занятия для детей
план-конспект занятия по психологии
Система работы по эмоциональному развитию состоит из 4 разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые). Окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребёнок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Затем в мир ребенка входят животные. Они по праву занимают одно из важных мест в его жизни и постепенно подводят к самому сложному — пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gr.zan_.chuvstva.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа групповых развивающих занятий
«Чувства всякие нужны, чувства всякие важны»
Пояснительная записка
В последние годы в системе дошкольного образования стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми.
Дети дошкольники – эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по – иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
В современном мире дети всё меньше стали общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Для решения этой задачи и создана программа по развитию эмоциональной сферы «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны»
Основная её цель – повысить осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всесторонне гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:
- способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
- развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
- помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние;
- объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
- учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
- развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
Предлагаемая система рассчитана на работу с детьми 5—7 лет.
Организация занятий
Система работы по эмоциональному развитию состоит 25 занятий в год.
Занятия с подгруппой детей (5—6 человек) проводятся один раз в неделю их продолжительность составляет от 25 до 30 минут.
Занятия проводятся в сенсорной комнате, в которой участники могут свободно располагаться и передвигаться.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого в основном используются:
- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
- этюды;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- чтение художественных произведений;
- рассказ психолога и рассказы детей;
- сочинение историй;
- беседы;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- слушание музыки;
- рисование;
- мини-конкурсы, игры-соревнования.
Во время занятий дети сидят в кругу — на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий используется какая-либо ритуальная игра, упражнения для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок — итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия.
Краткая характеристика разделов
Система работы по эмоциональному развитию состоит из 4 разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые). Окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребёнок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Затем в мир ребенка входят животные. Они по праву занимают одно из важных мест в его жизни и постепенно подводят к самому сложному — пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими.
Раздел 1. «Я и Я» (темы: «Тайна моего имени», «Автопортрет», «Мой внутренний мир»), В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения.
Раздел 2. «Я и другие» (темы: «Мы так похожи», «Мы такие разные», «Давайте жить дружно»). В этом разделе представлены игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к другу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.
Раздел 3. «Я и мои эмоции» (темы: "Робость", «Радость-1», «Радость-2», «Удивление», «Страх-1», "Страх-2", "Самодовольство", "Обида", «Гнев, злость-1, "Гнев, злость-2», «Горе», "Отвращение, брезгливость", «Интерес», "Стыд, вина", «Наши Эмоции -1", "Наши эмоции-2".). Здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Раздел 4.«Я и моя семья» (темы: «С кем я живу-1», "С кем я живу-2", «Правила домашнего этикета»). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.
Тематический план занятий
Раздел | Темы занятий | Время проведения |
1. Я и Я | «Тайна моего имени» «Автопортрет» «Мой внутренний мир» | 1 неделя октября 2 неделя октября 3 неделя октября |
2. Я и другие | «Мы так похожи» «Мы такие разные» «Давайте жить дружно» | 4 неделя октября 1 неделя ноября 2 неделя ноября |
3. Я и мои эмоции | "Робость" «Радость-1» «Радость-2» «Страх-1» «Страх-2» «Удивление» "Самодовольство" «Интерес» "Обида" «Гнев, злость-1» «Гнев, злость-2» «Горе» "Отвращение, брезгливость" "Стыд, вина" «Наши эмоции-1» (итоговое занятие по разделу) «Наши эмоции-2» (итоговое занятие по разделу) | 3 неделя ноября 4 неделя ноября 1 неделя декабря 2 неделя декабря 3 неделя декабря 2 неделя января 3 неделя января 4 неделя января 1 неделя февраля 2 неделя февраля 3 неделя февраля 2 неделя марта 3 неделя марта 4 неделя марта 1 неделя апреля 2 неделя апреля |
5. Я и моя семья | «С кем я живу-1» «С кем я живу-2» «Правила домашнего этикета» | 3 неделя апреля 4 неделя апреля 1-2 неделя мая |
Итого: | 25 занятий |
Раздел 1. «Я и Я»
Задачи
© Способствовать самопознанию ребенка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств).
© Учить детей описывать свои желания и чувства.
© Учить детей осознавать свои физические и эмоциональные ощущения.
© Помогать ребенку поверить в свои силы.
© Гармонизировать потребность ребенка в социальном признании
© Способствовать психическому и личностному росту детей.
© Продолжать формировать позитивное отношение к своему «Я».
© Помогать ребенку осознавать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.
© Помогать детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей.
