«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
консультация по психологии
"Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному
обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_detmi_ovz.docx | 59.15 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
"Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному
обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям"
Во “Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” говорится: “Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...”.
Таким образом, на первый план выдвигается самоценность личности подрастающего человека, независимо от особенностей его развития и уровня здоровья. Именно идеи гуманизации привели к появлению в Законе об образовании положения о праве ребёнка и его родителей самостоятельно определять форму получения образования и образовательное учреждение. И одарённые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с нормативным развитием - все должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня.
Специальные Ф Г О С (федеральные государственные образовательные стандарты) для детей с ограниченными возможностями здоровья[1] рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации к о н с т и т у ц и о н н ы х п р а в н а о б р а з о в а н и е г р а ж д а н с ОВЗ.
Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и в о с п и т а н и я - у д о в л е т в о р е н и я к а к о б щ и х с н о р м а л ь н о развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. ( Основные положения Концепции специального федерального образовательного стандарта для детей с ОВЗ).
В основе специальных стандартов лежат принципы договорённости, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства. Государственный специальный образовательный стандарт является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В настоящее время существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации воспитания и обучения детей с ОВЗ. Она включает в себя, прежде всего, ДОУ компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся воспитанников с ОВЗ.
Кроме того, в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду н о р м а л ь н о р а з в и в а ю щ и х с я с в е р с т н и к о в . Д е й с т в у ю щ е е законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ в обычных дошкольных образовательных учреждениях, ДОУ компенсирующего вида, а также
« других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными (образовательные учреждения общего типа)».
Дети с ОВЗ -это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми- инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может б ы т ь р а з л и ч н а. В н а с т о я щ е е в р е м я в ы д е л я ю т следующие категории детей с нарушениями развития, которые
перечисл ены в Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015. – с. 165-178
☺ дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер — нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора;
☺ дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора;
☺ дети с тяжёлыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;
☺ дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга;
☺ дети с задержкой психического развития,
их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);
☺ дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов;
☺ дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями;
☺ дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития
и др.).
Значительную по численности группу детей составляют дети с нерезко выраженными, а, следовательно, трудно выявляемыми о т к л о н е н и я м и в р а з в и т и и д в и г а т е л ь н о й , с е н с о р н о й или интеллектуальной сферы. Группа детей с минимальными либо парциальными нарушениями полиморфна ((греч., от polys многий, и morphe вид,многовидна) и может быть представлена следующими вариантами:
☺ дети с минимальными нарушениями слуха;
☺ дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе с косоглазием и амблиопией;
☺ дети с нарушениями речи (дислалия, стёртая дизартрия, з а к р ы т а я р и н о л а л и я , д и с ф о н и я , з а и к а н и е , полтерн(спотыкание, патологически ускоренная р е ч ь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера), тахилалия, брадилалия, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия);
☺ детис л ё г к о й з а д е р ж к о й п с и х и ч е с к о г о развития (конституциональной, соматогенной, психогенной);
☺ педагогически запущенные дети;
☺ дети — н о с и т е л и н е г а т и в н ы х п с и х и ч е с к и х состояний ( утомляемость, психическая напряжённость, тревожность, фрустрация, нарушения сна, аппетита), соматогенной или церебрально- органической природы без нарушений интеллектуального развития (часто болеющие, п о с т т р а в м а т и к и , а л л е р г и к и , с компенсированной и субкомпенсированной гидроцефалией, цереброэндокринными состояниями);
☺ дети с психопатоподобными формами поведения (по типу аффективной возбудимости, истероидности, психастении и др.);
☺ дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания);
☺ дети с психогениями (неврозами);
☺ дети с начальным проявлением психических
заболеваний (шизофрения, ранний детский аутизм, эпилепсия);
☺ дети с лёгкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической природы;
☺ дети, имеющие асинхронию созревания отдельных структур головного мозга или нарушения их функционального или органического генеза (в том числе по типу минимальной мозговой дисфункции).
К а т е г о р и ю д е т е й с м и н и м а л ь н ы м и и парциальными нарушениями психического развития целесообразно рассматривать как самостоятельную категорию, занимающую промежуточное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием, и обозначить её как «группу риска». Качественные своеобразия и г л у б и н а н а р у ш е н и й , и м е ю щ и е с я у д е т е й , т а к о в ы , что для них не требуется создавать специализированные учреждения, однако они нуждаются в организации своевременной коррекционной помощи с целью предотвращения дальнейшего усложнения данных проблем.
