Коррекционно-развивающая программа «Я и мир вокруг» (для детей от 4 до 9 лет с нарушениями в эмоционально-волевой сфере)
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Безносикова Любовь Леонидовна

Поянительная записка к программе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл microsoft_word_document_5.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Мы учим ребенка ходить, показываем, как держать ложку и карандаш, учим читать и писать. Мы предельно внимательны к формированию у ребенка знаний об окружающем мире. Но в мир чувств и эмоций ребенок вступает без провожатого, без поддержки и совета. Возможно, что мы сами не очень сведущи, и нам сложно справляться с собственными эмоциями. Часто мы теряемся, когда можно воспользоваться собственным правом на эмоцию и ее внешнее проявление. А когда малыш пытается вести себя непринужденно и естественно, оглядываемся вокруг, ожидая оценку окружающих: «Не плачь, ты же мужчина!», «Не дерись, ты девочка», «Ты что, трусишь?». Ребенок прячет свой страх, неуверенность, потому что эти чувства не приветствуются в мире взрослых.

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития, из них 80% — это дети с ОВЗ. Анализ обращений в ОРдДиПсОУиФВ Надежда» показывает высокий процент детей с трудностями в развитии эмоционально-волевой сферы (около 70%). При этом около 50% этих обращений – это дети с 4 до 8 лет.

Этой категории детей свойственны: эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, агрессивность, тревожность, отсутствие развитой самооценки и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом.

В отделении от родителей (законных представителей) поступают запросы по следующим проблемам:

- нарушение социальной адаптации

- трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми

- агрессивность

- гиперактивность

- заниженная самооценка и неуверенность в себе, тревожность, страхи

- нарушения в развитии личностной сферы

- нарушение детско-родительских отношений

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии действительно сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? 

Поэтому необходима целенаправленная и организованная работа, которая не только обогатит эмоциональный опыт детей с ОВЗ, но и значительно смягчит или даже полностью устранит недостатки в их эмоционально — личностном развитии. Психологи считают, что дошкольный возраст самый благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Но мы не должны забывать о том, что дети с проблемами в развитии являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы работы.

Данная модифицированная программа была разработана на основе изучения методической литературы и личного профессионального опыта педагогов-психологов Отделения, которая направлена на коррекцию эмоционально - волевой сферы дошкольников. В основу программы положена программа И.А Пазухиной «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников». В программе используются игры и упражнения по коррекции эмоционально-волевой сферы следующих авторов:  И.А.Пазухина, С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник, Н. Л. Кряжева, О. В. Хухлаева, Н.И.Монакова, Т.А.Крылова, А.Г.Сумарокова, О.В.Баженова,  М. И. Чистякова и др.

Программа направлена на помощь детям 4-9 лет с нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Назначение программы: психологическая коррекция эмоциональных нарушений у ребенка, смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Значительный этап в работе по программе - коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Основная цель программы ― коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, повышение осознанного восприятия ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности.

В соответствии с этой целью формируются следующие задачи (коррекционные, профилактические, развивающие):

  • способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
  • формировать у детей адекватную самооценку;
  • помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.
  • развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.
  • учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
  • вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
  • развивать творческие, коммуникативные способности в процессе игрового общения.

Форма проведения занятий: коррекционно-развивающие занятия, тренинг.

Методические средства, используемые в программе.

В процессе работы по программе используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. В программе желательно использовать полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие.

Ролевые методы – предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным, проигрывание своей роли. Ролевые методы включают в себя: ролевую гимнастику и психодраму.  Ролевая гимнастика – ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. Психодрама – предполагает поочередную смену ролей, драматическое разыгрывание мысленных картин, составленных детьми или терапевтические сказки.

Психогимнастические игры, основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей.

Коммуникативные игры – это игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать.

Игры и задания, направленные на развитие произвольности.

Игры, направленные на развитие воображения – вербальные игры – придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор ассоциаций к какому-либо слову. Невербальные игры предполагают изображение детьми того или иного живого существа или неживого предмета. «Мысленные картинки» - закрывают глаза и под музыку придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе.

Эмоционально-символические методы – групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы.

