Консультирование как форма работы по обеспечению психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развитию и образования детей
статья на тему
Одной из актуальных проблем дошкольного образования является взаимодействие семьи и ДОУ. Эффективной формой взаимодействия с родителями является консультирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультирование как форма работы по обеспечению психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развитию и образования детей
Одной из актуальных проблем дошкольного образования является взаимодействие семьи и ДОУ. Эффективной формой взаимодействия с родителями является консультирование. В нашем дошкольном учреждении консультирование ведется по 4 направлениям:
- индивидуальное консультирование;
- групповое плановое или консультирование семей с идентичными проблемами;
- стендовое;
- дистанционное
Индивидуальное консультирование инициируют родители (законные представители), администрации детского сада или сам педагог-психолог, а групповое – педагоги.
Если проанализировать проблематику обращений в этом учебном году, то она выглядит так:
- готовность к обучению в школе (родители детей старших и подготовительных групп) – 50% всех обратившихся за консультацией;
- адаптация к ДОУ – 10%;
- гиперактивность, нарушение внимания – 10%;
- нарушения познавательного развития (медлительность, невнимательность, плохая организованность, память) – 15%;
- упрямство, непослушание – 4%;
- страхи, тревожность, нарушение коммуникации – 4%;
- сложные жизненные ситуации (развод, потеря близких) -2%;
- другие проблемы -5%
Анализ показывает, что значительная часть обращений прямо или косвенно связана с проблемами самих родителей, а именно:
- Родители недостаточно знакомы с возрастными особенностями детей, у них сформированы неправильные воспитательные представления и установки. Очень часто они выдвигают завышенные или наоборот заниженные требования, недооценивают реальные достижения ребенка, результаты его игровой и коммуникативной деятельности;
- Личностные характеристики родителей, которые демонстрируют недостаточную психологическую зрелость, авторитарность, тревожность, проецируя свои проблемы на детей.
- Отношения родителей и воспитателей, нежелание родителей взаимодействовать с педагогами. Следствием этого является психологическая напряженность, слухи, обсуждение которых переносится в интернет пространство, социальные сети. Это, безусловно, ставит под угрозу психологическую защищенность и самого образовательного учреждения, и всех участников образовательного процесса, так как зачастую градус обсуждения зашкаливает и приобретает неприемлемые формы.
Групповое консультирование проводится во время родительских собраний или тематических встреч с родителями, которых объединяют схожие проблемы. Интересующими родителей темами являются:
- У школьного порога;
- Адаптация без слез;
- Психологические особенности дошкольников;
- Кризис 3-х лет;
- Дети и компьютер: правила безопасности;
- Страхи и др.
Еще одним направлением работы по психологическому консультированию является стендовое консультирование. Ежемесячно, в групповом уголке, обновляется материал для родителей, исходя из особенностей группы, потребностей детей, ее посещающих, возрастных характеристик. Информация под заголовком «Советы психолога» подается лаконично, доступно, схематично. В стендовом или постерном консультировании эффективнее решаются задачи, поставленные ФГОС ДО.
Достаточно востребованной в нашем детском саду стала дистанционная форма консультирования, которая осуществляется через сайт ДОУ, личный сайт педагога-психолога. Тематика консультаций, размещенных на сайте ДОУ, определяется запросами родителей (законных представителей) воспитанников, воспитателей, исходя из анализа диагностики, коррекционно-развивающей работы, наблюдений за детьми в ДОУ. Преимуществом этой формы является то, что информация подается системно и последовательно, родители могут вернуться к заинтересовавшей их теме.
Анализ посещения страницы и просмотра консультаций свидетельствует о том, что эта работа актуальна и полезна.
Таким образом, включение консультаций, в том числе с применением ИКТ, в сферу работы с родителями, позволяет своевременно, доступно, адресно оказывать помощь родителям в воспитании и развитии ребенка, что ведет к оптимизации родительско-детских отношений, гармоничному психологическому развитию, эмоциональному благополучию ребенка и формированию безопасной среды ДОУ.
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 .
- Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями. - М.;Просвещение, 2015.-126с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей в соответствии с ФГОС
Данная презентация для педагогов-психологов ДО...
Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО
Прилагаются презентации мастер-классов на моем сайте...
«Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей в соответствии с ФГОС»
Задача детского сада оказать семье педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг ...
Об обеспечении педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в условиях реализации ФГОС ДО.
Опыт работы с родителями....
«Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста» (Обобщение опыта работы)
Создание семейного клуба «Школа молодых родителей» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского с...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется сотрудничеству педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей. Представлены с...
Психолого-педагогическое сопровождение семей и повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей с ОВЗ
Проблема психологического сопровождения детей с ОВЗ является неотъемлемой частью комплексного сопровождения и оказывает непосредственное влияние на личностное развитие ребёнка, процесс его адаптации и...
- Мне нравится (1)