Педагогический проект "Арт-мозаика" (Арт-терапия в работе с родителями и детьми, имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере)
проект по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Семиренко Светлана Августиновна

Арт-терапия - это один из методов, основанных на искусстве и творчестве, способствующий социальной адаптации дошкольника. Проблемами, которые эффективно решает арт-терапия, являются: развитие познавательно-речевой активности,коррекция поведения, гармонизация эмоционального состояния дошкольника, выявление творческого потенциала, развитие оригинальности мышления и памяти, рост самооценки, развитие коммуникативных способностей. Педагогический проект "Арт-мозаика" направлен на коррекцию нарушений в эмоционально-волевой сфере у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«АРТ-МОЗАИКА»

(Арт-терапия в работе с родителями и детьми, имеющими нарушения в эмоционально – волевой сфере)

Семиренко Светлана Августиновна,

воспитатель,

Мироненко Елена Вячеславовна,

педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад «Берёзка»

г. Новый Уренгой
Ямало-Ненецкий автономный округ

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

    В последнее время участились случаи возникновения между детьми  конфликтов, агрессивного поведения по отношению к сверстникам и взрослым, и к членам их семьи, появились случаи проявление детьми тревожности и неуверенности, а так же коммуникативных барьеров. Кроме этого дети не умеют  свободно выражать свои чувства и осознавать эмоции. У некоторых детей очень плохо сформировано осознание собственной ценности.

        Арт-терапия  –  метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его  скрытых  энергетических  резервов  и  в  результате  нахождением  им оптимальных способов решения своих проблем.  

Творчество помогает справиться  со  многими  личностными,  эмоциональными  и  поведенческими проблемами.  Проработка  проблем  посредством  творческой  деятельности является наиболее эффективным методом, поскольку, находясь в творческом процессе,  и  ребенок,  и  взрослый  получают  для  себя  столь  необходимую возможность самовыражения своего потенциала. Таким  образом,  мы решили разработать  программу  арт-терапевтической мастерской для детско-родительских групп «АРТ-МОЗАИКА».

Психологической наукой доказано, что эмоциональная сфера особенно интенсивно развивается в период дошкольного детства. В этом возрасте активно усваиваются способы выражения и проявления эмоций и чувств, с которыми ребёнок сталкивается в процессе общения с другими людьми. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребёнок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. Эмоциональную жизнь дошкольника формируют отношения в семье с родителями, ближним окружением, взаимоотношения с воспитателем, отношения в группе с детьми.

В современном обществе, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые не всегда уделяют достаточное внимание эмоциональному развитию, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Бывает, что  ребёнок затрудняется выразить своё  эмоциональное состояние приемлемым способом, понять своё эмоциональное состояние и чувства других людей, или же   раскрыться ребёнку мешают застенчивость, конфликтность, тревожность.  В связи с этим, дошкольники могут испытывать проблемы эмоционально-психологическое неблагополучие. Как помочь таким детям? Чтобы разрешить эти проблемы, мы обратили внимание на метод арт-терапии, как наиболее подходящий для работы с детьми. Метод  основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребёнка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. Рисуя, ребёнок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.  

Для решения проблемы, в нашем ДОУ была  организована работа творческой мастерской «АРТ-мозаика». Детско-родительские группы собираются один раз в месяц. Продолжительность занятия от 40 до 50 минут. В ходе работы, родители  с детьми не только увлеченно пробуют себя в различных видах творчества, но и получают заряд положительных эмоций, так как программа занятий включает в себя игры - тренинги, для создания позитивных детско-родительских взаимоотношений. Отмечено, что совместное творческое взаимодействие родителей и детей необычайно полезно и важно для развития детей.  Когда ребёнок видит в своих родителях не просто строгих взрослых, а единомышленников, увлечённых общим делом, его отношения с ними переходят на совсем иной уровень - взаимной заинтересованности и уважения.