Релаксационные методы – в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинестические техники.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме с использованием:

  • развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
  • упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
  •  этюды;
  •  рассматривание рисунков и фотографий;
  •  чтение художественных произведений;
  •  рассказ психолога и рассказы детей;
  •  сочинение историй;
  •  беседы;
  •  моделирование и анализ заданных ситуаций;
  •  слушание музыки;
  •  рисование;
  •  мини-конкурсы, игры-соревнования.

Во время занятий рекомендуется рассаживать детей полукругом или кругом ― на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.

Продолжительность занятий

Возраст

Количество занятий

Продолжительность

1 занятия

½ года

1 год

Кол-во занятий

Кол-во часов

Кол-во занятий

Кол-во часов

4-5 лет

18

18

36

36

1 час :

25 мин.- игровая деятельность

10мин.- динамическая пауза –

25 мин. -занятие

6-7 лет

18

18

36

36

1 час :

25 мин.- игровая деятельность

10мин.- динамическая пауза –

25 мин. -занятие

8-9 лет

18

18

36

36

1 час :

25 мин.- игровая деятельность

10мин.- динамическая пауза –

25 мин. -занятие

Условия формирования коррекционно-развивающей группы

Основанием для зачисления в группу являются следующие особенности ребенка:

  • нарушения эмоционально-волевой сферы: эмоционально-волевая незрелость, агрессивность, тревожность, страхи, гиперактивность, неуверенность в себе, застенчивость, заниженная самооценка;
  • особенности развития эмоционально-волевой сферы: протестные реакции, упрямство, обидчивость;
  • проблемы в поведении: конфликтность, неспособность постоять за себя, неумение предвидеть последствия своих действий, импульсивность, медлительность, склонность ко лжи, воровство;
  • нарушения настроения: нестабильное или сниженное настроение, повышенная возбудимость;
  • проблемы в общении: проблемы с адаптацией к дошкольному или школьному учреждению, отсутствие друзей, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;
  • ситуативные психологические реакции на жизненные ситуации;
  • психосоматические проблемы: частые «простудные заболевания» и т.д.;
  • нарушение детско-родительских отношений

При формировании коррекционно-развивающей группы необходимо учитывать противопоказания для групповой работы:

  1. Наличие острой психотической симптоматики (бред, галлюцинации, психопатоподобные особенности поведения и т.д.).
  2. Снижение интеллекта до степени тяжелой умственной отсталости.

Численность детей в группе от 5 - 8 человек одного возраста.

Методологические и теоретические основы программы

В основе предлагаемой программы лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми. При такой модели взаимодействия и педагог, и ребенок в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают свободой в построении своей деятельности, осуществляют свой выбор строить через свою личность. Основные противоречия преодолеваются не за счет принуждения, а посредством сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие свойства личности, как способность к самореализации, творческому росту и инициативность как форма выражения отношений на основе взаимопринятия и взаимопонимания.

Сформированность эмоционально-волевой сферы зависит от ряда условий:

1. Эмоции и волевые качества формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах со сверстниками может проявляться задержка эмоционального развития.

2. Эмоции интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников в виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.

В связи с этим работа по программе строится в групповой форме с использованием игровых методов.

Основной подход, используемый в программе – поведенческий. Главная задача коррекции в рамках поведенческого подхода - помочь ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные поведенческие тренинги, психорегулирующие упражнения закрепляют усвоенные реакции.

Программа построена с учетом основных принципов коррекционно-педагогической деятельности:

1. Ведущим в системе целенаправленной коррекционно-педагогической деятельности является принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Программа коррекции направлена не только на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, а и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка и гармоничного развития его личности.

2. Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Крайне важным является всестороннее обследование и оценка интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, особенностей его психического развития.

3. Принцип системного и целостного изучения ребенка во взаимосвязи и взаимозависимости отдельных отклонений в психическом развитии и первичных нарушений, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, соотношения первичных и вторичных отклонений.

4. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе, предполагает учет «нормативности» развития личности, учет последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

5. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей при которой исходным моментом в достижении целей является организация активной деятельности ребенка.

6. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности, т.е. решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, состояния развития психических функций, работоспособности, сложности задания, формы работы, интенсивности нагрузки. Комплексность также предполагает, во-первых, использование всего психолого-педагогического и коррекционно-развивающего инструментария, во-вторых, междисциплинарное взаимодействие специалистов разного профиля для оказания эффективной помощи ребенку, в-третьих, при работе учитываются все психические функции и процессы, их взаимосвязь и взаимовлияние.

7. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонения в развитии и поведении есть не только результат психофизиологического состояния ребенка, но и активного воздействия родителей, ближайших друзей, сверстников, педагогического и детского коллективов.

8. Принцип динамического изучения уровня развития ребенка, актуального и потенциального уровня, определение зоны его ближайшего развития в сотрудничестве с родителями при усвоении ребенком новых способов действий.

Занятия по данной программе включают в себя элементы арт-терапии, игровой терапии, сказкотерапии, психогимнастики, песочной терапии, телесно-ориентированных и релаксационных упражнений.

Эффективность использования программы

Оценка эффективности работы по программе производится в 2 этапа:

  1. На основе критериев результативности, разработанных с учетом задач программы.
  2. На основе диагностического обследования эмоционально-волевой сферы ребенка

Итоговые показатели фиксируются в оценочном листе «Динамика коррекционной работы педагога-психолога» на каждого ребенка и в отчете работы группы. Эффективность работы педагога-психолога по программе оценивается с помощью расчета процента детей от общего количества участников группы, у которых отмечается позитивная динамика и рост показателей эмоционально-волевой сферы от начала к концу совместной работы.

При проведении психодиагностического обследования (как входящей диагностики, так и итоговой) используется следующий психодиагностический инструментарий:

Задачи

Критерии результативности

С какого возраста

Диагностические методы

Формирование социальных и коммуникативных навыков и умений

У ребенка развиты игровые навыки

У ребенка развиты коммуникативные навыки

У ребенка развита эмоциональная сфера

в соответствии с возрастными требованиями ФГТ

Наблюдение

Лист оценки

Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения; формировать у детей адекватную самооценку

Ребенок знает свои индивидуальные особенности (внешность, черты лица, пол) и свои отличия от других детей

Ребенок осознает свои физические и эмоциональные ощущения

Самооценка ребенка соответствует возрасту

Позитивная динамика эмоционального состояния и поведения ребенка

с 4 лет

с 4 лет

с 4 лет

с 4 лет

Наблюдение

Методика «Лесенка» В.Г.Щур

Тест «Рисунок человека»

Метод «Незаконченные предложения»

Помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.

Наличие позитивной динамики в умениях ребенка узнавать, называть основные эмоциональные состояния

Наличие позитивной динамики в умениях ребенка графически изображать основные эмоциональные состояния

Умение ребенка передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонациии,  различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений

Позитивная динамика у ребенка в  выражении эмоциональных состояний  социально приемлемыми способами

Позитивная динамика в развитии произвольнойсаморегуляции  эмоционального состояния  ребенка

с 4 лет

с 5 лет

мимика – с 4 лет

мимика, пантомимика, жесты – с 5 лет

 с 4 лет

с 5 лет

Минаева В.М. Задания для изучения эмоциональной сферы ребенка

Урунтаева Г.А., АфонькинаЮ.А. «Понимание эмоциональных состояний»

Развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе

Адаптированность ребенка в группе, наличие у него в группе взаимных симпатий с детьми, способность ребенка взаимодействовать с разными детьми в группе

Рост продуктивной активности, инициативности ребенка, рост проявления ими позитивных чувств

Ребенок может оказывать помощь другому ребенку в игре и совместной деятельности, делиться с другими детьми игрушками

Ребенок умеет оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих, умеет  остановить другого ребенка, если он делает что-то плохое

Дети могут  уступать друг другу в конфликтных ситуациях

с 4 лет

с 4 лет

с 4 лет

оценка других – с 4 лет

оценка себя и других – с 5 лет

с 4 лет

Смирнова Е.О.,  Калягина Е.А. методика «Картинки»  

Метод проблемных ситуаций Смирнова, Холмогорова

Учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи

Позитивная динамика в развитии способности к  сотрудничеству и сопереживанию

Ребенок знает состав своей семьи; правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка).

