Технология «Су Джок - веселый ежик» как эффективный способ здоровьесбережения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного дошкольного образовательного учреждения
методическая разработка

Дементьева Евгения Алексевна

Каждый родитель, приводя своего ребенка в детский сад, желает видеть его веселым, разносторонне развитым и главное здоровым. Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, предъявляет четкие требования в области физического развития ребенка: «ребенок должен овладеть основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; у дошкольника должна быть развита крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив».

В современных условиях развития общества заметна тенденция снижения уровня здоровья детей. С каждым годом растет число воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. К одной из главных причин происходящего относится тенденция к понижению двигательной активности детей дошкольного возраста. Все это непосредственно связано с современными информационными технологиями и большим количеством мультимедийных развивающих игр, которые не требуют физической и двигательной активности. И как следствие всего этого нарушение процессов нормального развития.

Вопросам здоровьесбережения воспитанников, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, мы уделяем много времени и отдаем не мало сил.

В нашем детском саду ведется целенаправленная работа по оздоровлению каждого ребенка-дошкольника, в том числе и с ОВЗ, по формированию культуры здорового образа жизни; процесс обучения дошкольников тесно связан с применением здоровьесберегающих технологий. Это и всевозможные физкультминутки, дыхательная гимнастика, развитие мелкой и общей моторики, гимнастика для глаз. В условиях инклюзивного сада мы должны учесть и возможности и интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. В данный момент активно применяем нетрадиционные формы и средствам работы с детьми с ОВЗ. Особый интерес у воспитанников с ОВЗ вызывают оздоровительные мероприятия, проводимые в игровой форме и с использованием разнообразных предметов.

В данном направлении мы широко применяем один из элементов Су Джок-терапии Су Джок-массажер, как одно из средств здоровьесбережения дошкольников в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_tehnologiya_dementeva_e.a.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский сад общеразвивающего  вида №25 Ясные Зори Белгородского района Белгородской области»

ДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25 с. Ясные Зори»

308507; Белгородская область; Белгородский район; с. Ясные Зори, ул. Кирова, 31Б.

Адрес электронной почты ds25uobr@mail.ru.

Телефон (факс) 8(4722) 57-32-80

Педагогическая технология

Физическое развитие  здоровьесбережение дошкольников в образовательных организациях

Технология «Су Джок - веселый ежик» как эффективный способ здоровьесбережения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного дошкольного образовательного учреждения

Старший воспитатель: Дементьева Евгения Алексеевна

Ясные Зори 2019

Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. 

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский.

План описания технологии

  1. Актуальность и основные идеи выбранной технологии
  2. Основная  цель, задачи, формы технологии
  3. Основные этапы реализации технологии
  4. Ожидаемые результаты.

  1. Актуальность и основные идеи выбранной технологии

Каждый родитель, приводя своего ребенка в детский сад, желает видеть его веселым, разносторонне развитым и главное здоровым. Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, предъявляет четкие требования в области физического развития ребенка: «ребенок должен овладеть основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; у дошкольника должна быть развита крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив».

В современных условиях развития общества заметна тенденция снижения уровня здоровья детей. С каждым годом растет число воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. К одной из главных причин происходящего относится тенденция к понижению двигательной активности детей дошкольного возраста. Все это непосредственно связано с современными информационными технологиями и большим количеством мультимедийных развивающих игр, которые не требуют физической и двигательной активности. И как следствие всего этого нарушение процессов нормального развития.

Вопросам здоровьесбережения воспитанников, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, мы уделяем много времени и отдаем не мало сил.

В нашем детском саду ведется целенаправленная работа по оздоровлению каждого ребенка-дошкольника, в том числе и с ОВЗ, по формированию культуры здорового образа жизни; процесс обучения дошкольников тесно связан с применением здоровьесберегающих технологий. Это и всевозможные физкультминутки, дыхательная гимнастика, развитие мелкой и общей моторики, гимнастика для глаз. В условиях инклюзивного сада мы должны учесть и возможности и интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. В данный момент активно применяем нетрадиционные формы и средствам работы с детьми с ОВЗ. Особый интерес у воспитанников с ОВЗ вызывают оздоровительные мероприятия, проводимые в игровой форме и с использованием разнообразных предметов.

В данном направлении мы широко применяем один из элементов Су Джок-терапии Су Джок-массажер, как одно из средств здоровьесбережения дошкольников в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Основная цель, задачи, формы технологии

Для проведения профилактической оздоровительной работы в нашем саду был разработана технология «Су джок - веселый ежик».

Цель технологии: сохранение и укрепление здоровья детей, повышение иммунитета с помощью использования Су Джок - терапии и формирование у воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Мы применяем не только массажеры Су Джок, но и шишки из которых воспитанники делают ежиков, можно любого другого животного.

Задачи технологии: сохранить психофизическое здоровье ребенка; осознанно воспринимать значение профилактико-оздоровительной системы Су Джок и использовать ее в практической деятельности не только воспитателям, но и родителям; сформировать в сознании дошкольника чувство неразрывности с природой;  приобщить ребенка в процесс самооздоравливания на уровне знаний, умений, навыков; воспитывать привычку к здоровому образу жизни, как в саду, так и в семье.

