Коррекционно-развивающая программа «Я и мир вокруг» (для детей от 4 до 9 лет с нарушениями в эмоционально-волевой сфере)
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Мы учим ребенка ходить, показываем, как держать ложку и карандаш, учим читать и писать. Мы предельно внимательны к формированию у ребенка знаний об окружающем мире. Но в мир чувств и эмоций ребенок вступает без провожатого, без поддержки и совета. Возможно, что мы сами не очень сведущи, и нам сложно справляться с собственными эмоциями. Часто мы теряемся, когда можно воспользоваться собственным правом на эмоцию и ее внешнее проявление. А когда малыш пытается вести себя непринужденно и естественно, оглядываемся вокруг, ожидая оценку окружающих: «Не плачь, ты же мужчина!», «Не дерись, ты девочка», «Ты что, трусишь?». Ребенок прячет свой страх, неуверенность, потому что эти чувства не приветствуются в мире взрослых.
Нельзя не отметить, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития, из них 80% — это дети с ОВЗ. Анализ обращений в ОРдДиПсОУиФВ Надежда» показывает высокий процент детей с трудностями в развитии эмоционально-волевой сферы (около 70%). При этом около 50% этих обращений – это дети с 4 до 8 лет.
Этой категории детей свойственны: эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, агрессивность, тревожность, отсутствие развитой самооценки и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом.
В отделении от родителей (законных представителей) поступают запросы по следующим проблемам:
- нарушение социальной адаптации
- трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми
- агрессивность
- гиперактивность
- заниженная самооценка и неуверенность в себе, тревожность, страхи
- нарушения в развитии личностной сферы
- нарушение детско-родительских отношений
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии действительно сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Поэтому необходима целенаправленная и организованная работа, которая не только обогатит эмоциональный опыт детей с ОВЗ, но и значительно смягчит или даже полностью устранит недостатки в их эмоционально — личностном развитии. Психологи считают, что дошкольный возраст самый благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Но мы не должны забывать о том, что дети с проблемами в развитии являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы работы.
Данная модифицированная программа была разработана на основе изучения методической литературы и личного профессионального опыта педагогов-психологов Отделения, которая направлена на коррекцию эмоционально - волевой сферы дошкольников. В основу программы положена программа И.А Пазухиной «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников». В программе используются игры и упражнения по коррекции эмоционально-волевой сферы следующих авторов: И.А.Пазухина, С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник, Н. Л. Кряжева, О. В. Хухлаева, Н.И.Монакова, Т.А.Крылова, А.Г.Сумарокова, О.В.Баженова, М. И. Чистякова и др.
Программа направлена на помощь детям 4-9 лет с нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Назначение программы: психологическая коррекция эмоциональных нарушений у ребенка, смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Значительный этап в работе по программе - коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Основная цель программы ― коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, повышение осознанного восприятия ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности.
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи (коррекционные, профилактические, развивающие):
- способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
- формировать у детей адекватную самооценку;
- помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.
- развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.
- учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
- развивать творческие, коммуникативные способности в процессе игрового общения.
Форма проведения занятий: коррекционно-развивающие занятия, тренинг.
Методические средства, используемые в программе.
В процессе работы по программе используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. В программе желательно использовать полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие.
Ролевые методы – предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным, проигрывание своей роли. Ролевые методы включают в себя: ролевую гимнастику и психодраму. Ролевая гимнастика – ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. Психодрама – предполагает поочередную смену ролей, драматическое разыгрывание мысленных картин, составленных детьми или терапевтические сказки.
Психогимнастические игры, основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей.
Коммуникативные игры – это игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать.
Игры и задания, направленные на развитие произвольности.
Игры, направленные на развитие воображения – вербальные игры – придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор ассоциаций к какому-либо слову. Невербальные игры предполагают изображение детьми того или иного живого существа или неживого предмета. «Мысленные картинки» - закрывают глаза и под музыку придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе.
Эмоционально-символические методы – групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы.
