Тема: Обучение самомассажу детей в домашних условиях. Форма проведения: Семинар –практикум для родителей всех возрастных групп.
консультация (старшая, подготовительная группа)
Оборудование: мультимидийное оборудование, миски с различными видами круп, мелкими игрушками, пуговицы, грецкие орехи, карандаши шестигранныеСамомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей.
Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Дети с речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. При переходе от устной речи к письменной явно видны недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графомоторных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_samomassazh.docx | 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обучение самомассажу детей в домашних условиях.
Форма проведения: Семинар –практикум для родителей всех возрастных групп.
Оборудование: мультимидийное оборудование, миски с различными видами круп, мелкими игрушками, пуговицы, грецкие орехи, карандаши шестигранные
По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только 15 % детей рождаются абсолютно здоровыми, у остальных отмечаются те или иные патологии. По статистике, 70-90 % детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием - от темповой задержки, нарушений звукопроизношения до моторной алалии. До 50 % детей с ОНР и 35 % детей с фонетико-фонематическим недоразвитием имеют стертую дизартрию.
Ученые Института физиологии детей и подростков АПН (Л.В. Антакова-Фомина, М.М. Кольцова, Е. И. Исенина) подчеркивают тесную связь речевой и пальцевой моторики. Было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. М.М. Кольцова считает, что морфологическое и функциональное формирование речевых импульсов от рук, влияние проприорецептивной импульсации мышц руки значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области.
Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно его речи. В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с ЗРР (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т. Б. Филичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с ДЦП (М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова), с общим недоразвитием речи (О.С. Бот), с дизартрией (Л. В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова).
Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей.
Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Дети с речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. При переходе от устной речи к письменной явно видны недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графомоторных навыков.
У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти, еще не закончено окостенение запястья, фаланг пальцев, поэтому самомассаж необходимо проводить в это время, так как это наиболее благоприятный период для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная память в этом возрасте очень цепкая. Важно отметить, что самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в двух полушариях головного мозга, а это служит страховкой от потери речи в случаях травм черепа. Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку ребенку давать только на фоне «разогретых рук».
При проведении самомассажа используют ряд приёмов: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев.
Рекомендации к проведению самомассажа
Самомассажрекомендуется выполнять 2-3 раза в день по 5-10 минут в старшем дошкольном возрасте, используя 3-5 упражнений, между которыми следует проводить расслабление мышц. Каждое упражнение выполнять 8 раз: 4 раза для правой и 4 раза для левой руки.
Все упражнения выполняются по направлению к лимфоузлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения проводится расслабление: поглаживание или стряхиваниерук.
Выполняется самомассаж только чистыми, сухими теплыми руками, с коротко остриженными ногтями. Противопоказания: лихорадочные состояния, воспалительные процессы, конъюнктивиты, заболевания кожных покровов и головы, увеличенные лимфоузлы.
Очень много упражнений проводится с использованием нетрадиционных материалов. Используются упражнения: катание грецкого ореха, ребристого карандаша, прищепки, бигуди и т.д. Можно использоватьаппликаторы Ляпко, Кузнецова, массажеры Су Джок.
В качестве одного из приемов самомассажа используются комплексы артикуляционных упражнений. Об этих видах самомассажа поговорим подробнее в следующий раз.
Для самомассажа лица, кистей, пальцев рук, головы,ушных раковин (он показан детям с раннего возраста) можно использовать различные игры и упражнения. Например:
Выполнение родителями с показом учителя-логопеда: САМОМАССАЖ РУК
«Стряпаем вместе» - имитация скатывания колобков | Мы постряпаем ватрушки, будем сильно тесто мять. Колобочков накатаем будем маме помогать. |
«Добываем огонь» - растирание ладоней друг о друга, чтоб стало горячо | Мы как древние индейцы добываем огонек: Вот ладошки разотрем – будет нам тепло с огнем |
«Греем ручки» | Очень холодно зимой, мерзнут ручки ой, ой, ой! Надо ручки нам погреть, посильнее растереть. |
«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим по ладони, предплечью другой руки. | Пилим, пилим, мы бревно - очень толстое оно. Надо сильно постараться и терпения набраться. |
.
