Занятие «Путешествие в страну Настроений»
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Людмила Викторовна Соколова

Методическая разработка для специалистов детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_puteshest_v_stranu_nastroeniy.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие

«Путешествие в страну Настроений»

( подготовительная группа)

Формирование представлений детей о базовых эмоциях, развитие умения их различать и понимать

Цель: Развивать эмоционально – волевую сферу детей.

Образовательные задачи:

- Формировать представления детей о базовых эмоциях, развивать умения их различать и понимать.

-Закрепить у детей знания об основных эмоциях; радость, удивление, страх, гнев, горе.

-Учить распознавать эмоциональные проявления (свои и других людей) по различным признакам: мимика, пантомимика, голос.

-Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции: «радость», «грусть», «печаль», «злость», «удивление», «страх», «испуг», «обрадоваться», «разозлиться», «испугаться», «сердитый» и т. д.

Воспитательные задачи:

- Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей.

- Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

- Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции( страх, гнев), препятствующие полноценному личностному развитию.

- Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

- Развивать симпатию, выразительность речи и движений.

План занятия

  1. Приветствие.
  2. Упражнение « Звоночек».
  3. Рассказывание сказки, демонстрация мультфильма.
  4. Упражнение « Мимическая гимнастика».
  5. Игра – загадка « Маска».
  6. Игра « Театр».
  7. Игра « Угадай эмоцию на ощупь».
  8. Игра « Прочитай письмо».
  9. Этюд « Золушка».
  10. Игра – упражнение « Салют».
  11. Рисунок  « Портрет с настроением».
  12. Итог занятия.

Оборудование, наглядный материал

  1. Колокольчик.
  2. Иллюстрации эпизодов сказки.
  3. Мольберт – магнит, набор магнитов.
  4. Большой обруч.
  5. Магнитофон и диск с мелодией из кинофильма « Гостья из будущего» и « Менуэта» в исполнении оркестра П. Мориа.
  6. Предметные картинки с изображением героев сказки.
  7. Материал к игре « Расколдуй девочку».
  8. Пиктограммы основных эмоций (радость, гнев, удивление, страх, горе).
  9. Тряпочные куклы – феи с изображением на лице базовых эмоций
  10. Набор масок – эмоций к игре «Маски».
  11. Лист бумаги.
  12. Платок для завязывания глаз.
  13. Карточки к игре «Узнай эмоцию на ощупь».
  14. Карточки к игре «Прочитай письмо».
  15. Элементы костюмов Золушки и принца.
  16. Музыкальный треугольник.
  17. Маленькие разноцветные кусочки бумаги для салюта.
  18. Бумага, цветные карандаши.
  19. Сладкие призы.

Ход занятия

*Приветствие

Педагог. Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Сегодня я приглашаю вас в кинотеатр, чтобы посмотреть один увлекательный мультфильм.

*Упражнение «Звоночек»

Цели. Настроить детей друг на друга; дать каждому ребенку возможность почувствовать себя в центре внимания.

Педагог. Вставайте в кружок. Вы знаете, что в кинотеатре зрителей приглашают в зал с помощью звонка? Так вот, как только кто – то из вас услышит звук звоночка и свое имя, тот может занимать место у экрана.

Дети выполняют задание.

*Рассказывание сказки, демонстрация мультфильма

Цели. Развитие у детей способности к сопереживанию

На экране последовательно выставляются картинки – эпизоды сказки.

Сказка про Улыбку и Слезку

Жили – были на свете далеко – недалеко отсюда две девочки и ничего друг о друге не знали. Одну из них звали Улыбка, а другую – Слезка.

Улыбка была доброй, веселой, и все ее радовало: солнышко ли в окошко заглянет, дождик ли пойдет – все хорошо и весело.

Слезку же все обижало и огорчало: дождь – только платье мочит, солнышко – голову печет.

И вот однажды в песочнице возле дома Улыбка увидела Слезку в голубом сарафанчике и с развязавшимся бантиком. Слезка плакала, и Улыбке захотелось ее успокоить!

- Какая славная девочка, - сказала она и подошла к Слезке.- Но почему ты плачешь?

- У меня развязался бантик!

- Ничего страшного! Давай завяжу, - сказала Улыбка и завязала Слезке бантик. Однако после этого Слезка продолжала всхлипывать.

