Доклад на тему: "Современные технологии работы с родителями воспитанников ДОУ"
статья (подготовительная группа)
Доклад на тему "Современные технологии работы с родителями воспитанников ДОУ" раскрывает виды, формы и методы работы с родителями; включает выдержки из нормативно - правовых документов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_zhgileva_sv.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Голубые дорожки» г. Волгодонска
РЕФЕРАТ
Тема: «Современные технологии работы с родителями воспитанников ДОУ»
Воспитатель первой квалификационной категории:
Жгилева Светлана Вячеславовна
Содержание
I. Введение _______________________________________________3
II. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей ______________________________________________________4
III. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения _______________________4
IV. Условия, способствующие взаимодействию семьи и образовательного учреждения.__________________________________________________5
V. Формы общения педагогов ДОУ с родителями воспитанников ____6
VI. Заключение________________________________________________9
- Список литературы_________________________________________10
«Семья – поистине высокое творенье,
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.»
Е. А. Мухачева
I. Введение.
Актуальность темы.
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Современная семья является одним из главных институтов формирования личности ребенка дошкольного возраста. В то же время на развитие личности ребенка также оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение.
Взяв тему «Современные технологии работы с родителями воспитанников ДОУ», я руководствовалась нормативно – правовыми документами.
- Закон РФ «Об образовании в РФ» от 10. 07. 92 № 3266-1(ред. От 12. 11. 12) ст. 18 гласит: «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Н. К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н. К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Но, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно.
Актуальность моей темы состоит в том, что изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия с семьями воспитанников.
II. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Так, Ян Амос Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот.
В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989 под редакцией В. Давыдова, В. Петровского) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.
Любовью Матвеевной Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи.
III. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
-приобщение родителей к педагогическому процессу;
расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
-пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
-создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
-информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
-разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
-объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
-проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
-уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.
IV. Условия, способствующие взаимодействию семьи и образовательного учреждения.
Для создания оптимальных условий, способствующие взаимодействию семьи и ДОУ, я руководствуюсь нормативно – правовыми документами:
Следуя должностной инструкции воспитателя ДОУ п. 1.7, воспитатель: оказывает помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
ФГОС ДО п.3.1. п.6: создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Должностная инструкция воспитателя ДОУ п. 2.2.8: выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
ФГОС ДО п 1.6. п. 9. направлен на решение следующих задач: обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Должностная инструкция воспитателя ДОУ п. 2.3.7: разрабатывает (совместно с другими специалистами) и реализовывает совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
Учитываю принципы дошкольного образования, согласно ФГОС ДО п.1.4. п.5: «сотрудничество Организации с семьей»
Исходя из вышеизложенных нормативно – правовых документов, я предоставляю родителям возможность быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ.
Могу обеспечить прозрачность и доступность для сотрудников и родителей в изучении данных планов; воспитательно – образовательную микросреду – образовательное пространство группы; предоставлять права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка.
Изучаю потребности, интересы, стили семейного воспитания; ребенка во всех его сферах развития
Только в этом случае ДОУ сможет оказать своевременную социально-психолого-медико-педагогическую поддержку семье и ребенку.
Важным условием по обеспечению включения семей в образовательное пространство ДОУ является умение определять приоритетные направления данного процесса.
Основными направлениями взаимодействия с семьей являются:
изучение потребности родителей в образовательных услугах;
просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
V. Формы общения педагогов ДОУ с родителями воспитанников
- В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.
К традиционным относятся:
Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие
Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка.
Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию.
В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей.
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и
Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления.
2. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование | Цель использования | Формы проведения общения |
Информационно-Аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности | Проведение социологических срезов, опросов, анкетирование |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей | Семинары-практикумы Тренинги Проведение собраний, консультаций, конференций в нетрадиционной форме Мини-собрания Педагогический брифинг Педагогическая гостиная Устные педагогические журналы Игры с педагогическим содержанием Педагогическая библиотека для родителей Исследовательское - проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми | Совместные досуги, праздники Выставки работ родителей и детей Кружки и секции Клубы родителей |
Наглядно информационные: информационно-ознакомительные; | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей | Информационные проспекты для родителей Памятки и буклеты, Дни (недели) открытых дверей Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей Выпуск стенгазет Организация мини-библиотек |
Информационно – коммуникативные технологии | минимизация времени доступа родителей к информации; обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников; оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой; рост объема информации. | Презентации; |
Следует указать, что появилось много новых программ, которые адресованы одновременно и педагогам и родителям. Например, программа «Радуга» (научный руководитель - Т.Н. Доронова), реализуемая мной. Она основана на глубоком контакте педагогов и родителей. В ее содержании обстоятельно и четко выявляется установка на взаимодействие с родителями, выделяются формы и методы сотрудничества. В связи с этим следует выделить основные методы для взаимодействия педагогов и родителей воспитанников:
1. Словесные, наглядные, практические (беседы, консультации, папки-передвижки, выставки, семинары-практикумы и др.).
2. Репродуктивные, поисковые, исследовательские, проблемные (лектории, конференции, круглые столы и др.).
3. Активные и интерактивные (родительская школа, квн, клуб по интересам и др.).
Таким образом, содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы и методы.
VI. Заключение
Изложенный выше материал необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.
Таким образом организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Поэтому необходимо повышение качества работы с родителями воспитанников путем установления партнерских отношений, объединение усилий для достижения основных целевых ориентиров развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с ФЗ «Об образовании в Р Ф», должностной инструкцией педагогов ДОУ.
- Список литературы
1. ФГОС ДО от 14. 11. 13, №30384
2. Т. Н. Доронова; Т. И. Гризик. Примерная основная образовательная программа «Радуга» Москва, «Просвещение», 2014
3. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. «Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка»
4. Белова Л.В. «В семье будущий первоклассник». - М,2000.
5. Белоногова Г., Хитрова Л. «Педагогические знания – родителям».
6. Буре Р.С. «Готовим детей к школе». - М.,2007.
7. Кравцова Е.Е. «Разбуди в ребенке волшебника». - М,2003..
8. Агавелян М. Г; Е. Ю. Данилова; О. Г. Чечулина — М. «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями» ТЦ Сфера, 2009
9. Антипова Е. В. «Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей», 2012
10. Биккулова Ю. Б. «Повышение педагогической культуры родителей дошкольников»
Приложения
1 Источник сети – интернет
2 ФГОС ДО стр. 3; 4; 9.
3 Программа «Радуга» стр. 5; 8; 9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Современные педагогические технологии в креативном развитии детей"
Проблема человеческих способностей вызывает огромный интерес во все времена....
Презентация к докладу на тему : "Современные здоровьесберегающие технологии"
Презентация к докладу на тему: " Современные здоровьесберегающие технорологии"....
Доклад на тему: " Современные здоровьесберегающие технологии"
Опорочный текс на презентацию с подробным описанием содержания слайдов....
Доклад на тему:"Современные образовательные технологии в ДОУ"
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы орг...
Доклад на тему: «Современные образовательные технологии в ДОУ»
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы...
Доклад на тему: «Современные образовательные технологии в ДОУ»
Доклад на тему: «Современные образовательные технологии в ДОУ»...
Доклад на тему: "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"
Доклад на тему: "СОВРЕМЕННЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...