Таким образом, контингент воспитанников массовых дошкольных учреждений составляют дети, как с нормальным х о д о м п с и х и ч е с к о г о р а з в и т и я , т а к и с различными в а р и а н т а м и п с и х и ч е с к о г о д и з о н т о г е н е з а(нарушение индивидуального развития организма; затруднение, отклонение от нормы, расстройство).
Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ разнородна по составу. Воспитанники групп компенсирующего назначения различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков. Различны достижения детей в плане знаний, представлений об окружающем мире, навыков в предметно- практической деятельности, с которыми они поступают в диагностико-коррекционные группы.
В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ особая роль принадлежит педагогу-психологу. Говоря о работе психолога, мы имеем в виду не просто психологическую помощь, поддержку детей, испытывающих трудности в обучении. А говорим именно о психологическом сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребёнка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты.
Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ рассматривается как процесс, включающий в себя стратегию и тактику профессиональной деятельности психолога, направленный
на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум. Оно должно быть устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками, на основе партнерских субъект - субъектных отношений.
Ключевыми направлениями работы психологаДОУ с д е т ь м и с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет
позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность и доступность. Принцип обеспечивает
единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его
родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. П р и н ц и п п р е д п о л а г а е т с о з д а н и е
вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- П р и н ц и п и н т е г р и р о в а н н о с т и в о б щ у ю образовательную среду. Принцип предполагает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в совместную о б р а з о в а т е л ь н у ю и в о с п и т а т е л ь н у ю д е я т е л ь н о с т ь образовательного учреждения, окружающего социума.
- П р и н ц и п в з а и м о д е й с т в и я с с о ц и а л ь н ы м и партнёрами. П р и н ц и п о б е с п е ч и в а е т в о з м о ж н о с т ь сотрудничества с социально-культурными учреждениями муниципалитета по вопросам преемственности обучения, развития, социализации и здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья.
- П р и н ц и п с о з д а н и я с и т у а ц и и у с п е х а . Принцип предполагает создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей с ОВЗ, как на занятиях, так и вне занятий, безусловное принятие каждого ребёнка.
- Гуманность - вера в возможности каждого ребёнка, субъективный позитивный подход.
- Реалистичность – учёт реальных возможностей детей в различных ситуациях, их возрастных, личностных и психофизических особенностей развития.
- Адекватность – право ребёнка выбирать из предложенного максимального объёма информации столько, сколько он может усвоить.
- Вариативность (гибкость) - изменчивость содержания и способов деятельности в зависимости от своеобразия ситуации, позиции и возможностей детей.
- Адаптивность – подходы и требования к детям не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то а б с т р а к т н о г о п р е д с т а в л е н и я о б и д е а л е , а д о л ж н а ориентироваться на конкретных детей с их реальными возможностями и потребностями.
Последовательность.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
- Принцип психологической комфортности – создание
образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов.
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
🞜 Диагностическое направление.
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ
необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых
образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
🟔 своевременно выявить детей с ОВЗ;
🟔 выявить индивидуальные психолого- педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
🟔 определить оптимальный педагогический маршрут;
🟔 обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольном учреждении;
🟔 спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
🟔 оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
🟔 определить условия воспитания и обучения ребёнка;
🟔 консультировать родителей ребёнка.
В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелёвой, М. М. Семаго и др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.
Выделяют следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребёнка:
😐 особенности контакта ребёнка;
😐 эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
😐 реакция на одобрение; • реакция на неудачи;
😐 эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
😐 эмоциональная подвижность;
😐 особенности общения;
😐 реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие деятельность ребёнка:
☺ наличие и стойкость интереса к заданию;
☺ понимание инструкции;
☺ самостоятельность выполнения задания;
☺ характер деятельности (целенаправленность и активность);
☺ темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
☺ работоспособность;
☺ организация помощи.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребёнка:
☝ особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
☝ особенности моторной функции.
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы.
Педагог-психолог выполняет задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом.
🞜 Коррекционно-развивающее направление.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков (посредством арт - терапии, сказкотерапии, пескотерапии, музыкотерапии, аромотерапии, релаксотерапии и др.);
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- формирование и развитие социальных навыков и социализации.
Психологические занятия с детьми по содержанию не должны копировать программы занятий дефектологической направленности, где основной акцент делается на развитие и коррекцию когнитивной сферы.
Программно-методическое обеспечение.
К настоящему времени разработаны специальные (коррекционные) образовательные программы для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии, которые реализуются в учреждениях компенсирующего и комбинированного видов. Но, к сожалению, отсутствуют программно-методические материалы, раскрывающие содержание коррекционно-педагогического процесса с названной категорией детей в образовательных учреждениях.
В основе развивающей психокоррекционной работы лежит программа, разработанная Е.А.Стребелевой. Используются также работы: Катаевой А.А.,Сиротюк А.Л., Богуславской З.М., Смирновой Е.О., Боряковой Н.Ю., Соболевой А.В., Ткачевой В.В. Используются технологии психогимнастики и развивающей кинезиологии А.Л. Сиротюк, М.В. Ильиной.
Проводится работа в направлении коррекции эмоционально- личностной, нравственной сферы воспитанников – элементы сказкотерапии. Используемые в сказкотерапии авторы: О.Н. Пахомова, Л.Н. Елисеева, Г.А. Азовцева, народные сказки, православные сказки, притчи.
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, позволяющие решать задачи взаимопонимания детей и взрослых, развивать навыки общения со сверстниками, корректировать типичные эмоциональные и личностные нарушения (страх, тревогу, агрессию, неадекватную самооценку и др.), облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.
Психолого-коррекционно-развивающие программы:
- Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми» (занятия с элементами психогимнастики) Изд. «Гном и Д»,2000г. Программа направлена на детей старшего и среднего дошкольного возраста. Представляет удачное соединение нравственных бесед с разнообразными играми, психогимнастическими упражнениями и этюдами. Поможет развитию эмоциональной и двигательной сфер, формированию этических представлений у детей. Упражнения данной программы помогут в разыгрывании сюжетов, в раскрепощении и объединении детей в группы, совершенствовании творческих способностей дошкольников.
- С.Е. Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина
«Тесты для дошколят» «Москва, РОСМЭН 2006г» «Развиваем внимание, восприятие, логику». Занятия данной программы для детей 5-6 лет направлены на развитие у ребенка зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, логического мышления, а также графически навыки, мелкую моторику и координацию движений руки.
- К.Фопель «С головы до пят» Москва, Генезис2005г. Данное пособие представляет групповые развивающие игры, дающие детям возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с другими детьми и ведущим, быть внимательным, собранным. Малыши могут научиться расслабляться, стать чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развить позитивный образ своего тела.
В данном пособии собраны игры и упражнения, помогающие ребенку осознать свое тело, сформировать его целостный позитивный образ. Игры способствуют развитию ловкости, координированности, гармоничности движений, учат детей концентрироваться и расслабляться, справляться со стрессом.
- К.Фопель «Привет, ножки!» Москва, Генезис2005г. Данное пособие представляет групповые развивающие игры, дающие детям возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с другими детьми и ведущим, быть внимательным, собранным. Малыши могут научиться расслабляться, стать чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развить позитивный образ своего тела.
В данном пособии объединены игры и упражнения, специально предназначенные для тренировки ног. Они помогут детям научиться бегать и прыгать, лазать и ползать, бесшумно ходить, ощущать свои ступни и колени, координировать движения.
- К.Фопель «Привет, ручки!» Москва, Генезис2005г. Данное пособие представляет групповые развивающие игры, дающие детям возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с другими детьми и ведущим, быть внимательным, собранным. Малыши могут научиться расслабляться, стать чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развить позитивный образ своего тела.
В данном пособии собраны игры и упражнения, специально предназначенные для тренировки рук. Они помогут детям научиться бросать, ловить, совершать тонки манипуляции с предметами, ощущать свои пальцы, кисти, плечи, координировать движения.
- К.Фопель «Привет, глазки!» Москва, Генезис2005г. Данное пособие представляет групповые развивающие игры, дающие детям возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с другими детьми и ведущим, быть внимательным, собранным. Малыши могут научиться расслабляться, стать чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развить позитивный образ своего тела.
В данном пособии собраны игры и упржнения, способствующие тренировке глаз, развитию зрительного восприятия в целом. Они помогут детям научиться тонко дифференцировать зрительную информацию, манипулировать движущимися предметами, правильно оценивать расстояние, ориентироваться в пространстве.
- К.Фопель «Привет ушки!» Москва, Генезис2005г. Данное пособие представляет групповые развивающие игры, дающие детям возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с
другими детьми и ведущим, быть внимательным, собранным. Малыши могут научиться расслабляться, стать чуткими, заботливыми по отношению друг к другу, развить позитивный образ своего тела.
В данном пособие собраны игры и упражнения, способствующие развитию слухового восприятия, музыкального слуха и чувства ритма. Они помогут детям научиться внимательно слушать, тонко различать звуки, выполнять движения по образцу, спонтанно двигаться под музыку.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Программа «Давайте жить дружно!» Москва, изд. Генезис, 2007г. Цель данной программы – помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Построена основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Программа «Злюсь, боюсь, радуюсь!» Москва, изд. Генезис, 2007г. Цель программы – эмоциональное развитие детей. Построена основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.
- Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. «Школа внимания» методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Данная методика предназначена для подготовки к школе так называемых детей с проблемами, которые проявляются в отсутствии организации внимания, неумении планировать и контролировать свои действия, не умении успешно следовать указаниям учителя, выслушивать задание до конца, в отвлекаемости и сбивчивости в ходе его выполнения, а, следовательно, в снижении мотивации. Данная программа является помощником в развитии способности к планированию своих действий и контролю над ними у детей.
- «Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» авт. А.Л. Сиротюк
- «Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5- 9 лет» авт. Осипова А.А., Малашинская Л.И.
- «Тренинговая программа адаптации детей 4-6 лет к условиям д о ш к о л ь н о г о у ч р е ж д е н и я “ Д а в а й т е ж и т ь д р у ж н о ! “ авт. С.В. Крюкова
- «Тренинговая программа эмоционального развития дошкольников» авт.С.В.Крюкова
- «Программа формирования произвольной регуляции» авт.
Н.Я. Семаго
1 6 . Ф о п е л ь К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М.: Генезис
- Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2008.
- Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. О.Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. 19.Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство: В 2-х кн. – М.: Генезис, 2007. 20.Алексеева Е.Е. Что делать, если ребенок… Психологическая
помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. – СПб: Речь, 2008.
- Бавина Т.В., Агаркова Е.И. Детские страхи. Решение проблемы в условиях детского сада: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008.
- Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – М.: А.П.О., 1994.
- Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д., Чертков Ю.Д. Из жизни детей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире: – СПб.: Алетейя, 2001.
- Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб.: Речь, 2002.
- Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Кулагина М.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога- психолога в ДОУ: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.
- Мирилова Т.В. Эмоциональное развитие ребенка. Младшая и средняя группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.
- Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности: дошкольный и младший школьный возраст. – М.: Айрис-пресс, 2006.
- Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
- Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Семенака С.И.Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. – М.: АРКТИ, 2004.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. – М.: Гуманит. издательский центр Владос, 2003.,
- Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе. – М.: Прометей; книголюб, 2002.
- Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
- Электронное пособие: Диагностическая работа в ДОУ. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.
- Электронное пособие: Комплексные занятия. Планирование, конспекты занятий, дидактический материал. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2009.
- Типовая программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития/Под общей ред. С.Г.Шевченко.
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушеними интеллекта. К ор р ек ц ион н о – р аз вивающ ее обу ч ен ие и восп ит ан ие/ Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелёва/
- СемагоМ.М.Психолого-медико-педагогическое обследова- ние ребёнка.-М: Аркти, 1999.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми
/ Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 1998
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000.
- Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс. Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов/ Пер. с англ. КолсЕ.К. //Behavioral Intervention for Young Children With Autism: A Manual for Parents and Professionals/Edited by Caterine Maurice, Cina Green and Stephen C. Luce/School Greek Boulevard, Auslin, Texas, 1996
- Мамайчук И.И.Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб, 2004. – 400 с.
- Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. – СПб, 2004. – 352 с.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. – М.: Полиграф сервис, 2003.
– 232 с.
- Петрова О.А. Развивающие занятия для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. – СПб., 2008. – 50 с.
- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1998.
- Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико- педагогической помощи детям с нарушениями зрения. – М., 1998.
- Приходько О.Г. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата/Специальная педагогика. – М., 2000.
- Фомичева Л.А. Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим миром//Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие. – СПб.,1995.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно- методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002. (Коррекционно- развивающее обучение и воспитаниедошкольников с ЗПР)
- Брин И.Л., Демикова Н.С. и др. К медико-психолого- педагогическому обследованию детей с аутизмом. - М.: «СигналЪ», 2002.
- Л.М.Шипицина, И.И.Мамайчук. Детский церебральный паралич (проблемы психодиагностики, коррекции, обучения, воспитания детей, их социальная и педагогическая интеграция). - М., 2001
- ЛеббиКумин. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна.
- П.Л.Жиянова, Е.В.Поле. Малыш с синдромом Дауна (организация занятий с малышом). – М., 2007
- А.В.Семенович. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте (метод замещающего онтогенеза). – М., 2007
- Е.А.Алябьева. Психогимнастика в детском саду. – М., 2003
- О.В.Закревская. Развивайся малыш. Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – М., 2008
- Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивных игровых занятий. /А.А.Цыганок, А.Л.Виноградов, И.С.Константинова (центр лечебной педагогики). – М., 2006
☝ Состояние детей с ОВЗ, их индивидуальные особенности чрезвычайно вариабельны, и
поэтому программы психологического сопровождения должны быть индивидуализированы.
🞜 Консультативно - просветительское и профилактичес- кое направление
Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Методические рекомендации для специалистов и родителей детей с ОВЗ.
Ψ Психологические подсказки родителям
- «Если у Вашего ребёнка занижена самооценка»
- «Как вести себя с маленьким упрямцем»
- «Если в семье ребёнок с ОВЗ»
- «Как помочь аутичному ребёнку»
- «Во что играть с особым ребёнком» и др.
Ψ Рекомендации педагогам
- «Развитие потенциальных возможностей детей с ОВЗ на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов»
- Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с
ОВЗ
- «Адаптация к школе»
- «Психологическое сопровождение взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ОВЗ» и др.
🞜 Организация взаимодействия психолога с педагогами и
специалистами ДОУ.
Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребёнку в осуществлении познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр.
Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребёнка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия педагога с ребёнком при фронтальной и индивидуальной формах организации образовательной деятельности. Конкретные формы п с и х о л о г и ч е с к о г о п р о с в е щ е н и я п е д а г о г о в м о г у т б ы т ь разнообразными: занятия и семинары по ключевым проблемам развития ребёнка с О В З и его особыми образовательными потребностями, организация психолого-медико-педагогических консилиумов с участием учителей-дефектологов, учителей-логопедов, музыкальных работников, инструкторов по физическому воспитанию, врачей – специалистов; подготовка к тематическим родительским собраниям, индивидуальные консультации, мастер – классы, практикумы, психологические гостиные и т.д.
🞜 Организация взаимодействия психолога с родителями.
На индивидуальных и групповых консультациях с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к условиям ДОУ, к обучению в школе).
Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах-практикумах и т.д.
🞜 Организационно–методическое направление.
Данное направление деятельности педагога - психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.
Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является разработка инструментария сопровождения такого ребёнка, обеспечивающих успешную дальнейшую интеграцию. Для развития ребёнка с ОВЗ, необходимо создание условий, при которых он мог бы осваивать процессы, связанные с социализацией. Это организация детской деятельности и создание специально созданной среды в ДОУ. Эта среда представляет собой единство всех участников образовательного процесса, а также создание психологической помощи, поддержки и обеспечения с целью преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Выступление на педагогической секции учителей-логопедов...
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».
Во “Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” говорится: “Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть в...
Организация деятельности педагога-психолога по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ
Представляю опыт работы организации деятельности педагога-психолога по раннему выявлению и сопровождению детей с ОВЗ...
Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14899416","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","style":"width: 680px; height: 425px;","width":"480"}}]]Коррекционно-развивающа...
Рекомендуемый комплект рабочей документации, обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей
Рекомендуем педагогам-психологам, работающим в образовательных учреждениях различного типа и вида и образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социаль...
Особенности социально-психологической адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняется психологический климат в семье, отношения внутри семьи. Родители час...
Выступление с докладом на тему: "Особенности работы инструктора по физической культуре в ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС"
Необходимым условием эффективного развития детей с ограниченными возможностями здоровья является их физическое развитие. Основной целью проведения физкультурных занятий с детьми с ОВЗ является фо...