Проект "Развитие социальных эмоций детей среднего дошкольного возраста"
проект (средняя группа) на тему

СВК

Данный прект рассказывает о развитии социальных эмоций детей среднего дошкольного возраста,об особенностях развития эмоциональной сферы детей. Так же описываются условия условия развития эмоций и чувств дошкольников. И конечно же в данном проекте расказано о  методах и приемах развития эмоциональной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx54.23 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность темы

     Эмоции  занимают важное место в жизни дошкольника, влияют на его развитие. Дошкольный возраст уникален по силе эмоционального восприятия, формирования и развития эмоциональной сферы. Эмоциональное развитие является одним из существенных условий, обеспечивающих в будущем эффективность процесса  воспитания и обучения ребенка. Незамеченные нарушения в  эмоциональном  развитии детей раннего  возраста приводят к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте.

     Прослеживается тесная связь эмоционального и интеллектуального развития. Современная социальная ситуация  далеко не всегда насыщает детей эмоционально, обогащает их жизнь впечатлениями. Возникает дефицит общения детей и взрослых и как следствие возникают  нарушения в эмоциональной сфере. Важность изучения возрастных особенностей, условий  развития эмоциональной сферы детей среднего возраста определяют актуальность   данной темы.

Теоретические аспекты изучения развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста

     Средний дошкольный возраст – это дети 4-5-ти лет. В этом возрасте активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.

     По мнению Л.И. Божович, новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Они охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: “Почему?”, “Зачем?”, “Для чего?” Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. Нередко средний дошкольник многократно обращается к взрослому с одними и теми же вопросами, и от взрослого требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать на них ответы.

     М.Ермолаева указывает, что именно в среднем дошкольном возрасте огромное значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра, которая становится ведущей формой игровой деятельности. Именно сюжетно-ролевая игра является предпосылкой значительных изменений в психики ребенка, так как основное ее содержание, это моделирование – творческое воспроизведение взаимоотношений детей и их взаимодействий.

     Учась решать игровые задачи коллективно, дошкольники согласовывают свои замыслы, а это значит, что правила в игре будут выполняться произвольно. 

     Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.

     Г.А. Урунтаева считает, что этот период жизни является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения. К среднему  дошкольному возрасту происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения.

     Таким образом, в общении со взрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять их в жизни по отношению к себе и другим. Это имеет существенное значение, прежде всего для формирования у него личностных свойств. При этом важны социально значимые эталоны поведения, которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребенка люди. Самостоятельность ребенка начинает проявляться в том случае, когда он применяет к себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует свое поведение. Это означает, что в этом возрасте складывается такое сложное свойство личности, как самосознание.

     В процессе развития у ребенка в среднем дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального “Я” - “какой я есть”), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального “Я” - “каким бы я хотел быть”). В данный возрастной период дети конструктивно взаимодействуют с окружающими, что и приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности.

     Следовательно, складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические структуры субъекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают реальные предпосылки для перехода к старшему дошкольному возрасту.           Взрослые во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, в дальнейшем формируя его психологическую готовность к школьному обучению.

Особенности развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста

     К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и. сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса.

     Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящие между двумя и шестью годами, сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности.

     Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

     Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, воспитатель, родитель, зная слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

     На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.

     Для дошкольного детства становится характерным более адекватное проявление эмоций, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет растущая способность детей управлять своими эмоциями. Регулирование эмоций — одна из сторон детского психосоциального развития. К середине дошкольного возраста эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, что дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, и сиюминутных затруднений: они могут восприниматься не так остро, теряя свою прежнюю значимость. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

     В возрасте 4-5 лет желания ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Так, эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний. Механизм эмоционального предвосхищения подробно рассмотрен и описан Т.А. Данилиной. Его суть в том, что еще до того, как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Поэтому пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение детей, а не на их сознательность, оказываются значительно более эффективными. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

     Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками и т.д.. Эти реакции сохраняются и у дошкольников, однако внешне выражение эмоций становится у большинства детей более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и в связи с тем, что еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

     Изменяется содержание аффектов — расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание — без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей.

     Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность становится эмоционально насыщенной. Все, во что включается дошкольник — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе и т.д., — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не строится или быстро разрушается. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что не вызывает у него интереса.

     В среднем дошкольном возрасте, сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребенка.

     Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть свою агрессию на сверстников. Негативное отношение взрослого вызывает у ребенка типичную реакцию: он или стремится установить контакт со взрослыми, или сам замыкается и старается избежать общения. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный поступок.

     Эмоции и чувства формируются также в процессе общения со сверстниками. Ребенок раннего возраста, общаясь с другими детьми, всегда исходит из собственных желаний, не учитывая стремления другого. Эмоциональный механизм сопереживания появляется позже, в среднем дошкольном детстве.

     Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей — в играх, при выполнении трудовых поручений и т.д.

     Исходя их исследований психологов, целесообразность в развитии эмоциональной сферы ребенка переоценить сложно.

     Прежде чем рассматривать вопрос о развитии и эмоциональной сферы ребенка, необходимо остановиться на тех психологических механизмах, которые лежат в основе формирования эмоций. В психологии выделяют три способа появления новой эмоции: эмоциональное заражение, эмоциональное опосредование, эмоциональное обуславливание. Механизм эмоционального заражения не требует значительного времени. Ребенок после однократного предъявления присваивает продемонстрированную ему эмоцию в том случае, если она затронула его эмоциональную сферу. Механизм эмоционального опосредования связан с необходимостью повторения ситуации, в которой происходит ассоциирование, поэтому он требует большого количества времени. Также стоит отметить, что при недостаточном подкреплении зарождающаяся мотивация может ослабиться. Наиболее эффективным механизмом формирования эмоций является эмоциональное обуславливание. Данный механизм предполагает «создание связи между нейтральными и значимыми объектами в идеальном плане. В воображении возникает переживание, которое постепенно распространяется на реальную действительность». Особую роль здесь имеют те виды деятельности, которые вызывают эмоциональную реакцию субъекта. Это игра, театра, кино и др. Идентификация с ролевыми образцами в игре, переживаниями персонажей расширяет эмоциональный опыт ребенка.

     На протяжении среднего дошкольного возраста происходит ряд закономерных изменений эмоциональной сферы, обусловленных ее усложнением и обогащением. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в среднем дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника.  Л. С. Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций (внимания, памяти, мышления и пр.), а изменением отношения между отдельными функциями. Важнейшей особенностью детей среднего дошкольного возраста, с его точки зрения, является то, что складывается новая система психических функций.

     Итак, у детей среднего дошкольного возраста проявляются особенности формирования эмоциональной сферы:

-более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия;

- эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями:  желание- представление – действие – эмоция;

- эмоциональные процессы более управляемые;

- развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым);

 - происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного результата;

- самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха;

- появляется способность оценивать свое поведение.

     Итак, эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. День ребенка настолько насыщен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

     В среднем дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Действия ребенка уже не связаны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.

     Средний возраст – это время возникновения фундаментальных психологических образований: внутреннего плана действий, произвольности, воображения, обобщенного внеситуативного отношения к себе. У ребенка возникает стремление к выполнению общественно значимой, общественно оцениваемой деятельности.

     Основываясь на исследования Л.С. Выготского и К. Изарда можно выделить ряд особенностей эмоционального развития дошкольника.

1. Слабое вызревание позитивных базально-социальных эмоций. Отягощающими факторами данной особенности, являются:

  • Отсутствие доброго, ласкового участия в ранней, постнатальной адаптации ребенка к окружающей среде матери и других членов семьи.
  • Недостаточное словесное и предметное сопровождение матерью периода адаптации до 3-6 месяцев.
  • Искусственное вскармливание ребенка.
  • Неоправданное невнимание матери к плачу, крику ребенка как эмоциональному сигналу со стороны ребенка, направленному на адекватное ответное эмоциональное реагирование со стороны матери.

2. Превышение скорости аффективного реагирования над действием, речью, мыслью. Это обусловлено:

  • Невнимательным отношением матери к активному бодрствованию ребенка с 3 и более месячного возраста.
  • Ранняя “самостоятельная деятельность” ребенка “загоняет” позитивные эмоции в блок нереализованных мотивов к ! году жизни.
  • Недостаточно развитая предметно-игровая, сенсомоторная деятельность.
  • Втягивание ребенка в круг психогенного поля семьи, других окружающих взрослых.

