семинары
материал по психологии
семинары
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_kak_vospitat_patriotov.docx | 358.49 КБ |
seminar_praktikum_malchiki_i_devochki_uchit_po_raznomu_lyubit_po_raznomu.docx | 18.82 КБ |
seminar_praktikum.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края,
ул. Советская,43
Семинар-практикум для педагогов
« Как воспитать патриотов»
Подготовила:
Заместитель заведующего
Журбенко Г.В.
2022г.
Семинар-практикум для педагогов «Как воспитать патриотов»
Цель: уточнить и закрепить знания участников семинара-практикума по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Задачи: 1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
2. Развивать способ анализа своей деятельности и деятельность другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт.
3. Сформировать интерес к истории родного города, к его истории и культуре.
4. Обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию.
5. Расширять кругозор каждого участника семинара по краеведению.
Повестка дня:
1. Сообщение по теме «Патриотическое воспитание в ДОУ»
2. Развивающая среда по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
3. Викторина «Наша Родина – Россия»
«Никто не может стать сыном своего народа,
если он не проникнется теми основными чувствами,
какими живет народная душа»
Василий Васильевич Зеньковский
Патриотическое воспитание в ДОУ
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления.
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Таким образом, важнейшей задачей ДОУ является формирование у детей духовно-нравственных и нравственно-патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю.
Патриотическое воспитание - сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий права других людей, делающий все для того, чтобы родной страной можно было гордиться по праву.
В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу. Материал, подобранный им для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия.
В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:
1. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
2. Беседы с детьми о стране, родном городе;
3. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, рассказов, прослушивание музыкальных произведений;
6. Знакомство детей с народной декоративной росписью.
Для этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность (занятие).
Создание предметной развивающей среды
Трудности в ознакомлении детей с историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.
В группах могут быть оборудованы специальные зоны: -для детей младшего дошкольного возраста: уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной город, ребенок и сверстники: тематические папки о детях, о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «хорошо-плохо»);
-для детей среднего возраста: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры: предметы старины, русские игрушки, макеты крестьянской избы, комнаты; литература по фольклору (сказки, песенки, пословицы, поговорки);
-для детей старшего возраста: уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, вышивка, работа по дереву), куклы в национальных костюмах, карта России, художественная литература о защитниках Отечества, портреты великих соотечественников. Хорошо, если в уголках изобразительной деятельности будет выделено место для полочки красоты, где можно выставлять предметы народного декоративно-прикладного искусства.
Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников
Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей начальное звено процесса воспитания. Необходимо научить детей уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому так важны активная позиция родителей, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, помочь им осознать себя неотъемлемой частицей малой Родины, гражданина России.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, библиотеки и т.д.) можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.
Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Когда вы беседуете с детьми о семье, вы заучиваете пословицы и поговорки. Давайте и мы сейчас их вспомним.
1. «Узнай и назови пословицу по картинке» (показ картинок)
1. «Нет милее дружка, чем родная матушка»
2. «Вся семья вместе, так и душа на месте»
3. «Когда в семье лад, не нужен и клад»
4. «Семья сильна, когда над ней крыша одна»
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Предлагаю вам совершить путешествие в прошлое.
2. «Путешествие в прошлое России»
Ответы на вопросы из истории традиций и культуры России.
1. В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы? (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)
2. Какой день Масленой недели назывался Широким?
(Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)
3. Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?
(Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так же защищает от молнии.)
4. Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью?
(Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)
5. Как называется основание печи в крестьянской избе?
(Опечье)
6. Для чего служат печурки? (Для улучшения теплообмена, туда также помещается одежда, обувь, посуда, грибы и травы для сушки)
3. «Русский народный костюм»
1. Старинный женский головной убор замужней женщины?
(Кокошник)
2. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?
(Косоворотка)
3. Украшение и оберег от сглаза на одежде?
(Вышивка)
4. Крестьянский полукафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?
(Зипун)
5. Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?
(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)
В нравственно - патриотическом воспитании необходимо привить детям такие важные понятия как «Любовь к отечеству»; дать понятие, что такое Родина.
Продолжением данной работы является знакомство с флагом и гербом нашего города.
4. «Герб и флаг Ярославской области», «Герб родного города»
Перед вами изображения различных гербов и флагов. Найдите: 1. Герб Ярославской области. 2. Флаг Ярославской области. 3. Герб Тутаева (Романово-Борисоглебска) 4. Герб Романова. 5. Герб Борисоглебска.
