Программа самообразования воспитателя "Мультипликация, как средство развития социально-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста"
рабочая программа

Шамина Елена Николаевна

Программа самообразования воспитателя по работе с мультстудией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya_po_multstudii_24-26.docx47.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Парус»

 

 

 

 

Программа саморазвития педагога

Шаминой Елены Николаевна

 

Тема: «Мультипликация, как средство развития социально-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

 

2024-2026 г. 

г.о.г. Бор, с.п. Память Парижской Коммуны

Ожидаемый результат: Повышение качества воспитательной работы, освоение инновационной методики.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, интернет-ресурсов, посещения суперфинала международного фестиваля авторской детской мультипликации «Я творю мир», участия в конкурсах.

-познакомить детей с основными видами мультипликации, освоить перекладную, рисованную, пластилиновую анимацию. Создать в этих техниках и озвучить мультфильмы;

- научить детей различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов;

-познакомить детей с основными технологиями создания мультфильмов – планированию общей работы, разработке и изготовлению марионеток, фонов и декораций, установке освещения, съёмке кадров, озвучиванию и сведению видео- и звукорядов.

- развивать коммуникативные навыки детей. Через создание тематических мультфильмов помогать детям усваивать социальные нормы и правила в процессе проигрывания их персонажами в кадре;

-развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение.

Изучение методической литературы и изданий:

- О.А. Осмоловская, А.А. Попова, Д.Н. Шубин – Детская мультстудия «KidsAnimationDesk» методические рекомендации.

- Н. Пунько, О. Дунаевская «Секреты детской мультипликации».

Изучение материала по проблеме:

- Курсы повышения квалификации, семинары.

- Знакомство с графическими возможностями ПК, пакетом графических программ.

- Компьютерные программы по созданию мультфильмов (на протяжении всего периода) 

- Изучение графического редактора «Мульти - пульт»

- Работа над сценарием мультфильма (изготовление сценария рисованного или пластилинового мультфильма, в перекладной или песочной технике).

- Деление фильма по кадрам (раскадровка). Выбор сюжета (фотографии для будущего мультфильма)

- Поисковая работа – подбор звуковых и музыкальных файлов.

- Запись необходимых по сценарию звуковых файлов.

- Эффекты перехода и анимации (заготовка будущего мультфильма).

 -Создание титров в начале и конце фильма.

- Работа над творческим проектом, монтаж мультфильма.

Работа с детьми:

- Беседа «Этапы создания мультфильмов»

- Заготовка будущих героев мультфильма (путем рисования или лепки, как отдельных элементов, так и целых изображений)

- Изготовление декораций для будущего мультфильма.

- Раскадровка будущего мультфильма, путем перекладывания и фотографирования каждого движения (фотографии для будущего мультфильма)

- Запись музыкального и фонового сопровождения голосами детей. - Демонстрация детям их творчества - показ мультфильма.

Работа с родителями: - Консультация и папка – передвижка «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина».

- Изготовление папки – передвижки «Чтобы каждый ребёнок испытывал радость творчества».

- Выставка нашего творчества в ходе создания мультфильма (макеты, декорации, рисованные или слепленные герои мультфильма).

- «Наши успехи» (демонстрация готового продукта).

Взаимодействие с педагогами ДОУ: Отчет по теме, презентация проекта.

Актуальность.

  В настоящее время у многих детей наблюдаются проблемы с социализацией. Дети зачастую не знают, как общаться со сверстниками и взрослыми, как вести себя в ситуациях общения. Это приводит к нарушению поведения детей, их непослушанию, частыми становятся замечания и наказания за плохое поведение.  Социализация представляет сложный процесс накопления социального опыта индивидом, путем вхождения в социальную среду, а также процесс воспроизводства системы социальных связей, за счет активной деятельности и активного включения в социальную среду. В дошкольном детстве, на ранней стадии социализации, главным институтом социализации является семья и все более распространенные детские дошкольные учреждения. Именно в дошкольном учреждении ребенок дошкольник приобретает первые социальный опыт.

