Экспертиза
материал по психологии
Психологическая экспертиза
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анкеты, чтобы определить уровень психологической безопасности образовательной среды
Данная публикация содержит2 анкеты:
- Анкета № 1 поможет выявить, почему у педагога снижается качество работы.
- Родители воспитанников конфликтуют с педагогом. Понять трудности поможет анкета № 2.
Оцените в середине учебного года, насколько комфортно педагоги и воспитанники ДОУ чувствуют себя в образовательной деятельности. Выявить проблемы педагогов и воспитанников вы сможете с помощью анкеты «Оценка психологической безопасности образовательной среды».
Если педагог перегружен, а администрация ДОУ не помогает ему решить профессиональные затруднения, то педагог будет испытывать отрицательные эмоции, разрушит свое здоровье и не сможет научить воспитанников здоровому образу жизни.
Воспитанники не смогут принять здоровье как базовую ценность, если будут переживать неконструктивную критику педагогов, перегрузки в обучении. Опросник поможет вам понять трудности обучающихся.
Сопоставьте результаты анкет родителей и воспитателей, выявите общие для всех проблемы.
Анкета-опросник № 1 для педагогов «Оценка психологической безопасности образовательной среды»
Уважаемый коллега!
Просим Вас принять участие в изучении образовательной среды ДОУ. Исследование поможет улучшить психологическое сопровождение участников образовательных отношений.
На каждый вопрос выберите один вариант ответа, который наиболее соответствует Вашему мнению.
Характеристики | Варианты ответов | |||
Да, совершенно верно | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет, это совсем не так | |
Моя учебная нагрузка дает возможность избежать перегрузок при подготовке и проведении занятий | ||||
Я могу отказаться и не выполнять поручения, которые не входят в мои прямые обязанности | ||||
У меня есть возможность получать профессиональную поддержку со стороны администрации и коллег | ||||
Я не испытываю проблем и трудностей во взаимодействии с администрацией и коллегами | ||||
В ДОУ я чувствую себя защищенным от необоснованных претензий и критики со стороны администрации и коллег | ||||
Я имею возможность открыто высказывать свою точку зрения | ||||
В случаях возникновения конфликтов в профессиональной деятельности я могу получить помощь в их разрешении от администрации и коллег | ||||
У меня не возникает сложностей в общении с учениками | ||||
У меня нет затруднений во взаимодействии с родителями | ||||
В ДОУ я редко испытываю отрицательные эмоции (гнев, обида, раздражение), связанные с отношениями с коллегами, администрацией, обучающимися, родителями | ||||
В ДОУ я защищен от угроз и недоброжелательного отношения со стороны обучающихся и родителей | ||||
Моя работа в ДОУ приносит профессиональное и эмоциональное удовлетворение |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Каждый ответ оцените в баллах в соответствии со шкалой:
Варианты ответов | |||
Да, совершенно верно | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет, это совсем не так |
3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
Суммируйте баллы за каждый вопрос, чтобы определить уровень психологической безопасности образовательной среды (максимальная сумма баллов – 36).
Уровни:
– высокий – от 25 до 36 баллов;
– средний – от 18 до 24 баллов;
– низкий – от 0 до 17 баллов.