- Но почему ты продолжаешь плакать? – удивленно спросила Улыбка.

- Я могу рассказать, но это очень печальная история.

И Слезка начала свой рассказ:

- Представь себе: давным – давно это было. Жила на свете девочка. Была она очень добрая, жизнерадостная, веселая. И все окружающие любили ее. Этому завидовала одна злая колдунья, которую звали Черная Королева. И вот однажды она явилась к девочке и произнесла свое заклинание:

Я  - Королева Черная,

коварная и злая,

Детей я ненавижу, веселье

презираю.

Ни смех, ни улыбок чтоб

в жизни не видала я,

Пусть будет грусть и скука,

Печаль, тоска, разлука.

Черная Королева заколдовала девочку и забрала ее приветливое выражение лица… Вот с тех пор я все время плачу и забыла, как улыбаться, - закончила свой печальный рассказ Слезка.

- Очень грустная история, - сказала Улыбка. – Я очень хочу тебе помочь, но я такая маленькая и слабая, а расколдовать тебе можно, только побыв в стране Настроений и выполнив задание фей.

Педагог. Ребята, а может, мы с вами сможем помочь расколдовать Слезку?

Дети. Да!

Педагог. Итак, мы отправляемся в путь. Путешествовать мы будем на машине времени. Чтобы она начала работать, необходимо приобрести билетики, но заплатить за них нужно не деньгами, а правильным изображением настроения героя сказки.

*Упражнение « Мимическая гимнастика»

Цель. Развивать способность детей изображать эмоции( радость, удивление, горе, гнев, страх) с помощью мимики, жестов, пантомимики.

Педагог. Дети, на карточках – билетиках вы увидите  героев сказок, нужно будет  изобразить. С помощью чего мы показываем настроение?

Дети. С помощью выражения лица, движений рук и тела.

Задания на карточках:

*Улыбнуться, как веселый Буратино.

Удивиться, как Мальвина, которая увидела Буратино, привязанного вверх ногами на дереве.

* Испугаться, как бабушка, в дом, который вошел злой волк.

* Рассердиться, как Пьеро, который вспомнил свою подружку Мальвину.

Дети выполняют задание.

Педагог. Ребята, вы правильно выполнили задание , и машина времени готова к работе.

Дети вместе с педагогом встают в центре большого круга. Звучит музыка из кинофильма « Гостья из будущего».

Педагог. Итак, мы с вами переносимся в страну Настроений, где нас будут  поочередно пять Фей , задания которых надо будет выполнить. И если мы правильно выполним их задания, то настроение нашей Слезки будет меняться. А видеть это мы сможем с помощью волшебного зеркала. (Используется игра – упражнение « Расколдуй девочку».)

А вот и первая Фея. Какое у нее настроение?

Дети. Злое, сердитое.

Педагог. Да , это Фея Злости. Давайте посмотрим, какое задание она приготовила для нас.

  • Игра – загадка « Маски»

Цель. Развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоции.

Педагог. На одного из детей, который встанет перед остальными, я надену маску с настроением , но он не будет знать, что это за маска. Чтобы догадаться, какое настроение у маски, нужно у кого то из детей спросить об особенностях  положения бровей, рта, глаз. Когда настроение будет угадано, водящим становится тот ребенок, который отвечал на вопросы.

Дети выполняют задание.

Педагог. Вы верно выполнили задание. И фея Злости передает для Слезки свое выражение лица. Какое настроение стало у девочки?

Дети. Злое, сердитое.

Педагог. Изобразите с помощью карточек злое настроение.

Дети выполняют задание.

Педагог. Мы отправляемся ко второй Фее. Эта Фея Страха. Она всего боится, поэтому всегда прячется и живет на станции Невидимок. Какое же задание она предложит?

  • Игра « Театр»

Цель. Развивать умение распознавать эмоциональные проявления других людей по мимике и понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих.

Педагог. На этой станции один из вас будет изображать с помощью мимики какое- то настроение, но при этом часть его лица будет скрывать. ( Закрывает верхнюю или нижнюю часть лица листом бумаги.) Остальным ребятам нужно догадаться, какое настроение было загадано.

Дети выполняют задание.

Педагог. Молодцы!  Вы справились с первой частью задания.