Согласно концепции Э.Берна, в дошкольном детстве происходит закладка сценариев будущей жизни, взрослый оказывает непосредственное влияние на формирование этих сценариев своим позитивным или негативным реагированием на ситуации. Безусловно, это нужно учитывать при работе с детьми, особенно преследуя цель - социализации.

Согласно ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие, является одним из направлений реализации образовательной программы, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В рамках деятельности социально-коммуникативное развитие дошкольника осуществляется нестандартным педагогическим методом - методом активной мультипликации.

        Программа по работе мультстудии ориентируется на детей, посещающих старшие группы детского сада, и направлена на социально-коммуникативное развитие детей.

Цели

  • Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации;
  • Формирование у дошкольников мотивации к деятельности;
  • Активизация творческих способностей воспитанников;
  • Формирование представлений об анимации и мультипликации.

Задачи

  • Социализация ребенка;
  • воспитание усидчивости, целеустремленности;
  • Развитие вербальной и невербальной коммуникации;
  • Развитие наглядно-образного и логического мышления;
  • Развитие памяти, восприятия, устойчивости внимания;
  • Развитие воображения;
  • Развитие творческих способностей;
  • Развитие монологической и диалогической речи;
  • Развитие навыков общения;
  • Обучение навыкам мультипликации.

Отличительные особенности

        Творческое самовыражение - дети проявляют себя в творческой деятельности, при этом обучаясь и воспитываясь.

        Самостоятельность - дети сами разрабатывают сюжет, сами выбирают материалы, сами изготавливают персонажей и декорации, самостоятельно снимают мультфильм; педагог при этом - направляющее звено.

        Равенство - дети с педагогом общаются на равных, отсутствуют любые коммуникативные барьеры.

        Свобода - план занятий всегда ориентировочный, примерный, в ходе занятия он может меняться, постоянными являются только темы, в рамках которых осуществляется творческая деятельность.

        Использование современных мультимедийных и технических средств для реализации деятельности - компьютер, фотоаппарат, штатив.

Занятия по созданию мультфильмов мы разбили на этапы, к каждому из которых были разработаны конспекты, подобраны приемы, средства и методы взаимодействия с детьми. На первых занятиях дети узнали более подробно, что такое мультипликация, историю ее появления и развития, познакомились со знаменитыми мультипликаторами и способами создания мультфильмов. На практических занятиях стало понятно, что детей наиболее увлекла предметная мультипликация. В процессе создании сюжета дети проявляли самостоятельность. Их сюжеты отличались нестандартностью мышления, высоким уровнем творческого воображения. Еще одной особенностью в процессе разработки сюжета было, то, что дети демонстрировали высокий уровень межличностного взаимодействия. Разработав линию сюжета, мы перешли к достаточно сложному и интересному этапу — раскадровке, которая позволяет проявлять детям развитость логического мышления, умение вычленять основное из фона, демонстрировать нестандартность идей. В процессе работы дети самостоятельно выбирали способ деятельности, распределяли роли в создании мультфильма, руководствуясь адекватной оценкой, как своих способностей, так и каждого члена коллектива. Съемка — это процесс непосредственного создания мультфильма. Как правильно выставить кадр, проверить его чистоту, сделать нужную подсветку все это дети осваивали в опытной, экспериментальной деятельности, поисковой деятельности. К тому же у детей была возможность примерить на себя различные социальные роли — мультипликатора, аниматора, оператора, режиссера, звукорежиссера. Последним этапом создания мультфильма является озвучка, которая придает эмоциональный окрас сюжету и зависит от правильности постановки голоса, умения им владеть. Сегодня с уверенностью можно сказать, что кружковая работа позволяет развивать и поддержать талант каждого ребенка.

Условия реализации

        Программа реализуется с детьми 4 - 5 лет, с учетом их индивидуально-психологических особенностей:

Показатели

Индивидуально-психологические особенности

Ведущая потребность

Потребность в общении.

Ведущая функция

Воображение, словесно-логическое мышление.

