Детская литература как средство развития социального опыта детей младшего дошкольного возраста
статья по художественной литературе (младшая группа) по теме

Дошкольный возраст - наиболее сензитивный этап в становлении ребенка с точки зрения психических познавательных процессов и формирования эмоционально - волевой сферы.

Овладение ребенком социальным опытом выступает основным содержанием процесса его превращения во взрослого человека, важнейшим условием успешного становления личности. Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям - это и есть социальное развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском саду.

Особое место в процессе социализации принадлежит искусству, в частности, детской литературе. Несомненно, что именно детская литература во всем ее многообразии как нельзя лучше помогает ребенку развиваться духовно и нравственно, и оказывает неоценимое влияние на его социальное развитие.

Современная детская литература представляет детям поэзию и прозу, произведения устного народного творчества и авторские книги; включает сказки и загадки, рассказы и повести, стихотворения, песни, потешки и др. Она удовлетворяет разнообразные интересы и потребности ребенка: потребность в фантастическом  и героическом, приключенческом и романтическом, познавательном и юмористическом. Все это не может не отразиться на личности дошкольника. Ведь все, что происходит в произведениях детской литературы - это, по сути, учебник жизни. Поэтому поиск эффективных форм работы с литературными произведениями для развития социального опыта детей стали главной целью нашей работы.

Дети нашей группы довольно активные, нельзя сказать, что между ними часто возникают ссоры, однако есть несколько детей, которые нередко являются их зачинателями. Занятия "Плохо быть одному", "Мы поссоримся и помиримся",основанные на чтении и обсуждении литературных произведений, помогли этим детям понять причины возникновения ссоры и находить правильный выход из конфликтных ситуаций.

Для формирования дружеских отношений мы проводили с детьми различные игры: "Передай другому", "Только вместе", "Ищу друга" и др., что нашло положительный эмоциональный отклик у большинства ребят.  Однако не удалось избежать ситуации, когда некоторые дети во время выполнения заданий вели себя агрессивно, не давали адекватно работать как партнеру по паре, так и рядом сидящим ребятам. С этими детьми проводились дополнительные беседы, игры. Большую роль в освоении правил сопереживания мы отводили игровой деятельности.

Проведенна работа позволила сделать вывод: если в процессе развития социального опыта детей воспитатель будет использовать разнообразные формы работы с литературными произведениями, то данный процесс будет происходить быстрее и эффективнее, что является немаловажным фактором полноценного развития личности в целом на всех последующих этапах ее жизнедеятельности.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста

Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной з...

Статья на тему :Природоведческая литература как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие развития образной речи детей старшего дошкольного возраста; рассматривается влияние природоведческой литературы на образную речь....

Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста...

презентация Детская художественная литература, как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Детская художественная литература, как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста...

«Роль экскурсий в природу для обогащения социального опыта детей младшего дошкольного возраста»

В данном материале показана важность экскурсий в природу для детей домов ребенка. А также советы для родителей и воспитателей ДОУ....