1. Герб Ярославской области: В золотом поле черный восстающий медведь, держащий левой лапой на левом плече серебряную секиру с червлёным (красным) древком. Над щитом – княжеская шапка образца 1730 года: пурпурная, с горностаевой (в два ряда хвостов) опушкой и тремя видимыми дужками, из которых средняя украшена самоцветами, а боковые – жемчугом; дужки замкнуты золотой державой, также украшенной самоцветами. Щитодержатели: справа – серебряный олень с золотыми рогами, гривой, копытами и с золотым ошейником, украшенным самоцветами и имеющим кольцо впереди, слева – черный медведь настороже, имеющий червленый язык и увенчанный российской императорской короной, какой она изображалась в губернских гербах, но без лент; оба щитодержателя – на зеленом узорном подножии.
Весной 1998 года Михаил Юрьевич Диунов по заказу Аналитического центра Администрации Ярославской области создал документ «Историко-правовое обоснование официальных символов ярославской области», в котором содержалось первое описание современной версии герба. Художником - геральдистом Михаилом Юрьевичем Медведевым был представлен рисунок герба, который губернатор Ярославской области А. И. Лисицын внес для утверждения в Государственную Думу Ярославской области в качестве иллюстрации к проекту закона «Об официальных символах Ярославской области». 22 декабря 1998 года, после обсуждения в Государственной Думе Ярославской области, принятие законопроекта было отложено из-за непривычного для большинства депутатов облика герба. Два года спустя, 27 февраля 2001 года, Государственной Думой Ярославской области был принят упрощенный вариант герба без щитодержателей. Герб Ярославской области может воспроизводиться как в полной версии, так и в сокращенной — без щитодержателей и подножия. Все версии герба равноправны и имеют одинаковый статус.
2. Флаг Ярославской области представляет собой прямоугольное полотнище желтого цвета с соотношением ширины к длине 2:3. В центре его изображение черного восстающего медведя, держащего левой лапой на левом плече серебряную секиру с червленым (красным) древком.
3. Герб Тутаева (Романова-Борисоглебска): В скошенном справа золотом щите вверху — лазоревая (синяя, голубая) волнистая перевязь, сопровождаемая по сторонам узкими черными перевязями; внизу — венок из тринадцати червлёных (красных) садовых роз с зелёными стеблями и листьями, перевязанный лазоревой лентой и имеющий внутри в серебряном поле чёрного восстающего медведя, держащего на плече левой передней лапой золотую секиру. Герб Тутаева состоит из двух исторических гербов уездных городов — Романова и Борисоглебска. Исторические гербы уездных городов Романова и Борисоглебска были Высочайше утверждены 31 августа (11 сентября) 1778 года императрицей Екатериной II вместе с другими гербами городов Ярославского наместничества. 30 мая 1822 года Указом Александра I города Романов и Борисоглебск были объединены в единый город с названием Романов-Борисоглебск. В то же время был составлен проект соединённого герба. В верхней части щита помещался герб Романова, а в нижней части герб Борисоглебска. Официально герб Романова-Борисоглебска Высочайше не утверждался. Подлинное описание гербов городов гласило: Уездного города Романова: «Стоитъ на Волгѣ старой городъ въ золотомъ полѣ, вкось протекающая рѣка; по обѣим сторонамъ оной по черной полосѣ». Уездного города Борисоглебска: «Щитъ въ серебряномъ полѣ; главная часть гербъ Намѣстническій, а въ золотомъ полѣ вѣнецъ изъ розъ, лазоревою лентою связанъ; в каждой розѣ по буквѣ золотой; всѣ же буквы составляютъ званіе онаго города».
Все мы знаем, чтобы сформировать у детей нравственно-патриотические ценности, необходимо воспитание любви к семье и родному краю, к малой Родине. Поэтому я предлагаю вам вспомнить историю нашего города.
