Игра как средство развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста
статья по психологии (подготовительная группа)

Власова Анастасия Юрьевна

Игры по развитию социальных эмоций направлены на многообразие переживаний, значимые для ребёнка, в процессе игры происходят глубокие преобразования эффектных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте, в готовности откликнуться на предложение поиграть, и степени эмоциональной включенности в длительную игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_razvitiya_sotsialnyh_emotsiy_u_detey.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство развития социальных эмоций у детей

старшего дошкольного возраста

В постоянно меняющихся социально-экономических условиях жизни большое значение предается эмоциональному благополучию детей. Развитие социальных эмоций и чувств способствует процессу социализации ребенка – дошкольника, становлению его отношений с окружающими. В настоящее время проблема развития социальных эмоций нашла свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от в образовательной области «социально-коммуникативное развитие», которая ориентирует педагога на «…развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками, формировании уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых…». Согласно ФГОС ДО, в модели выпускника дошкольного образовательного учреждения определены качества личности, которая уважает ценности общества, нормы, морали и чувства окружающих людей, проявляет эмпатию. Поэтому социальные эмоции становятся важным новообразованием эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и важной составляющей их личностного развития.

Общие вопросы теории развития социальных эмоций были заложены в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других отечественных ученых в начале ХХ века. В их теориях можно найти общие указания на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности, содержанием побудительных мотивов ее поведения. В результате такого рода усвоения ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления он оценивает эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.

Ребенок старшего дошкольного возраста очень эмоционален, чувства господствуют над всеми сторонами его жизни. Он полон экспрессии, его чувства быстро и ярко вспыхивают, но он уже умеет быть сдержанным, скрывать страх, агрессию, слезы. Потребность положительных эмоций определяет поведение ребенка. Это возраст, когда ребенок начинает осознавать людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Ребенок уже может управлять своими эмоциями и поведением, подчинять свои действия требованиям, преодолевать трудности и добиваться достижения поставленной цели. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. соподчинение мотивов (мотивы приобретают разную силу и значимость), появление новых мотивов (мотив достижения успеха, соревнование), складывается индивидуальная мотивационная система (выделяются доминирующие мотивы, формируется иерархия, выделяются социальные мотивы: достижение успеха, интерес к достижению деятельности).

Игры по развитию социальных эмоций направлены на многообразие переживаний, значимые для ребёнка, в процессе игры происходят глубокие преобразования эффектных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте, в готовности откликнуться на предложение поиграть, и степени эмоциональной включенности в длительную игру.

Одним из современных и признанных средств развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста так же является дидактическая игра, которые обладает образовательной, развивающей и воспитательной функциями (С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Успешное руководство дидактическими играми по развитию социальных эмоций, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их содержания, чёткое определение задач, определение места и роли. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, что способствует обеспечению доброжелательных отношений между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Игра является эффективным средством развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста, а также оказывают влияние на развитие личности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская субкультура как средство развития социально-нравственных качеств детей дошкольного возраста.

В презентации даётся ответ на вопрос: что нужно сделать, чтобы ребёнок входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным....

Детская литература как средство развития социального опыта детей младшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - наиболее сензитивный этап в становлении ребенка с точки зрения психических познавательных процессов и формирования эмоционально - волевой сферы.Овладение ребенком социальным опыто...

Проект "Развитие социальных эмоций детей среднего дошкольного возраста"

Данный прект рассказывает о развитии социальных эмоций детей среднего дошкольного возраста,об особенностях развития эмоциональной сферы детей. Так же описываются условия условия развития эмоций и чувс...

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. на тему:                «Подвижная игра ка...

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г. С. на тему: «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому выбранную мною тему «Подв...

Отчет по индивидуальной программе профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. с.Кунашак 2018г "Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста".

Цель самообразования.Повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных  игр...

Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...