ПРИМЕР ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОДНОГО ПЕДАГОГА
Варианты ответов | |||||||
Да, совершенно верно | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет, это совсем не так | ||||
3 ответа | 9 баллов | 2 ответа | 4 балла | 6 ответов | 6 баллов | 1 ответ | 0 баллов |
Итог: 19 баллов. Воспитатель оценивает психологическую безопасность на среднем уровне, но этот показатель ближе к низкому уровню (17 баллов) |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОДНОГО ПЕДАГОГА
Варианты ответов | |||
Да, совершенно верно | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет, это совсем не так |
3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОДНОГО ПЕДАГОГА
Варианты ответов | |||
Да, совершенно верно | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет, это совсем не так |
3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОДНОГО ПЕДАГОГА
Варианты ответов | |||
Да, совершенно верно | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет, это совсем не так |
3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОДНОГО ПЕДАГОГА
Варианты ответов | |||
Да, совершенно верно | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет, это совсем не так |
3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОДНОГО ПЕДАГОГА
Варианты ответов | |||
Да, совершенно верно | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет, это совсем не так |
3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОДНОГО ПЕДАГОГА
Варианты ответов | |||
Да, совершенно верно | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет, это совсем не так |
3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОДНОГО ПЕДАГОГА
Варианты ответов | |||
Да, совершенно верно | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет, это совсем не так |
3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОДНОГО ПЕДАГОГА
Варианты ответов | |||
Да, совершенно верно | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет, это совсем не так |
3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
ПРИМЕР ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСЕХ ПЕДАГОГОВ ДОУ
В примере обработки результатов педагогов ДОУ подсчитывается сумма баллов, которые выставили все педагоги, она делится на количество педагогов. В таблице нет фамилий, имен и отчеств, потому что опрос проводился анонимно.
Анкетируемый педагог | Уровни психологической безопасности образовательной среды | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
1 | 25 | ||
2 | 18 | ||
3 | 20 | ||
4 | 21 | ||
5 | 24 | ||
6 | 22 | ||
7 | 17 | ||
8 | 16 | ||
9 | 28 | ||
10 | 15 | ||
11 | 30 | ||
12 | 13 | ||
13 | 19 | ||
14 | 26 | ||
15 | 21 | ||
ИТОГ | 20,3 – средний уровень |
РЕКОМЕНДАЦИИ
Невозможно говорить о качестве образовательной деятельности, которую педагоги строят на психологическом насилии. Поэтому здоровье формирующая и психологически безопасная среда должна стать для администрации школы одним из приоритетных направлений контроля качества образовательной деятельности.
Результаты диагностики педагогов, родителей и воспитанников позволяют определить:
– особенности восприятия педагогами, обучающимися, родителями образовательной среды с позиции ее безопасности, психологического благополучия/неблагополучия;
– показатель психологической безопасности по классу, образовательной организации в целом.
Что делать, если после всех диагностик вы определили уровень психологической безопасности образовательной среды как низкий или средний?
1. Проконтролировать, как педагоги формируют установки на здоровый образ жизни.
Если выявили низкий уровень психологической безопасности, то проанализируйте образовательные программы, план работы методических объединений, план работы педагога-психолога.
Запланируйте контроль качества личностных образовательных результатов.
Выявите, как воспитатель формируют у обучающихся установки на здоровый образ жизни на занятиях и в свободной деятельности.
2. Оценить качество работы педагога-психолога.
Проконтролируйте план работы педагога-психолога и выявите, что именно он проводит и как развивает конфликтологическую компетентность и социальные навыки всех участников образовательных отношений.
Занятия педагога-психолога с воспитанниками должны быть нацелены на формирование конструктивных стратегий поведения:
– навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем;
– умений отстаивать личностные границы, защищать персональное пространство;
– навыков самоподдержки и взаимоподдержки;
– способов действий для эффективного общения и разрешения конфликтов.
В системе психологической профилактики особое место занимает работа педагога-психолога по сопровождению подростков группы высокого риска, которые переживают депрессивные, агрессивные чувства, стресс. А также помощь детям по поиску личностных ресурсов: саморегуляции; повышения самооценки; формирования круга социальной поддержки.
Дефицит социальных навыков педагог-психолог уменьшит, если запланирует и проведет работу с группами, являющимися источником межличностных проблем.
Обратите внимание, как в образовательной деятельности педагоги учат дошкольников распознавать сверстников группы риска, как объясняют, куда обратиться за помощью в сложных ситуациях. Если ваши дети будут знать, как выявить риски в общении со сверстниками, куда обратиться за помощью и как правильно объяснить проблему, то смогут сами избежать сложных ситуаций и помочь другим детям. Дети чаще обращаются к сверстникам и намного реже к воспитателям и педагогам-психологам в ДОУ.