5. Игра с мячом «Достопримечательности города Тутаева» Участники встают в круг. Передавая мяч друг другу, называют достопримечательность города, с которой они хотели бы познакомить воспитанников. (Пожарная каланча, Музей баранки, Музей кузнечного дела, Музей колокололитейного искусства, Музей «Дом на Новинской», Музей-усадьба Зацепиных, Парк Победы, памятник Ф.Ф.Ушакову, Площадь Ленина (Базарная площадь), Музей Ф.Ф.Ушакова, Музей «Царская овца»)
6. «Чем славен наш Тутаев» 1. Назовите архитектурный памятник, построенный на месте древнего деревянного храма, который был сердцем старинной крепости - Романовского кремля. Именно отсюда начинается история всего города. (Крестовоздвиженский собор) 2. Этот храм был сооружен в 1758 году рядом с пристанью для торговых судов и воспринимался как парадные ворота на главном городском въезде со стороны реки. (Преображенско-Казанская церковь) 3. Имя красноармейца, добровольца Романово-Борисоглебского красноармейского отряда, погибшего в нашей местности во время белогвардейского мятежа. В его честь назван один из городов Ярославской области. (Илья Павлович Тутаев) 4. Уроженец Романовского Уезда Ярославской губернии, великий российский флотоводец. В его честь открылся музей в 2011 году. (Адмирал Ф. Ф. Ушаков) 5. Знаменитое изделие романовских кузнецов, которое использовалось при строительстве российского флота. (Романовский гвоздь) Петр I, проводивший обновление речного флота, обратил внимание на Романов, где местные умельцы изготавливали быстроходные и маневренные парусные суда - "романовки". Кроме того, Романов славился также кузнечным промыслом и "железоделательными заводами", которые работали на местном сырье. Из железа местные кузнецы делали гвозди, которые шли на строительство российского флота. Романовская равендучная фабрика выпускала толстый и тонкий равендук, то есть парусину, который также отправлялся в Санкт-Петербург и на верфи. 6. Уроженец деревни Андроники Романово-Борисоглебского уезда, Герой Советского Союза, во время Великой Отечественной войны командовал одной из армий в Сталинградской битве. За выдающиеся заслуги награжден орденом "Победа", двумя орденами Ленина, тремя Красного Знамени и многими другими наградами. (Федор Иванович Толбухин)
И в завершении нашей встречи я предлагаю вам решить кроссворд.
1. Великая русская река. (Волга) 2. Главный город государства. (Столица) 3. Кирпичная или глинобитная конструкция, используемая для отопления помещения, приготовления пищи. (Печка) 4. Политическая самостоятельность, отсутствие подчиненности, суверенитет. (Независимость) 5. Человек, управляющий нашей страной. (Президент) 6. Линия, определяющая пределы государственной территории. (Граница) 7. Символ государственной власти в виде полотнища с особой расцветкой. (Флаг)
Ключевое слово: ОТЧИЗНА
Вот и завершился наш семинар-практикум. Я надеюсь, что все участники семинара обобщили, уточнили и закрепили свои знания по истории нашего города. Тутаев является маленькой частью нашей огромной Родины, но своими традициями, своей историей, своим трудом он вместе со всеми составляет силу и мощь нашего большого государства. Желаю вам успехов в вашей педагогической деятельности.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края,
ул. Советская,43
Семинар-практикум
«Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному»
Составитель:
Педагог-психолог
Журбенко Г.В.
2023 год
Семинар-практикум «Мальчики и девочки — учить по-разному, любить по-разному»
Цель: расширить представление педагога об асимметрии мозга, особенностях воспитания мальчиков и девочек
Мальчики и девочки - почему они разные
все мы знаем, что мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить. Статистика показывает, что среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чему девочек. Трудно воспитуемые дети тоже чаще мальчики. Мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. по отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания ( " отойди", " принеси", " дай", " сделай", " перестань", а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях( " нравится", " люблю", " грустный", " веселый"). Физиологическая сторона восприятия тоже несколько различается у мальчиков и девочек, острота слуха в среднем выше у мальчиков, чем у девочек.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои богатства - кукол, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т. д., используя при этом все предоставленное им пространство.
Кроме того, показано, что мальчикам в отличие от девочек для их полноценного психического развития требуется большее пространство.
Воспитывать мальчика, воспитывать девочку
Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек и мальчиков чаще женщины : дома - мама и бабушка, в детском саду - воспитательницы, в начальной школе - учительница. А может ли женщина вырастить настоящего мужчину? Вряд ли, а знаете почему? у нее другой тип мозга и другой тип мышления.
Как мальчики и девочки обычно отвечают на занятиях в детском саду?
Мальчик смотрит на стол, в сторону или перед собой и, если знает ответ, отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо воспитателю и, отвечая, ищет у него в глазах подтверждение правильности ее ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно.
И в вопросах детей прослеживается та же линия. Мальчики чаще задают взрослые вопросы ради получения какой-то конкретной информации (" А какое у нас следующее занятие", а девочки - для установления контакта со взрослым (" А вы еще к нам придете?"), т. е. мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки- на отношение между людьми.
Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Педагоги видят это по обращенным к ним глазам и строят обучения таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются - то они на девочек. Мальчики же раскачиваются долго и на воспитателя смотрят реже. Но вот и они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать. Воспитатель сразу замечает это, так как контакт с девчонками у него налажен хорошо - он все время видит их обращенные к себе лица. Он начинает снимать нагрузку, занятия переходит в другую фазу. А мальчикам бы именно сейчас и надо дать ключевой материал. Но самое важное уже дано, а они его пропустили или не поняли, так как в нужный момент уровень их работоспособности, возможности усвоить трудные знания были низкими. У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь. Они оттесняют мальчиков физически и " забивают " их в речевом плане. Но их ответы более однообразны, и, видимо, их мышления более однотипно. Психологи считают, что девочки превосходят мальчиков в речевых заданиях. Даже изначально неречевые задачи они могут решать речевым способом. При неблагоприятных условиях, например, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностях психики ребенка, девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослыми, и в определенной мере, лучше или хуже, справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из под контроля взрослых, не подчиняться ему, так как адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно.
Важный вывод: мальчик и девочка - это два разных мира. Если мы не учитываем это, то очень часто неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и не правильно на них, эти поступки реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по - разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Хотелось бы выделить несколько рекомендаций " Особенности воспитания мальчиков и девочек".
1. Не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту- девочки обычно старше ровесников- мальчиков.
2. Мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное- по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.
3. Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек, ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними неверно и бесполезно.
4. Не усердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
5. Давая задания мальчикам, старайтесь включать вниз момент поиска, требующий сообразительности. Не нужно заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
Хотелось бы выделить несколько рекомендаций " Особенности воспитания мальчиков и девочек".
1. Не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту- девочки обычно старше ровесников- мальчиков.
2. Мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное- по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.
3. Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек, ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними неверно и бесполезно.
4. Не усердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
5. Давая задания мальчикам, старайтесь включать вниз момент поиска, требующий сообразительности. Не нужно заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
Хотелось бы выделить несколько рекомендаций " Особенности воспитания мальчиков и девочек".
1. Не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту- девочки обычно старше ровесников- мальчиков.
2. Мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное- по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.
3. Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек, ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними неверно и бесполезно.
4. Не усердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
5. Давая задания мальчикам, старайтесь включать вниз момент поиска, требующий сообразительности. Не нужно заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края, ул. Советская,43
Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики рук»
Подготовил:
Педагог – психолог
Журбенко Г.В.
2022 год
Семинар-практикум для воспитателей
«Развитие мелкой моторики рук»
Цель семинара: повышение уровня компетентности педагогов в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук; знакомство с разнообразными фабричными пособиями и играми, развивающими мелкую моторику; изготовление совместно с педагогами пособий для детей из бросового материала.
Задачи:
• подготовить бросовый материал;
• показать различные виды упражнений для развития мелкой моторики;
• изготовить совместно с педагогами пособия из бросового материала для детей.
Оборудование:
- материал травка,
- широкая резинка,
- нитки,
- иглы,
- дырокол,
- воздушные шары,
- нитки мулине,
- цветные маркеры,
- мука,
- горох,
- гречка,
- крышечки из-под киндер сюрпризов,
- шило,
- пустые бутылки из-под моющихся средств,
- канцелярские ножи,
- шнуровка разных цветов.
Теоретическая часть
Цель. Дать представление педагогам о том, как развитие мелкой моторики рук влияет на речь детей. Познакомить с методической литературой по вопросу развития мелкой моторики рук дошкольников.
План
1. Значение мелкой моторики рук в коррекции и развитии речи детей дошкольного возраста.
2. Знакомство с методической литературой по вопросу развития мелкой моторики рук дошкольников
Ход семинара
1. Значение мелкой моторики рук в коррекции и развитии речи детей дошкольного возраста
Психолог: - Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном развитии речи, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
- На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие детей находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то речевое развитие ребенка задерживается.
- Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
- Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на кишечник; безымянного – на печень и почки; мизинца – на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребёнка.
- Для каждого возраста характерна своя степень сложности выполнения упражнений. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:
- внимание;
- мышление;
- координация;
- воображение;
- наблюдательность;
- зрительная и двигательная память;
- речь.
- Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1) Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2) Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3) Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4) Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5) Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6) У малыша развивается воображение и фантазия.
7) В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
- Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.
- Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.
- Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги. Развитие мелкой моторики рук детей важно и для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры - потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:
- «Идет коза рогатая»,
- «Пальчик-мальчик, где ты был?»,
- «Сорока-сорока»,
- «Ладушки-ладушки»,
- «Этот пальчик дедушка» и другие.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
- Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой. Развивается координация слова с движением.
