Индивидуальный образовательный маршрут (педагог-психолог) для ребенка с РАС в детском саду
методическая разработка по психологии

Коррекционная работа с аутичным ребенком направлена  главным образом:

  • на развитие эмоционального контакта;
  • и взаимодействие ребенка со взрослым;
  •  со средой;
  • на формирование внутренних адаптивных механизмов поведения, что повышает социальную адаптацию аутичного ребенка и является самым главным в работе специалистов и родителей

Основная задача  -  установление контакта

 При установлении контакта можно  осторожно вводить сенсорные стимулы 

(игры с водой, мыльными пузырями, крупой, вращающиеся предметы – колесики, волчки) и только после этого использовать контакт глаз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind._marshrut_rebenka_ras.docx45.64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА» с. НЫДА НАДЫМСКОГО РАЙОНА» _____________________________________________________________________________

629750, РФ, ЯНАО, Надымский район, село Ныда, телефон/факс 8 (3499) 53-95-72,

E-mail: dscheburashka@nadym.yanao.ru

ОКПО 54107349 ИНН 890 302 0429 КПП  890 301 001 р/с 40701810900004000002 в РКЦ г. Надым

Индивидуальный образовательный маршрут (педагог-психолог)

  для ребенка с РАС

Выполнила: педагог-психолог

Салиндер Светлана Вадимовна

2022 г.

Индивидуальный образовательный маршрут (педагог-психолог)

  для ребенка с РАС

Цель ИОМ: построение системы коррекционно – развивающей работы с ребенком с ОВЗ дошкольного возраста в условиях ДОУ;

Общие сведения

Фамилия, имя ребенка д.р.

-

Ф.И.О. родителей:

-

Адрес:

ЯНАО Надымский район с. Ныда

Откуда поступила

МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с. Ныда»

Кем направлена

Дата составления программы

Срок реализации 1 год

Группа

Средняя группа

Ф.И.О. воспитателя:

Иванова Алена Ивановна

Заключение и рекомендации ЦПМПК

ПМПК   от: 05.05.2022 г. рег. номер № 148 установлен статус ребенка с ОВЗ.

Рекомендации тПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка в образовательной организации:

  1. Образовательная программа: адаптированная общеобразовательная программа, разработанная с ориентировкой на содержание примерной АООП для детей с расстройством акустического спектра, с учётом особенностей психического развития и специальных условий получения образования.
  2. Форма получения образования (очная).
  3. Режим обучения: полный день
  4. Обеспечение архитектурной доступности: не нуждается.
  5. Специальные технические средства обучения: не нуждается.
  6. Предоставление услуг ассистента (помощника), тьютора: общее тьюторское сопровождение реализации АООП.
  7. Специальные учебники: не требуется
  8. Другие специальные условия:
  9. – дозировка нагрузки с учётом индивидуальных психофизических особенностей;

- организующая стимулирующая, направляющая, разъясняющая помощь при выполнении заданий;

- оценка состояния обучающегося психолого-педагогическим консилиум образовательной организации не менее 2-х раз в год;

- «Д» наблюдение невролога;

- наблюдения психиатра;

Направления коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи:

- социально-бытовая ориентировка;

- занятия с учителем-дефектологом в части коррекции и развития компонентов когнитивной сферы (развитие перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов); формирования стереотипа учебного поведения; организации и визуализации времени; организации режима коммуникативного общения;

- занятия с психологом в части коррекции и развития коммуникативного поведения, социального взаимодействия, эмоционально волевой и личностной сфер, формирования социально-приемлемых форм поведения; коррекционные занятия, направленные на увеличения личностного темпа реакций и подвижности нервных процессов;

- занятия с учителем-логопедом  в части коррекции и развития компонентов устной речи, формирования умения работать в режиме диалога;

- музыкально-ритмические занятия;

- социального-педагогические сопровождение семьи;

- рекомендации по проведению коррекционных занятий даны на период обучения в ДОУ;

- образовательный маршрут дан на период обучения в ДОУ;

Образовательная программа: Рекомендована программа- адаптированная образовательная программа дошкольного образования для ребенка с задержкой психического развития (срок реализации 2022 г.)

Сведения об инвалидности

Инвалидность: нет

Основная форма – индивидуальные занятия. Продолжительность каждого занятия от 10 до 20 минут 4 раза в неделю в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.

 Модель взаимодействия педагогов по обеспечению индивидуального сопровождения  ребёнка

Для обеспечения целостности и комплексности педагогического процесса, интеграции коррекционного и общеобразовательного направлений выстроена система взаимодействия специалистов.