Методы работы адаптированы для  детей  и родителей с различными способностями, что позволяет каждому ребенку и родителю  действовать на собственном уровне. Для осуществления более эффективной помощи участникам творческой мастерской работа на коррекционных занятиях проводится во взаимодействии педагога-психолога и воспитателя по изобразительной деятельности.

«Картина может выразить то, что не

                                                                    выразит и тысяча слов»

(восточная мудрость)

Актуальность: Каждый ребенок неповторим, но умение предъявить свою уникальность у детей еще не сформировано. Чаще всего детям мешают застенчивость, неконтактность, повышенная агрессивность, тревожность. На сегодня этот вопрос очень актуален, так как количество детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы неуклонно возрастает.

Тип проекта: творческий, психолого-педагогический проект.  

Вид проекта: долгосрочный

Сроки проекта: октябрь-апрель

Наиболее сензитивный возраст для использования арт-терапевтических методик - 5-7 лет

I этап. Целеполагание:

Дети и родители в большинстве своем не умеют общаться. Работа с родителями является одним из важных направлений в деятельности ДОУ. Именно папы, мамы и законные представители обращаются к психологу с запросом, «надеясь «исправить» или «починить» ребёнка с минимальным приложением собственных усилий». Однако самих родителей часто по жизни сопровождают комплексы, полученные ими в детстве. Тревожные родители передают своё эмоциональное состояние детям. Агрессивные родители тоже невольно прививают навыки агрессии своему чаду. При этом каждый родитель считает себя эталоном для подражания, и меняться не хочет.

Родители забывают про своё родительское предназначение, и становятся для родного ребёнка учителем, командиром, нянькой или в некоторых случаях деспотом. Родитель, следуя своим установкам, искренне верит, что он делает всё самое лучшее и необходимое для развития и воспитания ребёнка.

В поиске эффективных методов, способствующих улучшению психоэмоционального самочувствия дошкольников и развития детско-родительских отношений мы  остановили свой выбор на методе АРТ-терапии, как наиболее мягком и значимом в вопросе сохранения здоровья детей. АРТ-терапия – методика, которая предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать любую ситуацию, проблему наиболее удобным способом для психики ребенка – через рисунок. Существует прямая связь между творчеством и умением адаптироваться. Человек креативный, творческий, всегда найдет решение в любой ситуации, т. е. адаптируется к новым условиям.

Наша «взрослая» жизнь слишком серьезна и тороплива, мы рано перестаем играть и остаемся не наигравшимися. В методах АРТ-терапии мы попадаем в игру - комфортное и безопасное состояние. В этом случае радостно можем себе сказать: «Я могу быть другим»!

Участники проекта: дети, имеющие нарушения в эмоционально-волевой сфере  (тревожные, агрессивные, сверхактивные, замкнутые, необщительные,  находящиеся в период кризисных состояний, имеющие невротические и эмоциональные расстройства, имеющие неадекватную самооценку), родители, педагоги.

Цель проекта:

Формирование эмоциональной стабильности и восстановление психологического здоровья дошкольников посредством использования АРТ-технологий, привлечение детей и взрослых к совместной творческой деятельности.

Задачи проекта:

  1. Развивать произвольность, умение управлять своими эмоциями, чувствами через  внутренний  потенциал и творческие способности ребенка.
  2. Корректировать нарушения эмоционального и поведенческого характера (тревожность, страхи, замкнутость, агрессивность) повысить самооценку, развить коммуникативные навыки.
  3. Способствовать созданию  условий  для  помощи  родителям  в  овладении  навыками успешного родительства и конструктивного взаимодействия с ребенком
  4. Повышать заинтересованность родителей в получении психологической помощи в воспитании детей
  5. Формировать у детей позитивное самооценку  и восприятие мира.
  6. Знакомить с новыми изобразительными материалами и техниками рисования.

