Программа самообразования воспитателя "Мультипликация, как средство развития социально-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста"
рабочая программа
Программа самообразования воспитателя по работе с мультстудией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya_po_multstudii_24-26.docx | 47.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Парус»
Программа саморазвития педагога
Шаминой Елены Николаевна
Тема: «Мультипликация, как средство развития социально-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
2024-2026 г.
г.о.г. Бор, с.п. Память Парижской Коммуны
Ожидаемый результат: Повышение качества воспитательной работы, освоение инновационной методики.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, интернет-ресурсов, посещения суперфинала международного фестиваля авторской детской мультипликации «Я творю мир», участия в конкурсах.
-познакомить детей с основными видами мультипликации, освоить перекладную, рисованную, пластилиновую анимацию. Создать в этих техниках и озвучить мультфильмы;
- научить детей различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов;
-познакомить детей с основными технологиями создания мультфильмов – планированию общей работы, разработке и изготовлению марионеток, фонов и декораций, установке освещения, съёмке кадров, озвучиванию и сведению видео- и звукорядов.
- развивать коммуникативные навыки детей. Через создание тематических мультфильмов помогать детям усваивать социальные нормы и правила в процессе проигрывания их персонажами в кадре;
-развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение.
Изучение методической литературы и изданий:
- О.А. Осмоловская, А.А. Попова, Д.Н. Шубин – Детская мультстудия «KidsAnimationDesk» методические рекомендации.
- Н. Пунько, О. Дунаевская «Секреты детской мультипликации».
Изучение материала по проблеме:
- Курсы повышения квалификации, семинары.
- Знакомство с графическими возможностями ПК, пакетом графических программ.
- Компьютерные программы по созданию мультфильмов (на протяжении всего периода)
- Изучение графического редактора «Мульти - пульт»
- Работа над сценарием мультфильма (изготовление сценария рисованного или пластилинового мультфильма, в перекладной или песочной технике).
- Деление фильма по кадрам (раскадровка). Выбор сюжета (фотографии для будущего мультфильма)
- Поисковая работа – подбор звуковых и музыкальных файлов.
- Запись необходимых по сценарию звуковых файлов.
- Эффекты перехода и анимации (заготовка будущего мультфильма).
-Создание титров в начале и конце фильма.
- Работа над творческим проектом, монтаж мультфильма.
Работа с детьми:
- Беседа «Этапы создания мультфильмов»
- Заготовка будущих героев мультфильма (путем рисования или лепки, как отдельных элементов, так и целых изображений)
- Изготовление декораций для будущего мультфильма.
- Раскадровка будущего мультфильма, путем перекладывания и фотографирования каждого движения (фотографии для будущего мультфильма)
- Запись музыкального и фонового сопровождения голосами детей. - Демонстрация детям их творчества - показ мультфильма.
Работа с родителями: - Консультация и папка – передвижка «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина».
- Изготовление папки – передвижки «Чтобы каждый ребёнок испытывал радость творчества».
- Выставка нашего творчества в ходе создания мультфильма (макеты, декорации, рисованные или слепленные герои мультфильма).
- «Наши успехи» (демонстрация готового продукта).
Взаимодействие с педагогами ДОУ: Отчет по теме, презентация проекта.
Актуальность.
В настоящее время у многих детей наблюдаются проблемы с социализацией. Дети зачастую не знают, как общаться со сверстниками и взрослыми, как вести себя в ситуациях общения. Это приводит к нарушению поведения детей, их непослушанию, частыми становятся замечания и наказания за плохое поведение. Социализация представляет сложный процесс накопления социального опыта индивидом, путем вхождения в социальную среду, а также процесс воспроизводства системы социальных связей, за счет активной деятельности и активного включения в социальную среду. В дошкольном детстве, на ранней стадии социализации, главным институтом социализации является семья и все более распространенные детские дошкольные учреждения. Именно в дошкольном учреждении ребенок дошкольник приобретает первые социальный опыт.