К основным формам взаимодействия воспитателя и воспитанника относится: творческий процесс создания массажера, выполнение пальчиковой гимнастики, рассказывание сказок, с применением героев настольного театра из шишек. К основным формам взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников  относятся консультирование на тему «Применение Су Джок-терапии»; индивидуальные консультации по применению Су Джок-терапии в домашних условиях; творческая работа по совместному изготовлению массажеров.

  1. Основные этапы реализации технологии

Данную технологию мы применяем, начиная с младших групп.

 Первым этапом реализации проекта является знакомство детей, а затем и родителей с основами, правилами Су Джок-терапиии и самим тренажером. Также на этом этапе дети знакомятся с технологией изготовления тренажера веселый ежик из шишки.

На следующем этапе дети непосредственно знакомятся с действием массажера. Берут его в руки, когда находятся в кроватках после тихого часа можно помассажировать ножки, спинку. Дети могут сделать массаж друг другу в игровой форме, садятся паровозиком и катают «веселый ежик » по спине впереди сидящего. Такое непренужденное знакомство переходит в следующий этап это непосредственное самостоятельное применение массажера в соответствии с потребностями и желаниями.

В ходе реализации данной технологии здоровьесбережения все этапы были точно соблюдены и имели свои результаты. Перед проведением образовательной деятельности массажеры используются для разминки пальчиков рук, мячики используются во время проведения утренней зарядки, гимнастики в кроватках после дневного сна,  во время физкультминуток, а также во процессе различных пальчиковых игр. Дети с удовольствием выполняют упражнения и охотно используют массажеры шишки «Веселый ежик» в свободной деятельности. Игольчатая поверхность массажных мячиков благотворно воздействует на нервные окончания и способствует улучшению кровообращения, развитию мелкой моторики и координации движений. Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие.

  1. Ожидаемые результаты

Главным достоинством технологии является высокая заинтересованность и включенность в процесс обучения детей с ОВЗ; абсолютная безопасность применения; универсальность метода, его можно применять на любом занятии, во время любого режимного момента; доступность метода для каждого ребенка в том числе и для ребенка с ОВЗ. В «Су-Джок» терапии не нужно ничего выучивать и запоминать. Этот метод прост в применении, требует творческого подхода.

Над данной проблемой мы работаем в течение 5 лет, решая следующие задачи:

  • сочетаем игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей, используя элементы « Су-Джок» терапии;
  • делаем работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время;
  • повышаем интерес детей и их родителей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

В начале года в наш детский сад приходят дети, большинство которых не владеют тонкими движениями рук. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряженные.

Для решения поставленных задач ежедневно на каждом подгрупповых и индивидуальных занятиях включаются игры и упражнения с элементами «Су-Джок» терапии и артикуляционной гимнастики по 2-3 минуты. Занятия выполняются в медленном темпе, сначала двумя руками (катание массажера), затем одной рукой (катание металлических колец на каждом пальце). Педагоги следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

Во время занятий учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное чтобы, занятие приносило детям только положительные эмоции.

Мы заботимся о том, чтобы деятельность ребенка была успешной – это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям с «Су-Джок» массажером.

Все упражнения оказывают положительное воздействие на развитие речи наших детей. Совместная работа с воспитателями нашего детского сада и родителями воспитанников по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов; восприятие, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи и готовит овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Опыт работы показывает, что сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, развитию мелкой моторики позволяет значительно повысить эффективность занятий в условиях детского сада, оптимизировать выполнение упражнений с ребенком в домашних условиях.

Подводя итоги, можно отметить, что «Су-Джок - веселый ежик» терапия, как метод – не имеет ограничений, всегда результативна и используется практически во всех направлениях педагогической работы в детском саду. Это способ социальной адаптации, что особенно важно для детей с ОВЗ, которые в силу физических или психических особенностей здоровья зачастую социально дизадаптированны, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют им более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяя диапазон их социального выбора.

В настоящее время все нетрадиционные направления доступны, и в то же время, оставляют за собой огромный потенциал и материал для дальнейших модификаций.

Наши советы по использованию «Су-Джок» массажера:

- Чем раньше начнется знакомство с Су-Джок массажером, тем лучше будет результат на выходе.

- Игры и упражнения должны переходить от простого к сложному.

- Массажеры можно приобрести в аптеках, а можно изготовить самостоятельно из шишек.

Список использованной литературы

1. Богуш Д.А. корейский метод Су-Джок. – М.: Ника – Центр, 2008.

2. Громова О.Е. Инновация в логопедическую практику: Методическоепособие для ДОУ. Линка-Пресс, 2008.

3. Ивчатова Л. А. Су-док терапия в коррекционно-практической работе сдетьми. Логопед – 2010. № 1.

4. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.- Литера, 2008.

5. Новикова О.А. ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. –М. АСТ, 2007.

6. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия – КАРО, 2008.

7. Пак ЧжэВу. Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии: Сериикниг по Су-Джок терапии. Су-Джок Академия, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Принятие ФГОС дошкольного образования оказывает  значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....

Взаимодействие узких специалистов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в дошкольном учреждении

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое в...

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования...

Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного пространства дошкольной организаци

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. В...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...