СУХОЙ БАССЕЙН
Для этого берется коробка или миска (приблизительно 25 см в диаметре и высотой 12-15 см) и заполняется на 8 см, например, промытым и высушенным горохом, фасолью. Выполняются различные упражнения, руки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения- координированными.
Такой самомассаж способствует нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук, формированию произвольных, координированных движений. Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом.
Предлагаем ребенку опустить кисти в коробку, помешать горох, сжимать-разжимать пальцы рук внутри «бассейна». | В миску насыпали горох и пальцы запустили, Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили. |
«Месим тесто». Предлагаем ребенку опустить кисти в «бассейн» и «месить тесто» для пирожков или булочек. | Месим , месим тесто, есть в печи место. Будут, будут из печи булочки и калачи. |
«Зарядка». Предлагаем ребенку чередовать движения пальцев рук внутри «бассейна»: сжимать кулачки, затем широко расставлять пальцы в стороны. | Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке будут буковки писать. |
Найди игрушку». Игрушки из киндер-сюрпризов «закопать» в «бассейне», предложить ребенку найти их и назвать. Вариация – делать то же самое с закрытыми глазами, предварительно рассмотрев эти фигурки. | В миске не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль. На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей. |
ПУГОВИЧНЫЙ МАССАЖ кистей и стоп
(игры с пуговицами)
Коробку (например, из-под обуви заполняем пуговицами, желательно побольше и разного размера) . Потом выполняем упражнения:
Играем в «пуговичное море». Предлагаем ребенку опустить руки в коробку, поводить ладонями по поверхности пуговиц, захватить пуговицы руками, чуть приподнимая и разжимая руки.
Предлагаем малышу погрузить руки глубоко в «пуговичное море» и поплавать в нем, попробовать перетереть пуговицы между ладонями, набрать их в горсть и пересыпать их из ладошки в ладошку одной рукой, затем другой, потом обеими («переливать водичку») .
«Ищем ракушки». Предлагаем ребенку захватить «щепотку» пуговиц, отпустить, вытянуть самую большую, маленькую, круглую, квадратную и т.д.
«Ловим рыбку». Можно использовать пуговичный массаж и для стоп, выполняя круговые движения, глубоко погрузиться пошевелить пальцами, захватить пальцами и «выловить» из «пуговичного моря» красную или синюю «рыбку» и т.д.
«По дорожкам, по тропинкам» - хождение босыми ногами по пуговичным коврикам, дорожкам.
«Пуговки перебираем и стихи мы повторяем» - перебирать нанизанные на шнурок пуговицы пальцами с проговариванием стихотворений, чистоговорок и т.п.
Благодаря такому массажу мы активируем так называемый «мануальный интеллект», стимулируя кончики пальцев рук, ног, ладони и ступни. Таким образом, происходит активизация сенсорно-моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром. Массаж кистей и стоп также активизирует жизненно важные центры организма.
САМОМАССАЖ ЛИЦА И ШЕИ
Не циркач я и артист – сам себе я массажист!
(О. И. Крупенчук)
Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.
Общие правила:
- перед занятием ребёнок всегда должен мыть руки;
- движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения включаются в занятия в полном объёме;
- стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок;
- удлинение стихотворной строки здесь вызвано необходимостью выполнения разнообразных движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз;
- ритм стиха задаёт ритм массажных движений;
- темп произнесения текста взрослым замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребёнок успевал сделать самомассаж, а не обозначать его движения.
