Семинар-практикум для воспитателей Возрастные особенности по Л.С. Выготскому
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Береснева Светлана Викторовна

Совершенно очевидным является факт, что многие воспитатели не придают должного значения теоретическим знаниям о возрастных и индивидуальных возможностях ребенка-дошкольника. Но ведь все обучение в ДОО направлено на усвоение, предусмотренных программами знаний, умений и навыков, которые определяются с учетом закономерностей развития ребенка, установленных детской психологией.

Также многие педагоги испытывают трудности при организации воспитательно-образовательного процесса в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень, особенно воспитатели, которые принимают детей из ясельных групп.

Многие их навыки работы с данной категорией детей утрачиваются. И если педагог заинтересован в том, чтобы дети успешно овладевали знаниями и умениями, предусмотренными программой, если он хочет грамотно осуществлять педагогическое воздействие на своих воспитанников, то ему необходимо в своей практической деятельности руководствоваться особенностями развития и поведения детей дошкольного возраста.

Знание закономерностей психического развития позволяет педагогу своевременно выявить детей с трудностями в психическом развитии, которые не овладевают знаниями и умениями в пределах возрастной нормы. Задача педагога – направлять таких детей к специалистам для оказания им квалифицированной помощи. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенно очевидным является факт, что многие воспитатели не придают должного значения теоретическим знаниям о возрастных и индивидуальных возможностях ребенка-дошкольника. Но ведь все обучение в ДОО направлено на усвоение, предусмотренных программами знаний, умений и навыков, которые определяются с учетом закономерностей развития ребенка, установленных детской психологией.

Также многие педагоги испытывают трудности при организации воспитательно-образовательного процесса в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень, особенно воспитатели, которые принимают детей из ясельных групп.

Многие их навыки работы с данной категорией детей утрачиваются. И если педагог заинтересован в том, чтобы дети успешно овладевали знаниями и умениями, предусмотренными программой, если он хочет грамотно осуществлять педагогическое воздействие на своих воспитанников, то ему необходимо в своей практической деятельности руководствоваться особенностями развития и поведения детей дошкольного возраста.

Знание закономерностей психического развития позволяет педагогу своевременно выявить детей с трудностями в психическом развитии, которые не овладевают знаниями и умениями в пределах возрастной нормы. Задача педагога – направлять таких детей к специалистам для оказания им квалифицированной помощи. 

Итак, главным критерием при выборе содержания обучения дошкольников должны быть их возрастные особенности. Возрастные особенности – это основа педагогического воздействия на психику ребенка.

Психическое развитие детей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях.От того, как будут развиваться потребности ребенка, зависит развитие и становление его личности. Рассматривая процесс развития ребенка, возрастная психология ребенка дает характеристику разных возрастных периодов.

Возрастной период – это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Возрастной период со своим неповторимым содержанием – особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью – имеет определенные границы. Но эти границы могут сдвигаться, и один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, а другой – позже.

И сегодня мы вспомним возрастную периодизацию, которую предложил Лев Семенович Выготский. Это известный русский психолог начала 20-го века, который связал психологию с педагогикой. Он считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. Выготский, стремясь реализовать принцип учета внутренних закономерностей развития, предложил в качестве «единицы» развития рассматривать психологический возраст (учение о структуре и динамике возраста).Возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид:

Кризис новорожденности. Младший возраст (2 месяца - 1 год). Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения.

Кризис 1 года. Раннее детство (1-3 года). Деятельность "серьезная игра", предметно-орудийная. Появляются жест, ходьба, речь.

Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение "Я сам".

Кризис 7 лет. Школьный возраст (8-12 лет). Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка.

Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18 лет). Чувство взрослости - ощущение своей личности, развитие самосознания.

В ходе своих наблюдений Л. Выготский заметил интересную особенность: обучение выводит психические процессы ребенка на новый уровень. При этом для освоения определенных навыков есть оптимальные возрастные периоды, называемые сензитивными. Знание этих периодов необходимо для педагогов и родителей, чтобы не упустить период, наиболее благоприятный для обучения ребенка.

Сенситивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду.

Сенситивный период — определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности.

Периоды эти ограничены по времени, следовательно, пропустив этапы психического развития, в будущем придется затрачивать немало усилий и времени, чтобы восполнить пробел в развитии определенных функций. Некоторые психические функции могут так и не развиться. Примером тому служат многочисленные случаи детей, выросших в стае животных. Когда их вернули в общество, то никакими реабилитационными методами не смогли научить полноценной речи и адаптации в новых для них условиях. Все их поведение копировало жизнь и привычки животных.

Давайте разберемся, сколько этих периодов у ребенка, в каком возрасте они наступают, какие именно знания ребенок легко воспринимает в каждом из них.

1,5—3 года. Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;

3—4 года. Этот период наиболее благоприятен для ознакомления со знаковым обозначением цифр и букв, подготовке к письму. Развиваются осознанная речь и понимание собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств;

4—5 лет. Этот период знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие;
5—6 лет. Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения;

8—9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.

