Консультация для воспитателей "Экспертиза игрушек: прошлое, настоящее, будущее."
консультация на тему
Описывается ,как происходила экспертиза игрушек и как будет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekspertiza_igrushek.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспертиза игрушек: прошлое, настоящее, будущее.
Прошлое. Педагогическая экспертиза в нашей стране существует давно, уже более двух столетий. Свое начало она берет от времен царствования Екатерины 2 . После учреждения при Александре 1 Министерства народного просвещения функции экспертизы были возложены на специально образованный в 1803 году комитет. Комитет , перед которым Правительство России одной из главных задач выдвинуло «ограждение учащийся от вредных учений»,и было это связано с экспертизой учебных изданий. Вопрос, касающийся непосредственно экспертизы игрушек, относительно молод; 21 января 1934 г. Совет народных комиссаров РСФСР утвердил « Положение о Комитете по игрушке при Наркомпросе РСФСР». Задачи, которые должен был решать данный орган, заключались в осуществлении политико – идеологического руководства и контроля за созданием, производством и распространением игрушек для детей всех возрастов.
Для выполнения этих задач Комитет по игрушке при Наркомпросе РСФСР должен был :
- разрабатывать и утверждать требования, которым должны отвечать игры и игрушки в отношении их тематики и ассортимента;
- рассматривать и утверждать новые и уже освоенные производством образцы игр и игрушек;
- запрещать производство и распространение игр и игрушек, не отвечающих целям и задачам коммунистического воспитания и гигиеническим требованиям, а также технически плохо оформленных.
- рассматривать планы производства игрушек по основным их видам ( металлические и деревянные )
- публиковать списки игр и игрушек как рекомендованных и допущенных к производству , так и запрещенных.
18 июня 1941 г.Совет народных комиссаров РСФСР возлагает на Народный комиссариат просвещения РСФСР « идеологическое и художественное руководство работой по производству детский игрушек» и разрешает создать Художественно- технический совет по игрушке(ХТС). Министр просвещения РСФСР И. Каиров поручает ХТС рассматривать ассортимент и качество выпускаемых игрушек и решать вопрос о возможности их производства или о снятии с производства. В дальнейшем ХТС взяло на себя функцию проведения совместно с торгующими организациями периодических смотров состояния торговли игрушками снабжения ими детских учреждений, с последующими предложениями «по вопросам улучшения ассортимента, повышения культуры торговли, участия в организации и проведении конкурсов на лучшие игрушки, игры, игровое оборудование». В начале 90-х гг. XX в. прекратил свою деятельность ХТС. Правительство РФ дало право Минобразованию России до утверждения постановления Правительства РФ ввести «Временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей», и правопреемником ХТС стала секция «Игрушка» Федерального экспертного совета (ФЭС) Минобразования России.
Настоящее.. Частично одна из задач сохранилась. О безопасности игрушки свидетельствует Сертификат соответствия, который до II полугодия 2010 г. выдавался только на основании санитарно-эпидемиологического заключения (Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека). В настоящее время данная процедура упрощена. Сертификат соответствия выдается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии на основании Протокола лабораторных исследований. Срок действий документа был и останется один год.
- Что касается содержания игрушки, что за него никто из производителей, поставщиков и тем более представителей государственных органов ответственность не несет. Что касается безопасности игрушки, то она сегодня не должна ограничиваться только наличием Сертификата соответствия. Поэтому современному Экспертному совету необходимо мнение специалистов здравоохранения. А кто как ни они могут подсказать нам ответы на эти вопросы (например, психиатры, ортопеды и т.д.)?
Сейчас вопросами психолого-педагогической экспертизы занимается очень незначительное число экспертных советов, которые разрознены, имеют стихийную практику оценки игрушки, у них нет единой нормативно-правовой и методической базы.
Основные критерии психолого-педагогической экспертизы игрушек
1. Социальная и психологическая безопасность игрушки
- В игрушке не должно быть) явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.
- В игрушке или в ее описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка.
- Игрушка не должна унижать человеческое достоинств или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей.
- Игрушка не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребенка.
- Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребенка
- Привлекательность игрушки для ребенка
- Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребенка (творчество, познавательное, физическое и духовное развитие).
- Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании
Дополнительные критерии: возможность использования игрушки в коллективной игре;
- возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями);
- прочность и долговечность;
- использование экологически чистых материалов;
- качество описания и упаковки игрушки.
Будущее -Необходим пакет документов, регламентирующих деятельность экспертных советов на территории России.
-На мероприятиях, проводимых в рамках Парламентских слушаний, выставок игрушек и т.п., обязательно должны заслушиваться педагоги, соприкасающиеся с детской игрой и использующие в своей деятельности игрушки и игровое оборудование.
Экспертным советам необходим анализ и состояние производства, рынка и оснащения игровых комнат в разнопрофильных образовательных и культурно-медицинских учреждениях игровой продукцией, с целью оказания информационной и методической помощи, а также защиты детей от негативных воздействий. Для выполнения данной задачи нужно предусмотреть:
- формирование единых реестров продукции, прошедшей экспертизу (для всех экспертных организаций);
- в каталогах игровой продукции обязательно должны быть маркеры, указывающие на продукцию, прошедшую психолого-педагогическую экспертизу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мое прошлое, настоящее, будущее
Занятие направлено на формирование представлений о ходе времени (прошлое, настоящее и будущее) и на расширение представления ребенка об изменении человека в течение жизни....
Конспект занятия «Мой город в прошлом, настоящем, будущем».
Конспект занятия для воспитанников подготовительной группы «Мой город в прошлом, настоящем, будущем».Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие.Цель: Обобщить и сис...
Проект "Югорск: прошлое, настоящее, будущее..."
Задачи проекта: • Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Югорск на материале экспонатов музея, научной литературы, фотографий. • Воспитывать бережное и созид...
Библиотеки прошлого, настоящего, будущего
Библиотеки...
Детско-родительский проект «Листая с гордостью страницы. Мценск – прошлое, настоящее, будущее»
Детско-родительский проект направлен на патриотическое воспитание детей....
Проект "Чувашия:прошлое, настоящее, будущее.Русский национальный костюм"
Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами соз...
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЕЙС – ИГРА «GREEN TEAM» ТЕМА: «ЗЕЛЕНЫЙ ТРАНСПОРТ ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ. БУДУЩЕЕ»
Познакомить детей с прошлым, настоящим и будущим транспорта. Создание модели экологического транспорта....