 Коррекционно-развивающий процесс в детском саду обеспечивают:

- педагог-психолог

-  логопед-дефектолог

-  воспитатели  группы

- музыкальный руководитель

- инструктор по физкультуре

Коррекционная работа с аутичным ребенком направлена  главным образом:

  • на развитие эмоционального контакта;
  • и взаимодействие ребенка со взрослым;
  •  со средой;
  • на формирование внутренних адаптивных механизмов поведения, что повышает социальную адаптацию аутичного ребенка и является самым главным в работе специалистов и родителей

Основная задача  -  установление контакта

 При установлении контакта можно  осторожно вводить сенсорные стимулы 

(игры с водой, мыльными пузырями, крупой, вращающиеся предметы – колесики, волчки) и только после этого использовать контакт глаз.

Этапы коррекционной работы

1 этап – формирование стереотипа учебного занятия

главная задача - общая организация поведения (формирование установки на выполнение задания, усидчивости, удержания внимания)

Важно соблюдать:

  • постепенность, дозирование подачи нового материала,
  • учитывать интересы и желания ребенка;
  • инструкции формулируются четко и кратко;
  • предлагаются четкие алгоритмы действий;

2 этап –  формирование пространственно-временного стереотипа занятия

  • порядок не должен быть слишком жестким, гибкость построения режима занятия;
  • рассматриваются задачи интеллектуального развития, в зависимости от образовательного маршрута ребенка

3 этап – развитие смыслового стереотипа занятия

Для выработки произвольности внимания, осознанности восприятия, запоминания и воспроизведения информации:

  • задания подбираются в соответствии с интересами и увлечениями ребенка;
  • в ходе занятий используется эмоционально-смысловой комментарий;
  • комментарий должен иметь сюжетный смысл;
  • последовательность видов деятельности в ходе каждого занятия должна иметь строгую определенность;
  • подкреплять всю деятельность карточками и картинками 

Как проявить принятие по отношению
к аутичным детям:

  • Будьте терпеливы;
  • Спрашивайте и слушайте;
  • Обсуждайте с ними их интересы;
  • Общайтесь с ними и принимайте их коммуникацию с вами;
  • Любите их;

Предполагаемые результаты реализации АОП

Ребенок способен заинтересоваться определенными видами деятельности, наблюдает за процессом лепка и рисование; способен совершать простые действия с материалами (например, берет в руки тесто и манипулирует с ним) и повторять определенные движения (возможно, с помощью взрослого): оставляет следы от краски на бумаге, рисует линии фломастером, краской, размазывает пластилин, участвует в совместном рисовании с взрослым; группирует предметы по цвету и по форме; складывает разрезные картинки из 4-х частей; собирает пазлы с помощью взрослого и ребенка; выкладывает чередующийся ряд.

Основные направления деятельности педагога-психолога

1

Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательнообразовательного процесса.

Проводится:

-Обследование детей для

определения уровня

психического развития и

выстраивания

индивидуальной

траектории развития

ребенка.

- Диагностика

воспитанников средней и

старшей группы с целью

определения уровня

психического развития для

организации и

координации работы в

подготовительной группе.

- Диагностика

психологической

готовности к обучению в

школе детей

подготовительной группы

Дополнительно:

По запросам родителей,

воспитателей,

администрации ДОУ и

личным наблюдениям

психолог проводит

углубленную

диагностику развития

ребенка, детского,

педагогического,

родительского

коллективов с целью

выявления и

конкретизации проблем

участников

воспитательнообразовательного

процесса.

Психодиагностические методики для работы с детьми с ОВЗ должны быть модифицированы таким образом, чтобы:

- позволять моделировать с помощью различных средств ситуации тех видов деятельности, в которых происходит формирование какого-либо интегративного качества (чтобы обеспечить связь диагностической и образовательной

работы);

- результаты методик могли быть выражены в первую очередь в качественных показателях, отражая индивидуальные образовательные потребности каждого воспитанника с ОВЗ;

- совокупные данные, полученные с помощью блока методик, позволяли не только сделать вывод об отдельном

психическом процессе (памяти, речи, восприятии, мышлении и т.п.), но и составить целостное представление о развитии личности ребенка с особыми образовательными потребностями.

2

Психологическое просвещение и психологическая профилактика.

Цель: предотвращение

возможных проблем в развитии

и взаимодействие участников

воспитательно образовательного процесса.