© Гармонизировать притязания ребенка на социальное пространство его личности (права и обязанности).
№ занятия | Тема занятия | Цель | Содержание занятий |
1 | «Тайна моего имени | способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени. | Беседа с детьми Игра «Эхо» Игра «Маленькое имя». Игра «Имя растет» Игра «Взрослое имя». Игра «Ласковое имя». Конкурс «Кто знает больше имен». Рисунок «Ромашка с именем». . |
2 | «Автопортрет» | помочь детям понять собственную индивидуальность. | Чтение отрывка из сказки А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Игра «Дотронься до...». Игра «Ветер дует на...». Игра «Встань по порядку». Игра-ассоциация «На кого я похож». Рассказ про девочку Катю (по произведению Е. Пермяка «Про нос и язык») Рисунок «Мой портрет». |
3 | «Мой внутренний мир» | учить детей описывать свои желания, чувства; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; развивать внимание детей к себе, своим переживаниям. | Беседа «Мой внутренний мир» Упражнение "Белые и черные кружочки"Упражнение «Назови свои сильные стороны». Упражнение «Слушаем себя». Игра-разминка «Ветер дует на...». Рисунок «Ладошка». |
Раздел 2. «Я и другие»
Задачи
© Расширить представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.
© Дать детям дополнительные сведения о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.
© Сформировать позитивное отношение к сверстникам.
© Учить детей понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства.
© Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.
© Развивать способность детей к эмпатии (сопереживанию).
© Формировать умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.
© Учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.
© Дать детям представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.
№ занятия | Тема занятия | Цель | Содержание занятий |
4 | «Мы так похожи» | формировать у каждого ребенка чувство принадлежности к группе; расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими. | Упражнение «Чем я похож на соседа справа» Игра «Ассоциация». Игра «Люблю ― не люблю». Игра «Мыльные пузыри» Игра «Конкурс хвастунов». Игра «Доброе животное». |
5 | «Мы такие разные» | учить различать индивидуальные особенности детей в группе; учить определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям, животным и сравнивать их со вкусами других людей. | Игра «Мы — разные». Игра «Клубочек». Игра «Я люблю». Игра «Дотронься до...». Игра «Я умею». Игра «Что не так». Игра «Кто это?» |
6 | «Давайте жить дружно» | развивать групповую сплоченность; преодолевать трудности в общении; формировать позитивное отношение к сверстникам; учить детей взаимопомощи, взаимовыручке. | Чтение стихотворения 3. Александровой «Шарик» Упражнение «Дружба начинается с улыбки». Упражнение «Назови соседа ласково». Игра «Сиамские близнецы». Игра «Строим цифры». Игра «Передай мячик». Игра «Камушек в ботинке». Игра «Сбор рукопожатий». Игра «Доброе животное». |
Раздел 3. «Я и мои эмоции»
Задачи
© Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя и др. Расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая
сравнивать их.
© Учить понимать свои чувства и чувства других людей; рассказывать об этом.
© Учить контролировать свои эмоции.
© Учить понимать относительность в оценке чувства.
© Продолжать способствовать открытому проявлению эмоций
различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими. творческими
№ занятия | Тема занятия | Цель | Содержание занятий |
7 | "Робость" | знакомство с чувством робости, обучение способности выражать чувство в форме игры. | Ритуал приветствия. Чтение рассказа про мальчика Костю, который первый раз пришел в детский сад Игра "Я-лев" Рефлексия Мои достижения Рефлексия Игра "Я- очень хороший" Ритуал завершения |
8 | «Радость-1» | расширять представление детей об эмоции «радость»; учить понимать относительность в оценке чувств; формировать положительные эмоции, чувства через улыбку; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими). | Ритуал встречи Прослушивание веселой музыки Беседа "Что такое радость" Упражнение «Зеркало» Этюд «Золотые капельки». Этюд «Цветок» Пожелания всем людям Земли |
9 | «Радость-2» | расширять представление детей об эмоции «радость»; учить понимать относительность в оценке чувств; формировать положительные эмоции, чувства через улыбку; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими). | Ритуал приветствия Беседа "Радость животного" Игра «Море волнуется" Упражнение «Загадки-топотушки» Игра-ассоциация «На что похожа радость». Игра « Что может поднять тебе настроение». Рисунок радости Фотография "Портрет радости нашей группы" |
10 | «Страх-1» | познакомить детей с эмоцией страха; учить их передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить эмоционально воспринимать это состояние у других людей; помогать детям осознавать и преодолевать страх. | Чтение стихотворения «Кто там страшный сидит в темноте?» Рассматривание пиктограммы «страх» и изображений людей с испуганными лицами Упражнение «Зеркало». Игра «Расскажи свой страх». Игра-ассоциация «Страх». Упражнение «Загадки-топотушки» Упражнение «У страха глаза велики». Ритуал прошания |