Согласно концепции Э.Берна, в дошкольном детстве происходит закладка сценариев будущей жизни, взрослый оказывает непосредственное влияние на формирование этих сценариев своим позитивным или негативным реагированием на ситуации. Безусловно, это нужно учитывать при работе с детьми, особенно преследуя цель - социализации.
Согласно ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие, является одним из направлений реализации образовательной программы, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В рамках деятельности социально-коммуникативное развитие дошкольника осуществляется нестандартным педагогическим методом - методом активной мультипликации.
Программа по работе мультстудии ориентируется на детей, посещающих старшие группы детского сада, и направлена на социально-коммуникативное развитие детей.
Цели
- Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации;
- Формирование у дошкольников мотивации к деятельности;
- Активизация творческих способностей воспитанников;
- Формирование представлений об анимации и мультипликации.
Задачи
- Социализация ребенка;
- воспитание усидчивости, целеустремленности;
- Развитие вербальной и невербальной коммуникации;
- Развитие наглядно-образного и логического мышления;
- Развитие памяти, восприятия, устойчивости внимания;
- Развитие воображения;
- Развитие творческих способностей;
- Развитие монологической и диалогической речи;
- Развитие навыков общения;
- Обучение навыкам мультипликации.
Отличительные особенности
Творческое самовыражение - дети проявляют себя в творческой деятельности, при этом обучаясь и воспитываясь.
Самостоятельность - дети сами разрабатывают сюжет, сами выбирают материалы, сами изготавливают персонажей и декорации, самостоятельно снимают мультфильм; педагог при этом - направляющее звено.
Равенство - дети с педагогом общаются на равных, отсутствуют любые коммуникативные барьеры.
Свобода - план занятий всегда ориентировочный, примерный, в ходе занятия он может меняться, постоянными являются только темы, в рамках которых осуществляется творческая деятельность.
Использование современных мультимедийных и технических средств для реализации деятельности - компьютер, фотоаппарат, штатив.
Занятия по созданию мультфильмов мы разбили на этапы, к каждому из которых были разработаны конспекты, подобраны приемы, средства и методы взаимодействия с детьми. На первых занятиях дети узнали более подробно, что такое мультипликация, историю ее появления и развития, познакомились со знаменитыми мультипликаторами и способами создания мультфильмов. На практических занятиях стало понятно, что детей наиболее увлекла предметная мультипликация. В процессе создании сюжета дети проявляли самостоятельность. Их сюжеты отличались нестандартностью мышления, высоким уровнем творческого воображения. Еще одной особенностью в процессе разработки сюжета было, то, что дети демонстрировали высокий уровень межличностного взаимодействия. Разработав линию сюжета, мы перешли к достаточно сложному и интересному этапу — раскадровке, которая позволяет проявлять детям развитость логического мышления, умение вычленять основное из фона, демонстрировать нестандартность идей. В процессе работы дети самостоятельно выбирали способ деятельности, распределяли роли в создании мультфильма, руководствуясь адекватной оценкой, как своих способностей, так и каждого члена коллектива. Съемка — это процесс непосредственного создания мультфильма. Как правильно выставить кадр, проверить его чистоту, сделать нужную подсветку все это дети осваивали в опытной, экспериментальной деятельности, поисковой деятельности. К тому же у детей была возможность примерить на себя различные социальные роли — мультипликатора, аниматора, оператора, режиссера, звукорежиссера. Последним этапом создания мультфильма является озвучка, которая придает эмоциональный окрас сюжету и зависит от правильности постановки голоса, умения им владеть. Сегодня с уверенностью можно сказать, что кружковая работа позволяет развивать и поддержать талант каждого ребенка.