*Игра « Угадай эмоцию на ощупь»

Цели. Развивать способность определять базовые эмоции (Радость, горе, гнев, страх, удивление) по мимике, схематическим изображениям и передавать их, развивать внимание, произвольность, тактильные ощущения.

Педагог. Вставайте в кружок. Сейчас мы поиграем с вами в игру «Замри!» Я говорю: «Радость – замри!» Изобразите радость на лице, ручками почувствуйте радость, потрогайте осторожно своими пальчиками брови, рот, глазки.

(Данный алгоритм повторяется с другими эмоциями)

А теперь сыграем в игру «Назови!» Назовите словом настроение, изображение на карточке. (Показывает детям карточки с изображением эмоций.)

Педагог. А сейчас самая трудная часть задания: будем определять настроение на ощупь. Одному из вас я завяжу платком глаза. Нужно будет пальцами рук ощупать карточку с прорезями и определить настроение, назвать его словом, объяснить свое решение. А правильность выполнения можно будет проверить, сняв платок с глаз.

Дети по очереди определяют различные эмоции.

Педагог. Замечательно, задание выполнено. И мы можем обратить внимание на волшебное зеркало. Увидев свое злое выражение лица, Слезка испугалась. Изобразите на лице Слезки с помощью карточек страха.

Дети выполняют задание.

Педагог. Мы помещаем с испуганной Феей и отправляем на станцию Почта. Здесь работает Фея Грусти. А вот и она. И опять сидит и печалится. Давай узнаем, что случилось.

  • Игра «Прочитай письмо»

Цель. Развивать творческие способности, речь и воображение.

Педагог. Оказывается, Фея Грусти пришло несколько писем. Шли они долго – долго  и написаны были в далекой древности, когда люди еще не знали букв и не умели по – настоящему писать. Но все, же они общались друг с другом. И сейчас мы постараемся по просьбе Феи расшифровать эти необычные письма.  В каждом из них нарисованные несколько лиц, отражающих разные настроения, и вам надо их постараться прочитать. Например, в этом письме изображены грустное и веселое лица. И «прочитать» это письмо можно так: мальчик сидел у окна , смотрел на дождь и грустил, потому что  мама не пускала его гулять. Но вот неожиданно дождь прекратился, выглянуло солнышко. Ура! Теперь можно идти на улицу.

Детям вручается по письму, они друг за другом рассказывают, что они «прочитали» в своих письмах.

Педагог. Ребята, пока мы помогали Фее Грусти, наша Слезка загрустила, вспомнив о своем приветливом выражении лица. Составим печальное выражение лица у Слезки.

Дети выполняют задание.

Педагог. А следующая остановка называется «Театральная». И нас встречает Фея Удивления. Она приготовила для вас интересное задание: показать спектакль «Золушка».

  • Этюд «Золушка»

Цели. Развивать умение изображать заданное эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, пантомимики; отличать одно эмоциональное состояние от другого; развивать навыки партнерского общения.

Педагог. Садитесь поудобнее, я расскажу вам одну историю.

Жила  когда – то на свете Золушка. Жила она с отцом, мачехой и двумя сестрами. Мачеха сразу невзлюбила ее, заставляла много работать, обижала. И даже не взяла на бал. Но добрая Фея, крестная Золушки, помогла ей: подарила карету с лошадьми, красивое платье и хрустальные туфли. И Золушка отправилась на бал. На балу она встретилась с принцем. Принцу сразу же понравилась Золушка. Они танцевали и не заметили, как  наступила полночь, часы начали бить 12 раз. Золушка испугалась, так как знала, что и красивое платье, и карета с лошадьми исчезнут после последнего удара часов. Она побежала и в спешке обронила туфельку. Печальная возвращалась Золушка домой. Таким же грустным был принц: ему очень понравилась эта девочка, а он даже не спросил ее имени.

Сейчас мы разыграем эту историю, Начнем с того момента, когда Золушка и принц танцуют на балу. Сколько актеров нам понадобится, чтобы разыграть эту часть истории?

Дети. Два: Золушка и принц.

Педагог. Но нам нужен еще третий актер – часы, он будет бить полночь.

Давайте обсудим, как  менялось настроение Золушки.