11 | «Страх-2» | расширять представления детей об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других; продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; способствовать снятию страхов детей, повышению уверенности в себе. | Ритуал приветствия Упражнение «Страх ― это...» Игра «Театр». Этюд «Что в углу». Чтение рассказа "Как побороть страх?" Работа с пластилином Слушание тревожной музыки Игра «Книга страхов». Фотография "Портрет страха нашей группы" |
12 | «Удивление» | познакомить детей с эмоцией удивления; учить их передавать данное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить эмоционально воспринимать удивленное настроение людей; развивать умение чувствовать чужое настроение и сопереживать окружающим. | Ритуал встречи Рассматривание пиктограммы «Удивление» и изображений удивленных людей Упражнение «Зеркало». Беседа "Что может удивить?" Игра «Море волнуется». Игра-ассоциация «Удивление». Этюд «Живая шляпа». Рисунок «Удивленный человечек». |
13 | "Самодоволь-ство" | знакомство с чувством самодовольства | Упражнение «Ток» Рассматривание пиктограммы «Самодовольства» и изображений самодовольных людей Игра "Великий хвастунишка" Игра-ассоциация Чтение сказки "Мышка-хвастунья" Проигрывание сказки Ритуал прощания |
14 | «Интерес» | познакомить детей с эмоцией интерес; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. | Чтение рассказа "Самый лучший подарок" Рассматривание пиктограммы "Интерес" Упражнение «Зеркало». Игра «Море волнуется». Игра-ассоциация «Интерес». Этюд «Любопытный». Рисунок «Интересное занятие». |
15 | "Обида" | ознакомление детей с чувством обиды, со способами выражения обиды в вербальной и графической формах. | Приветствие Чтение и обсуждение сказки "Про обиду" Беседа об обидчивости Упражнение «Закончи предложение» Упражнение «Рассмотри и изобрази обиженного человека» Рисование на тему «Обида» Игра "Избавляемся от обиды" Упражнение «Шарики» Прощание |
16 | «Гнев. Злость-1» | познакомить детей с эмоцией гнева; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, социально-приемлемыми способами; знакомить со способами снятия негативных настроений. | Чтение отрывка из стихотворения К. Чуковского «Краденое солнце». Рассматривание пиктограммы "Гнев" Упражнение «Загадки-топотушки» Упражнение «Злость пришла и ушла» Чтение и обсуждение сказки. Разыгрывание этюдов Прощание |
17 | «Гнев. Злость-2» | расширять представление об эмоции «гнев»; учить понимать свои чувства и чувства других людей; продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить преодолевать негативные настроения. | Ритуал приветствия Слушание музыки (П.И.Чайковский, «Буря»), Упражнение «Зеркало». Фотография "Портрет злости" Игра «Море волнуется». Игра-ассоциация «Злость». Упражнение "Пружинка" Игра "Отыщем злость" Игра "Избавление от злости" Упражнение «Шарик эмоций» Рефлексия |
18 | «Горе» | познакомить детей с эмоцией горя; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить эмоционально воспринимать грустное настроение людей; знакомить со способами снятия негативных настроений. | Приветствие Чтение отрывка из сказки "Волк и семеро козлят" Рассматривание пиктограммы "Горе" Упражнение «Тренируем эмоции». Игра «Море волнуется». Игра-ассоциация «Горе». Упражнение «Загадки-топотушки» Игра «Театр». Рисунок «Грустный человечек». Упражнение «Дружба начинается с улыбки». |
19 | "Отвращение, брезгливость" | знакомство с чувством отвращения | Ритуал встречи. Рассматривание пиктограммы "Брезгливость" Рассказывание истории "Соленый чай" Игра-ассоциация Изображение брезгливости Ритуал прощания |
20 | "Стыд, вина" | познакомить детей с новой эмоцией “вина-стыд” и ее графическим изображением, формировать умение изображать эту эмоцию с помощью мимики, позы, жестов, учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции. Формирование чувства стыда за свои поступки | Ритуал встречи. Рассматривание пиктограммы "Стыд, вина" Беседа "Когда может быть стыдно?" Упражнение «Загадки-топотушки» Прослушивание истории (Л.Н. Толстой, "Косточка"). Игра-ассоциация "На что похож стыд?" Рисование на тему: "Стыд" Ритуал прощания |
21 | " Наши эмоции-1" (итоговое занятие) | продолжить знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса; закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения; расширить представления детей об эмоциях; продолжить развивать эмпатию, воображение. | Беседа "Какие эмоции мы знаем?" Игра «Повтори фразу». Игра «Раз, два, три, настроение, замри!» Игра "Угадай ка" Чтение сказки "Жили-были чувства..." Коллективный рисунок на ватмане Прощание |
22 | " Наши эмоции-2" (итоговое занятие) | продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса; закреплять полученные на предыдущих занятиях знания и умения; расширять представления детей об эмоциях; продолжать развивать эмпатию, воображение; развивать выразительность речи и движений; развивать умение определять настроение по схемам, мимике, движениям, жестам. | Упражнение «Я рад тебя видеть». Упражнение «Наши эмоции (чувства)». Игра «Глаза в глаза». Упражнение с элементами сказкотерапии «Путешествие в Волшебную страну чувств». Игра «На цветочной полянке» Выход из сказки. Упражнение на релаксацию «Пляж». Итог занятия. |
Раздел 5. «Я и моя семья»
Задачи
© Учить видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых.