Условия реализации
Программа реализуется с детьми 4 - 5 лет, с учетом их индивидуально-психологических особенностей:
Показатели | Индивидуально-психологические особенности |
Ведущая потребность | Потребность в общении. |
Ведущая функция | Воображение, словесно-логическое мышление. |
Игровая деятельность | Длительные игровые объединения, умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью. |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-личностные: взрослый - источник эмоциональной поддержки. |
Отношения со сверстниками | Внеситуативно-деловые: собеседник, партнер по деятельности. |
Эмоции | Развитие высших чувств; формирование самооценки посредством оценки окружающих; ребенок начинает осознавать свои переживания. |
Способ познания | Самостоятельная деятельность, познавательное общение со сверстниками, взрослыми. |
Объект познания | Причинно-следственные связи между предметами и явлениями. |
Восприятие | Знания о предметах и их свойствах расширяются, организуются в систему и используются в различных видах деятельности. |
Внимание | Интенсивное развитие произвольного внимания, удерживает внимание 30 минут, объем внимания 10-12 предметов. |
Память | Развитие долговременной памяти в процессе пловторяющихся действий. |
Мышление | Элементы логического мышления развиваются на основе наглядно-образного; развитие элементов абстрактного мышления. |
Воображение | Переходит во внутреннюю деятельность, появляется собственное словесное творчество (считалки, дразнилки). |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле. |
Оснащение:
- свободное пространство- помещение, оборудованное анимационным станком;
- анимационный станок - фотоаппарат, штатив, лампы, компьютер;
- материал для изготовления персонажей и декораций (пластилин, цветная бумага, ткань, бросовый материал, краски, карандаши и т.д.)
Режим занятий
Возрастная группа | Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество в месяц | Количество в год |
4-5 лет | 20минут | 1 раз | 4 | 36 |
Занятия проводятся в игровой форме.
Место проведения: кружковая комната
Прогнозируемые результаты для педагога.
- Повышается уровень профессиональных компетенций, освоение инновационной методики.
- Воспитателю легче находить подход к детям через деятельность, заинтересовавшую их – мультипликацию.
Прогнозируемые результаты для детей.
- У детей формируются социально-коммуникативные навыки посредством активной мультипликации; воспитывается усидчивость, целеустремленность, желание довести начатое дело до конечного результата - получить творческий продукт свих стараний.
- Повышается мотивационная активность дошкольников.
- Личностное развитие детей становится гармоничным и проходит своевременно, согласно возрастным рамкам развития.
- У дошкольников развиваются высшие психические функции (память, внимание, мышление, воображение, восприятие), формируется их устойчивость.
- Развиваются навыки общения и коммуникации (вербальной и невербальной);
- Активно развивается монологическая и диалогическая речь.
- Ребенок проходит успешную социализацию и адаптацию к школе.
- Дети приобретают навыки мультипликации и анимации.
Перспективно - тематический план
Всего программой предусмотрено 36 занятий. 4 из них являются вводными, на которых дети знакомятся с мультипликацией, ее особенностями. Следующие занятия подразделяются на темы. В рамках каждой темы создаются мини-мультфильмы, которые дети придумывают и снимают совместно с педагогом. В начале каждой темы проводится вводная беседа, в которых дети высказывают свое мнение по проблеме, обсуждают ее. Далее проводятся игры и упражнения по теме занятия, дети могут выступать инициаторами данных игр. Затем происходит обсуждение сюжета, раскадровка, изготовление персонажей и декораций и съемка мультфильма, далее дети озвучивают мультфильм и смотрят его.
Примерный тематический план.