Психологическая

профилактика

предусматривает

деятельность по:

- разработке, апробации и

внедрению коррекционно развивающих программ

для детей с нарушениями

интеллекта с учетом

индивидуальных

особенностей;

- мониторинг

психогигиены общения

взрослых с детьми,

взрослых между собой в

период пребывания детей

в ДОУ;

- обеспечению условий

оптимального перехода

детей на следующею

возрастную ступень,

предупреждению

возможных осложнений в

психологическом развитии

и становлении личности

детей в процессе непрерывной

социализации;

-своевременному

предупреждению

возможных нарушений

психосоматического и

психического здоровья

детей;

Дополнительно: 

- отслеживание динамики социально эмоционального развития детей.

-содействие благоприятному социально психологическому климату в МДОУ. - профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

В рамках реализации данного направления педагог-психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в МДОУ, комфортных условий для участников образовательно-воспитательного процесса: детей и педагогов и родителей (лиц их заменяющих).

3

Коррекционная и

развивающая

работа.

Цель: создание условий для

раскрытия потенциальных

возможностей

ребенка, коррекция отклонений

психического развития.

В контексте ФГОС ДО

деятельность  психолога, направленная

на изменения во

внутренней,

психологической, сфере

воспитанников с ОВЗ,

рассматривается как

развивающая. В этом

направлении

предполагается

организация развивающих

занятий, направленных на

коррекцию определенных

недостатков в

психическом развитии

детей.

Направление

реализуется по

следующими разделам:

Раздел 1. Коррекционно развивающая работа в

процессе освоения

ребенком с Рас

образовательных

областей.

Раздел 2. Развивающая

работа по коррекции

проблем в развитии

воспитанником РАС

Раздел 3. Развивающая

работа в период

адаптации ребенка к

ДОУ

4

Психологическое

консультирование

Цель: оптимизация

взаимодействия участников

воспитательно образовательного процесса и

оказание им психологической

помощи при выстраивании и

реализации индивидуальной

программы воспитания и

развития.

Психологическое

консультирование состоит

в оказании

психологической помощи

при решении проблем, с

которыми обращаются

родители, воспитатели и

администрация ДОУ.

Тематика проводимых

консультаций обусловлена

рамками

профессиональной

компетентности педагога-психолога ДОУ. При

необходимости, педагог-психолог ориентирует

консультируемого на

получение

психологической помощи

в службах города по теме

запроса.

Обязательно:

-Консультирование по

вопросам, связанным с

оптимизацией

воспитательно образовательного

процесса в ДОУ и семье

в интересах ребенка.

-Консультирование по

вопросам воспитания

детей с особыми

образовательными

потребностями.

Дополнительно:

18

-Психолог может

инициировать

групповые и

индивидуальные

консультации педагогов

и родителей.

-Психолог может

инициировать иные

формы работы с

персоналом учреждения

с целью личностного роста.

5

Психологическое

просвещение

Цель: создание условий для

повышения психологической

компетентности педагогов,

администрации ДОУ и

родителей, а именно:

- повышение уровня

психологических знаний;

- включение имеющихся

знаний в структуру

деятельности.

Психологическое

просвещение педагогов

и родителей опирается

на результаты изучения

конкретных

особенностей данного

ДОУ, с учетом традиций

и местных условия,

квалификации и

особенностей

педагогического

коллектива, своеобразие

детей и родителей.

Структура коррекционно-развивающих занятий:

Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

1 часть. Вводная. Организационный момент- настроить ребенка на совместную работу, установить контакт с ним.

Основные процедуры работы:

• Приветствие

• Игры на развитие навыков общения.

2 часть. Основная.

В нее входят: игры, задания, упражнения, направленные на формирование поведения,

эмоциональному воспитанию , а также формирование игровой деятельности

Основные процедуры:

• Игры

• Задания

• Упражнения

• Совместная деятельность.

3 часть. Заключительная. Ритуал прощания.

Основной целью этой части занятия является создание чувства сплоченность ребенка и

взрослого, а также закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

На занятиях разные виды деятельности плавно сменяют друг друга. В процессе занятия

каждое действие ребенка повторяется несколько раз и закрепляется в игровых ситуациях.

Содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога

Образовательная область/ Образовательные цели

ИСПОЛНИТЕЛИ (педагогические работники)

Социально-коммуникативное развитие

Соблюдение норм и правил

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Воспитатель

Социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (социализация)

Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольника, развивать совместную деятельность.

Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Педагог-психолог

Воспитатель

Игровые навыки

Усложнение игровых замыслов, включение в более длительные игровые объединения.