Оборудование, материалы: средства ТСО, видеоматериалы, презентации, подборка дидактических игр, художественной литературы, иллюстрации, материалы для художественно- продуктивной деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта  совместной работы с родителями и детьми: 

  1. Сближение детей и родителей в процессе  совместного креативного творчества, развитие умения конструктивного общения между взрослыми и детьми
  2. Повышение уровня креативности и творческих способностей участников
  3. Развитие речи и коммуникативных навыков
  4. Улучшение эмоционального контакта детей с членами своей семьи
  5. Уменьшение чувства тревожности, страхов, замкнутости, агрессивности у детей, повышение самооценки
  6. Повышение родительской компетентности
  7. Проявление положительных эмоций и радости общения у всех участников мастерской

II этап: Реализация проекта.

  • Подобрать диагностический материал для выявления у детей нарушений в эмоционально-волевой сфере (опросники, анкеты, диагностические исследования)
  • Подобрать методическую, научно – популярную  и художественную литературу, наглядные пособия, оборудование
  • Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей
  • Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе работы над проектом
  • Разработать комплексно-тематическое планирование по реализации совместно-коррекционной деятельности  
  • Составить перспективный план мероприятий по взаимодействию с родителями воспитанников

В диагностических исследованиях принимали участие дети старшего дошкольного возраста.

Обследование проводилось с использованием  следующих методик:

  1. Наблюдение за воспитанниками старших групп, с целью выявления навыка коммуникации и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.  
  2. Методика “Лесенка” В. Щура и С. Якобсона (для выявления уровня сформированной самооценки)
  3. Проективные рисуночные тесты «Моя семья», «Несуществующее животное»
  4. Методика «Кактус» М.А.Панфиловой (для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность))
  5. Диагностика социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста (О.А. Дыбиной)
  6. Анкетирование родителей

По результатам диагностических исследований  было выделено три группы детей:

 первая подгруппа - дети активные, общительные, с адекватной самооценкой, без ярко выраженного проявления агрессии, без тревожности, в гармоничных отношениях со всеми членами своей семьи ,с хорошими коммуникативными способностями;

вторая подгруппа - дети молчаливые, замкнутые, плаксивые, почти не играющие с другими, имеющие тревожность, с низкой самооценкой и плохо развитыми коммуникативными способностями;

третья подгруппа - дети неуравновешенные, легковозбудимые, агрессивные. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, с членами семьи возникают часто конфликтные ситуации

Формы и методы реализации проекта

Образовательная область

Виды деятельности

Социально –коммуникативное развитие

Игры ситуации:

«Волшебные очки»

«Разговор через стекло»

«Подарок на всех»

«Комплименты»

«Передача чувств»

Игры с песком:

«Угадай знак»

«Вежливые люди»

«Ладошки на песке»

«Узнай друга»

«Закорючка»

Познавательное развитие 

Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта:

«Ириска»

«Настроение по цвету»

«Чернильные пятна бабочки»

 «История из жизни цветов»

 «Котенок, который хотел порадовать свою маму»

Дидактические игры: 

«Кто может», «Что будет если…»

Речевое развитие

«Теневой театр»

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

  • пластилиновая живопись
  • рисование на прозрачном планшете
  • рисование на песке
  • батик (узелковая техника)
  • монотипия
  • эбру

 «Выставки совместного творчества»

Физическое развитие:

Физкультминутки

музыкальные минутки, «Цветок»,

релаксация «Моя планета», «Ладошки», «Путешествие на облаке»

 пальчиковая гимнастика «Кулачок», «Ловкие пальчики», «Помиримся»

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с  родителями:

Создание студии «Весёлая мастерская»

Детско-родительские тренинги:

1.Знакомство. Я – это я!