Тема | Цель | Формы и виды детской деятельности | Деятельность педагога | ||
Беседа «Что такое мультфильм?» | 1. Формирование у детей адекватного представления о мультфильмах. 2. Формирование представлений о предстоящей деятельности | знакомство с мультстудией; -обсуждение известных детских мультфильмов, роли мультфильма в жизни детей; -Просмотр разных видов анимационных фильмов; -беседы по содержанию мультфильмов. | Деятельность по поиску информации. Подбор презентаций с разными видами мультфильмов. Создание презентации к викторине по мультипликации. | ||
Обратная сторона экрана | 1. Формирование у детей представления о процессе создании мультфильма. 2. Формирование мотивации к дальнейшей деятельности. | -знакомство детей с различными анимационными техниками; -знакомство с материалами, из которых можно изготовить мультфильм; -просмотр мультфильмов, созданных другими детьми; | Изучение различных анимационных техник. - совместное с детьми изготовление героев мультфильма с различными материалами. | ||
Шаг за шагом | 1. Развитие познавательной активности, абстрактно-логического и наглядно-образного мышления. 2. Развитие воображения и креативности. | -знакомство детей с важными этапами создания мультфильма: сюжет, персонажи, декорации, озвучивание; -обсуждение данных составляющих на примере мультфильма «Пластилиновая ворона» | - подбор информации, подготовка к беседе. | ||
Персонаж - кто это? Сюжет | 1. Развитие логического мышления. 2.Развитие связной речи. 3. Развитие воображения и креативности. | -знакомство детей с характеристиками персонажа (характер, мимика, жесты, движения); -знакомство детей с правилами составления сюжета (завязка, развязка, заключение). | - подготовка материала. - упражнение «Составление рассказа по картинке» - придумывание собственного рассказапо персонажу | ||
Декорации. Построим волшебный мир. | 1. Развитие пространственного восприятия. 2. Развитие воображения. 3. Развитие познавательной активности. | -изучение способов изготовления декораций; -знакомство с различными материалами; -изготовлений декораций по придуманному сюжету | - совместно с детьми изготавливает декорации по придуманному сюжету. | ||
Камера - мотор! | 1. Формирование у детей представлений о технических средствах, использующихся для создания мультфильма, и правил безопасности работы с ними. 2. Развитие воображения, абстрактно-логического, наглядно-образного мышления. 3.Формирование у детей интереса к деятельности. | -знакомство детей с приборами, необходимыми для съемки мультфильма; -обучение технике безопасности в мультстудии; -начало съемка мультфильма по заранее написанному сюжету | - объясняет технику безопасности мультстудии; - показывает приборы необходимые для съемки мультфильма. | ||
Говорим и показываем! | 1. Формирование навыков съемки мультфильма. 2. Развитие речи. 3. Развитие критичного мышления. | продолжение съемки мультфильма; -озвучивание и монтаж мультфильма; -просмотр мультфильма, обсуждение проделанной работы; | -работа с ПО | ||
Фильм, фильм, фильм! | 1. Повышение самооценки. 2. Формирование мотивации к дальнейшей деятельности путем ее одобрения. 3. Оценка усвоения знаний детей по пройденному материалу. | -обсуждение полученных результатов; -викторина для детей «Что мы знаем о мультфильме?» | -презентация готового мультфильма родителям, детям других групп, педагогам; | ||
Наши эмоции. От улыбки станет всем светлей | 1. Развитие эмоциональной сферы. 2. Формирование адекватного представления об эмоциональных состояниях людей. 3. Повышение эмоционального фона. | -беседа на тему эмоциональных проявлений людей в различных ситуациях; -работа с калейдоскопом эмоций; - работа перед зеркалом - изучение собственных эмоций; -изготовление персонажей со сменными эмоциями. | - подготовка и проведение дидактических игр и упражнений. | ||
Пластилиновая анимация | создают любимые сказки своими руками: творческая мастерская | - Лепка героев мультфильма; - беседы о пластике персонажей; - экспериментирование; - работа с ПО; | -работа с ПО | ||
Отрывная анимация | Создают мультфильм своими руками: творческая мастерская | - Лепка героев мультфильма; - беседы о пластике персонажей; - экспериментирование; - работа с ПО. | - монтаж мультфильма - работа с ПК | ||
Лего мультфильм | создают мультфильм своими руками: творческая мастерская | - Лепка героев мультфильма; - беседы о пластике персонажей; - экспериментирование; - работа с ПО. | - монтаж мультфильма - работа с ПК | ||
Песочная анимация | создают мультфильм своими руками: творческая мастерская | - Рисование мультфильма на песке (крупе); - беседы о пластике персонажей; - экспериментирование; | - монтаж мультфильма - работа с ПК | ||
Работа над мультфильмом. | - самостоятельно озвучивают своих героев; - формирование представлений о монтаже мультфильма. | - Работа с ПК; - запись звуков; - экспериментирование. - просмотр мультфильма | - монтаж мультфильма - работа с ПК | ||
Мы вместе! Подведение итогов работы. | 1. Формирование критичного мышления. 2. Развитие мотивационной сферы. 3. Повышение самооценки и уверенности в себе, развитие рефлексии. | -просмотр мультфильмов, снятых за время занятий; -обмен впечатлениями, подведение итогов; -игры на развитие уверенности в себе; -упражнения на рефлексию; | - представление доклада о проделанной работе для коллег; - подготовка презентации проекта о видах анимационной техники. |
Рассмотрение каждой темы программы строится на основе одной общей схемы:
1. Беседа с детьми на определенную тему, побуждение их к высказыванию своих мыслей, своего мнения.
