Педагогический проект "Арт-мозаика" (Арт-терапия в работе с родителями и детьми, имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере)
проект по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Арт-терапия - это один из методов, основанных на искусстве и творчестве, способствующий социальной адаптации дошкольника. Проблемами, которые эффективно решает арт-терапия, являются: развитие познавательно-речевой активности,коррекция поведения, гармонизация эмоционального состояния дошкольника, выявление творческого потенциала, развитие оригинальности мышления и памяти, рост самооценки, развитие коммуникативных способностей. Педагогический проект "Арт-мозаика" направлен на коррекцию нарушений в эмоционально-волевой сфере у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«АРТ-МОЗАИКА»
(Арт-терапия в работе с родителями и детьми, имеющими нарушения в эмоционально – волевой сфере)
Семиренко Светлана Августиновна,
воспитатель,
Мироненко Елена Вячеславовна,
педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад «Берёзка»
г. Новый Уренгой
Ямало-Ненецкий автономный округ
Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.
Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.
В последнее время участились случаи возникновения между детьми конфликтов, агрессивного поведения по отношению к сверстникам и взрослым, и к членам их семьи, появились случаи проявление детьми тревожности и неуверенности, а так же коммуникативных барьеров. Кроме этого дети не умеют свободно выражать свои чувства и осознавать эмоции. У некоторых детей очень плохо сформировано осознание собственной ценности.
Арт-терапия – метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и в результате нахождением им оптимальных способов решения своих проблем.
Творчество помогает справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами. Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее эффективным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, и ребенок, и взрослый получают для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала. Таким образом, мы решили разработать программу арт-терапевтической мастерской для детско-родительских групп «АРТ-МОЗАИКА».
Психологической наукой доказано, что эмоциональная сфера особенно интенсивно развивается в период дошкольного детства. В этом возрасте активно усваиваются способы выражения и проявления эмоций и чувств, с которыми ребёнок сталкивается в процессе общения с другими людьми. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребёнок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. Эмоциональную жизнь дошкольника формируют отношения в семье с родителями, ближним окружением, взаимоотношения с воспитателем, отношения в группе с детьми.
В современном обществе, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые не всегда уделяют достаточное внимание эмоциональному развитию, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Бывает, что ребёнок затрудняется выразить своё эмоциональное состояние приемлемым способом, понять своё эмоциональное состояние и чувства других людей, или же раскрыться ребёнку мешают застенчивость, конфликтность, тревожность. В связи с этим, дошкольники могут испытывать проблемы эмоционально-психологическое неблагополучие. Как помочь таким детям? Чтобы разрешить эти проблемы, мы обратили внимание на метод арт-терапии, как наиболее подходящий для работы с детьми. Метод основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребёнка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. Рисуя, ребёнок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.
Для решения проблемы, в нашем ДОУ была организована работа творческой мастерской «АРТ-мозаика». Детско-родительские группы собираются один раз в месяц. Продолжительность занятия от 40 до 50 минут. В ходе работы, родители с детьми не только увлеченно пробуют себя в различных видах творчества, но и получают заряд положительных эмоций, так как программа занятий включает в себя игры - тренинги, для создания позитивных детско-родительских взаимоотношений. Отмечено, что совместное творческое взаимодействие родителей и детей необычайно полезно и важно для развития детей. Когда ребёнок видит в своих родителях не просто строгих взрослых, а единомышленников, увлечённых общим делом, его отношения с ними переходят на совсем иной уровень - взаимной заинтересованности и уважения.
Методы работы адаптированы для детей и родителей с различными способностями, что позволяет каждому ребенку и родителю действовать на собственном уровне. Для осуществления более эффективной помощи участникам творческой мастерской работа на коррекционных занятиях проводится во взаимодействии педагога-психолога и воспитателя по изобразительной деятельности.
«Картина может выразить то, что не
выразит и тысяча слов»
(восточная мудрость)
Актуальность: Каждый ребенок неповторим, но умение предъявить свою уникальность у детей еще не сформировано. Чаще всего детям мешают застенчивость, неконтактность, повышенная агрессивность, тревожность. На сегодня этот вопрос очень актуален, так как количество детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы неуклонно возрастает.
Тип проекта: творческий, психолого-педагогический проект.
Вид проекта: долгосрочный
Сроки проекта: октябрь-апрель
Наиболее сензитивный возраст для использования арт-терапевтических методик - 5-7 лет
I этап. Целеполагание:
Дети и родители в большинстве своем не умеют общаться. Работа с родителями является одним из важных направлений в деятельности ДОУ. Именно папы, мамы и законные представители обращаются к психологу с запросом, «надеясь «исправить» или «починить» ребёнка с минимальным приложением собственных усилий». Однако самих родителей часто по жизни сопровождают комплексы, полученные ими в детстве. Тревожные родители передают своё эмоциональное состояние детям. Агрессивные родители тоже невольно прививают навыки агрессии своему чаду. При этом каждый родитель считает себя эталоном для подражания, и меняться не хочет.