Развивать самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения. Продолжать формировать умение договариваться. Развивать интерес к спортивным и народным подвижным играм. Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр. Развивать и закреплять сенсорные способности.

Педагог-психолог

Воспитатель, тьютер

Навыки самообслуживания

Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи.

Закреплять умение самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию, убирать свое рабочее место.

Воспитатель, тьютер

Речевое развитие

Импрессивная речь

- Развитие речевого слуха,

-расширение пассивного словаря,

-развитие понимания предложно-падежных конструкций в речи,

-понимания сложных грамматических конструкций.

-Развитие понимания скрытого смысла пословиц и поговорок.

Учитель-логопед

Экспрессивная речь

- формирование простой фразы,

- Развитие  артикуляционной моторики;

-  развитие физиологического дыхания; 

 -развитие просодической стороны речи;

- развитие фонематического слуха, восприятия;

-коррекция произносительной стороны речи;

 - Постановка звуков всех групп согласных звуков,

- работа над слоговой структурой слова;

 - развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

 -обогащение словаря,

-формирование грамматического строя речи.

-развитие зрительного гнозиса.

-обучение элементам грамоты.

Учитель-логопед

Познавательное развитие

Восприятие

Учитель-дефектолог

Развитие познавательных и психических процессов- восприятия, памяти, внимания, воображения.

Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвет. Развивать познавательно-исследовательский интерес.

Педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатель, тьютер

Действия с предметами

Учитель-дефектолог

Учить применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству).

Воспитатель, тьютер, психолог

Формирование элементарных математических представлений

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.  Учить измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки. Дать представление о многоугольнике. Учить располагать предметы в указанном направлении,  Соотносить цифры, числа и количества. Учить Части суток, их последовательность.

Воспитатель, тьютер

Представление о себе, окружающем мире

Способствовать самопознанию ребенка.

Развитие ориентации в пространстве и времени.

Закреплять знание домашнего адреса, имен и отчеств родителей. Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Расширять и систематизировать знания детей о домашних, зимующих и перелетных птицах, домашних и диких животных.

педагог-психолог

воспитатель, тьютер

Физическое развитие

Общая моторика

Инструктор по физической культуре

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Формировать привычку сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Закреплять умения соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. Совершенствовать активное движение кисти руки при броске. Закрепление умения быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, круге; выполнять упражнения ритмично, в указанном инструктором темпе. Развивать физические качества: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Упражнения в статическом и динамическом равновесии, на развитие координации движений и ориентировку в пространстве. Совершенствовать технику основных видов движений, добиваясь естественности, лёгкости, точности, выразительности их выполнения.

Мелкая моторика

Инструктор по физической культуре

Развивать  согласования движений обеих рук, формировать ручные умения, развивать точность и дифференцированность движений кистей и пальцев рук.

Физическая подготовка

Инструктор по физической культуре

Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость.

Художественно-эстетическое развитие

Совершенствовать технику изображения. Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом. Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков. Формировать умение строить композицию рисунка, передавать движения людей и животных. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей. Продолжать развивать навыки декоративной лепки, учить использовать разные способы лепки; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, характерные особенности изображаемых объектов. Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой.

Развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщение к музыкальному искусству. Развитие слухового внимания, подражания, формирование целостного образа предметов; восприятие звуковых характеристик предметов и явлений (тихо — громко, близко — далеко, быстро — медленно, долго — кратко);опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам; дифференциация предметов и явлений по звуковым характеристикам; восприятие пространственного местоположения звучащего предмета и ориентировка в пространстве знакомого помещения; формирование представлений о воспринятом.

Воспитатель, тьютер

Музыкальный руководитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средство социализации ребенка

Данный материал содержит рекомендации по проектированию и  разработке индивидуального образовательного маршрута. Раскрывает подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. Бу...

Индивидуальный образовательный маршрут и мониторинг развития ребенка с речевыми нарушениями.

Составление индивидуального образовательного маршрута и мониторинг развития ребенка с использованием конструктора КИМП....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Индивидуальный маршрут  для коррекционной работы с ребенком ОВЗ...

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. (Вторая младшая группа «Ручеек») 2019 – 2020 г.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – дети с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.Количеств...

Индивидуальный образовательный маршрут развития музыкально способного ребенка

проблема работы со способными детьми является очень актуальной в современном мире. В наше время очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить, поскольку особый, более свободный...

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенка с синдромом Дауна. 2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка-инвалида с

Индивидуальный образовательный маршрут развития и обучения ребенкас синдромом Дауна.2020 – 2021 г. (Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовле...