Особенности социально-психологической адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
статья (младшая группа)
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняется психологический климат в семье, отношения внутри семьи. Родители часто ограничивают себя и своих детей в общении, избегают новых знакомств. Социальная среда детей с ограниченными возможностями здоровья ограниченна семейным кругом, поэтому детям очень часто трудно социально адаптироваться в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности социально-психологической адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняется психологический климат в семье, отношения внутри семьи. Родители часто ограничивают себя и своих детей в общении, избегают новых знакомств. Социальная среда детей с ограниченными возможностями здоровья ограниченна семейным кругом, поэтому детям очень часто трудно социально адаптироваться в обществе. Также родители излишне опекают ребенка с ОВЗ, вследствие чего ребенок начинает пользоваться своей ущербностью, становиться ревнивым, требуют повышенного внимания, также все это может привести к формированию психологических защит (отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление).
Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют в активном участии и развитии социума.
Основная проблема развития детей с ограниченными возможностями здоровья – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.
Дети с ОВЗ часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети. Только созданием благоприятной обстановки в дошкольном учреждении полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а в некоторых случаях практически невозможно. Вследствие дезадаптации ребенок просто перестаёт посещать ДОУ, что, в целом, неблагоприятно сказывается на всем его дальнейшем развитии.
Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как:
· Нарушение эмоционального состояния;
· Ухудшение сна и аппетита;
· Развитие страха перед дошкольным учреждением;
· Повышение заболеваемости.
Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как:
· Эмоциональная неадекватность;
· Социальная некомпетентность;
· Несоциализированная агрессия;
· Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях;
· Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам;
· Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми.
Для облегчения социальной адаптации детей родителям необходимо с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью.
Коррекционно-развивающие занятия планируются так, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья имели возможность взаимодействовать со взрослыми, с другими детьми с проблемами в развитии, а также, благодаря инклюзии, - с более сохранными сверстниками, что необходимо для формирования умения работать в коллективе под контролем и с помощью педагога или родителя. Специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду проводится поэтапно и планомерно.
Обучение должно проходить на наглядно-практической основе с широким использованием игровых приёмов на каждом занятии. Такие занятия позволяют детям увидеть результат своего труда и порадоваться ему вместе с другими детьми, родителями и педагогом.
Существуют несколько форм работы, которые позволяют преодолевать социальную исключенность детей с ОВЗ и способствуют реабилитации и полноценной интеграции в общество:
- полная интеграция, когда ребенок с проблемами в развитии воспитывается в массовой группе. Овладеть программой обучения помогают специалисты, персонал группы, которую посещает ребенок;
- временная интеграция. В рамках временной интеграции дети объединяются для проведения совместных музыкальных, спортивных праздников, где главным участником становится ребенок;
- частичная интеграция, когда ребенок по состоянию здоровья посещает лишь некоторые занятия и другие мероприятия, проводимые в ДОУ.
Необходимо в системе проводить работу психолого - педагогической поддержки социальной адаптации детей с ОВЗ, как с детьми, так и с их семьями.
В своей работе можно использовать различные формы:
1. Беседы и анкетирование, тестирование семьи ребенка. Данная форма работы направлена на изучение семьи, стиля ее жизни, взаимоотношений ребенка с родителями.
2. Консультации: коллективные и индивидуальные, оперативные и плановые. Данные формы работы предполагают информирование родителей об особенностях психологического развития ребенка, обсуждаются вопросы детско-родительских отношений и формирования благоприятного психологического климата в семье.
3. Индивидуальные и групповые занятия с детьми.
На занятиях можно использовать - сказкотерапию, арт-терапию, песочную терапию, интерактивные игры, игры драматизации. Все это стимулирует и вдохновляет детей. Здесь они учатся взаимодействовать друг с другом; повышают свою самооценку; учатся регулировать свое поведение; устанавливают вербальный, тактильный и эмоциональный контакт между собой, начинают проявлять инициативу, учатся внимательному и доброжелательному отношению к другим.
4. Проведение конкурсов и развлечений, тренингов совместно с родителями.
В результате такой работы: родители учатся содержательному взаимодействию со своими детьми, осваивают эффективные методы и формы общения с ними; родители убеждаются на примере других семей, что их активное участие в развитии ребенка приводит к успеху, формируется активная родительская позиция.
Сотрудничество родителей и специалистов ДОУ помогает детям лучше социально адаптироваться. А родителям такое взаимодействие помогает применять полученные знания и умения со своими детьми дома, что помогает принять своего ребенка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым кшкольному обучению на своём уровне, соответственно свои...
Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ull;Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья.•Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучени...
Презентация "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"
В данной презентации рассказывается об особенностях детей с ОВЗ и создания оптимальных психолого-педагогических условий для их полноценного речевого развития....
Проект: «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения»
1. Краткая аннотация проекта Практическая потребность в изучении, определении образовательных возможностей детей с комплексными нарушениями, а также разработки сист...