Доклад на тему "Коррекционные технологии как часть здоровьесбережения воспитанников с ОВЗ"
презентация по психологии
В докладе рассматривается использование здоровьесберегающих технологий в коррекции развития психических процессов и функций у ребенка с интеллектуальными нарушениями и гармонизацию развития его личностных свойств, а такие формирование социального поведения детей и гармонизация их психоэмоционального состояния. Главный акцент в докладе сделан на применении арт-терапевтических технологий в реабилитации детей с интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционные технологии как часть здоровьесбережения | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Коррекция — метод психологического воздействия, направленный на оптимизацию развития психических процессов и функций у ребенка и гармонизацию развития его личностных свойств.
В настоящее время в цссв в работе с детьми с ОВЗ реализуются следующие коррекционные и здоровьесберегающие технологии:
Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Выделяют следующие виды пальчиковой гимнастики:
Пальчиковый театр стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.); развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; формирует творческие способности и артистические умения; знакомит с элементарными математическими понятиями.
Арт-терапия Арт-терапия, это один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка с ОВЗ .
Цель арт-терапии - лечение и коррекция искусством, изучение и овладение методиками для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса. В работе с детьми с ОВЗ выделяют следующие задачи арт-терапии: • Расширять эмоциональный опыт; • Обучать новым видам и приёмам деятельности и развивать умение экспериментировать; • Снижать импульсивность, тревогу, агрессию; • Снижать эмоциональное и мышечное напряжение; • Развивать познавательные процессы.
Изотерапия Один из наиболее распространенных видов арт-терапии, при котором воздействие на развитие ребёнка с ОВЗ осуществляется посредством изобразительной деятельности. Рисование, лепка, аппликация являются безопасными способами разрядки напряжения.
Приемы изотерапии :
Песочная терапия Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идёт благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а также их взаимодействия. При таком подходе гармонизируется эмоциональное состояние. Детская песочная терапия помогает: справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов, пережить трудности, которые связаны с различными социальными ситуациями. Полезна детям с гиперактивным типом развития нервной системы, с нарушениями в развитии мелкой моторики.
Музыкотерапия Музыкотерапия - это использование музыки на занятиях с ребенком с ОВЗ в любом виде. Можно прослушивать записи, играть на элементарных музыкальных инструментах, петь и так далее – все это принесет неоценимый вклад в развитие психики ребенка. Структура детского мозга чувствительна к любым воздействиям. Вибрация и ритмика оказывает воздействие на физическом и эмоциональном уровне, внося гармонию во множество процессов, происходящих в организме. Мозг автоматически начинает синхронизироваться с теми ритмами, которые мы слышим. Поэтому невербальная природа музыки может быть понятна детям, которые еще не говорят.
Музыкотерапия и звукотерапия (лечение звуками природы) Музыка обладает широким спектр воздействия – активирует мозг или наоборот успокаивает нервную систему. Небольшие песенки или ритмические потешки , игра со звуком позволяет развивать сенсорные возможности. Развивается образ мира, состоящий из звуковых сигналов. Колыбельные песни своим особым ритмом и мелодией усыпляют младенцев, которые еще не понимают их смысл.
Эффект Моцарта Эффектом Моцарта называют гармонизирующее действие музыки знаменитого композитора на мозговую деятельность, энергетику, физическое самочувствие. Согласно исследованиям, любая музыка оказывает воздействие на мозг человека. Она оказывает возбуждающий эффект на участок, являющийся слуховым центром. Могут возбуждаться участки мозга, отвечающие за эмоции. Но лишь прослушивание музыки Моцарта способно стимулировать активацию всей коры. Наш мозг цикличен в своей деятельности ритм примерно в 20-30 секунд. По мнению ученых, резонанс в коре мозга вызывают звуковые волны, колеблющиеся с той же частотой. Музыкальные композиции Моцарта идеально подходя биоритмам человеческого мозга.
Музыкотерапия Музыкотерапия может быть активной, когда дети активно выражают себя в музыке (играют на инструментах, поют или отбивают ритм), и пассивной, когда ребятам предлагают только прослушать музыку. Музыка может использоваться как фон к различным занятиям, так и сопровождать режимные моменты.
Ритмическая (танцевальная) Можно использовать песни, которые требуют от ребенка выполнения простых движений, например «ты похлопай вместе с нами: хлоп-хлоп; ты потопай вместе с нами: топ-топ».
Релаксационная музыка Релаксация – специальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Способствует снятию напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными. Для работы, можно использовать записи «Волшебные голоса природы», которые благотворно влияют на психологическое состояние ребенка, снимает неврозы и раздражительность, успокаивают. В них звучит и пение птиц, шум моря, весенняя капель и многое другое.
Что дает музыкотерапия: эмоциональная активизация ребенка – он получает заряд положительных эмоций; ребенок развивает навыки и способности к общению в совместной деятельности со взрослым или ребенком; происходит регуляция эмоционального фона, настроения и самочувствия ребенка; активизируются когнитивные способности и речь; формирование чувства прекрасного.
Вывод: использование здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми с ОВЗ способствует: повышению работоспособности, выносливости детей; развитию психических процессов; формированию, развитию двигательных умений и навыков; развитию общей и мелкой моторики; способствует социальной адаптации детей с ОВЗ; подготовке воспитанников к сопровождаемому проживанию .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. «Технологии по здоровьесбережению воспитанников.»
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение....
Актуальность оптимизации здоровьесбережения воспитанник в рамках реализации ФГОС ДО. Формы и методы работы с семьей по укреплению здоровья воспитанников.
В данной статье указаны здоровьесберегающие тихнологии дошкольного учреждения...
Технологии по здоровьесбережению воспитанников
Научно методическая публикация на тему :" Технологии по здоровьесбережению воспитанников"...
Технология «Су Джок - веселый ежик» как эффективный способ здоровьесбережения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного дошкольного образовательного учреждения
Каждый родитель, приводя своего ребенка в детский сад, желает видеть его веселым, разносторонне развитым и главное здоровым. Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного о...
Доклад на тему: "Современные технологии работы с родителями воспитанников ДОУ"
Доклад на тему "Современные технологии работы с родителями воспитанников ДОУ" раскрывает виды, формы и методы работы с родителями; включает выдержки из нормативно - правовых документов....
«Фитнес технологии в укреплении здоровья воспитанников в ДОУ» Доклад с презентацией на тему: «Фитбол гимнастика для самых жизнерадостных»
Шаминский филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детского сада «Теремок» «Фитнес технологии в укреплении здоровья воспитанник...
Консультация для воспитателей на тему: «Технологии по здоровьесбережению воспитанников в дошкольном учреждении»
Консультация для воспитателей на тему:«Технологии по здоровьесбережению воспитанниковв дошкольном учреждении»...