3. Поздняя дифференциация мыслеобразующих процессов, восприятия, воображения. Это детерминировано следующим:

  • Многоплановой, объемной, недетской информационной сферой.
  • Искусственным подавлением интереса через блокирование наглядно-действенного мышления из-за отсутствия или недостатка материальной наглядности и практической деятельности с ней.
  • Отсутствие у ребенка возможности самостоятельной адаптации как исследователя пространства и времени окружающей среды до полного удовлетворения своей аффективной сущности и ключевому самостоятельному переходу к аффективной цепочке “желания, вызывающего желать” (Л.С. Выготский).
  • Скудность совместной с матерью сюжетно-отобразительной деятельности: предметных игр, игр экспериментов, игр с элементарными правилами, сюжетно-ролевых игр.

4. Невозможность ребенка 3-7 летнего возраста оценить эффективность своего реагирования. Оценка, как правило, смешанная: позитивно-негативная. Существует путаница между плохим и хорошим. Ребенок принимает любую стороннюю оценку без возражений, но с ответным мимическим или кинестетическим реагированием (иногда неадекватным).

      От 4 до 5 лет у многих из них обычно появляются стереотипы их полового поведения, что больше всего отражается в игре. Обычно это возраст — возраст начала половой индентификации ребенка. При этом романтическая любовь к родителям еще не прошла, и девочки по-прежнему безумно обожают пап, а мальчики не могут отвести влюбленных глаз от мам.

     По мнению Н.А. Рычкова, возникновение новых эмоций, прежде всего, связано с изменением содержания и структуры деятельности ребенка.

     В дошкольном возрасте в контексте различных продуктивных видов деятельности (лепка, рисование), знакомства с природой и музыкой развиваются эстетические переживания как умение чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.

    Занятия и дидактические игры развивают интеллектуальные эмоции: удивление, любопытство (любознательность), уверенность или сомнение в своих суждениях и действиях, радость от найденного решения.

     Группа интеллектуальных эмоций способствует овладению ребенком познавательной деятельностью, ее способов и приемов. Нравственные эмоции развиваются у ребенка в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди.

     Таким образом, основную роль в развитии сложных чувств и эмоций ребенка играет его практическая деятельность, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности.

К. Э. Изард выделяет следующие « фундаментальные » эмоции:

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. Радость – максимально желаемая эмоция. Она является скорее побочным продуктом событий и условий, чем результатом получить ее. Радость -одна из простейших эмоций с точки зрения мимического выражения и возможности расшифровки этого выражения.  Улыбка возникает в результате сокращения всего одной пары мышц – скуловых. Эти мышцы, сокращаясь, оттягивают и слегка приподнимают уголки рта. Настоящая улыбка обычно вызывает также сокращение круговых мышц глаз.  Эмоция радости имеет важное социальное значение. Имеет позитивное влияние на формирование взаимной эмоциональной привязанности взрослого и ребенка.

 Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Оно наступает внезапно и также быстро проходит. Удивление порождается изменением стимуляции. Внешней причиной для удивления служит внезапное, неожиданное событие. Основная функция удивления состоит в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями. Готовность к встрече с новым чрезвычайно важна для человека.  Удивление способствует направлению познавательных процессов на объект, вызвавший удивление. Мимическое выражение удивления легко распознается. Брови высоко подняты, в результате чего на лбу появляются продольные морщины, глаза расширяются и округляются. Приоткрытый рот принимает овальную форму.

Интерес – положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений,  творческие стремления. Эта эмоция переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес  - это единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека.  В состоянии интереса  повышается внимание, любознательность, увлеченность объектом интереса. Эмоция интереса повышает способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации. Интерес стимулирует человека к исследовательской и познавательной активности. Интерес характеризует активность ребенка с самого начала его жизни. Мотивируемые интересом формы активности и взаимодействия с окружающим миром закладывают основы для развития всех психических сфер. Важным фактором интереса является новизна объекта. При этом необходимо отметить, что в некоторых случаях новизна объекта может стать источником негативной эмоции. Мимическое выражение интереса: приподнятые или слегка сведенные брови, перемещение взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытый рот.                Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной  информацией о невозможности удовлетворения важнейших потребностей.

 Гнев – одна из важнейших эмоций. Эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения субъекта потребности. Гнев зачастую воспринимается  как нежелательная реакция, и взрослый  человек, как правило, стремится избежать ее. Любое препятствие на пути достижения намеченной цели, чувство физической или психической несвободы, боль,  как правило, вызывают эмоцию гнева.  Гнев может быть вызван неправильными или несправедливыми поступками окружающих. Мимическое выражение гнева включает в себя  весьма характерные сокращения  лобных мышц и движения бровей. Брови опущены и сведены, кожа лба стянута, образуя утолщение.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Мимическое выражение отвращения безошибочно распознается даже на лице младенца.  Помимо нахмуренных бровей и сморщенного носа можно наблюдать приподнятую  верхнюю губу и опущенную нижнюю, в результате чего рот приобретает угловатую форму, язык слегка высунут.