На разных этапах сенситивного развития ребенка изменения в его психике могут проходить как постепенно и замедленно, так быстро и резко. Соответственно этому выделяются стабильные и кризисные стадии развития. В эти периоды ребенок особенно восприимчив к получению знаний и жизненных навыков. В организме ребенка происходят изменения, которые проявляются повышенной чувствительностью и ранимостью. На возникновение этих периодов мы повлиять не можем, поскольку это заложено человеческой природой. Но родители и педагоги должны (даже обязаны) предельно продуктивно использовать их для развития своего ребенка.

При стабильной стадии развития характерно плавное, без резких сдвигов и перемен поведение ребенка. Это может быть даже незаметно для его окружения. Но эти перемены накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии.

Стабильные этапы чередуются с кризисными. Кризисные периоды длятся недолго (от нескольких месяцев до 1—2 лет в зависимости от мудрости педагогов и такта родителей). Это чаще всего краткие, но бурные стадии. В кризисные периоды происходят значительные изменения личности ребенка. Сам кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине сенситивного периода. Родители видят резкие изменения в поведении, интересах, ребенок выходит из-под контроля взрослых. Для успешного прохождения кризиса у ребенка, взрослым необходимо проявлять терпение, принятие ребенка, овладеть техниками конструктивного общения, которые помогут выстроить общение на доверительных отношениях.

По мнению Л.С. Выготского, самыми важными служат три сенситивных периода (кризисных момента) — 1 год, 3 и 7 лет. Педагоги и родители должны знать о кризисных моментах в жизни ребенка и своевременно подготовиться к ним для обеспечения наибольшего удовлетворения потребностей малыша в каждом сенситивном периоде.

Помощь взрослого может существенно повлиять на становление психики и формирование учебных навыков ребенка. Однако родители, а порой и педагоги предлагают детям либо слишком простые задачи, с которыми малыши легко справляются, и поэтому не двигаются вперед в своем развитии; либо объясняют слишком сложные вещи, так и остающиеся за гранью детского понимания даже после пояснений взрослого.

Чтобы ребенок мог успешно двигаться вперед, нужно правильно определить его зоны актуального и ближайшего развития.

Еще одни очень важные понятия, введенные Л. Выготским в 30-х годах.

Знание о том, что такое зона ближайшего развития (ЗБР), поможет взрослым определить, в чем стоит «подтянуть» ребенка, а в чем он может развиваться быстрее своих сверстников.

Зона ближайшего развития – это те задачи, которые малыш выполняет неуверенно. Чтобы успешно с ними справиться, ему требуется помощь взрослого.

Вот какое определение данному понятию дает Л. Выготский: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания…»

Наряду с ЗБР Л. Выготский обрисовывает зону актуального развития - созревшие психические функции, умения и навыки, благодаря которым дети сами справляются с определенными задачами. В рамках ЗАР помощь взрослого ребенку не требуется.

Теперь разберемся с описанными понятиями подробнее и рассмотрим, как они работают в жизни. Приведем несколько примеров, чтобы вы, уважаемые педагоги, могли «нащупать» границы ЗБР:

Пример первый. На детской площадке гуляют Витя и Петя с мамами. Витя пытается взобраться по лестнице на горку. Мама, вытянув руки, страхует его от падения, но не помогает, а подсказывает, куда лучше поставить ногу или руку. Петя тоже хочет на горку: он протягивает к маме руки, и она подсаживает его на самую вершину. В результате через пару прогулок Витя научился сам залазить на горку, а Петя не освоил новый для него навык.Как вы думаете, в чем заключается ошибка Петиной мамы? (Ошибка Петиной мамы кроется в том, что она не использовала ЗБР своего сына, а выполнила задачу ЗА НЕГО, а НЕ ВМЕСТЕ С НИМ.Мама Пети действовала в рамках зоны ближайшего развития сына, и лишь направляя его, получила результат.)

Пример второй. Папа Саши настолько идеализировал способности своего годовалого сына, что купил ему конструктор для малышей от 3 лет. Однако сын разочаровал его. Саша стал тянуть в рот детали, интересовался яркой коробкой, а к объяснениям папы остался равнодушным.  В чем заключается ошибка папы? (Папа неправильно определил ЗБР Саши, поэтому все действия, производимые с игрушкой, оказались для ребенка в зоне недоступного)

ЗБР – это те задачи, к которым ребенок проявляет интерес, с которыми способен справиться, если взрослые создадут опору или направят его собственные мысли и действия в нужное русло. То, что ребенок сегодня выполняет с помощью родителя или педагога, но уже завтра способен будет выполнить самостоятельно, и является его зоной ближайшего развития, которая в ходе детских усилий и посильного умственного напряжения становится зоной актуального развития.

Все мы знаем, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра.Л.С. Выготский, а далее и его ученик Д.Б.Эльконин рассматривали игру как важнейшую и наиболее эффективную форму социализации ребенка.Игра – это самый действенный метод познавательной деятельности. С одной стороны, она создаёт зону ближайшего развития ребёнка и поэтому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей.