2.«Семейный оберег» (Работа по изготовлению куклы – оберега)

3. «Путешествие во времени»

4.«Прозрачные картинки»

5. «Маски»

6. «Зеркало чувств»

7. «Мы – волшебники»

8.«Цветок желаний»

9. «Дом нашей мечты»

10. «Создаем портрет нашей семьи»

Консультациидля родителей:

«Чудеса Арт-терапии»

«Пластилинография - это интересно»

«Эмоциональная сфера ребенка и приемы снятия эмоционального напряжения»

Буклеты:

«Песочные игры»

«Танцующие краски»

«Творчество для всех»

«Творческое обучение»

Анкетирование:

«Благополучны ли Ваши отношения с детьми?», «Я и мой ребенок – поиск взаимопонимания». 

Итоговое мероприятие «Наш семейный плакат».

IV этап.  Презентация проекта.

  • Изготовление альбома творческих работ участников проекта «Наш вернисаж».
  • Выпуск стенгазет «Мы -художники», «Наш семейный плакат»
  • Оформление подборки материала для родителей «Возможности АРТ-терапии»
  • Презентация проекта «АРТ -мозаика»
  • Заполнение «Тетради впечатлений»

V этап.  Определение задач для новых проектов.

  1. Продолжать работу по коррекции эмоционально-волевой сферы детей по формированию способности самовыражаться и познавать свой внутренний мир путём подбора новых техник АРТ-терапии.
  2. Поделиться разработкой проекта с коллегами детского сада.
  3. Разработать и внедрить совместную  коррекционо – развивающую  программу «Арт – мозаика»

Заключение: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта, справиться с душевными конфликтами, найти выход из затруднительной или запутанной ситуации. Арт-терапия универсальна - ведь здесь задействованы тактильные, зрительные и слуховые анализаторы. А совместные творческие задания для родителей и детей способствуют укреплению взаимоотношений в семье.

Литература:

  1. «Дружная семейка»: гармонизация детско-родительских отношений в условиях дошкольного учреждения: пособие для педагогов, психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/(сост. И.В. Волобуева). - 3-е изд. -  Мозырь: ООО«Белый ветер», 2009.-45, (3)с.:ил.
  2. Иванова О.Л., Васильева И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребёнка.- СПб.: Речь: Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010.-92 с.
  3. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: (руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми). С-П.: Речь., 2006.
  4. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.,1997.
  5. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Кисилева. – СПб.: Речь, 2008. – 160 с.
  6. Коноваленко С.В. Развитие мышления и памяти у детей с трёх лет. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 240 с., ил.
  7. Короткова Л.Д. «Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста». СПб.: Речь -2001.
  8. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. М., 2003
  9. Сидорова И.В. Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013. - 80 с.
  10. Сучкова Н.О. «Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей». Сфера, 2008.
  11. «Чудесные ладошки»:развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/М. Ю. Денисова. -  Мозырь: «Белый ветер», 2011.- 45, (3)с.:ил.
  12. Шалянина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. - М. ТЦ Сфера, 2017. - 64 с.Шкицкая И.О. Аппликация из пластилина. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 87 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения

Описание специфики работы учителя-логопеда в рамках специализированной группы....

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

Рассказывается об актуальности использования ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи, варианты использования ИКТ на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности. Даётся перечень компьюте...

Роль родителей в процессе коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи

Родители – это самые заинтересованные участники коррекционно-педагогического процесса....

Применение метода сказкотерапии в работе с детьми имеющими нарушения в эмоционально- личностной сфере.

В данной статье говорится о коррекционной направленности сказки. На примере сказочных историй, приведенных в статье можно помочь ребенку  справиться с различными трудностями....

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (агрессивность) «Я держу себя в руках»

Программно-методическое пособие «Я держу себя в руках» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие  для коррекционной работы с детьми с нарушени...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (гиперактивность или дефицит внимания) «Контроль и я – лучшие друзья»

Программно-методическое пособие «Контроль и я - лучшие друзья» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие  для коррекционной работы с детьми с ...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (тревожность) «Я уверен, что смогу»

Программно-методическое пособие педагога-психолога Ляшко Т.Н. представляет собой программу для работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере «Я уверен, что смогу», программа п...