Игровая деятельность

Длительные игровые объединения, умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью.

Отношения со взрослыми

Внеситуативно-личностные: взрослый - источник эмоциональной поддержки.

Отношения со сверстниками

Внеситуативно-деловые: собеседник, партнер по деятельности.

Эмоции

Развитие высших чувств; формирование самооценки посредством оценки окружающих; ребенок начинает осознавать свои переживания.

Способ познания

Самостоятельная деятельность, познавательное общение со сверстниками, взрослыми.

Объект познания

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Восприятие

Знания о предметах и их свойствах расширяются, организуются в систему и используются в различных видах деятельности.

Внимание

Интенсивное развитие произвольного внимания, удерживает внимание 30 минут, объем внимания 10-12 предметов.

Память

Развитие долговременной памяти в процессе пловторяющихся действий.

Мышление

Элементы логического мышления развиваются на основе наглядно-образного; развитие элементов абстрактного мышления.

Воображение

Переходит во внутреннюю деятельность, появляется собственное словесное творчество (считалки, дразнилки).

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле.

Оснащение:

  • свободное пространство- помещение, оборудованное анимационным станком;
  • анимационный станок - фотоаппарат, штатив, лампы, компьютер;
  • материал для изготовления персонажей и декораций (пластилин, цветная бумага, ткань, бросовый материал, краски, карандаши и т.д.)

Режим занятий

Возрастная группа

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество

в месяц

Количество

в год

4-5 лет

20минут

1 раз

4

36

Занятия проводятся в игровой форме.

Место проведения: кружковая комната

Прогнозируемые результаты для педагога.

  1. Повышается уровень профессиональных компетенций, освоение инновационной методики.
  2. Воспитателю легче находить подход к детям через деятельность, заинтересовавшую их – мультипликацию.

Прогнозируемые результаты для детей.

  1. У детей формируются социально-коммуникативные навыки посредством активной мультипликации; воспитывается усидчивость, целеустремленность, желание довести начатое дело до конечного результата - получить творческий продукт свих стараний.
  2. Повышается мотивационная активность дошкольников.
  3. Личностное развитие детей становится гармоничным и проходит своевременно, согласно возрастным рамкам развития.
  4. У дошкольников развиваются высшие психические функции (память, внимание, мышление, воображение, восприятие), формируется их устойчивость.
  5. Развиваются навыки общения и коммуникации (вербальной и невербальной);
  6. Активно развивается монологическая и диалогическая речь.
  7. Ребенок проходит успешную социализацию и адаптацию к школе.
  8. Дети приобретают навыки мультипликации и анимации.

Перспективно - тематический план

        Всего программой предусмотрено 36 занятий. 4 из них являются вводными, на которых дети знакомятся с мультипликацией, ее особенностями. Следующие занятия подразделяются на темы. В рамках каждой темы создаются мини-мультфильмы, которые дети придумывают и снимают совместно с педагогом. В начале каждой темы проводится вводная беседа, в которых дети высказывают свое мнение по проблеме, обсуждают ее. Далее проводятся игры и упражнения по теме занятия, дети могут выступать инициаторами данных игр. Затем происходит обсуждение сюжета, раскадровка, изготовление персонажей и декораций и съемка мультфильма, далее дети озвучивают мультфильм и смотрят его.

Примерный тематический план.

Тема

Цель

Формы и виды детской деятельности

Деятельность педагога

Беседа «Что такое мультфильм?»

1. Формирование у детей адекватного представления о мультфильмах.

2. Формирование представлений о предстоящей деятельности

знакомство с мультстудией;

-обсуждение известных детских мультфильмов, роли мультфильма в жизни детей;

-Просмотр разных видов анимационных фильмов;

-беседы по содержанию мультфильмов.

Деятельность по поиску информации. Подбор презентаций с разными видами мультфильмов.

Создание презентации к викторине по мультипликации.

Обратная сторона экрана

1. Формирование у детей представления о процессе создании мультфильма.

2. Формирование мотивации к дальнейшей деятельности.

-знакомство детей с различными анимационными техниками;

-знакомство с материалами, из которых можно изготовить мультфильм;

-просмотр мультфильмов, созданных другими детьми;

Изучение различных анимационных техник.

- совместное с детьми изготовление героев мультфильма с различными материалами.

Шаг за шагом

1. Развитие познавательной активности, абстрактно-логического и наглядно-образного мышления.

2. Развитие воображения и креативности.

-знакомство детей с важными этапами создания мультфильма: сюжет, персонажи, декорации, озвучивание;

-обсуждение данных составляющих на примере мультфильма «Пластилиновая ворона»

- подбор информации, подготовка к беседе.

Персонаж - кто это?

Сюжет

1. Развитие логического мышления.

2.Развитие связной речи.

3. Развитие воображения и креативности.

-знакомство детей с характеристиками персонажа (характер, мимика, жесты, движения);

-знакомство детей с правилами составления сюжета (завязка, развязка, заключение).

- подготовка материала.

- упражнение «Составление рассказа

по картинке»

- придумывание собственного рассказапо персонажу

Декорации. Построим волшебный мир.

1. Развитие пространственного восприятия.

2. Развитие воображения.

3. Развитие познавательной активности.

-изучение способов изготовления декораций;

-знакомство с различными материалами;

-изготовлений декораций по придуманному сюжету

- совместно с детьми изготавливает

декорации по придуманному сюжету.

Камера - мотор!

1. Формирование у детей представлений о технических средствах, использующихся для создания мультфильма, и правил безопасности работы с ними.

2. Развитие воображения, абстрактно-логического, наглядно-образного мышления.

3.Формирование у детей интереса к деятельности.

-знакомство детей с приборами, необходимыми для съемки мультфильма;

-обучение технике безопасности в мультстудии;

-начало съемка мультфильма по заранее написанному сюжету

- объясняет технику безопасности мультстудии;

- показывает приборы необходимые для съемки мультфильма.

Говорим и показываем!

1. Формирование навыков съемки мультфильма.

2. Развитие речи.

3. Развитие критичного мышления.

продолжение съемки мультфильма;

-озвучивание и монтаж мультфильма;

-просмотр мультфильма, обсуждение проделанной работы;

-работа с ПО

Фильм, фильм, фильм!

1. Повышение самооценки.

2. Формирование мотивации к дальнейшей деятельности путем ее одобрения.

3. Оценка усвоения знаний детей по пройденному материалу.

-обсуждение полученных результатов;

-викторина для детей «Что мы знаем о мультфильме?»

-презентация готового мультфильма родителям, детям других групп,

педагогам;

Наши эмоции. От улыбки станет всем светлей

1. Развитие эмоциональной сферы.

2. Формирование адекватного представления об эмоциональных состояниях людей.

3. Повышение эмоционального фона.

-беседа на тему эмоциональных проявлений людей в различных ситуациях;

-работа с калейдоскопом эмоций; - работа перед зеркалом - изучение собственных эмоций;

-изготовление персонажей со сменными эмоциями.

- подготовка и проведение дидактических игр и упражнений.

Пластилиновая анимация

создают любимые сказки своими руками: творческая мастерская

- Лепка героев мультфильма;

- беседы о пластике персонажей;

- экспериментирование;

- работа с ПО;

-работа с ПО

Отрывная анимация

Создают мультфильм своими руками: творческая мастерская

- Лепка героев мультфильма;

- беседы о пластике персонажей;

- экспериментирование;

- работа с ПО.

- монтаж мультфильма

- работа с ПК

Лего мультфильм

создают мультфильм своими руками: творческая мастерская

- Лепка героев мультфильма;

- беседы о пластике персонажей;

- экспериментирование;

- работа с ПО.

- монтаж мультфильма

- работа с ПК

Песочная анимация

создают мультфильм своими руками: творческая мастерская

- Рисование мультфильма на песке (крупе);

- беседы о пластике персонажей;

- экспериментирование;

- монтаж мультфильма

- работа с ПК

Работа над мультфильмом.

