Индивидуальный образовательный маршрут (педагог-психолог) для ребенка с РАС в детском саду
методическая разработка по психологии
Коррекционная работа с аутичным ребенком направлена главным образом:
- на развитие эмоционального контакта;
- и взаимодействие ребенка со взрослым;
- со средой;
- на формирование внутренних адаптивных механизмов поведения, что повышает социальную адаптацию аутичного ребенка и является самым главным в работе специалистов и родителей
Основная задача - установление контакта
При установлении контакта можно осторожно вводить сенсорные стимулы
(игры с водой, мыльными пузырями, крупой, вращающиеся предметы – колесики, волчки) и только после этого использовать контакт глаз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ind._marshrut_rebenka_ras.docx | 45.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА» с. НЫДА НАДЫМСКОГО РАЙОНА» _____________________________________________________________________________
629750, РФ, ЯНАО, Надымский район, село Ныда, телефон/факс 8 (3499) 53-95-72,
E-mail: dscheburashka@nadym.yanao.ru
ОКПО 54107349 ИНН 890 302 0429 КПП 890 301 001 р/с 40701810900004000002 в РКЦ г. Надым
Индивидуальный образовательный маршрут (педагог-психолог)
для ребенка с РАС
Выполнила: педагог-психолог
Салиндер Светлана Вадимовна
2022 г.
Индивидуальный образовательный маршрут (педагог-психолог)
для ребенка с РАС
Цель ИОМ: построение системы коррекционно – развивающей работы с ребенком с ОВЗ дошкольного возраста в условиях ДОУ;
Общие сведения
Фамилия, имя ребенка д.р. | - | |||
Ф.И.О. родителей: | - | |||
Адрес: | ЯНАО Надымский район с. Ныда | |||
Откуда поступила | МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с. Ныда» | |||
Кем направлена | ||||
Дата составления программы | Срок реализации 1 год | |||
Группа | Средняя группа | |||
Ф.И.О. воспитателя: | Иванова Алена Ивановна | |||
Заключение и рекомендации ЦПМПК | ||||
ПМПК от: 05.05.2022 г. рег. номер № 148 установлен статус ребенка с ОВЗ. Рекомендации тПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка в образовательной организации:
- организующая стимулирующая, направляющая, разъясняющая помощь при выполнении заданий; - оценка состояния обучающегося психолого-педагогическим консилиум образовательной организации не менее 2-х раз в год; - «Д» наблюдение невролога; - наблюдения психиатра; Направления коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи: - социально-бытовая ориентировка; - занятия с учителем-дефектологом в части коррекции и развития компонентов когнитивной сферы (развитие перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов); формирования стереотипа учебного поведения; организации и визуализации времени; организации режима коммуникативного общения; - занятия с психологом в части коррекции и развития коммуникативного поведения, социального взаимодействия, эмоционально волевой и личностной сфер, формирования социально-приемлемых форм поведения; коррекционные занятия, направленные на увеличения личностного темпа реакций и подвижности нервных процессов; - занятия с учителем-логопедом в части коррекции и развития компонентов устной речи, формирования умения работать в режиме диалога; - музыкально-ритмические занятия; - социального-педагогические сопровождение семьи; - рекомендации по проведению коррекционных занятий даны на период обучения в ДОУ; - образовательный маршрут дан на период обучения в ДОУ; | ||||
Образовательная программа: Рекомендована программа- адаптированная образовательная программа дошкольного образования для ребенка с задержкой психического развития (срок реализации 2022 г.) | ||||
Сведения об инвалидности | ||||
Инвалидность: нет |
Основная форма – индивидуальные занятия. Продолжительность каждого занятия от 10 до 20 минут 4 раза в неделю в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.
Модель взаимодействия педагогов по обеспечению индивидуального сопровождения ребёнка
Для обеспечения целостности и комплексности педагогического процесса, интеграции коррекционного и общеобразовательного направлений выстроена система взаимодействия специалистов.
Коррекционно-развивающий процесс в детском саду обеспечивают:
- педагог-психолог
- логопед-дефектолог
- воспитатели группы
- музыкальный руководитель
- инструктор по физкультуре
Коррекционная работа с аутичным ребенком направлена главным образом:
- на развитие эмоционального контакта;
- и взаимодействие ребенка со взрослым;
- со средой;
- на формирование внутренних адаптивных механизмов поведения, что повышает социальную адаптацию аутичного ребенка и является самым главным в работе специалистов и родителей
Основная задача - установление контакта
При установлении контакта можно осторожно вводить сенсорные стимулы
(игры с водой, мыльными пузырями, крупой, вращающиеся предметы – колесики, волчки) и только после этого использовать контакт глаз.
Этапы коррекционной работы
1 этап – формирование стереотипа учебного занятия
главная задача - общая организация поведения (формирование установки на выполнение задания, усидчивости, удержания внимания)
Важно соблюдать:
- постепенность, дозирование подачи нового материала,
- учитывать интересы и желания ребенка;
- инструкции формулируются четко и кратко;
- предлагаются четкие алгоритмы действий;
2 этап – формирование пространственно-временного стереотипа занятия
- порядок не должен быть слишком жестким, гибкость построения режима занятия;
- рассматриваются задачи интеллектуального развития, в зависимости от образовательного маршрута ребенка
3 этап – развитие смыслового стереотипа занятия
Для выработки произвольности внимания, осознанности восприятия, запоминания и воспроизведения информации:
- задания подбираются в соответствии с интересами и увлечениями ребенка;
- в ходе занятий используется эмоционально-смысловой комментарий;
- комментарий должен иметь сюжетный смысл;
- последовательность видов деятельности в ходе каждого занятия должна иметь строгую определенность;
- подкреплять всю деятельность карточками и картинками
Как проявить принятие по отношению
к аутичным детям:
- Будьте терпеливы;
- Спрашивайте и слушайте;
- Обсуждайте с ними их интересы;
- Общайтесь с ними и принимайте их коммуникацию с вами;
- Любите их;
Предполагаемые результаты реализации АОП
Ребенок способен заинтересоваться определенными видами деятельности, наблюдает за процессом лепка и рисование; способен совершать простые действия с материалами (например, берет в руки тесто и манипулирует с ним) и повторять определенные движения (возможно, с помощью взрослого): оставляет следы от краски на бумаге, рисует линии фломастером, краской, размазывает пластилин, участвует в совместном рисовании с взрослым; группирует предметы по цвету и по форме; складывает разрезные картинки из 4-х частей; собирает пазлы с помощью взрослого и ребенка; выкладывает чередующийся ряд.
Основные направления деятельности педагога-психолога
1 | Психодиагностика | Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательнообразовательного процесса. | Проводится: -Обследование детей для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка. - Диагностика воспитанников средней и старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе. - Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы | Дополнительно: По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательнообразовательного процесса. |
Психодиагностические методики для работы с детьми с ОВЗ должны быть модифицированы таким образом, чтобы: - позволять моделировать с помощью различных средств ситуации тех видов деятельности, в которых происходит формирование какого-либо интегративного качества (чтобы обеспечить связь диагностической и образовательной работы); - результаты методик могли быть выражены в первую очередь в качественных показателях, отражая индивидуальные образовательные потребности каждого воспитанника с ОВЗ; - совокупные данные, полученные с помощью блока методик, позволяли не только сделать вывод об отдельном психическом процессе (памяти, речи, восприятии, мышлении и т.п.), но и составить целостное представление о развитии личности ребенка с особыми образовательными потребностями. | ||||
2 | Психологическое просвещение и психологическая профилактика. | Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействие участников воспитательно образовательного процесса. | Психологическая профилактика предусматривает деятельность по: - разработке, апробации и внедрению коррекционно развивающих программ для детей с нарушениями интеллекта с учетом индивидуальных особенностей; - мониторинг психогигиены общения взрослых с детьми, взрослых между собой в период пребывания детей в ДОУ; - обеспечению условий оптимального перехода детей на следующею возрастную ступень, предупреждению возможных осложнений в психологическом развитии и становлении личности детей в процессе непрерывной социализации; -своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей; | Дополнительно: - отслеживание динамики социально эмоционального развития детей. -содействие благоприятному социально психологическому климату в МДОУ. - профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива. |
В рамках реализации данного направления педагог-психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в МДОУ, комфортных условий для участников образовательно-воспитательного процесса: детей и педагогов и родителей (лиц их заменяющих). | ||||
3 | Коррекционная и развивающая работа. | Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. | В контексте ФГОС ДО деятельность психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников с ОВЗ, рассматривается как развивающая. В этом направлении предполагается организация развивающих занятий, направленных на коррекцию определенных недостатков в психическом развитии детей. | Направление реализуется по следующими разделам: Раздел 1. Коррекционно развивающая работа в процессе освоения ребенком с Рас образовательных областей. Раздел 2. Развивающая работа по коррекции проблем в развитии воспитанником РАС Раздел 3. Развивающая работа в период адаптации ребенка к ДОУ |
4 | Психологическое консультирование | Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. | Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса. | Обязательно: -Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка. -Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Дополнительно: 18 -Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей. -Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного роста. |
5 | Психологическое просвещение | Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно: | - повышение уровня психологических знаний; - включение имеющихся знаний в структуру деятельности. | Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, с учетом традиций и местных условия, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. |
Структура коррекционно-развивающих занятий:
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть. Вводная. Организационный момент- настроить ребенка на совместную работу, установить контакт с ним.
Основные процедуры работы:
• Приветствие
• Игры на развитие навыков общения.
2 часть. Основная.
В нее входят: игры, задания, упражнения, направленные на формирование поведения,
эмоциональному воспитанию , а также формирование игровой деятельности
Основные процедуры:
• Игры
• Задания
• Упражнения
• Совместная деятельность.
3 часть. Заключительная. Ритуал прощания.
Основной целью этой части занятия является создание чувства сплоченность ребенка и
взрослого, а также закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
На занятиях разные виды деятельности плавно сменяют друг друга. В процессе занятия
каждое действие ребенка повторяется несколько раз и закрепляется в игровых ситуациях.
Содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога
Образовательная область/ Образовательные цели | ИСПОЛНИТЕЛИ (педагогические работники) |
Социально-коммуникативное развитие | |
Соблюдение норм и правил | |
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. | Воспитатель |
Социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (социализация) | |
Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольника, развивать совместную деятельность. Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. | Педагог-психолог Воспитатель |
Игровые навыки | |
Усложнение игровых замыслов, включение в более длительные игровые объединения. Развивать самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения. Продолжать формировать умение договариваться. Развивать интерес к спортивным и народным подвижным играм. Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр. Развивать и закреплять сенсорные способности. | Педагог-психолог Воспитатель, тьютер |
Навыки самообслуживания | |
Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи. Закреплять умение самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию, убирать свое рабочее место. | Воспитатель, тьютер |
Речевое развитие | |
Импрессивная речь - Развитие речевого слуха, -расширение пассивного словаря, -развитие понимания предложно-падежных конструкций в речи, -понимания сложных грамматических конструкций. -Развитие понимания скрытого смысла пословиц и поговорок. | Учитель-логопед |
Экспрессивная речь - формирование простой фразы, - Развитие артикуляционной моторики; - развитие физиологического дыхания; -развитие просодической стороны речи; - развитие фонематического слуха, восприятия; -коррекция произносительной стороны речи; - Постановка звуков всех групп согласных звуков, - работа над слоговой структурой слова; - развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза. -обогащение словаря, -формирование грамматического строя речи. -развитие зрительного гнозиса. -обучение элементам грамоты. | Учитель-логопед |
Познавательное развитие | |
Восприятие | Учитель-дефектолог |
Развитие познавательных и психических процессов- восприятия, памяти, внимания, воображения. Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвет. Развивать познавательно-исследовательский интерес. | Педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатель, тьютер |
Действия с предметами | Учитель-дефектолог |
Учить применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству). | Воспитатель, тьютер, психолог |
Формирование элементарных математических представлений | |
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки. Дать представление о многоугольнике. Учить располагать предметы в указанном направлении, Соотносить цифры, числа и количества. Учить Части суток, их последовательность. | Воспитатель, тьютер |
Представление о себе, окружающем мире | |
Способствовать самопознанию ребенка. Развитие ориентации в пространстве и времени. Закреплять знание домашнего адреса, имен и отчеств родителей. Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Расширять и систематизировать знания детей о домашних, зимующих и перелетных птицах, домашних и диких животных. | педагог-психолог воспитатель, тьютер |
Физическое развитие | |
Общая моторика | Инструктор по физической культуре |
Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Формировать привычку сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Закреплять умения соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. Совершенствовать активное движение кисти руки при броске. Закрепление умения быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, круге; выполнять упражнения ритмично, в указанном инструктором темпе. Развивать физические качества: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Упражнения в статическом и динамическом равновесии, на развитие координации движений и ориентировку в пространстве. Совершенствовать технику основных видов движений, добиваясь естественности, лёгкости, точности, выразительности их выполнения. | |
Мелкая моторика | Инструктор по физической культуре |
Развивать согласования движений обеих рук, формировать ручные умения, развивать точность и дифференцированность движений кистей и пальцев рук. | |
Физическая подготовка | Инструктор по физической культуре |
Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость. | |
Художественно-эстетическое развитие | |
Совершенствовать технику изображения. Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом. Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков. Формировать умение строить композицию рисунка, передавать движения людей и животных. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей. Продолжать развивать навыки декоративной лепки, учить использовать разные способы лепки; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, характерные особенности изображаемых объектов. Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой. Развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщение к музыкальному искусству. Развитие слухового внимания, подражания, формирование целостного образа предметов; восприятие звуковых характеристик предметов и явлений (тихо — громко, близко — далеко, быстро — медленно, долго — кратко);опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам; дифференциация предметов и явлений по звуковым характеристикам; восприятие пространственного местоположения звучащего предмета и ориентировка в пространстве знакомого помещения; формирование представлений о воспринятом. | Воспитатель, тьютер Музыкальный руководитель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средство социализации ребенка
Данный материал содержит рекомендации по проектированию и разработке индивидуального образовательного маршрута. Раскрывает подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. Бу...
Индивидуальный образовательный маршрут и мониторинг развития ребенка с речевыми нарушениями.
Составление индивидуального образовательного маршрута и мониторинг развития ребенка с использованием конструктора КИМП....
Индивидуальный образовательный маршрут педагога-психолога
Программа саморазвития на 2023 - 2026 годы...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Индивидуальный маршрут для коррекционной работы с ребенком ОВЗ...
Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. (Вторая младшая группа «Ручеек») 2019 – 2020 г.
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – дети с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.Количеств...
Индивидуальный образовательный маршрут развития музыкально способного ребенка
проблема работы со способными детьми является очень актуальной в современном мире. В наше время очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить, поскольку особый, более свободный...
Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. 2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка-инвалида с
Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенкас синдромом Дауна.2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовле...
- Мне нравится (1)