3. Организовать профилактику эмоционального выгорания педагогов.
Запланируйте вместе с педагогом-психологом занятия, на которых педагоги могут научиться решать проблемы обучения и развития учащихся, научиться профилактике эмоционального выгорания.
Профессиональное выгорание – следствие стресса. Специфика стресса зависит как от многообразия внешних воздействий, так и от личностного смысла цели деятельности, оценки ситуации самим человеком.
Наиболее яркими проявлениями синдрома являются признаки конфликтности в отношениях:
– «руководитель – подчиненный», когда причина – невнимание к личности педагогического работника, неудовлетворенность решениями руководства;
– «коллега – коллега» из-за недобросовестного отношения к работе, психологической несовместимости коллег, неблагоприятного психологического микроклимата;
– «учитель – ученик», когда педагог не понимает школьника, особенности современных детей;
– «педагог – родители», если учитель игнорирует требования к ребенку со стороны семьи, а родители игнорируют требования образовательной организации и предъявляют необоснованные претензии к педагогу.
Педагог-психолог проводит профилактику выгорания и, чтобы ее предотвратить, формирует адаптивные умения и стратегии поведения учителей и поддерживает внутренний ресурс педагогов, учит использовать их потенциал для профессионального развития и для «разгрузки» вне профессиональной деятельности.
4. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей.
Одной из причин, которые мешают сформировать социально-безопасное поведение учащихся, остается нарушение внутрисемейных отношений.
В процессе взаимодействия с родителями возможны разные стратегии работы:
1) усилить познавательный аспект личности родителей. Педагоги раскрывают важные вопросы и проблемы воспитания, развития детей и подростков;
2) работать с эмоциональной стороной взаимоотношений, искать неосознаваемые причины нарушений, которые могут быть связаны с особенностями семейных отношений. Эту работу может выполнить только педагог-психолог.
Основные формы работы с родителями могут включать:
– программу родительского всеобуча;
– выступления специалистов на тематических родительских собраниях, родительских комитетов в ДОУ;
– консультации;
– циклы семинаров-практикумов.
Анкета - опросник № 3 для родителей «Оценка психологической безопасности образовательной среды»
Уважаемый родитель!
Просим Вас принять участие в изучении образовательной среды ДОУ. Исследование поможет улучшить психологическое сопровождение участников образовательных отношений.
На каждый вопрос выберите один вариант ответа, который наиболее соответствует Вашему мнению.
Характеристики | Варианты ответов | |||
Да, совершенно верно | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет, это совсем не так | |
Расписание занятий в ДОУ позволяет моему ребенку избежать перегрузок | ||||
Я имею возможность открыто высказывать свою позицию по вопросам организации образовательной деятельности | ||||
Я не испытываю трудностей во взаимодействии с администрацией ДОУ | ||||
У меня не возникает сложностей в общении с педагогами | ||||
У меня всегда есть возможность получать помощь педагогов в разрешении проблем, связанных с обучением ребенка в ДОУ | ||||
В случаях возникновения конфликтов я могу получить помощь в их разрешении от администрации, педагогов | ||||
В нашей группе сложилось взаимодействие между родителями по различным вопросам, связанным с обучением с различными мероприятиями | ||||
Я имею возможность отказаться от участия своего ребенка в мероприятиях ДОУ | ||||
В ДОУ мой ребенок защищен от необоснованных претензий и критики со стороны педагогов | ||||
В ДОУ мой ребенок защищен от игнорирования, неприятия, угроз со стороны одногруппников, | ||||
Я уверен, что информация о моем ребенке (персональные данные, результаты диагностик) не разглашается и не распространяется в ущерб интересам ребенка | ||||
Взаимодействие с администрацией и педагогами ДОУ приносит мне эмоциональное удовлетворение |
Анкетируемый педагог | Уровни психологической безопасности образовательной среды | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 | |||
15 | |||
ИТОГ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края
Психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды ДОУ
Подготовил:
Педагог - психолог
Журбенко Г.В.
2022 год
Психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды ДОУ
В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Обеспечение такого развития предполагает решение основной задачи ДОУ - охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников.
Деятельность нашего дошкольного учреждения по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка.
При постановке задач такого рода педагог-психолог выступает координатором обеспечения психологической безопасности воспитанников и фактором позитивных изменений педагогов.
Образовательная среда— это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Под психологической безопасностью понимается состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье, включенных в нее участников.
Психологическая безопасность образовательного процесса- это не только состояние педагогического коллектива, но и защищенность ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию позитивному мировосприятию и самоотношению.
Исходя из изложенного можно выделить структурные компоненты, которые составляют основу понятия «психологическая безопасность» и непосредственно влияют на нее. Структурные компоненты психологической безопасности целесообразно разделить на две системы:
1.систему организации режима жизнедеятельности воспитанников;
2.систему организации межличностных отношений в ДОУ.
Система организации режима жизнедеятельности воспитанников включает в себя:
- установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузки; организация полноценного питания, сна и двигательного режима);
- создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении, движении и развитии;
- организация образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей; проведение занятий в форме игры; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение воспитанников в значимые и интересные для них виды деятельности).
Система организации межличностных отношений в ДОУ:
- влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство); психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников);
- психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на работу, стиль руководства, традиции, атмосфера).
В нашем дошкольном учреждении разработана модель организации экспертизы безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО.
Цель данной модели: сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
1. создание условий, способствующих эффективному подбору и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОУ;
2. создание условий для естественного всестороннего развития детей, их творческого потенциала и индивидуальных способностей.
Этапы организации экспертизы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды.
1. Диагностический этап. На данном этапе анализируются:
отношение детей к ДОУ, их эмоциональное состояние, психологический климат в детском коллективе (социометрические методики «Два домика» Т. Д. Марцинковская и методика «Секрет» Т.А. Репина, методика «Разноцветные домики» Н. И. Ганошенко, И. В. Тихомирова направленная на выявление особенностей эмоционального отношения ребенка к себе, значимым взрослым и сверстникам, методика «Мой Светофорик» Е. Д. Полякова на выявление уровня эмоционального отношения к детскому саду, графическая методика «Кактус» на выявление агрессивности, тест «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой направленный на выявление наличия страхов, рисуночная методика «Я в детском саду» Быкова М., Аромштам М., направленная на определение степени эмоционального комфорта ребенка во время пребывания в детском саду );
психологические характеристики воспитателей с точки зрения личностно ориентированной педагогики, а также стиль взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса (вопросник «Отношение детей к педагогу» Е. Е. Алексеева, опросник по определению стиля общения педагога с детьми Маркова А.К., методика оценки агрессивности педагога А. Ассингера);
степень комфортности предметно-развивающей среды для детей и взрослых (анкета - опросник для педагогов «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды дошкольного учреждения»);
психологический климат педагогического коллектива (опросник "Психологический климат в педагогическом коллективе" (И. А. Баева) оценка умения педагога предвидеть, регулировать опасности и риски психологической безопасности образовательной среды, управлять ими).
2. Организационно-практический этап. В группах нашего детского сада регулярно проводится работа по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды:
психологизация образовательной среды в целях сохранения эмоционального благополучия ее участников через распространение информационных буклетов, консультационного материала для педагогов и родителей воспитанников.
повышение профессионального уровня педагогов и создание необходимых условий для их личностного роста, что подразумевает проведение методических мероприятий для педагогов: индивидуальных и групповых консультаций, семинаров-практикумов, направленных на оптимизацию процесса организации рационального режима дня (распределение физических и интеллектуальных нагрузок, организацию питания, сна и предметно-развивающей среды, соответствующей требованиям психологической безопасности; использование в работе приемов аутотренинга и релаксации).
