Семинар-практикум для педагогов младших возрастных групп
методическая разработка (младшая группа)

Денисова Ольга Николаевна

"Кризис 3х лет.Я сам."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon семинар для педагогов123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 «Аннушка» города Смоленска

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 16 «Аннушка»

____________Т.М. Байдакова

Приказ № 28 от 19.09.2021

Семинар-практикум

для педагогов младших возрастных групп

Педагог-психолог

Денисова О.Н.

Смоленск 2020-21 уч.год

Цель: актуализация проблем развития детей трехлетнего возраста и поиск пути их решения.

Задачи:

  • Привлечь воспитателей к актуальным для них вопросам взаимоотношений с детьми 3-летнего возраста.
  • В совместной работе наметить пути и способы преодоления кризиса трех лет.
  • Способствовать повышению психологической культуры педагогов.
  • Привлечения педагогов к активным приемам и методам взаимодействия (обсуждение, элементы тренинговых упражнений, выполнение творческих заданий), а также содействовать использованию их в работе с родителями.

Участники: воспитатели младших возрастных групп, старший воспитатель, педагог-психолог.

Оборудование: небольшая мягкая игрушка, бумага, ручки, карандаши, фломастеры, маленькие записочки с условными надписями «Я» и «Сам» по числу участников (для деления на группы), памятки для родителей  по теме «Кризис 3-лет»

Примечание:

- занятие проходит в кругу, для выполнения последнего задания участники делятся на микрогруппы

- план занятия, с небольшими изменениями, может быть использован для работы с родительской аудиторией

План - конспект

  1. Приветствие.

Ведущий (педагог-психолог) сообщает тему, обозначает ее актуальность и проблемные моменты

  1. Упражнение «Самопрезентация»

Ведущий говорит о том, что кризис 3-лет – это в первую очередь кризис социальных отношений, который связан со стремлением ребенка к самостоятельности, обозначением себя, т.н. «самопрезентацией». И предлагает участникам выполнить одноименное упражнение: передавая по кругу мягкую игрушку, назвать свое имя и свое качество на первую букву имени (например, Людмила - ласковая).

  1. Мини-консультация «Кризис трех лет»
  2. Беседа – обсуждение «Как вести себя с ребенком в период кризиса 3-х лет»

В ходе обсуждения вырабатывается линия поведения взрослого, рекомендации, которые будут полезны в работе с родителями.

Примечание: педагог-психолог должен заранее подготовить рекомендации, которыми можно будет дополнить, высказывания педагогов, совместно обсудить.

  1. Творческое задание «Портрет»

Педагогов с помощью жеребьевки, предлагается разделиться на две микрогруппы (например, команда «Я» и команда «Сам»).

Каждой команде предлагается при помощи подручных средств (бумага, карандаши, и т.д.) представить портрет ребенка, переживающего кризис трех лет. «Портрет » может быть представлен в свободной форме: в виде рисунка, словесного описания, стихотворения, обыгрывании ситуации и.т.д.

После представления «портретов» психолог предлагает вниманию педагогов стихотворение Булдаковой Л.А. «Кризис3-лет – «Я САМ!»

  1. Подведение итогов работы. Обратная связь. Обсуждение возможности применения данной форы работы с родителями. Вопросы педагогов. Памятки для родительских уголков по тематике семинара.

Литература

1. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). СПб.: «Речь», 2003г.

2. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина Проблемы маленького ребенка СПб.: «Речь», 2002г

3. Система сопровождения родителей. Модель организации клуба «Молодая семья», план-прогрмма, занятия/ авт.сост.М.В. Тимофеева. – Волгоград: Учитель,2009.

4 В.Я. Зедгнидзе Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития детей в условиях ДОУ.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 10,октябрь 2008г.

Материалы для подготовки и проведения семинара-практикума

ХАРАКТРИСТИКА КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ

Педагоги дошкольных образовательных учреждений чаще встречаются с проблемами "кризиса 3-х лет". В зависимости от особенностей развития ребенка возрастные рамки кризиса могут изменяться; он может начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4-х лет или в 3,5 года.

ризис 3-х лет" - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка и взрослых. Этот период принято считать критическим, острым, но важным этапом в развитии самосознания ребенка. ПО Д.Б. Эльконину, "кризис 3-х лет" - это кризис выделения ребенком своего "Я".

В кризисный период у детей происходит изменение типа отношения с взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет).

В этот период в поведении малыша начинает появляться целый комплекс явных изменений, от которых взрослые, особенно родители, могут прийти в отчаяние, так как ребенок становится неуправляемым ("его как будто подменили")

Первым заметным признаком кризиса являются трудности взаимодействия с ребенком. Нарушается отлаженная система управления, стимулирования его поведения. В ней появляются сбои в форме протеста, неподчинения, капризов, своевольных выходок.