- «Пальчиковые игры», игры «Расскажи стихи руками» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений со взрослыми.
Психолог: - Какова же методика проведения этих игр?
- Сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами.
Например, стихотворение «Зайка серенький».
Зайка серенький сидит (дети садятся на корточки)
И ушами шевелит (руками имитируют движения ушей)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, (потирают плечи ладошками, скрестив руки)
Нужно лапочки погреть. (поочерёдно прячут кулачок то в правую, то в левую руку)
Вот так, вот так
Нужно лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, (перепрыгивание с ноги на ногу)
Нужно быстро поскакать. (прыжки на 2-х ногах на месте)
Вот так, вот так
Нужно быстро поскакать.
- Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения - это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.
- Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами.
- В этом случае очень хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, игры с настольными пособиями для развития мелкой моторики рук:
- нанизывание бусин на нитку;
- застегивание и расстегивание пуговиц;
- всевозможные шнуровки;
- сортировка круп, зёрен (гречка - горох, фасоль бобы) и т. п.
- Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:
- игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр;
- деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплая на ощупь;
- кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;
- конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;
- рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;
- фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;
- пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;
- мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
- Немаловажное значение в развитии мелкой моторики рук имеет и продуктивная творческая деятельность (рисование, аппликация, лепка, ручной труд). Манипулирование изобразительными материалами способствует развитию точности движений рук.
2. Знакомство с разновидностями пальчиковых игр
1. Игры со счётными палочками.
2. Выполнение фигурок из пальцев.
3. Игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихотворений.
4. Игры с мячами.
5. Кинезеологические упражнения.
6. Массаж (самомасссаж).
Совместно с педагогами проиграли все разновидности пальчиковых игр.
3. Практическая часть
1. Педагогам было предложено изготовить пособия для развития мелкой моторики своими руками из бросового материала.
Такие пособия как:
- «Массажные щётки»,
- «Разноцветные бусы»,
- «Мякиши»,
- «Рыбка».
Для этого педагоги ознакомились с алгоритмами выполнения данных пособий.
Пособие «Массажные щётки»
Психолог: - Необходимо взять квадрат материала типа травка размером десять на десять сантиметров. С помощью ножниц вырезать овальную форму размером с детскую ладонь. С помощью дырокола сделать по два отверстия с каждой стороны травки. Затем взять большую иглу с ниткой и с изнаночной стороны травки пришить резинку, так чтобы она крепко держалась на ладони.
Пособие «Мякиш»
Психолог: - Служит для массажа (самомассажа) ладони ребёнка. Для изготовления данного пособия понадобится: мука, воздушные шары, разноцветные нитки мулине, простой карандаш, ножницы небольших размеров воронка. Берём воздушный шарик, помещаем в него воронку и насыпаем чайной ложкой муку (наполнитель может быть разный, например, круглый горох, греча). Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать её с помощью простого карандаша. Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками мулине. Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик. И у нас получается «Мякиш» с разноцветными волосами и весёлым личиком.
Пособие «Разноцветные бусы»
Психолог: - Для изготовления этого пособия нам понадобится: шнурок, разноцветные крышечки из-под киндер сюрпризов, шило. Разноцветные крышечки из-под киндер сюрпризов необходимо поделить на две части. В центре каждой крышечки проделываем отверстия. И получившиеся бусины нанизываем на шнурок.
Пособие «Рыбка»
Психолог: - Для изготовления «Рыбки» понадобится пустая бутылка из-под шампуня. Нужно отрезать верхнюю часть и донышко бутылки. Оставшуюся часть бутылки разрезать на две части из одной части бутылки вырезаем форму рыбки (формы могут быть различными, например, машины, животные, одежда, обувь). С помощью шила проделываем отверстия в получившейся рыбке. Оформляем рыбку разноцветным шнурком и пластмассовым глазиком.
Итогом семинара было творческое задание педагогам - придумать и презентовать всеобщему вниманию как можно больше игр и упражнений для детей с каким-либо пособием, способствующим развитию мелкой моторики рук, координации движений, усидчивости, интереса ребёнка и творческого начала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2. Тема семинара: Технологии школьного экологического мониторинга, включающие программные наблюдения за состоянием окружающей среды
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2....
Семинар для педагогов «Семинар для педагогов «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта»»
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...
Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Что такое семинары и семинары-практикумы?
Что такое семинары и семинары-практикумы?...