Дети. Сначала оно было радостное, когда она танцевала на балу с принцем, потом – испуганное, когда услышала бой часов; а затем – печальное, когда возвращалась домой.

Педагог. А как менялось настроение принца?

Дети. Сначала оно было веселое, когда он танцевал с Золушкой. Потом грустное, когда Золушка убежала.

Педагог. Молодцы, а теперь актеры уходят переодеваться в костюмерную.

Дети – актеры переодеваются.

ПедагогНачинаем спектакль!

Дети проигрывают этюд.

Педагог. Умнички! И даже Фея раскрыла рот от удивления.

А мы ведь давно не подходили к лошебному зеркалу. Слезка заметила, что ее лицо стало подвижным, и оно может меняться. И она удивилась этому. Составьте, пожалуйста, удивленное лицо Слезки.

Дети выполняют задание.

Педагог. А теперь мы отправляемся в гости к Фее Радости. Она преподает в Школе Улыбок и для вас приготовила задание.

  • Игра – упражнение «Салют»

Цели. Создавать у детей положительный настрой; развивать навыки группового взаимодействия; способствовать снятию мышечных зажимов.

Педагог. Вот задание – устроить салют радости. Но сначала для него необходимо выбрать материал. Выберем цвет салюта.

Каждый ребенок берет желтые и оранжевые кусочки бумаги.

Педагог. Вставайте в кружок, и по моей команде запускаем салют;

Раз! Два! Три!

Салют радости – лети!

Педагог. Ура!

Все хлопают в ладоши.

Педагог. Какой красивый салют у нас получился! А какое настроение у вас при этом было? Давайте ответим хором.

Дети. Радостное.

Педагог. Такое же настроение стало и у нашей Слезки: лицо ее стало приветливым ми веселым. Изобразите это настроение с помощью карточек.

Дети выполняют задание.

Педагог. Ну вот мы и расколдовали нашу Слезку. А на прощанье давайте сделаем Феям подарок – нарисуем их портреты.

  • Рисунок «Портрет с настроением»

Цель. Развивать умение графически передавать заданную эмоцию.

Педагог. Чтобы Феям было не обидно, портрет рисуем для каждой из них. При прорисовке лиц не забудьте правильно изобразить положение бровей, рта, глаз.

Дети выбирают, чей портрет будут рисовать, и выполняют задание.

Педагог. А  сейчас мы прощаемся со страной Настроений и на машине времени возвращаемся домой.

Дети встают в центре обруча. Звучит музыка из кинофильма «Гостья из будущего».

Педагог. Ну вот мы и дома. Давайте пойдем к экрану.

Помощник воспитателя за время занятия незаметно выставляет последнюю картинку.

Педагог. Вы видите, наша Слезка повеселела. Ее даже стали называть по – другому – Радость. И она больше не плачет по пустякам, разве только года совсем больно и очень обидно. Да и чего ей особо плакать?! Она ведь новую подружку нашла – Улыбку и вас повстречала, таких замечательных помощников.

Радость хочет поблагодарить вас за помощь и угостить.

Дети встречают сладкие призы.

  • Итог занятия.

Цели. Наше занятие заканчивается. Кому мы помогали? ( Ответы детей). Что мы для этого делали? (Ответы детей). До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Путешествие в страну "Настроение""

Занятие для детей подготовительной группы на развитие вербального и невербального общения....

Конспект занятия "Путешествие по стране Настроений"

На занятии дети закрепят полученные знания об эмоциях, расширят представления о различных способах коммуникации с окружающими.Учатся различать индивидуальные особенности детей в группе. Занятие провод...

"Путешествие в Страну "Настроение". Конспект занятия по ознакомлению с эмоциональными состояниями в подготовительной группе детского сада.

   Цель данного конспекта:  Закреплять полученные знания об основных эмоциях; учить детей составлять " эмоциональные цепочки" по содержанию литературного произведения; развивать ...

комплексное занятие "Путешествие в страну Настроения"

Конспект комплексного занятия педагога-психолога для детей старшей группы по социально-коммуникативному развитию. Тема :Эмоции посвященное эмоциям....

Конспект занятия "Путешествие в страну настроений"

Понятие эмоции и настроение, развитие самоконтроля и саморегуляции в отношении своего эмоционального состояния....