РУЧКИ РАСТИРАЕМ | (потирание ладоней ) |
И РАЗОГРЕВАЕМ | (хлопки) |
И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ МЫ УМЫВАЕМ | (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз) , |
ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ | (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам) |
УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО | (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз) . |
ИХ ВПЕРЁД СГИБАЕМ | (нагибание ушных раковин кпереди) , |
ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ | (оттягивание вниз за мочки) , |
А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЁЧКИ | (пальцы перебегают на щёки) . |
ЩЁЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ | указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями |
ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ | (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу) |
КАК УТЯТА К УТКЕ, КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ) | (вытягивание обеих губ вперёд |
РАЗОМНЁМ ИХ МЯГКО, НЕ ЗАДЕВ НОГТЯМИ | (большие и указательные пальцы разминают обе губы) . |
УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЁЧКИ ПОДНИМАЕМ | (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта) , |
А ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ СТЕКАЕМ | (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носо-губным складкам |
ШАРИКИ НАДУЕМ | надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух |
И ГУБАМИ ВПРАВО-ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ | указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый — на верхнюю губу, а левый — на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу |
ПОД ГУБОЙ ЯЗЫК ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК В ГУБУ СТУЧИТ | язык — под нижней губой и поколачивание по нижней губе . |
ПОД ДРУГОЙ ГУБОЙ ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК ДРУГОЙ СТУЧИТ | (язык -под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе) |
ТЯНЕМ ПОДБОРОДОК И ЕГО ЩИПАЕМ | (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам) , |
А ПОТОМ ПО ШЕЙКЕ РУЧКАМИ СТЕКАЕМ | (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами) . |
Самомассаж кистей и пальцев рук в "сухом бассейне" способствует:
- нормализации мышечного тонуса;
- стимуляции тактильных ощущений;
- увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
Для создания сухого бассейна небольшую глубокую миску (диаметром 25см., высотой 12-15см.) нужно заполнить на 8см. промытым и просушенным песком или другим наполнителем. Существует описание разнообразных наполнителей для пальчикового бассейна, в зависимости от поставленных целей: крышки от пластиковых бутылок, теннисные мячи - для расслабления мышц; крупа разной текстуры - для формирования и дальнейшего развития кинестетических и тактильных ощущений.
МАССАЖ ГРЕЦКИМИ ОРЕХАМИ:
- катать два ореха между ладонями;
- один орех прокатывать между пальцами;
- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.
МАССАЖ ШЕСТИГРАННЫМИ КАРАНДАШАМИ:
- пропускать карандаш между одним и двумя - тремя пальцами;
- удерживать в определенном положении в правой и левой руке.
Удачи вам, дорогие родители!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Акименко В.М. Новые логопедические технологии : учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 105 с.: ил. - (Сердце отдаю детям).
- Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе // Логопед. 2004. № 6.с. 78-83.
- Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушениями речи // Дефектология. 1999. № 4. С. 50-
- Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 4: Навыки общей моторики. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 1997. - 168 стр.
- Семихатская С.В. Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения у дизартриков // Логопед. 2009. № 6. с. 53.
- Современный толковый словарь русского языка под ред. Т.Ф. Ефремовой.
- Солодова Ю.В. Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием "сухого бассейна" // Логопед. 2008. № 3. с. 51-53.
- Степанова М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. с. 62
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч 1. Первый год обучения (старшая группа) Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников
Интернет источники:1. http://raguda.ru,
2. http://festival.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание « Пальцы помогают говорить» ( нетрадиционная форма проведения- семинар-практикум)
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев»(В. А. Сухомлинский) Ученые на основе обследования детей выявили : если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту , то и речевое р...
Конспект родительского собрания на тему "Играем все вместе" (форма проведения: семинар - практикум).
Тема: «Игра – как верный друг и помощник в работе с детьми».Цель: Довести до сведения родителей информацию о важности использования познавательных игр в повседневной жизни дошкольника....
Родительское собрание Форма проведения: семинар – практикум
Родительское собраниеФорма проведения: семинар – практикумРодительское собраниеФорма проведения: семинар – практикум...
Методическая разработка «Безопасная дорога детства». Форма проведения: семинар-практикум для родителей .
Делали ребятам предостереженье:«Выучите срочно Правила Движенья!»Чтоб не волновалисьКаждый день родители,Чтоб спокойно мчались,Улицей водители".Ю. Яковлева...
Семинар – практикум для родителей Первой младшей группы на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»
Семинар – практикум для родителейПервой младшей группы на тему:«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»...
Семинар - практикум для педагогов всех возрастных групп Брей – ринг
Семинар - практикум для педагогов всех возрастных групп Брей – ринг ТЕМА:...
Конспект проведения мастер – класса с родителями по теме: «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вку...