; это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками является группа детей, либо один ребенок. Для этого может быть использован материал – книжные иллюстрации, сказки из фланели, пальчиковый театр.

Игротерапия. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

Сюжетноролевые игры способствуют формированию коммуникативных отношений со сверстниками и взрослыми.

Основной задачей данных методов работы является коррекция звукопроизношения, автоматизация отдельных звуков, коммуникация ребенка.

Можно выделить основные направления работы специалиста по психологическому сопровождению семьи:

- диагностика и анализ особенностей семей, воспитывающей ребёнка с ОВЗ;

- выработка системы психологической помощи родителям (формирование «здорового» отношения к дефекту, коррекция эмоционального состояния; оказание помощи в создании коррекционно-развивающей среды; преодолении кризисов, тяжёлых ситуаций и установлении, и расширении связей с социумом; мобилизация ресурсов семьи).

Задачами психологического сопровождения и семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

  1. Формирование позитивной «Я-концепции».
  2. Гармоничное развитие личности ребёнка
  3. Стимуляция интереса к самопознанию, самоизменению, самосовершенствованию.
  4. Общее оздоровление организма ребёнка.

В структуру психологического сопровождения таких семей включены: психолого-педагогическая диагностика, социально-психологическое консультирование, психологическая профилактика, психологическая помощь такой семье, психолого-педагогическая коррекция.

Психологическое сопровождение в этих семьях осуществляется на нескольких уровнях:

- мотивационном – оказание помощи родителям в принятии диагноза ребёнка и в желании начать работу по развитию и адаптации особого ребёнка;

- эмоциональном – обучение родителей навыкам снятия эмоционального напряжения;

- поведенческом – формирование продуктивных умений и навыков в преодолении сложных жизненных ситуаций.

Далее рассмотрим основные функции, которые выполняет психолог с семьями, воспитывающими ребёнка с ОВЗ:

-    информационная функция: для повышения психолого-педагогической компетентности родителей, психолог знакомит семью или её отдельных членов с информацией по интересующей их проблеме;

-    диагностическая функция: для формирования психокоррекционной программы работы с семьей психолог проводит диагностику внутрисемейных отношений, родительских установок и реакций нарушения воспитательного процесса в семье; причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетенции и уровня развития ребёнка;

-    коррекционно-развивающая функция направленна на гармонизацию и оптимизацию психологического климата в семье;

-    функция обучения родителей и детей призвана раскрыть перед родителями, сущность коррекционного психолого-педагогического процесса работы с особым ребёнком и способствовать развитию навыков общения, приёмов саморегуляции и самопомощи;

-    поддерживающая функция: психолог обеспечивает психологическую поддержку семьям;

-   посредническая функция содействует восстановлению нарушенных связей семьи с окружающим миром и её членов между собой.

Формы и методы работы с родителями.

Для того чтобы перевести родителей, имеющих детей с ОВЗ в активную субъектную позицию воспитателя своего ребенка в родительском клубе использовались, как традиционные, так и не традиционные формы взаимодействия:

1. Проведение анкетирования ‒ необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях, и способах её решения.

2. День открытых дверей ‒ посещение родителями группы, вовлечение родителей в педагогический процесс.

3. Ролевые игры ‒ создают возможность на практике показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь им глубже осознать свои отношения с детьми, ролевые функции членов семьи, мотивацию родителей на социально значимые семейные ценности; повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания; осознание ими своих потребностей и проблем.

4. Занятия с элементами тренинга. Цель: гармонизация отношений родителей и детей с ОВЗ, повышение педагогической компетентности родителей, помощь семьям по адаптации и включению детей с ОВЗ в общество, возможность ощутить удовольствие от совместной деятельности

5. Семинар-практикум ‒ познакомить родителей с методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, создание благоприятного эмоционального климата в семье.

6. Консультации ‒ позволяют педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и развитию ребенка.

7. Дискуссии ‒ способ высказать свое мнение и ознакомиться с мнением других людей.

8. Групповые занятия. Цель: гармонизация отношений между детьми и родителями.

9. Совместная деятельность родителей и детей с элементами арт-терапии ‒ позволяет дать социально приемлемый выход негативным чувствам, которые испытывают люди, находящиеся в стрессовой ситуации, депрессии, психоэмоциональном напряжении (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение), она позволяет выразить с помощью зрительных образов неосознаваемые внутренние конфликты и переживания.

