«Родительский университет» программа целевой поддержки семей воспитанников ДОУ и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
учебно-методический материал

Четверикова Ольга Михайловна

Программа представляет собой один из возможных вариантов работы с семьей и направлена на укрепление не только внутренних детско-родительских отношений, но и на объединение усилий семьи и дошкольного учреждения при решении трудностей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_roditelskiy_universitet.docx129.25 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕН:

Заведующий Детского сада № 216

ОАО«РЖД»

______________/Артюшина С.В.

«Родительский университет»

программа целевой поддержки семей воспитанников  ДОУ и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

в 2023-2024 учебном году

\\192.168.1.49\1$\Логотип_216.png

Пояснительная записка

Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является одним из требований ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.  Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит особенно остро: демографы, социологи, культурологи, психологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи. Кризисное состояние современной семьи – социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, ждущая помощи. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Существует прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка. Поэтому, только при наличии единого стиля требовании семьи и дошкольного учреждения можно рассчитывать на успех.  Необходим комплексный, системный подход, а также программная форма организации и управления работой по психолого-педагогической и социальной поддержке, педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей.

Таким образом, возникает необходимость обучения взрослых конструктивному взаимодействию со своими детьми в условиях занятий с родителями, где в атмосфере сотрудничества и доверия они получат не только ответы на свои вопросы, но и квалифицированную психолого-педагогическую помощь и поддержку.

Такая программа актуальна в настоящее время не только в нашем дошкольном учреждении. Она представляет собой один из возможных вариантов работы с семьей и направлена на укрепление не только внутренних детско-родительских отношений, но и на объединение усилий семьи и дошкольного учреждения при решении трудностей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста. Направленность программы “Родительский университет” – социально-педагогическая.  Новизна программы заключается в обобщении теоретико-практического материала и формировании методики психолого-педагогического консультирования родителей детей дошкольного возраста.

         Цель: психологическая поддержка, повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 Программа предполагает решение следующих задач:

  • ознакомить родителей  с основными положениями, подходами, способами поддержки ребёнка;
  • информировать о психологических особенностях детей разного возраста;
  • содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье,
  • предложить практические рекомендации родителям по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста, о том, как формировать адекватную самооценку ребёнка, помочь своему ребёнку справляться с трудностями.

Программа рассчитана на родителей (законных представителей) детей 2–8 лет.

«Университет» способствует формированию у родителей психологической и педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учётом возраста детей и запросов родителей через организацию семейных гостиных, интерактивных и деловых игр, практических семинаров, дискуссий, тренингов, творческих площадок, мастер-классов.

Принципы реализации Программы:

  • гуманизации дошкольного образования, ориентирующий на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве;
  • интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;
  • единство педагогического просвещения и самообразования родителей;
  • многообразие форм работы с родителями;
  • стимулирование родителей к сотрудничеству;
  • принцип добровольности;
  • принцип конфиденциальности;
  • повышения эффективности и качества дошкольного образования;
  • обеспечения преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования;
  • оказания помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста;
  • признания безусловной ценности внутреннего мира ребенка, следования за его внутренним миром;
  • сотрудничества всех специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Подходы:

   - Рефлексивно – деятельностный подход (развитие психических функций через использование различных видов деятельности);

       - Личностно – ориентированный  подход (Г.А. Цукерман,  Ш. А. Амонашвили; выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка);

      -  Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).

Работа в «университете» подразумевает: учет интересов родителей; отсутствие жесткой регламентации; вариативность, динамичность и гибкость при планировании содержания и проведении занятий.

Программа реализуется в три этапа:

  • Организационный предполагает изучение запроса родителей на освещение актуальных проблем и вопросов воспитания и развития ребенка, выбор тем встреч, разработку содержания, подготовку методического обеспечения.
  • Практический этап заключается в организации и проведении встреч с родителями и разнообразных мероприятий.
  • Аналитический предусматривает подведение итогов встреч, сбор отзывов, анализ результативности.

Форма и режим занятий

 Программа рассчитана на 1 год и содержит 6 занятий (3 занятия для родителей детей младшего возраста, 3 занятия для родителей детей старшего возраста).  

Время проведения занятий: - 18.00-19.30 час.