Родители забывают про своё родительское предназначение, и становятся для родного ребёнка учителем, командиром, нянькой или в некоторых случаях деспотом. Родитель, следуя своим установкам, искренне верит, что он делает всё самое лучшее и необходимое для развития и воспитания ребёнка.
В поиске эффективных методов, способствующих улучшению психоэмоционального самочувствия дошкольников и развития детско-родительских отношений мы остановили свой выбор на методе АРТ-терапии, как наиболее мягком и значимом в вопросе сохранения здоровья детей. АРТ-терапия – методика, которая предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать любую ситуацию, проблему наиболее удобным способом для психики ребенка – через рисунок. Существует прямая связь между творчеством и умением адаптироваться. Человек креативный, творческий, всегда найдет решение в любой ситуации, т. е. адаптируется к новым условиям.
Наша «взрослая» жизнь слишком серьезна и тороплива, мы рано перестаем играть и остаемся не наигравшимися. В методах АРТ-терапии мы попадаем в игру - комфортное и безопасное состояние. В этом случае радостно можем себе сказать: «Я могу быть другим»!
Участники проекта: дети, имеющие нарушения в эмоционально-волевой сфере (тревожные, агрессивные, сверхактивные, замкнутые, необщительные, находящиеся в период кризисных состояний, имеющие невротические и эмоциональные расстройства, имеющие неадекватную самооценку), родители, педагоги.
Цель проекта:
Формирование эмоциональной стабильности и восстановление психологического здоровья дошкольников посредством использования АРТ-технологий, привлечение детей и взрослых к совместной творческой деятельности.
Задачи проекта:
- Развивать произвольность, умение управлять своими эмоциями, чувствами через внутренний потенциал и творческие способности ребенка.
- Корректировать нарушения эмоционального и поведенческого характера (тревожность, страхи, замкнутость, агрессивность) повысить самооценку, развить коммуникативные навыки.
- Способствовать созданию условий для помощи родителям в овладении навыками успешного родительства и конструктивного взаимодействия с ребенком
- Повышать заинтересованность родителей в получении психологической помощи в воспитании детей
- Формировать у детей позитивное самооценку и восприятие мира.
- Знакомить с новыми изобразительными материалами и техниками рисования.
Оборудование, материалы: средства ТСО, видеоматериалы, презентации, подборка дидактических игр, художественной литературы, иллюстрации, материалы для художественно- продуктивной деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта совместной работы с родителями и детьми:
- Сближение детей и родителей в процессе совместного креативного творчества, развитие умения конструктивного общения между взрослыми и детьми
- Повышение уровня креативности и творческих способностей участников
- Развитие речи и коммуникативных навыков
- Улучшение эмоционального контакта детей с членами своей семьи
- Уменьшение чувства тревожности, страхов, замкнутости, агрессивности у детей, повышение самооценки
- Повышение родительской компетентности
- Проявление положительных эмоций и радости общения у всех участников мастерской
II этап: Реализация проекта.
- Подобрать диагностический материал для выявления у детей нарушений в эмоционально-волевой сфере (опросники, анкеты, диагностические исследования)
- Подобрать методическую, научно – популярную и художественную литературу, наглядные пособия, оборудование
- Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей
- Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе работы над проектом
- Разработать комплексно-тематическое планирование по реализации совместно-коррекционной деятельности
- Составить перспективный план мероприятий по взаимодействию с родителями воспитанников
В диагностических исследованиях принимали участие дети старшего дошкольного возраста.