10. Психогимнастика ‒ курс специальных занятий-этюдов, упражнений и игр, направленных на преодоление барьеров в общении, понимании себя и других; снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия; создание возможности для самовыражения; развитие словесного языка чувств.

11. Практикум для родителей по развитию артикуляционного аппарата ‒ обучить родителей игровым способам развития артикуляционного и повысить уровень компетентности, а также формировать умение осознанной, адекватной, результативной помощи детям.

12. Песочная терапия ‒ снятие стресса, проработка негативных эмоций.

13. Психологические гостиные «Доверие». Цель: оказать помощь родителям, которые чувствуют затруднения не столько в воспитании ребенка, сколько в реализации собственного воспитательного потенциала по отношению к своим детям.

14. Круглый стол ‒ с родителями обсуждаются актуальные проблемы обучения и воспитания детей.

15. Мастер-класс ‒ хорошо известная форма передачи опыта посредством активной деятельности участников, где предполагается наличие массы практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы

16. Праздничные посиделки ‒ создание праздничной атмосферы, условия для теплого эмоционального общения детей и родителей

17. Консультации-презентации. Цель: с помощью наглядного материала дать квалифицированный совет родителю с использованием информационно-коммуникационных технологий.

18. Беседы-лекции ‒ обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

19. Вечер вопросов и ответов. Цель: уточнить педагогические знания родителей, умение применять их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсуждать проблемы развития детей

Некоторые родители основную роль в преодолении отклонений в развитии отводят медикаментозному лечению. Медикаментозное лечение является эффективным лишь при качественной коррекционной работе и правильном семейном воспитании.

Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность, создание книжки-малышки и др.) способствует развитию партнерских отношений.

Конечной целью комплексной, системной работы с семьей коллектив детского сада считает создание позитивных ценностно – смысловых установок в семье и ближайшем окружении ребёнка, которые обеспечат максимальную коррекцию звукопроизношения и полноценное развитие его личности в дошкольный период.

Многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Познакомить родителей с основными положениями, подходами в воспитании детей, взаимодействовать с ними просто необходимо. Сопровождение семьи «особого ребёнка» в нашем детском саду - это комплекс педагогических, коррекционных, психологических технологий развития, поддержки и помощи семье, которые представляют собой организованное тесное взаимодействие сопровождающих (специалисты детского сада, воспитатели, администрация МБДОУ) и сопровождаемых (дети с ОВЗ, их родители или законные представители).


Библиографический список

  1. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. – М., 1934. – С. 258, 1326.
  2. Основы специальной психологии /Акименко А.К., Бурмистрова Е.Д., Георгица Е.А., Георгица Н.В., Гринина Е.С., Еремина Т.В., Колчина А.Г., Кухарчук О.В., Лысогорская М.В., Рудзинская Т.Ф., Суслова О.И., Шипова А.В., Шипова Л.В., Польская Н.А., Трошина Н.В. Учебное пособие / Саратов, 2013.
  3. Дошкольная дефектология: учебно-методическое обеспечение дисциплин/ Гринина Е.С., Колчина А.Г., Коновалова М.Д., Куприянчук Е.В., Кухарчук О.В., Рудзинская Т.Ф., Суслова О.И., Шипова Л.В. Учебно-методическое пособие / Саратов, 2015.
  4. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Гном-Пресс, 1999. — 64 с.
  5. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей / Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. – Изд. 7-е. – М.: Теревинф, 2013. – 236 с.
  1. А. С. Пугачев «Коррекционное обучение».  Журнал «Молодой ученый» № 12 за 2012 г.
  2. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультирование как форма работы по обеспечению психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развитию и образования детей

Одной из актуальных проблем дошкольного образования является взаимодействие семьи и ДОУ. Эффективной  формой  взаимодействия с родителями является консультирование....

Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.

На этапе раннего развития у родителей становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием и т.д. Где родителям детей р...

«Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей в соответствии с ФГОС»

Задача детского сада оказать семье  педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг ...

«Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста» (Обобщение опыта работы)

Создание семейного клуба «Школа молодых родителей» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского с...