2. Игры и упражнения по теме занятия. Детям предоставляется возможность самим выбрать игру, которую они считают наиболее подходящей к данной теме (это могут быть различные настольный игры, психологические и словесные игры и т.д.), педагог заранее готовит для детей возможные варианты. Главной задачей в данном случае является обучение детей делать выбор, проявлять инициативу, развитие ответственности и умения договариваться друг с другом.
3. Далее происходит обсуждение сюжета будущего мультфильма. Педагог с детьми обсуждают главных героев, их действия, главную мысль мультфильма. Рисуется раскадровка - дети совместно выстраивают логическую цепочку сюжета и зарисовывают ее. Выбираются материалы и техника для создания мультфильма (дети могут сами выбрать, педагог направляет, советует, рассказывает о возможных вариантах). Техники, использующиеся в работе с дошкольниками, могут быть следующие: перекладка, рисованная анимация, сыпучая анимация, ожившие предметы. Материалами в данных случаях служат: пластилин, цветной картон и бумага, различные подручные средства, манка, песок, крупы, карандаши, краски и т.д.
4. Съемка мультфильма производится цифровым фотоаппаратом под руководством педагога. Каждое действие и движение персонажа соответствует запланированному сюжету, и фиксируются на отдельном кадре.
5. Монтаж мультфильма выполняет педагог, в специальной компьютерной программе для создания видеороликов, дети наблюдают за «соединением» всех отснятых ими кадров.
6. Озвучивание мультфильма выполняется детьми, согласно сюжету. Важно дать детям возможность самим придумать реплики и интонацию голоса. Педагог советует и направляет, производит аудиозапись звуковых дорожек (треков) на компьютерном оборудовании через микрофон или с помощью цифрового диктофона.
7. Просмотр готового творческого продукта – мультфильма всей группой, можно с привлечением родителей и педагогов, обсуждение результатов работы
Рефлексия. После премьеры мультфильма в группе обсуждаются итоги. Мы выслушиваем мнение детей-зрителей о том, что им понравилось, а что можно сделать ещё лучше. Также высказывают своё мнение о работе дети, участвовавшие в создании мультфильма. Они делятся впечатлениями о том, что им больше всего понравилось делать, что представляло особую сложность в работе. Участники проекта высказывают впечатления от совместной работы, выражают собственное мнение, оценивают результаты своей работы и приобретённых в процессе неё навыков.
Таким образом, можно сказать, что анимация включает в себя огромное количество возможностей для социально-коммуникативного развития детей: ценностью мультипликации является работа в команде.
Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала детей.
Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда команды детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"
Обострение проблемы взаимодействия дошкольников со сверстниками диктует необходимость интенсивной работы по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр
В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития....
Презентация "Роль музыки в развитии социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"
Обобщение опыта по развитию социально-коммуникативных навыков дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности....
консультация для воспитателей. "Развитие социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через различные формы взаимодействия"
в данной консультации рассматривается ряд игр для формирования социально - коммуникативных навыков. а так же сотрудничество с семьей....
План самообразования воспитателя "Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"
План самообразования воспитателя по теме "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста....
Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"
Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"...
Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"
Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...