«Родительский университет» программа целевой поддержки семей воспитанников ДОУ и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
учебно-методический материал
Программа представляет собой один из возможных вариантов работы с семьей и направлена на укрепление не только внутренних детско-родительских отношений, но и на объединение усилий семьи и дошкольного учреждения при решении трудностей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_roditelskiy_universitet.docx | 129.25 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕН: Заведующий Детского сада № 216 ОАО«РЖД» ______________/Артюшина С.В. |
«Родительский университет»
программа целевой поддержки семей воспитанников ДОУ и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
в 2023-2024 учебном году
Пояснительная записка
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является одним из требований ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит особенно остро: демографы, социологи, культурологи, психологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи. Кризисное состояние современной семьи – социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, ждущая помощи. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Существует прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка. Поэтому, только при наличии единого стиля требовании семьи и дошкольного учреждения можно рассчитывать на успех. Необходим комплексный, системный подход, а также программная форма организации и управления работой по психолого-педагогической и социальной поддержке, педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей.
Таким образом, возникает необходимость обучения взрослых конструктивному взаимодействию со своими детьми в условиях занятий с родителями, где в атмосфере сотрудничества и доверия они получат не только ответы на свои вопросы, но и квалифицированную психолого-педагогическую помощь и поддержку.
Такая программа актуальна в настоящее время не только в нашем дошкольном учреждении. Она представляет собой один из возможных вариантов работы с семьей и направлена на укрепление не только внутренних детско-родительских отношений, но и на объединение усилий семьи и дошкольного учреждения при решении трудностей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста. Направленность программы “Родительский университет” – социально-педагогическая. Новизна программы заключается в обобщении теоретико-практического материала и формировании методики психолого-педагогического консультирования родителей детей дошкольного возраста.
Цель: психологическая поддержка, повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программа предполагает решение следующих задач:
- ознакомить родителей с основными положениями, подходами, способами поддержки ребёнка;
- информировать о психологических особенностях детей разного возраста;
- содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье,
- предложить практические рекомендации родителям по вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста, о том, как формировать адекватную самооценку ребёнка, помочь своему ребёнку справляться с трудностями.
Программа рассчитана на родителей (законных представителей) детей 2–8 лет.
«Университет» способствует формированию у родителей психологической и педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учётом возраста детей и запросов родителей через организацию семейных гостиных, интерактивных и деловых игр, практических семинаров, дискуссий, тренингов, творческих площадок, мастер-классов.
Принципы реализации Программы:
- гуманизации дошкольного образования, ориентирующий на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве;
- интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей;
- единство педагогического просвещения и самообразования родителей;
- многообразие форм работы с родителями;
- стимулирование родителей к сотрудничеству;
- принцип добровольности;
- принцип конфиденциальности;
- повышения эффективности и качества дошкольного образования;
- обеспечения преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования;
- оказания помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста;
- признания безусловной ценности внутреннего мира ребенка, следования за его внутренним миром;
- сотрудничества всех специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Подходы:
- Рефлексивно – деятельностный подход (развитие психических функций через использование различных видов деятельности);
- Личностно – ориентированный подход (Г.А. Цукерман, Ш. А. Амонашвили; выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка);
- Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).
Работа в «университете» подразумевает: учет интересов родителей; отсутствие жесткой регламентации; вариативность, динамичность и гибкость при планировании содержания и проведении занятий.
Программа реализуется в три этапа:
- Организационный предполагает изучение запроса родителей на освещение актуальных проблем и вопросов воспитания и развития ребенка, выбор тем встреч, разработку содержания, подготовку методического обеспечения.
- Практический этап заключается в организации и проведении встреч с родителями и разнообразных мероприятий.
- Аналитический предусматривает подведение итогов встреч, сбор отзывов, анализ результативности.
Форма и режим занятий
Программа рассчитана на 1 год и содержит 6 занятий (3 занятия для родителей детей младшего возраста, 3 занятия для родителей детей старшего возраста).
