Экспертиза годового плана ДОУ.
консультация по теме

Железцова Елена Юрьевна

Алгоритм экспертизы годового плана ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспертиза годового плана работы ДОУ.

  1. Технология разработки годового плана

Прежде, чем приступить к анализу, необходимо изучить технологию процесса разработки плана, сильные и слабые стороны, сделать вывод об уровнях управленческого влияния на педагогов, разрабатывающих отдельные разделы плана и получить ответы на следующие вопросы:

  1. время начала и окончания работ по составлению плана;
  2.  состав рабочих групп, составляющих план;
  3. перечень информационных материалов, использованных при разработке плана;
  4. порядок аналитической обработки информационных материалов;
  5. учет мнения участников образовательного процесса при формировании содержания плана;
  6. роль администрации в организации рабочих и инициативных групп;
  7. корректировка годового плана с учетом содержания планов УО, учреждений доп. образования;
  8. предварительное ознакомление участников образовательного процесса с проектом плана;
  9. время утверждения на педсовете;
  10.  уровень активности при обсуждении проекта на педсовете, роль доклада заведующей ДОУ при обсуждении задач, педагогических концепций, содержания работы

  1. Создание аналитической части годового плана

Выяснить, каково содержание аналитической части годового плана, насколько глубоко, убедительно и полно рассматриваются итоги прошедшего учебного года; определить степень взаимодействия и связи аналитической преамбулы с другими структурными компонентами годового плана.

Несерьезное отношение к анализу приводит к планированию случайных и порой ненужных мероприятий. При изучении содержания необходимо дать объективную оценку фактического состояния педагогического процесса и его результатов. При изучении глубины анализа необходимо установить причинно-следственные связи и зависимости, характеризующие положительные сдвиги или неудачи в развитии педагогических процессов и получить ответы на следующие вопросы:

  1. причины успехов и недостатков раскрыты достаточно полно, глубоко, убедительно;
  2. причины успехов и недостатков раскрыты недостаточно полно, поверхностно, неубедительно;
  3. причины успехов и недостатков не раскрыты, есть лишь констатация фактов;
  4. в аналитической части плана четко сформулированы выводы, все явления и результаты  оценены с позиции решения задач года и выполнения планируемого;
  5. анализ содержит критическую оценку результатов и методов деятельности школьного коллектива и его руководителей, но все это не подтверждается количественными показателями и качественными характеристиками;
  6. приведены количественные и качественные характеристики, но аргументированная ими мысль не высказана;
  7. в аналитической части нет количественных показателей и качественных характеристик.

  1.  Как  определяются в годовом плане задачи  на новый учебный год и как воплотились в задачах выводы, сформулированные в анализе работы ДОУ.

При этом внимание должно быть сосредоточено на характеристике вопросов:

  • уровень значимости выдвигаемых в плане задач;
  • уровень аналитической аргументации планируемых задач.

И получить ответы на вопросы:

  1. задачи органически вытекают из анализа, они конкретны и актуальны;                
  2.  некоторые или большая часть поставленных задач не вытекают из анализа;
  3. Все задачи не связаны с анализом, сформулированы расплывчато, в общем виде;
  4. Правомерность количества выдвинутых задач (их недостаток или избыток) не подтверждается анализом.

Анализу плана поможет таблица 1

Таблица 1

Учебные годы

1 задача

2 задача

3 задача

4 задача

5 задача

Выводы

При планировании главных задач часто встречающие недостатки:

  • Отсутствие четкой взаимосвязи между аналитическими выводами и главными задачами на новый учебный год;
  • Надуманный характер задач, недостаточная их ориентация на решение кардинальных вопросов, определяющих современный этап развития школы;
  • Отсутствие содержательной емкости и логической стройности в изложении задач, смещение главных и вспомогательных задач, излишняя детализация, награмождение неоправданно большого количества задач.

4. Степень соответствия содержания работы основным задачам

Дать обоснованную характеристику контрольным заданиям, плановым поручениям  и конкретным мероприятиям и определить степень их соответствия аналитическим выводам и намеченным на новый учебный год главным задачам.

1.Необходимо установить, связывают ли  в плане мероприятия в единое целое содержание работы, анализ итогов работы ДОУ за предшествующий период и основные задачи на новый учебный год

При изучении этого вопроса можно заполнить  специальную карту (Таблица 2)

Таблица 2

№ п/п

Разделы и подразделения годового плана

Уровни отражения основных задач ДОУ(в планируемых мероприятиях)

Формулировка 1задачи

Формулировка 2 задачи

Формулировка 3 задачи

Формулировка 4 задачи

Формулировка 5 задачи

1.

Анализ работы за прошедший год:

 - обеспечение здоровья и здорового образа жизни,

- результаты выполнения образовательной программы,

- анализ уровня развития интегративных качеств,

- анализ результатов повышения профессионального мастерства педагогов,

- анализ системы взаимодействия с родителями воспитанников,

- анализ результатов коррекционной работы,

- анализ итогов административно-хозяйственной работы ДОУ.

достаточный

недостаточный

критический

достаточный

оптимальный

2.

Научно-методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса

критический

оптимальный

достаточный

недостаточный

достаточный

3.

Система внутреннего мониторинга

недостаточный

достаточный

оптимальный

критический

достаточный

4.

Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями

достаточный

достаточный

оптимальный

критический

оптимальный

Критерии:

- недостаточный – содержание раздела лишь частично (менее половины из числа запланированных мероприятий) отражает требования задачи;

- критический - содержание раздела лишь частично (менее половины из числа запланированных мероприятий) отражает требования задачи;

- достаточный – более половины запланированных мероприятий отражает требования задачи;

- оптимальный – при планировании учитывается не только их прямое воздействие  на решение поставленной задачи, но и косвенное обслуживание других задач. В процессе планирования осмысливается педагогическая необходимость мероприятия с точки зрения его многоцелевого воздействия на систему.

2.Изучение содержательной сущности планируемых мероприятий с учетом возможностей и практических потребностей  ДОУ, анализа результатов работы, перспективы развития.

Главной задачей эксперта является аргументированное доказательство наличие или отсутствие в плане хорошо продуманной системы работы коллектива и администрации.

3. Особое значение представляют те разделы, где спланировано содержание работы администрации по совершенствованию внутрисадовского управления и повышение эффективности педагогического труда (т.е. реализация функций управления анализ, планирование, организация, контроль, корректировка).

Необходимо сосредоточить внимание на оценке планирования наиболее важных параметров   управленческой деятельности администрации ДОУ:

  • внутрисадовский контроль  (выражение в плане полноты объектов контроля, его целевой и тематической направленности, глубины проблематичности и практической значимости, действенности и повторяемости, форм и методов контроля);
  • педагогический анализ (выражение в  плане содержания текущего, параметрического и обобщающего анализа, целенаправленности и проблематичности);
  • организаторская деятельность руководителей ДОУ (выражение в плане конкретизированного содержания функциональных обязанностей администрации ДОУ, совместной работы администрации и общественных формирований, общего распорядка и режима работы,  циклограммы организации работы, рационализации условий труда учителей, информатизации управления ДОУ);
  • педагогический совет (преемственность и перспективность в работе).

4.Определение степени конкретности и смысловой выразительности. Выполняя эту работу необходимо установить количество  общих, расплывчатых, обезличенных мероприятий, выполнение которых не конкретизируется сроками проведения, исполнителями, средствами реализации.

По третьей задаче составляется обобщенный вывод о единстве целей и средств их достижения!

Четвертая задача: сделать вывод о качестве структурного построения годового плана и оптимальности избранных форм планирования.

Процесс структурирования плана работы не регламентируется и является многовариативным, ориентирующимся на специфику ДОУ особенности ее развития.

Важно установить соответствие основных разделов целям и задачами убедиться в правомерности тех или иных корректив.

Пятая задача: дать оценку годовому плану и годовой работе по критерию выполнимости.

Под критерием выполнимости понимают совокупность таких характеристик, на основании которых реализуется возможность альтернативного отбора наилучших и в конкретных условиях    планируемых мероприятий и контрольных заданий. Оценка требует соблюдения при разумной напряженности плана исключения перегрузки мероприятиями (таблица 3).


Таблица 3

Анализ плана ДОУ по критериям выполнимости.


п/п

Разделы плана

Количество запланированных мероприятий

Из общего числа запланированных мероприятий

Причины невыполнимости запланированных мероприятий (количество)

Высокая плотность плана (перегрузка)

Неравномерное распределение мероприятий м/у исполнителями

Неравномерность распределения по месяцам

Неконкретность запланированной работы

Запланированы нереальные или ненужные дела

Отпала необходимость в запланированных мероприятиях

Плохая организация по выполнению мероприятий

Отсутствие контроля

Недисциплинированность работников

Помешали другие (внеплановые) дела

Болезнь педагогов

Не хватило времени

Недостаточная квалификация педагогов

Комментарии

Выполнено полностью

Выполнено частично

Не выполнено

всего

%

всего

%

всего

%

1.

Методическая работа

2.

Внутрисадовский контроль

3.

Работа психологической службы

3.

Работа с педкадрами

Другие разделы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план детского сада

Представлен проект годового плана на 2011-2012 учебныйгод с аналитическим отчетом...

Примерный перспективный и годовой план работы социального педагога

Предлагаю вариант перспективного и годового плана работы социального педагога в ДОУ...

структура годового плана ДОУ

Данная структура годового планирования  работы ДОУ на основе менеджмента. Также позже будет представлен годовой план, составленный по данной структуре....

Годовой план ДОУ на основе менеджмента.

Предлагаемый годовой план составлен на основе менджмента, с учетом анализа работы ДОУ за предыдущий учебный год. Помещены основные пункты и разделы. Структура плана публиковалась ранее.  Варианты...

Годовой план ДОУ на основе менеджмента.

Предлагаемый годовой план составлен на основе менджмента, с учетом анализа работы ДОУ за предыдущий учебный год. Помещены основные пункты и разделы. Структура плана публиковалась ранее.  Варианты...

ГОДОВОЙ ПЛАН ДОУ НА 2010-2011 Г.Г.

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА 2010-2011 Г.Г. С АНАЛИЗОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДРОБНЫМ ОПИСАНИЕМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ...

Реализация образовательной программы и годового плана (показатели по годовому отчету об итогах работы за 3 года в табл.) в группе «Солнышко»

Образовательная работа с воспитанниками проводилась по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», &l...