Ребенок умеет выражать благодарность за проявление к нему внимания и доброты

с 4 лет

с 4 лет

с 4 лет

Методика «Рисунок семьи», «Три дерева»

Методика Рене Жиля

Тест Розенцвейга

Тест Сказка Л.Дюсс

Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения

Позитивная динамика в овладении ребенком приемами саморегуляции своего поведения на основе самоконтроля и самоанализа при взаимодействии со взрослыми и сверстниками

Позитивная динамика в повышении мотивации ребенка к изменению поведения

Снижение негативных эмоциональных реакций – тревоги, обиды, агрессивности и деструктивных проявлений ребенка в контактах

с 5 лет

с 5 лет

с 4 лет

Критерии агрессивности у ребенка по Лаврентьевой Г. П. и Титаренко Т. М.

Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках».

детский тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен

«Кактус» М.А.Панфилова

Диагностическая таблица для выявления типа неконструктивного поведения ребенка, разработанная М.Э.Вайнер

Детский апперцептивный тест (CAT)

Развивать творческие, коммуникативные способности в процессе игрового общения

Рост интереса к другим детям, желания общаться, взаимодействовать

Рост коммуникативной успешности детей, совершенствование конкретных навыков общения

Ребенок употребляет в речи слова (спасибо, пожалуйста, извините и т. п.)

Ребенок умеет познакомиться, вести доброжелательный диалог, умеет договариваться

Ребенок умеет устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения

с 4 лет

с 4 лет

с 4 лет

с 4 лет

с 5 лет

Наблюдение

Методика «Расскажи сказку»

При оценке результативности программы основным методом диагностического обследования психолога является метод наблюдения. Педагог также производит оценку результативности на основе анкетирования родителей, смежных специалистов. Педагог-психолог самостоятельно разрабатывает программу диагностического обследования ребенка по окончании программы (3-4 методики) в соответствии с диагностическими показателями, на основании которых ребенок был зачислен на занятия.  Методики должны представить информацию по таким направлениям, как уровень развития эмоционально-волевой сферы ребенка, личностные особенности ребенка, особенности межличностного общения со сверстниками, наличие или отсутствие трудностей в поведении.

Стимульный и наглядный материал

- CD-проигрыватель

- диски с записями классической и танцевальной музыки, звуков природы, медитативной музыки

- Клей, ножницы, цветные карандаши, мелки для рисования

- листы формата А4 чистые

- листы с тематическими заданиями

- декоративный материал, помогающий оформить помещение в соответствии с основной темой занятия

- демонстрационный материал: изображения эмоциональных состояний, пиктограмма

- раздаточный материал (по тематике занятий)

- мел, газеты

-стулья или картонные коробки различных размеров

- скотч и картон

- куски обоев

- секундомер, мягкие игрушки

- воздушные шарики

- атрибуты и символы волшебства

- игральный кубик – большого размера

- музыкальные инструменты

- колокольчик

- доска для рисования

- таинственная шкатулка, мешочек

- цветные платки

- природный материал (камушки, веточки, ракушки, перышки и т.д.)

- покрывало

- повязки для глаз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Арт-мозаика" (Арт-терапия в работе с родителями и детьми, имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере)

Арт-терапия - это один из методов, основанных на искусстве и творчестве, способствующий социальной адаптации дошкольника. Проблемами, которые эффективно решает арт-терапия, являются: развитие познават...

План по самообразованию по теме: «Арт-терапия в работе с детьми как метод диагностики и коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере дошкольников».

        Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным. Этот метод, который дословно м...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (агрессивность) «Я держу себя в руках»

Программно-методическое пособие «Я держу себя в руках» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие  для коррекционной работы с детьми с нарушени...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (гиперактивность или дефицит внимания) «Контроль и я – лучшие друзья»

Программно-методическое пособие «Контроль и я - лучшие друзья» педагога-психолога Ляшко Т.Н., представляет собой самостоятельно созданное пособие  для коррекционной работы с детьми с ...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (тревожность) «Я уверен, что смогу»

Программно-методическое пособие педагога-психолога Ляшко Т.Н. представляет собой программу для работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере «Я уверен, что смогу», программа п...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере «Наше настроение».

Цель:Диагностирование особенностей эмоционального состояния детей.Учить понимать и чувствовать свой внутренний мир, свое отношение к себе и окружающему.Формирование способности определить эмоционально...

Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...