Время проведения занятий: - 18.00-19.30 час.
Занятия проводятся в форме мини-тренингов, на которых используются разнообразные виды деятельности; индивидуальные консультации; круглые столы; беседы; обучающие тренинги; родительский капустник; обмен мнениями; оформление памяток для родителей, игровые упражнения и подвижные игры; арт-терапия.
Структура занятий
- Приветствие
- Теоретическая часть
- Практические упражнения
- Рефлексия
Предполагаемые результаты
Занятия, предлагаемые программой «Родительского университета», помогут решению ряда воспитательных и социальных проблем, как в масштабе семьи, образовательной организации, так и в масштабе окружающего социума. Прежде всего, это касается повышения родительской компетентности в вопросах семейного воспитания, укрепления партнерских отношений между родителями, педагогами и общественностью в воспитании детей. Реализация программы также будет способствовать преодолению таких негативных явлений в жизни ребенка как одиночество, непонимание и неприятие со стороны взрослых, компьютерная зависимость и непослушание родителям.
Тематический план занятий для родителей детей 2-4 лет
Месяц | Тематика занятия | Форма проведения | Ответственные |
ноябрь |
| Обучающий тренинг | Педагог-психолог, учителя-логопеды, воспитатели групп. |
февраль |
| Мастер-класс | Инструктор по физической культуре, медицинские работники, воспитатели групп. |
апрель |
| Практический семинар с элементами тренинга. | Педагог-психолог, воспитатели групп, педагоги дополнительного образования. |
Тематический план занятий для родителей детей 5-7 лет
Месяц | Тематика занятия | Форма проведения | Ответственные |
ноябрь |
| Обучающий семинар Творческая мастерская | Педагог-психолог, учителя-логопеды, воспитатели групп, педагоги дополнительного образования. |
февраль |
| Мастер-класс | Инструктор по физической культуре, медицинские работники, воспитатели групп. |
апрель |
| Круглый стол Мастер-класс | Педагог-психолог, воспитатели групп, педагоги дополнительного образования. |
Литература
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. КАК?», Издательство «ЧеРо», Москва, 2000.
- Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. – М.: ЭКСМО, 2009.
- Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. – М., 2001.
- Ильина М.Н. Подготовка к школе. – СПб: Питер, 2007.
- Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М.: Просвещение, 1991.
- Матвеева Л.Г., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей или что я могу знать о своем ребенке. –М.: «АСТ-ПРЕСС», 1999.
- Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг.
- Петровский В.А., Виноградова Л.М. Учим общаться с ребенком.- М.: Просвещение, 1993.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.
- Рылеева Е.В. Вместе веселее. Дидактические игры для развития навыков сотрудничества.
- Росс А. Наши дети – наши проблемы. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома.
- Сакович Н.А. Практика сказкотерапии.
- Справочник педагога-психолога. Школа. 2012, 2013 г.
- Урунтаева, Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии - М., 2000.
- Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду.
- Шорохова О.А. Играем в сказку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей в соответствии с ФГОС
Данная презентация для педагогов-психологов ДО...
План по самообразованию по теме: "Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»
Цель: «Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (закон...
Консультирование как форма работы по обеспечению психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развитию и образования детей
Одной из актуальных проблем дошкольного образования является взаимодействие семьи и ДОУ. Эффективной формой взаимодействия с родителями является консультирование....
Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО
Прилагаются презентации мастер-классов на моем сайте...
Опыт работы по теме: "«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, направленные на повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ».
Одним из важных направлений своей работы считаю именно работу с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает рол...
Об обеспечении педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в условиях реализации ФГОС ДО.
Опыт работы с родителями....
Консультация«Использование эффективных форм сотрудничества с родителями для обеспечения психолого-педагоги- ческой поддержки семьи и повы- шения компетентности родителей в вопросах развития и образования и укрепления здоровья детей».
laquo;Использование эффективных формсотрудничества с родителями дляобеспечения психолого-педагоги-ческой поддержки семьи и повы-шения компетентности родителейв вопросах развития и образованияи укрепл...