организация коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на создание условий для их естественного психологического развития, развитие эмоциональной сферы, коррекцию имеющихся эмоциональных нарушений, включающую психотехнические методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастика, самомассаж, снятие психомышечного напряжения, релаксация и пр.)
организация предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворение потребности в общении, движении, развитии и т. д. Развивающая среда, обогащенная различными элементами, создает у детей положительную установку и позитивное впечатление о детском саде, что способствует укреплению их психологического и эмоционального здоровья, развитию эмоционально-чувственной сферы. Также пространство в группах, имеющее гибкое зонирование, стимулирует самостоятельность детей, обусловливает возможность свободного выбора.
В группах нашего дошкольного учреждения организованы специальные уголки и зоны, способствующие сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта. Пространство в группах, имеющее гибкое зонирование, стимулирует самостоятельность детей, обусловливает возможность свободного выбора. Различные уголки, зоны психологической разгрузки в группах детского сада – организованы таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние. Яркость, необычность оборудования пространства, вера в резервные возможности каждого ребенка не только помогают преодолеть трудности в поведении, но и становятся эффективным средством взаимодействия воспитанника и педагога.
Модель организации экспертизы безопасной и психологически комфортной образовательной среды в выстроенная в условиях реализации ФГОС ДО, дает положительные результаты:
- соответствие предметно-развивающей среды требованиям психологической безопасности;
- направленность деятельности педагогов на личностно ориентированное взаимодействие с детьми;
- сокращение количества факторов, негативно влияющих на эмоциональное состояние и вызывающих эмоциональный дискомфорт за счет построения гибкого и варьированного режима дня; включения в образовательный процесс значимых и интересных видов детской деятельности; проведения образовательной деятельности с детьми в увлекательной и эмоциональной форме; введения релаксационных пауз в режимные моменты; создания пакета методик снятия психоэмоционального напряжения;
- создание условий для естественного всестороннего развития творческого потенциала и индивидуальных способностей воспитанников;
- уменьшение количества детей с эмоциональными нарушениями;
- успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ;
- сокращение количества детей, психологически не готовых к поступлению в школу.
Анализируя результаты, можно сделать вывод об эффективности предложенной системы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО.
Список использованных источников:
1. ФГОС ДО от 14.11.2013 г, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4
3. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды / Под ред. И.А.Баевой: Учеб. пособие. – М., 2009
4. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993
5. Быкова М., Аромштам М. Я в детском саду». Дошкольное образование. 2002. № 12. 7. Новоселова С.Л. “Развивающая предметная среда”. М., 2001
6. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
экспертиза воспитателя к аттестации
экспертные заключения и приложения по Московской области...
экспертиза воспитателя к аттестации
экспертные заключения и приложения по Московской области...
Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения
Цель данной методики — задать критерии оценки материалов и оборудования, которые могут обеспечить развитие ребенка и образовательный процесс в детском образовательном учреждении (ДОУ). Основные ...
Экспертиза годового плана ДОУ.
Алгоритм экспертизы годового плана ДОУ....
Консультация для воспитателей "Экспертиза игрушек: прошлое, настоящее, будущее."
Описывается ,как происходила экспертиза игрушек и как будет....
О проведении экспертизы при госзакупках по 44-ФЗ
Закон о госзакупках обязывает бюджетные учреждения не только строго следовать законодательным положениям при выборе исполнителя контракта при его заключении, но и требует проверки конечного результата...
Заключение по результатам проведения психологической экспертизы в группах общеразвивающей направленности от 1,2 до 2 лет
Качество дошкольного образования должно определяться отношением взрослых к дошкольному детству как самоценному периоду жизни каждого человека. Решение этой задачи требует осуществления психологическог...