Презрение– отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях, порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх– отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности. Человек может переживать страх  в самых разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие или безопасность. Страх побуждает людей предпринимать действия, направленные на избежание угрозы, на устранение опасности. Страх может быть вызван как физической, так и психологической угрозой. При развернутом мимическом выражении страха брови приподняты и слегка сведены к переносице, глаза широко открыты, верхнее веко иногда слегка приподнято. Углы рта резко оттянуты, рот обычно приоткрыт.

Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Эмоция стыда занимает существенное место в человеческих отношениях. Когда человек чувствует стыд, он, как правило, прячет глаза, отворачивается или опускает голову. Движения его тела и головы демонстрируют, что он стремиться стать меньше, чем есть на самом деле.

Печаль –  очень специфическая эмоция,  обычно ее причисляют к отрицательным эмоциям. Эмоция печали обычно переживается как грусть, уныние, хандра. Разочарование, неудача в достижении цели может вызвать печаль. Печаль, замедляя общий темп жизни человека, дает ему возможность оглянуться назад, по-новому взглянуть на мир, увидеть его иначе. Эмоция печали выполняет коммуникативную функцию, она сообщает самому человеку и окружающим о дисгармонии. Выражая печаль, человек дает понять, что ему плохо, что он нуждается в помощи.  Печаль, как и любая другая эмоция, выполняет мотивационную функцию. Печаль, вызванная неудачей или же разочарованием, обычно побуждает к решению проблемы. У опечаленного человека внутренние концы бровей приподняты и сведены к переносице, глаза слегка сужены, уголки рта опущены[8]. Каждая эмоция имеет свое внешнее выражение.  Выразительные формы проявления эмоций: жесты, мимика,  пантомимика, эмоциональные компоненты речи, вегетативные изменения. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.

Условия развития эмоций и чувств дошкольника

     Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаково чувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, в которых он воспитывается. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы - сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям. Ребенок сочувствует, например, сломанному цветку. В семье ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний. Очень важны доброжелательные взаимоотношения.

Неправильное общение в семье может привести:

- к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками;

- к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным;

- к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. И в необычной ситуации может возникать волнение. Страх может быть внушен ребенку. Например, страх темноты. Если ребенок испугался темноты, то потом темнота сама по себе будет пугать его.

     Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка. Как правило, дошкольники, особенно растущие в дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств, переживаний. Взрослый может выделить эти переживания для ребенка и подсказать их: «Тебе обидно, что тебя не приняли в игру, ты очень расстроился, да? Тебе приятно, что тебя похвалили на занятиях? Ты гордишься своими успехами? Ты очень рассердился, что Сережа забрал у тебя машинку?» и т.п.

     Аналогичным образом можно открывать ребенку переживания других детей, особенно это, важно в конфликтных ситуациях:

- При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки).

- Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.

. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников.

     В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут быть положительными, отрицательными, ориентировочными. В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств, связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени - с речью. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение.      Можно спросить, например: было ли у них что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался. Кого что-нибудь огорчило, а кто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить, нужно помочь - напомнить какой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга. Когда подобные беседы станут привычными, дети сами будут откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать о них. Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может изменяться. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие.     Человек, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии, реагирует на предметы в зависимости от их значимости. При этом, чем важнее для него тот или другой фактор (предмет, его свойство), тем лучше он воспринимается. Эмоции умеренной и высокой степени интенсивности вызывают уже отчетливые изменения в познавательных процессах, в частности, у человека появляется сильная тенденция к восприятию, припоминанию и т.д. только, что соответствует доминирующей эмоции. При этом содержание воспринимаемого, мимического и мыслительного материала усиливает и упрочивает эмоцию, что в свою очередь еще больше укрепляет тенденцию к сосредоточению на содержании, вызвавшем эту эмоцию. Поэтому, как правило, безуспешным оказываются попытки повлиять на сильные эмоции при помощи уговоров, объяснений и других способов рационального воздействия. Одним из способов выхода из порочного эмоционального круга является образование нового эмоционального очага, достаточно сильного, чтобы затормозить прежнюю эмоцию. Одним из главных факторов, определяющих, будет ли данный человек более или менее подвержен влиянию эмоций на его познавательные процессы, является степень упрощенности этих процессов. Поэтому ребенок более подвержен влиянию эмоций, чем, как правило, взрослый. Эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет - более трудных. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом снижению уровня выполнения деятельности; когда успех вызывает эмоции большой силы, то протекание деятельности нарушается, но и в случае, когда успех достигается ценой особых усилий, возможно появление усталости, которая может ухудшить качество деятельности; когда неуспех следует за серией успеха, то он может вызвать кратковременное повышение уровня выполнения деятельности; положительная эмоция способствует лучшему, а отрицательная - худшему выполнению деятельности, в результате которой эти эмоции возникли.

 Методы и приемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

     Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны и специалисты-психологи и воспитатели.  Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания.

Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, во время сюжетно-ролевой игры, где дети переживают эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников.

Обучающие способы, приемы и содержание заданий по развитию эмоций:

  • Рассматривание собственной мимики перед зеркалом. Сознательное изменение выражения лица и ответ ребенка на вопрос взрослого: «Что теперь чувствуешь?» - отрабатывается связь между мимическим проявлением и эмоциональным самочувствием (прямая и обратная ).
  • Игра «Артисты немого кино».  Проводится перед зеркалом; возможны разные формы игры: задается текст или эмоциональный звуковой образ, который сопровождается мимическими и Пантомимическими эмоциями «артиста»; воспроизводится определенная мимическая эмоция, и под нее ребенок подбирает ситуацию, соответствующего персонажа и т. д. Активное использование видеотехники.
  •  «Мимический диктант».  Специальный текст (например, «сценарий фильма, мультфильма») сопровождается мимикой, вокализациями-звукоподражаниями и пантомимикой ребенка; проводится перед зеркалом.
  •  Тот же «мимический диктант», но записанный на видеопленку.  Ребенок может сравнить свою экспрессию с эмоциональной выразительностью других детей (только при желании ребенка). Неудачи не отмечаются, удачи вызывают положительную оценку взрослого.
  •  Эмоциональный аутотренинг через эмоциональную идентификацию (отождествление) с любым персонажем. Поскольку в подобной ситуации ребенок всецело сосредоточен на взаимодействии и общении с персонажем, взрослый голосом и поступками персонажа может открывать ребенку его эмоциональный образ, который для него чаще всего отсутствует, корректировать его, поддерживать позитивные стороны, снимать неуверенность в проявлении своих эмоций, подчеркивать их эстетические стороны и т. п.
  • Рассказывание сказок, историй (извлеченных из литературных источников, придуманных взрослым или самим ребенком ) от первого лица.  Воспитатель при этом старается задержать ребенка на передаче своих внутренних переживаний. Такой рассказ в группе может подхватываться детьми по цепочке, но каждый, продолжая сюжет, говорит только от себя (здесь ребенку открывается возможность сравнить свои собственные переживания с переживаниями других детей и взрослого) и т. д.
  • Проигрывание ситуаций и сюжетов, где от ребенка требуется произвольная регуляция эмоций: хладнокровие, эмоциональная выдержка, овладение своим страхом или неуместным весельем, преодоление неуверенности. Например, принятие ребенком роли спортсмена на чемпионате, когда остальные дети создают эмоционально-выразительный фон болельщиков. Ребенок-«чемпион» не должен поддаться эмоциональному воздействию, должен устоять перед общим эмоциональным настроем и т. п. И наоборот, использование взрослым эмоционального заряжения и коллективного сопереживания для изменения качественного соотношения эмоциональных переживаний, составляющих структуру эмоциональной сферы « Я » ребенка.
  • Создание «автопортрета» - рисунок, «фотография» (рисование своего портрета в игре в фотографию). В семье - игра-упражнение «Какой Я»: ребенок диктует взрослому «Письмо незнакомому другу», в котором «описывает» свои особенности и воссоздает свой эмоциональный образ.
  •  Продуктивная деятельность ребенка. Она представляет огромные возможности для его обучения. Самое близкое окружение ребенка - это его игрушки. Орудия и предметы детской, конструктивной и других видов деятельности предстают перед детьми как помощники, как друзья их творчества. Используя игрушку в занятиях, взрослый может провести с ребенком игру-беседу «Разговор с игрушками по душам». В этой игре можно задать ребенку следующие вопросы:

- Почему та или иная игрушка (или кукла) такая грустная, веселая или довольная?