Релаксационные методы – в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинестические техники.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме с использованием:
- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
- этюды;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- чтение художественных произведений;
- рассказ психолога и рассказы детей;
- сочинение историй;
- беседы;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- слушание музыки;
- рисование;
- мини-конкурсы, игры-соревнования.
Во время занятий рекомендуется рассаживать детей полукругом или кругом ― на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.
Продолжительность занятий
Возраст | Количество занятий | Продолжительность 1 занятия | |||
½ года | 1 год | ||||
Кол-во занятий | Кол-во часов | Кол-во занятий | Кол-во часов | ||
4-5 лет | 18 | 18 | 36 | 36 | 1 час : 25 мин.- игровая деятельность 10мин.- динамическая пауза – 25 мин. -занятие |
6-7 лет | 18 | 18 | 36 | 36 | 1 час : 25 мин.- игровая деятельность 10мин.- динамическая пауза – 25 мин. -занятие |
8-9 лет | 18 | 18 | 36 | 36 | 1 час : 25 мин.- игровая деятельность 10мин.- динамическая пауза – 25 мин. -занятие |
Условия формирования коррекционно-развивающей группы
Основанием для зачисления в группу являются следующие особенности ребенка:
- нарушения эмоционально-волевой сферы: эмоционально-волевая незрелость, агрессивность, тревожность, страхи, гиперактивность, неуверенность в себе, застенчивость, заниженная самооценка;
- особенности развития эмоционально-волевой сферы: протестные реакции, упрямство, обидчивость;
- проблемы в поведении: конфликтность, неспособность постоять за себя, неумение предвидеть последствия своих действий, импульсивность, медлительность, склонность ко лжи, воровство;
- нарушения настроения: нестабильное или сниженное настроение, повышенная возбудимость;
- проблемы в общении: проблемы с адаптацией к дошкольному или школьному учреждению, отсутствие друзей, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;
- ситуативные психологические реакции на жизненные ситуации;
- психосоматические проблемы: частые «простудные заболевания» и т.д.;
- нарушение детско-родительских отношений
При формировании коррекционно-развивающей группы необходимо учитывать противопоказания для групповой работы:
- Наличие острой психотической симптоматики (бред, галлюцинации, психопатоподобные особенности поведения и т.д.).
- Снижение интеллекта до степени тяжелой умственной отсталости.
Численность детей в группе от 5 - 8 человек одного возраста.
Методологические и теоретические основы программы
В основе предлагаемой программы лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми. При такой модели взаимодействия и педагог, и ребенок в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают свободой в построении своей деятельности, осуществляют свой выбор строить через свою личность. Основные противоречия преодолеваются не за счет принуждения, а посредством сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие свойства личности, как способность к самореализации, творческому росту и инициативность как форма выражения отношений на основе взаимопринятия и взаимопонимания.
Сформированность эмоционально-волевой сферы зависит от ряда условий:
1. Эмоции и волевые качества формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах со сверстниками может проявляться задержка эмоционального развития.
2. Эмоции интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников в виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.
В связи с этим работа по программе строится в групповой форме с использованием игровых методов.
Основной подход, используемый в программе – поведенческий. Главная задача коррекции в рамках поведенческого подхода - помочь ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные поведенческие тренинги, психорегулирующие упражнения закрепляют усвоенные реакции.
Программа построена с учетом основных принципов коррекционно-педагогической деятельности:
1. Ведущим в системе целенаправленной коррекционно-педагогической деятельности является принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Программа коррекции направлена не только на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, а и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка и гармоничного развития его личности.
2. Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Крайне важным является всестороннее обследование и оценка интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, особенностей его психического развития.
3. Принцип системного и целостного изучения ребенка во взаимосвязи и взаимозависимости отдельных отклонений в психическом развитии и первичных нарушений, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, соотношения первичных и вторичных отклонений.
4. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе, предполагает учет «нормативности» развития личности, учет последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
5. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей при которой исходным моментом в достижении целей является организация активной деятельности ребенка.
6. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности, т.е. решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, состояния развития психических функций, работоспособности, сложности задания, формы работы, интенсивности нагрузки. Комплексность также предполагает, во-первых, использование всего психолого-педагогического и коррекционно-развивающего инструментария, во-вторых, междисциплинарное взаимодействие специалистов разного профиля для оказания эффективной помощи ребенку, в-третьих, при работе учитываются все психические функции и процессы, их взаимосвязь и взаимовлияние.
7. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонения в развитии и поведении есть не только результат психофизиологического состояния ребенка, но и активного воздействия родителей, ближайших друзей, сверстников, педагогического и детского коллективов.
8. Принцип динамического изучения уровня развития ребенка, актуального и потенциального уровня, определение зоны его ближайшего развития в сотрудничестве с родителями при усвоении ребенком новых способов действий.
Занятия по данной программе включают в себя элементы арт-терапии, игровой терапии, сказкотерапии, психогимнастики, песочной терапии, телесно-ориентированных и релаксационных упражнений.
Эффективность использования программы
Оценка эффективности работы по программе производится в 2 этапа:
- На основе критериев результативности, разработанных с учетом задач программы.
- На основе диагностического обследования эмоционально-волевой сферы ребенка
Итоговые показатели фиксируются в оценочном листе «Динамика коррекционной работы педагога-психолога» на каждого ребенка и в отчете работы группы. Эффективность работы педагога-психолога по программе оценивается с помощью расчета процента детей от общего количества участников группы, у которых отмечается позитивная динамика и рост показателей эмоционально-волевой сферы от начала к концу совместной работы.
При проведении психодиагностического обследования (как входящей диагностики, так и итоговой) используется следующий психодиагностический инструментарий:
Задачи | Критерии результативности | С какого возраста | Диагностические методы |
Формирование социальных и коммуникативных навыков и умений | У ребенка развиты игровые навыки У ребенка развиты коммуникативные навыки У ребенка развита эмоциональная сфера | в соответствии с возрастными требованиями ФГТ | Наблюдение Лист оценки |
Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения; формировать у детей адекватную самооценку | Ребенок знает свои индивидуальные особенности (внешность, черты лица, пол) и свои отличия от других детей Ребенок осознает свои физические и эмоциональные ощущения Самооценка ребенка соответствует возрасту Позитивная динамика эмоционального состояния и поведения ребенка | с 4 лет с 4 лет с 4 лет с 4 лет | Наблюдение Методика «Лесенка» В.Г.Щур Тест «Рисунок человека» Метод «Незаконченные предложения» |
Помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции. | Наличие позитивной динамики в умениях ребенка узнавать, называть основные эмоциональные состояния Наличие позитивной динамики в умениях ребенка графически изображать основные эмоциональные состояния Умение ребенка передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонациии, различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений Позитивная динамика у ребенка в выражении эмоциональных состояний социально приемлемыми способами Позитивная динамика в развитии произвольнойсаморегуляции эмоционального состояния ребенка | с 4 лет с 5 лет мимика – с 4 лет мимика, пантомимика, жесты – с 5 лет с 4 лет с 5 лет | Минаева В.М. Задания для изучения эмоциональной сферы ребенка Урунтаева Г.А., АфонькинаЮ.А. «Понимание эмоциональных состояний» |
Развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе | Адаптированность ребенка в группе, наличие у него в группе взаимных симпатий с детьми, способность ребенка взаимодействовать с разными детьми в группе Рост продуктивной активности, инициативности ребенка, рост проявления ими позитивных чувств Ребенок может оказывать помощь другому ребенку в игре и совместной деятельности, делиться с другими детьми игрушками Ребенок умеет оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих, умеет остановить другого ребенка, если он делает что-то плохое Дети могут уступать друг другу в конфликтных ситуациях | с 4 лет с 4 лет с 4 лет оценка других – с 4 лет оценка себя и других – с 5 лет с 4 лет | Смирнова Е.О., Калягина Е.А. методика «Картинки» Метод проблемных ситуаций Смирнова, Холмогорова |
Учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи | Позитивная динамика в развитии способности к сотрудничеству и сопереживанию Ребенок знает состав своей семьи; правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка). Ребенок умеет выражать благодарность за проявление к нему внимания и доброты | с 4 лет с 4 лет с 4 лет | Методика «Рисунок семьи», «Три дерева» Методика Рене Жиля Тест Розенцвейга Тест Сказка Л.Дюсс |
Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения | Позитивная динамика в овладении ребенком приемами саморегуляции своего поведения на основе самоконтроля и самоанализа при взаимодействии со взрослыми и сверстниками Позитивная динамика в повышении мотивации ребенка к изменению поведения Снижение негативных эмоциональных реакций – тревоги, обиды, агрессивности и деструктивных проявлений ребенка в контактах | с 5 лет с 5 лет с 4 лет | Критерии агрессивности у ребенка по Лаврентьевой Г. П. и Титаренко Т. М. Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках». детский тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен «Кактус» М.А.Панфилова Диагностическая таблица для выявления типа неконструктивного поведения ребенка, разработанная М.Э.Вайнер Детский апперцептивный тест (CAT) |
Развивать творческие, коммуникативные способности в процессе игрового общения | Рост интереса к другим детям, желания общаться, взаимодействовать Рост коммуникативной успешности детей, совершенствование конкретных навыков общения Ребенок употребляет в речи слова (спасибо, пожалуйста, извините и т. п.) Ребенок умеет познакомиться, вести доброжелательный диалог, умеет договариваться Ребенок умеет устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения | с 4 лет с 4 лет с 4 лет с 4 лет с 5 лет | Наблюдение Методика «Расскажи сказку» |
При оценке результативности программы основным методом диагностического обследования психолога является метод наблюдения. Педагог также производит оценку результативности на основе анкетирования родителей, смежных специалистов. Педагог-психолог самостоятельно разрабатывает программу диагностического обследования ребенка по окончании программы (3-4 методики) в соответствии с диагностическими показателями, на основании которых ребенок был зачислен на занятия. Методики должны представить информацию по таким направлениям, как уровень развития эмоционально-волевой сферы ребенка, личностные особенности ребенка, особенности межличностного общения со сверстниками, наличие или отсутствие трудностей в поведении.
Стимульный и наглядный материал
- CD-проигрыватель
- диски с записями классической и танцевальной музыки, звуков природы, медитативной музыки
- Клей, ножницы, цветные карандаши, мелки для рисования
- листы формата А4 чистые
- листы с тематическими заданиями
- декоративный материал, помогающий оформить помещение в соответствии с основной темой занятия
- демонстрационный материал: изображения эмоциональных состояний, пиктограмма
- раздаточный материал (по тематике занятий)
- мел, газеты
-стулья или картонные коробки различных размеров
- скотч и картон
- куски обоев
- секундомер, мягкие игрушки
- воздушные шарики
- атрибуты и символы волшебства
- игральный кубик – большого размера
- музыкальные инструменты
- колокольчик
- доска для рисования
- таинственная шкатулка, мешочек
- цветные платки
- природный материал (камушки, веточки, ракушки, перышки и т.д.)
- покрывало
- повязки для глаз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Арт-мозаика" (Арт-терапия в работе с родителями и детьми, имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере)
Арт-терапия - это один из методов, основанных на искусстве и творчестве, способствующий социальной адаптации дошкольника. Проблемами, которые эффективно решает арт-терапия, являются: развитие познават...
План по самообразованию по теме: «Арт-терапия в работе с детьми как метод диагностики и коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере дошкольников».
Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным. Этот метод, который дословно м...
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (агрессивность) «Я держу себя в руках»
Программно-методическое пособие «Я держу себя в руках» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие для коррекционной работы с детьми с нарушени...
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (гиперактивность или дефицит внимания) «Контроль и я – лучшие друзья»
Программно-методическое пособие «Контроль и я - лучшие друзья» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие для коррекционной работы с детьми с ...
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (тревожность) «Я уверен, что смогу»
Программно-методическое пособие педагога-психолога Ляшко Т.Н. представляет собой программу для работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере «Я уверен, что смогу», программа п...
Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере «Наше настроение».
Цель:Диагностирование особенностей эмоционального состояния детей.Учить понимать и чувствовать свой внутренний мир, свое отношение к себе и окружающему.Формирование способности определить эмоционально...
Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи
Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...