Обследование проводилось с использованием следующих методик:
- Наблюдение за воспитанниками старших групп, с целью выявления навыка коммуникации и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Методика “Лесенка” В. Щура и С. Якобсона (для выявления уровня сформированной самооценки)
- Проективные рисуночные тесты «Моя семья», «Несуществующее животное»
- Методика «Кактус» М.А.Панфиловой (для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность))
- Диагностика социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста (О.А. Дыбиной)
- Анкетирование родителей
По результатам диагностических исследований было выделено три группы детей:
первая подгруппа - дети активные, общительные, с адекватной самооценкой, без ярко выраженного проявления агрессии, без тревожности, в гармоничных отношениях со всеми членами своей семьи ,с хорошими коммуникативными способностями;
вторая подгруппа - дети молчаливые, замкнутые, плаксивые, почти не играющие с другими, имеющие тревожность, с низкой самооценкой и плохо развитыми коммуникативными способностями;
третья подгруппа - дети неуравновешенные, легковозбудимые, агрессивные. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, с членами семьи возникают часто конфликтные ситуации
Формы и методы реализации проекта
Образовательная область | Виды деятельности |
Социально –коммуникативное развитие | Игры ситуации: «Волшебные очки» «Разговор через стекло» «Подарок на всех» «Комплименты» «Передача чувств» Игры с песком: «Угадай знак» «Вежливые люди» «Ладошки на песке» «Узнай друга» «Закорючка» |
Познавательное развитие | Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта: «Ириска» «Настроение по цвету» «Чернильные пятна бабочки» «История из жизни цветов» «Котенок, который хотел порадовать свою маму» Дидактические игры: «Кто может», «Что будет если…» |
Речевое развитие | «Теневой театр» |
Художественно-эстетическое развитие | Изобразительная деятельность
«Выставки совместного творчества» |
Физическое развитие: | Физкультминутки музыкальные минутки, «Цветок», релаксация «Моя планета», «Ладошки», «Путешествие на облаке» пальчиковая гимнастика «Кулачок», «Ловкие пальчики», «Помиримся» |
Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с родителями: Создание студии «Весёлая мастерская» Детско-родительские тренинги: 1.Знакомство. Я – это я! 2.«Семейный оберег» (Работа по изготовлению куклы – оберега) 3. «Путешествие во времени» 4.«Прозрачные картинки» 5. «Маски» 6. «Зеркало чувств» 7. «Мы – волшебники» 8.«Цветок желаний» 9. «Дом нашей мечты» 10. «Создаем портрет нашей семьи» Консультациидля родителей: «Чудеса Арт-терапии» «Пластилинография - это интересно» «Эмоциональная сфера ребенка и приемы снятия эмоционального напряжения» Буклеты: «Песочные игры» «Танцующие краски» «Творчество для всех» «Творческое обучение» Анкетирование: «Благополучны ли Ваши отношения с детьми?», «Я и мой ребенок – поиск взаимопонимания». Итоговое мероприятие «Наш семейный плакат». |
IV этап. Презентация проекта.
- Изготовление альбома творческих работ участников проекта «Наш вернисаж».
- Выпуск стенгазет «Мы -художники», «Наш семейный плакат»
- Оформление подборки материала для родителей «Возможности АРТ-терапии»
- Презентация проекта «АРТ -мозаика»
- Заполнение «Тетради впечатлений»
V этап. Определение задач для новых проектов.
- Продолжать работу по коррекции эмоционально-волевой сферы детей по формированию способности самовыражаться и познавать свой внутренний мир путём подбора новых техник АРТ-терапии.
- Поделиться разработкой проекта с коллегами детского сада.
- Разработать и внедрить совместную коррекционо – развивающую программу «Арт – мозаика»
Заключение: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта, справиться с душевными конфликтами, найти выход из затруднительной или запутанной ситуации. Арт-терапия универсальна - ведь здесь задействованы тактильные, зрительные и слуховые анализаторы. А совместные творческие задания для родителей и детей способствуют укреплению взаимоотношений в семье.
Литература:
- «Дружная семейка»: гармонизация детско-родительских отношений в условиях дошкольного учреждения: пособие для педагогов, психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/(сост. И.В. Волобуева). - 3-е изд. - Мозырь: ООО«Белый ветер», 2009.-45, (3)с.:ил.
- Иванова О.Л., Васильева И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребёнка.- СПб.: Речь: Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010.-92 с.
- Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: (руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми). С-П.: Речь., 2006.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.,1997.
- Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Кисилева. – СПб.: Речь, 2008. – 160 с.
- Коноваленко С.В. Развитие мышления и памяти у детей с трёх лет. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 240 с., ил.
- Короткова Л.Д. «Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста». СПб.: Речь -2001.
- Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. М., 2003
- Сидорова И.В. Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013. - 80 с.
- Сучкова Н.О. «Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей». Сфера, 2008.
- «Чудесные ладошки»:развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/М. Ю. Денисова. - Мозырь: «Белый ветер», 2011.- 45, (3)с.:ил.
- Шалянина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. - М. ТЦ Сфера, 2017. - 64 с.Шкицкая И.О. Аппликация из пластилина. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 87 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения
Описание специфики работы учителя-логопеда в рамках специализированной группы....
"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»
Рассказывается об актуальности использования ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи, варианты использования ИКТ на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности. Даётся перечень компьюте...
Роль родителей в процессе коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи
Родители – это самые заинтересованные участники коррекционно-педагогического процесса....
Применение метода сказкотерапии в работе с детьми имеющими нарушения в эмоционально- личностной сфере.
В данной статье говорится о коррекционной направленности сказки. На примере сказочных историй, приведенных в статье можно помочь ребенку справиться с различными трудностями....
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (агрессивность) «Я держу себя в руках»
Программно-методическое пособие «Я держу себя в руках» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие для коррекционной работы с детьми с нарушени...
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (гиперактивность или дефицит внимания) «Контроль и я – лучшие друзья»
Программно-методическое пособие «Контроль и я - лучшие друзья» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие для коррекционной работы с детьми с ...
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (тревожность) «Я уверен, что смогу»
Программно-методическое пособие педагога-психолога Ляшко Т.Н. представляет собой программу для работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере «Я уверен, что смогу», программа п...