- Что переживала, чувствовала игрушка в определенный момент совместной жизни с ребенком?

- «Что можно сделать для куклы, чтобы она засмеялась, обрадовалась?» и т. д.

- Пусть кукла устами ребенка ответит, что она думает о своем хозяине или хозяйке.

Ребенок в этой игре выступает в двух ролях - своей собственной и куклы.

Эту игру-беседу важно строить, исходя из особенностей отношения ребенка к игрушке.

        Существует достаточно средств и методов для эмоционального развития детей дошкольного возраста, в нашей работе мы применяли следующие:

  • Сюжетно-ролевые игры – эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций.                                  
  • Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения.
  • Театрализованная деятельность – передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу.
  • Совместные праздники, досуги.
  • Использование художественной литературы – мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, уча сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся)
  • Можно использовать задания- игры: «удивись, как зайчик», «порадуйся, как Маша», «скажи, как Зайчик, жалобно – Собака, Собака, помоги мне!»
  • Использование музыки – вслушиваясь в слова и музыку песен и хоров, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.
  • Изобразительная деятельность- использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.
  • Наглядность – один из основных и наиболее значительных методов обучения дошкольников. Метод наглядности – пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отличают и порой попируют. Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом.
  • Моделирование- использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным. В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:
  • пиктограммы,
  • графические изображения лица,
  • силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции,
  • «подвижные аппликации».
  • Развитие речи – активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь.
  • Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.)
  • Подвижные игры – высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий

     А так же очень важны позитивные установки родителей для своих малышей: «Плач - легче будет», «Сколько отдашь - столько и получишь», «Какая мама умница! Какой папа молодец! Они самые хорошие!» , «В тебе все прекрасно», «Какое счастье, что ты у нас есть», «Что посеешь, то и пожмешь», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Как ты относишься к людям, так и они к тебе», «Я тебя люблю любого», «Каждый может ошибаться! Попробуй еще!». Этот список вы можете продолжить сами, кое-что вы в нем узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях.

Заключение

     В ходе изучения особенностей развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста было установлено, что на нее влияют внутренние и внешние факторы.

     Также было установлено, что в развитии эмоциональной сферы дошкольника выделяются следующие основные направления:

- усложнение содержания эмоциональной сферы, появление и развитие импрессивной стороны эмоций и чувств;

- формирование общего эмоционального фона психической жизни ребенка.

- становление экспрессивной сторона эмоций и чувств ребенка-дошкольника.

     Воля ребенка дошкольного возраста развивается в тесной взаимосвязи с развитием мотивов поведения, формированием взаимоподчинения мотивов.     Такое продвижение мотивов на первый план и появление определенного направления приводит к тому, что ребенок начинает осознанно добиваться поставленных перед собой целей, не поддается воздействию менее значительных и не связанных с целью побуждений.

     Развитие волевых действий ребенка дошкольного возраста включает в себя три связанных между собой стороны:

1) развитие целенаправленности действий;

2) установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом;

3) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

     У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях. Способы поведения, которые мы, естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда - неадекватны, часто - ограничены нашим собственным опытом и недостатками. Поэтому для развития эмоциональной сферы дошкольника необходима специальная работа в этом направлении.