Занятия проводятся в форме мини-тренингов, на которых используются разнообразные виды деятельности; индивидуальные консультации; круглые столы; беседы; обучающие тренинги; родительский капустник; обмен мнениями; оформление памяток для родителей, игровые упражнения и подвижные игры;  арт-терапия.

Структура занятий

  • Приветствие
  • Теоретическая часть
  • Практические упражнения
  • Рефлексия

Предполагаемые результаты

Занятия, предлагаемые программой «Родительского университета», помогут решению ряда воспитательных и социальных проблем, как в масштабе семьи, образовательной организации, так и в масштабе окружающего социума. Прежде всего, это касается повышения родительской компетентности в вопросах семейного воспитания, укрепления партнерских отношений между родителями, педагогами и общественностью в воспитании детей. Реализация программы также будет способствовать преодолению таких негативных явлений в жизни ребенка как одиночество, непонимание и неприятие со стороны взрослых, компьютерная зависимость и непослушание родителям.

Тематический план занятий для родителей детей 2-4 лет

Месяц

Тематика занятия

Форма проведения

Ответственные

ноябрь

  • «Общие проблемы развития речи и рекомендации в помощь»
  • «Роль речи в развитии ребенка»
  • «Учимся общаться с ребенком»

Обучающий тренинг

Педагог-психолог, учителя-логопеды, воспитатели групп.

февраль

  • «Здоровый ребёнок – счастливые родители»
  • «Создание в семье условий для укрепления здоровья детей»

Мастер-класс

Инструктор по физической культуре, медицинские работники, воспитатели групп.

апрель

  • «Познавательное развитие детей младшего возраста»
  • «Виды игр и другие формы деятельности дошкольника»

Практический семинар с элементами тренинга.

Педагог-психолог, воспитатели групп, педагоги дополнительного образования.

Тематический план занятий для родителей детей 5-7 лет

Месяц

Тематика занятия

Форма проведения

Ответственные

ноябрь

  • «Речь – сильнейшее средство, но надо много ума, чтобы пользоваться им»;
  • «Развитие речи – дети учатся, взрослые помогают»

Обучающий семинар

Творческая мастерская

Педагог-психолог, учителя-логопеды, воспитатели групп, педагоги дополнительного образования.

февраль

  • «Здоровье физическое и духовное как приоритет жизни»
  • «Психологическая безопасность детей в сети интернет»

Мастер-класс

Инструктор по физической культуре, медицинские работники, воспитатели групп.

апрель

  • «Познавательная сфера дошкольника»
  • «Особенности представлений дошкольника о мире»
  • «Думать – значит действовать»

Круглый стол

Мастер-класс

Педагог-психолог, воспитатели групп, педагоги дополнительного образования.

Литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. КАК?», Издательство «ЧеРо», Москва, 2000.
  2. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. – М.: ЭКСМО, 2009.
  3. Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. – М., 2001. 
  4. Ильина М.Н. Подготовка к школе. – СПб: Питер, 2007.
  5. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Матвеева Л.Г., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей или что я могу знать о своем ребенке. –М.: «АСТ-ПРЕСС», 1999.
  7. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг.
  8. Петровский В.А., Виноградова Л.М. Учим общаться с ребенком.- М.: Просвещение, 1993.
  9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.
  10. Рылеева Е.В. Вместе веселее. Дидактические игры для развития навыков сотрудничества.
  11. Росс А. Наши дети – наши проблемы. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.
  12. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома.
  13. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии.
  14. Справочник педагога-психолога. Школа. 2012, 2013 г.
  15. Урунтаева, Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии - М., 2000.
  16. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. 
  17. Шорохова О.А. Играем в сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме: "Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»

Цель: «Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности  по вопросу психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (закон...

Консультирование как форма работы по обеспечению психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развитию и образования детей

Одной из актуальных проблем дошкольного образования является взаимодействие семьи и ДОУ. Эффективной  формой  взаимодействия с родителями является консультирование....

Опыт на тему "«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, направленные на повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ».

Одним из важных направлений своей работы считаю именно работу с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает рол...

Консультация«Использование эффективных форм сотрудничества с родителями для обеспечения психолого-педагоги- ческой поддержки семьи и повы- шения компетентности родителей в вопросах развития и образования и укрепления здоровья детей».

laquo;Использование эффективных формсотрудничества с родителями дляобеспечения психолого-педагоги-ческой поддержки семьи и повы-шения компетентности родителейв вопросах развития и образованияи укрепл...