- самостоятельно озвучивают своих героев;

- формирование представлений о монтаже мультфильма.

- Работа с ПК;

- запись звуков;

 - экспериментирование.

- просмотр мультфильма

- монтаж мультфильма

- работа с ПК

Мы вместе! Подведение итогов работы.

1. Формирование критичного мышления.

2. Развитие мотивационной сферы.

3. Повышение самооценки и уверенности в себе, развитие рефлексии.

-просмотр мультфильмов, снятых за время занятий;

-обмен впечатлениями, подведение итогов;

-игры на развитие уверенности в себе;

-упражнения на рефлексию;

- представление доклада о проделанной работе для коллег;

- подготовка презентации проекта о видах анимационной техники.

Рассмотрение каждой темы программы строится на основе одной общей схемы:

1. Беседа с детьми на определенную тему, побуждение их к высказыванию своих мыслей, своего мнения.

2. Игры и упражнения по теме занятия. Детям предоставляется возможность самим выбрать игру, которую они считают наиболее подходящей к данной теме (это могут быть различные настольный игры, психологические и словесные игры и т.д.), педагог заранее готовит для детей возможные варианты. Главной задачей в данном случае является обучение детей делать выбор, проявлять инициативу, развитие ответственности и умения договариваться друг с другом.

3. Далее происходит обсуждение сюжета будущего мультфильма. Педагог с детьми обсуждают главных героев, их действия, главную мысль мультфильма. Рисуется раскадровка - дети совместно выстраивают логическую цепочку сюжета и зарисовывают ее. Выбираются материалы и техника для создания мультфильма (дети могут сами выбрать, педагог направляет, советует, рассказывает о возможных вариантах). Техники, использующиеся в работе с дошкольниками, могут быть следующие: перекладка, рисованная анимация, сыпучая анимация, ожившие предметы. Материалами в данных случаях служат: пластилин, цветной картон и бумага, различные подручные средства, манка, песок, крупы, карандаши, краски и т.д.

4. Съемка мультфильма производится цифровым фотоаппаратом под руководством педагога. Каждое действие и движение персонажа соответствует запланированному сюжету, и фиксируются на отдельном кадре.

5. Монтаж мультфильма выполняет педагог, в специальной компьютерной программе для создания видеороликов, дети наблюдают за «соединением» всех отснятых ими кадров.

6. Озвучивание мультфильма выполняется детьми, согласно сюжету. Важно дать детям возможность самим придумать реплики и интонацию голоса. Педагог советует и направляет, производит аудиозапись звуковых дорожек (треков) на компьютерном оборудовании через микрофон или с помощью цифрового диктофона.

7. Просмотр готового творческого продукта – мультфильма всей группой, можно с привлечением родителей и педагогов, обсуждение результатов работы

 Рефлексия. После премьеры мультфильма в группе обсуждаются итоги. Мы выслушиваем мнение детей-зрителей о том, что им понравилось, а что можно сделать ещё лучше. Также высказывают своё мнение  о работе дети, участвовавшие в создании мультфильма. Они делятся впечатлениями о том, что им больше всего понравилось делать, что представляло особую сложность в работе. Участники проекта высказывают впечатления от совместной работы, выражают собственное мнение, оценивают результаты своей работы и приобретённых в процессе неё навыков.


 

Таким образом, можно сказать, что анимация включает в себя огромное количество возможностей для социально-коммуникативного развития детей: ценностью мультипликации является работа в команде. 

Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала детей.

Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда команды детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр

В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития....

Презентация "Роль музыки в развитии социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Обобщение опыта по развитию социально-коммуникативных навыков дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности....

консультация для воспитателей. "Развитие социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через различные формы взаимодействия"

в данной консультации рассматривается ряд игр для формирования социально - коммуникативных навыков. а так же сотрудничество с семьей....

План самообразования воспитателя "Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

План самообразования воспитателя по теме "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста....

Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"...

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...