© Формировать у детей «кодекс чести», умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам.
© Дать представление о важности и значимости различных профессий (на примере родителей).
© Продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.
© Воспитывать интерес детей к истории своей семьи.
© Продолжать формировать нравственность во взаимоотношениях с родителями, а также с незнакомыми взрослыми и сверстниками.
№ занятия | Тема занятия | Цель | Содержание занятий |
23 | «С кем я живу-1» | помочь каждому ребенку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи; продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи. | Беседа «С кем ты живешь?» Беседа « Чем порадуем родителей?» Игра «Мы очень любим». Беседа «Мамина красота». Рисунок «Подарок для милой мамы». |
24 | «С кем я живу-2» | продолжать формировать в детях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях; воспитывать интерес к истории своей семьи и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним; помогать ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи. | Чтение стихотворения О. Бедарева «Кто чей?» Беседа «Что такое семья?» Упражнение «Кто кому кто?» Беседа «Обязанности в семье». Рисунок «Мое генеалогическое дерево». |
25 | «Правила домашнего этикета» | учить детей ценить хорошие отношения и получать радость от общения со своими близкими; создавать положительное эмоциональное настроение у детей. | Беседа «На меня в обиде мама...» Чтение отрывка из стихотворения: Э.Мошковской «Обида» Беседа «Как попросить прощения». Игра «Мы очень любим». Рисунок «Мы ― вместе». Рефлексия. Подведение итогов. Прощание |
Ожидаемые результаты
Пройдя подготовку по системе работы «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны», будут знать и уметь следующее.
Знать: как можно объяснить имена некоторых сказочных персонажей;
© о существовании индивидуальных особенностей своих сверстников;
© важность различных профессий (на примере родителей);
© какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими и какие недостатки этому общению мешают.
© что означают их имена;
© об относительности в оценке чувств;
© © историю собственной семьи.
Уметь:
© осознавать свое тело и его специфические особенности;
© понимать и описывать свои желания и чувства;
© осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;
© различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;
© воспроизводить выразительные позы и движения;
© сравнивать эмоции;
© контролировать свои эмоциональные реакции;
© © оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых в быту;
© уступать друг другу в конфликтных ситуациях;
© останавливать другого ребенка, если он делает что-то плохое;
© вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности;
© выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.
© понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;
© устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;
© общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;
© оказывать помощь другим детям в трудной ситуации; рисовать свое генеалогическое древо.
Литература:
- Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. Книголюб, Москва, 2008
- Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор-составитель И.А. Пазухина - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2004
- Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. - М.: ТЦ Сфера, 2007
- Крюкова С.В. Здравствуй, Я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. - М.: Генезис, 2007
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста: Практическое пособие - М.: "Генезис", 2006
- Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
- Кряжева К Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.
- Мария Лебедева Азбука развития эмоций ребенка. 50 развивающих карточек "Рисуй, стирай и снова играй!" Санкт-Петербург, ООО "Издательство "Речь", 2011
- Никифорова Л.А. Вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. - М.: Национальный книжный центр, 2015
- Шоакбарова С.И. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников. СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2013
- Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...
Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с
Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...
Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»
Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...
Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»
Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...
Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...