Также, игра создает положительный эмоциональный фон, на котором вся психическая деятельность протекает и развивается наиболее активно (память, внимание, мышление, воображение). Педагог всегда должен помнить о том, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Они лишь способны сосредоточиться на том, что им нравится, а не на том, что «нужно» педагогу.

Задача педагога: создавать предметно – игровую среду для организации всех видов игр на занятиях и в самостоятельной деятельности. 
ФГОС ДО указываетконкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории:

младенческий этап (два месяца — один год) – предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными;

раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;

дошкольный период (три — восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.

Именно педагог должен правильно организовать игры, которые не только были бы интересны, но и приносили бы максимальную пользу всестороннему развитию и воспитанию дошкольников. Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Все виды игр можно разделить на три группы:

Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры):

- сюжетно-отобразительная;

- сюжетно-ролевая игра;

- режиссёрская постановка;

- театрализованная импровизация.

Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером:

- дидактические игры с сюжетным рисунком;

- игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;

- подвижные разного уровня интенсивности;

- дидактические игры с музыкальным сопровождением.

Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:

- развлекающие игры;

- интеллектуальные головоломки и состязания;

- календарные и тематические праздники, карнавальные представления;

- театрально-костюмированные;

- народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.

Сюжетно-отобразительная игра появляется с трёх лет и предваряет более сложную сюжетно-ролевую. Особенностью этой игры является то, что ребёнок играет один, игровые действия сосредотачивает на игрушке, но одухотворённо отображает мир человеческих отношений, эмоции радости или разочарования, реплики спора или одобрения, поведение послушания или бунта. Таким образом, малыш не берёт на себя роль в полном объёме, но в игровых действиях по отношению к игрушке воспроизводит модель поведения, свойственную конкретному человеку.

Сюжетно-ролевые игры являются средством всестороннего развития ребенка. Это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

Режиссёрская игра наименее изученный феномен, она обладает исключительно индивидуальным характером, когда ребенок, выступая в роли режиссёра и сценариста одновременно, придумывает слова для героев и сам же исполняет их роли, являясь автором и актёром в одном лице. Часто можно наблюдать как ребёнок, всецело поглощённый строительством дома или игрой с любимой куклой, разыгрывает сценки между вымышленными персонажами и, проговаривая их слова, как будто не замечает окружающих.

Театрализованная игра - это один из видов сюжетно ролевой игры. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями. На основе литературного сюжета дети разыгрывают в лицах какую-либо сценку с использованием костюмов или персонажей кукольного театра (напольные или куклы бибабо), может подключаться музыкальное сопровождение или пантомима, хореография, но тогда необходима помощь взрослых. Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Дидактические игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей, развитию речи детей, пополнению и активизации словаря, социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника.

Дидактическая игра имеет определённую структуру и включает в себя обучающую и игровую задачи, игровое действие, игровые правила. Обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. Стремясь реализовать её, они выполняют игровые действия, соблюдают правила игры. Содержание дидактических игр и порядок постановки дидактических задач определяются программой. Такие игры могут содержать сразу несколько обучающих задач.

Большую роль также играют самостоятельные дидактические игры – это игры, которые проводятся в свободное время. Такие игры могут возникать как по инициативе воспитателя, так и по желанию детей. Тогда воспитателю принадлежит роль наблюдателя и советчика, а также участника игры.

Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Такие игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности. Выполнение действий в подвижной игре связано с восприятием окружающей среды, с ориентировкой в ней, а также с яркими эмоциональными переживаниями в коллективе сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка.

Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

Таким образом, игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр. Прежде всего, в игре дети учатся общению друг с другом, умению устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные.

Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, используя игровые приемы в обучении, педагог не только создает оптимальную среду для обеспечения эмоционального здоровья дошкольника, но и воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, волю и поведение в целом, на развитие общих способностей, творческого воображения, коммуникативных навыков, на развитие любознательности дошкольников.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное   светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для молодых воспитателей "Речевое развитие детей на разных возрастных этапах"

обучение молодых воспитателей правильному проведению речевого занятия и планирования одного дня....

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Тема: Обучение самомассажу детей в домашних условиях. Форма проведения: Семинар –практикум для родителей всех возрастных групп.

Оборудование: мультимидийное оборудование, миски с различными видами круп, мелкими игрушками, пуговицы, грецкие орехи, карандаши шестигранныеСамомассаж – одно из средств профилактики и кор...

Семинар-практикум "Монологическая речь. Виды и особенности монологической речи. Практикум по организации занятия по пересказу"

Документы, подтверждающие организацию и проведение семинара-практикума "Монологическая речь. Виды и особенности монологической речи. Практикум по организации занятия по пересказу"...

Семинар - практикум для педагогов всех возрастных групп Брей – ринг

Семинар  - практикум для педагогов всех возрастных  групп   Брей – ринг ТЕМА:...