Резкое, казалось бы, ничем не обоснованное изменение в поведении ребенка - второй признак кризиса. У него появляются такие черты и особенности, которых раньше не наблюдалось. Они возникают как бы вдруг из ниоткуда. Прежде спокойный и покладистый ребенок вдруг становится возбудимым, капризным, требовательным. Демонстрация ребенком возрастающей самостоятельности и активности требует своевременной перестройки и от его близких.

Психологи характеризуют данный период как кризис социальных отношений, который связан со становлением самосознания ребенка.

Как и любой другой, он проявляется, прежде всего, в обесценивании того, что было для ребенка привычно и дорого раньше. Он может сломать любимую игрушку, отделяется от любимых взрослых и пытается установить с ними новые отношения, что происходит болезненно не только для самого ребенка, но и для родителей, которые в это время должны быть особенно терпеливы. На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика:

- острый интерес к своему изображению в зеркале;

- заинтересованность своей внешностью, тем, как он выглядит в глазах других.

у девочек возникает интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании, при этом остро реагируют на неудачу.

Кризисные явления выражаются также в негативизме, т. е. неприятии требований или просьб взрослых, когда ребенок не хочет что-то делать только потому, что это предложил взрослый (родители, воспитатель). Однако не следует путать его с не послушанием, у которого совсем другой мотив - желание сделать то, что ребенок хочет. Иногда негативизм вынуждает ребенка поступать даже вопреки своему собственному желанию. Если раньше у него в той или иной ситуации проявлялось желание что-то импульсивно сделать и его действия соответствовали этому желанию, то теперь его поведение определяется отношениями со взрослым: он хочет продемонстрировать взрослому свою самостоятельность. Например, взрослый утверждает, что "эта игрушка хорошая", и слышит в ответ: "Нет, плохая!". А когда тут же говорит: "Она плохая", ребенок опять возражает: "Нет, хорошая!"

Болезненным явлением этого периода считается упрямство, когда ребенок настаивает на чемо не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а только потому, что хочет, чтобы с его мнением считались. Конечно, не с любым желанием или требованием ребенка следует соглашаться и выполнять их, но не нужно также сразу отвергать их. Лучше дать возможность ребенку успокоиться, а уже потом спокойно объяснить свое решение. Иногда бывает трудно отличить упрямство от настойчивости, потому что различия здесь в мотивах, то есть внутренних побуждениях, а не во внешних действиях. Нужно хорошо знать ребенка и понимать ситуацию, чтобы отличить одно от другого. Например, когда ребенок очень хочет получить какую-либо вещь и упорно добивается, чтобы ее ему дали, а получив, начинает активно обследовать ее, играть и явно радуется самой возможности действовать с этим предметом, а не тому факту, что выполнено его требование - это настойчивость. В этом случае так называемый деятельностно-познавательный мотив, за которым стоит любознательность, потребность в получении новой информации. При упрямстве главным для ребенка является связанность с его первоначальным решением. Мотив здесь обусловлен с личностными потребностями, системой отношений зарождающейся личности.

При внешней похожести упрямства и негативизма между ними так же есть существенное отличие: негативизм - это отношение к другим, противостояние, а упрямство - отношение к себе, своему решению, за ним может стоять потребность в самосохранении (или, может быть, самоутверждении).

Стремление к самостоятельности может проявляться в строптивости (от нем. trotz - опреки", "наперекор"). Внешне оно проявляется в резком, вызывающем, а иногда и просто грубом выражении ребенком недовольства взрослыми и их действиями, всем, что ему предлагают делать. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Если негативизм всегда направлен против конкретного взрослого, который именно сейчас побуждает ребенка к какому-то конкретному действию, то строптивость - против всего привычного образа жизни, установившихся на данный момент правил и норм поведения. Строптивость ребенка направлена против сложившейся в раннем детстве системы отношений, принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.

Во время кризиса повышенная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, что часто неадекватно возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам. Эта возрастающая самостоятельность - важное завоевание, которое пока болезненно, но после кризиса примет нормальные формы. Взрослым при этом важно помнить, что нельзя противопоставлять упрямству и своеволию ребенка свои упрямство и своеволие.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. 

В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, не устраивать скандалов, избегать конфликтов. Но и идти на поводу немотивированных желаний ребенка нельзя, иначе он может стать деспотом по отношению к родителям.

Деспотизм может проявиться в семье с единственным ребенком, когда ребенок старается вернуть состояние, при котором раньше исполнялись почти все его желания, старается стать хозяином положения и отыскивает множество способов, чтобы проявить власть над окружающими.

Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность, та же тенденция к власти выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Возможно проявление пренебрежения ребенка (обесценивание) к тому, что до кризиса не вызывало отрицательных эмоций и было даже привлекательным: игрушки, предметы обихода, знакомые люди.

Третий признак кризиса - неосознаваемый характер происходящих изменений для самого ребенка. Трехлетние дети не понимают и не замечают перемен в своем поведении и характере.

Четвертым признаком является временность, не стабильность изменений в характере и поведении детей в этот период. Обычно продолжительность кризиса невелика. Он сменяется периодом эмоциональной стабильности, когда исчезают негативные проявления, а развитие выходит на новый уровень. В редких случаях отдельные черты могут сохраниться, став особенностями личности и индивидуальности ребенка, а не возрастными особенностями.

Еще одним признаком и свойством кризисных изменений можно считать сочетание негативных проявлений с позитивными образованиями. Те неудобства, которые кризис несет с собой, компенсируются стремительным рывком вперед, совершаемым ребенком за этот короткий промежуток времени.

Родители не всегда знают, как себя вести в ситуации, когда ребенок становится неуправляем в период "кризиса 3- х лет", поэтому часто обращаются за консультативной помощью к педагогу-психологу, работающему в дошкольном учреждении, Его задача заключается в повышении психологической и педагогической информированности родителей.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ В ПЕРИОД КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ

  • Измените свое отношение к ребенку (смените авторитарную позицию воспитания на более гибкую).
  • Старайтесь понять внутренний мир ребенка и принимать его таким, какой он есть.
  • Предоставьте ребенку больше свободы и самостоятельности, но в допустимых размерах.
  •  Хвалите ребенка за его достижения и проявления самостоятельности
  • Не забывайте о последовательности своих воспитательных воздействий.
  • Не идите на поводу у ребенка, если ребенок капризничает, постарайтесь его отвлечь. Иногда нужно просто взять за руку и увести.
  • Сохраняйте спокойствие в общение с малышом.
  • Создайте атмосферу безопасности и комфортности для ребенка.
  • Пусть ребенок чувствует Вашу любовь и заботу о нем

Я  негативен  и  упрям,

Строптив  и  своеволен,

Средою  социальной  я  ужасно  не  доволен.

Вы  не  даете  мне  шагнуть,

Всегда  помочь  готовы.

О,  боже!  Как  же  тяжелы  сердечные  оковы.

Система  «Я»  кипит  во  мне,

Хочу  кричать  повсюду:

Я — самость,  братцы,  я  живу,

Хочу!  Могу!  И буду!

Л. А. Булдакова, психолог

«Психолог в детском саду» № 1,1999,с.103

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

 - это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступень детства.

ризис 3-х лет" - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка и взрослых. Этот период принято считать критическим, острым, но важным этапом в развитии самосознания ребенка

В зависимости от особенностей развития ребенка возрастные рамки кризиса могут изменяться; он может начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4-х лет или в 3,5 года.

В кризисный период у детей происходит изменение типа отношения с взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности

В этот период в поведении малыша начинает появляться целый комплекс явных изменений, от которых взрослые, особенно родители, могут прийти в отчаяние, так как ребенок становится неуправляемым ("его как будто подменили"):

  • Малыш не только создает родителям проблемы, но и страдает сам. Поэтому, если явно видно, что ребенок очень резко изменился, и не в лучшую сторону, надо постараться выработать правильную линию своего поведения, стать более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширить права и обязанности малыша и в пределах разумного дать вкусить ему самостоятельность, чтобы он смог насладиться ею.
  • Ребенок не просто не соглашается с взрослыми (мамой), он испытывает их характер и находит слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день может перепроверить, действительно ли запрещено то, что ему запрещают. И если есть хоть малейшая вероятность "можно", ребенок добивается своего - не у мамы, так у папы, у бабушек, дедушек. Не стоит на него за это сердиться
  • Следует правильно сбалансировать поощрения и наказания, ласку и строгость.
  • Если взрослые меняют систему требований, то ребенку трудно понять – почему, и он в отместку твердит "нет". Не следует за это на него обижаться, ведь это обычное слово родителей, когда они воспитывают своего ребенка, а он, считает уже себя самостоятельным, начинает подражать взрослым. Поэтому, когда желая малыша намного превосходят реальные возможности, необходимо найти выход с помощью ролевой игры, которая с З-х лет становится ведущей деятельностью ребенка.
  • Для нормального развития малыша в кризисный период важно, чтобы он ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг.
  • Чтобы кризис прошел благополучно, самое главное - любить ребенка тaкoгo, каков он есть.

Недопустимые действия родителей в отношении ребенка:

  • Нельзя постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для родителей проявления его самостоятельности.
  • Не следует говорить" да", когда необходимо твердое" нет". Не пытайтесь любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.
  • ~ Не следует приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него может стать трагедией. И в то же время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем - это может привести к безразличию или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.

https://kakzdorovo.center/blog/detskaya-psihologiya/krizis-3-let-u-rebenka#popup:vospitaniesosmilsom


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара-практикума для родителей 2 младшей группы на тему: «О здоровье всерьёз».

формиФормирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей....

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....

Семинар - практикум для педагогов всех возрастных групп Брей – ринг

Семинар  - практикум для педагогов всех возрастных  групп   Брей – ринг ТЕМА:...

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»

Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...