     Период дошкольного детства можно назвать возрастом познавательных эмоций, к которым относятся чувства удивления, любопытства, любознательности. Возникая в результате столкновения с новыми сторонами деятельности, эти эмоции в свою очередь оказывают стимулирующее влияние на познавательные, а также другие психические процессы, вырабатывают у ребёнка индивидуальное отношение к реальному миру вещей и явлений, способствуют развитию креативности. В дошкольном возрасте эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Ребёнка легко испугать, рассердить, но с той же лёгкостью можно и заинтересовать, вызвать у него удовольствие, радость. Детям свойственна исключительная «эмоциональная заражаемость», они особенно подвержены влиянию эмоций, переживаемых другими детьми и взрослыми. Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология Г.С. Абрамова.- М.: Академия, 2007.- 25с.
  2. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы П.К. Анохин. - М.: Просвещение, 2007. - 318с.
  3. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства В.Н. Белкина. - М.: 2010.-56-73с.
  1. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей Л.И. Божович. - М.: 2007. - № 5. - 78-85с.
  1. Веккер Л.М. Психические процессы Л.М. Веккер. - М.: Смысл; "Академия", 2009 - 544с.
  2. Волков Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология: Логические схемы Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-120с.
  3. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собрание сочинений т.4 Л.С. Выгодский. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 340-367с.
  4. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928) Л.С. Выгодский. - Вестн. Моск. ун-та, Психология. - 2008. - № 4. - 15-18с.
  5. Додонов Б.И. Информационные теории эмоции Б.И. Додонов.- Психологический журнал. -2008. №2. - 104-116с.
  6. Дуброва В.П., Милашевич, Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич. - М.: Новая школа, 2009. - 28-35с.
  7. Запорожец А.В., Неверович, Я.З. О генезисе функции и структуре эмоциональных процессов ребенка А.В. Запорожец, Я.З. Неверович.- Вопросы психологии - 2009. - № 6. - 59-73с.
  8. Изард К.Е. Психология влияния : хрестоматия сост. А.В. Морозов. - Санкт-Петербург К.Е. Изард.- Питер, 2001. - 219-232с.
  9. Левис Ш.К. Ребенок и стресс Ш.К. Левис .- СПб: Питер Пресс, 2006.-68с.
  10. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции А.Н. Леонтьев. - Москва.,2001. 11с.
  11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2009. - 415с.
  12. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении М.И. Лисина.- Изд-во Питер, 2009 - 123с.
  1. Марцинковская Т.Д. История детской психологии Т.Д. Марцинковская. - М., 2008. - 532с.
  1. Немов Р.С., Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии Р.С. Немов.- Санкт-Петербург, Владос, 2010.- 687с.
  2. Петровский В.А. К психологии активности личности// Палитра педагога. / В.А. Петровский.- 2009 - № 2 - 19-22с.
  3. Пуни А.Ц. Очерки психологии А.Ц. Пуни. - М.: Смысл; "Академия", 2009 - 154с.
  4. Рогов Е.И. Эмоция и воля Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2001.-240с.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии С.Л. Рубинштейн. Учебник - Москва "Олма-пресс", 2008. -238с.
  6. Селье Г. Стресс жизни Г. Селье. - М: Прогресс, 1979. - 123 с.
  7. Смирнова Е.О. Психология ребенка Е.О. Смирнова.- М.: Просвещение, 2007. - 463с.
  8. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования «Текст»/ Под. ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - Науч. - исслед. ин-т. дошк. воспит. Вопросы психологии. - 2008. - № 2 - 111-134с.
  9. Тихомиров О.К., Виноградов, Ю.Е. Эмоции в функции эвристик О.К. Тихомиров, Ю.Е. Виноградов. - М.: Тривола, 2009 - 22-32с.
  10. Фортунатов Г.А. О чувствах и их развитии//Дошкольное воспитание Г.А. Фортунатов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008 - 272с.
  11. Шингаров Г.X. Сознание и эмоции // Проблемы сознания Г.Х. Шингаров. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 558с.
  1. Эльконин Д.Б. Детская психология Д.Б. Эльконин.-М.: Издательский центр "Академия", 2008 - 160с.
  2. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада/ А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Г. Ковалев и др. Под. Ред. А.Г. Ковалева. - Детская психология. - К.: Лыбидь, 2009. - 317с
  3. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк) П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 2009 - 621с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль фольклора в формировании нравственного отношения к социальной действительности детей среднего дошкольного возраста

Данный материал содержит проблему ознакомления детей с явлениями социальной действительности в практике ДОУ; раскрывает роль фольклора в воспитании всесторонне развитой личности; большое внимание...

Практико-значимый проект «Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры »

Практико-значимый проект«Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возрастав процессе сюжетно-ролевой игры »...

«Социально – эмоциональное детей среднего дошкольного возраста посредством реализации педагогического проекта «Детско – взрослый клуб «Дорогою добра»

Мы живем в эпоху социальных перемен: меняются условия жизни, ценности, характер отношений между поколениями. Сами взрослые часто оказываются не готовыми к переменам, и это не может не сказываться на д...

План работы по проектной деятельности на 2022-2023 учебный год воспитателя средней группы. Тема: «Социальное и эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии»

Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы, отличающиеся оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью; р...

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР «Путешествие в страну эмоций»

Тема – «Моё настроение».Категория детей – дети 4-5 лет с ЗПР, комбинированная группа, 3 блок.Количество детей – 10 детей, 5 детей с ЗПР.Период, нарушение: Октябрь, 1 неде...