занятия для детей
план-конспект занятия по психологии

Динара Маратовна Асяева

Система работы по эмоциональному развитию состоит из 4 разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые). Окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребёнок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Затем в мир ребенка входят животные. Они по праву занимают одно из важных мест в его жизни и постепенно подводят к самому сложному — пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_gr.zan_.chuvstva.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Программа групповых развивающих занятий

 «Чувства всякие нужны,                             чувства всякие важны»

Пояснительная записка

В последние годы в системе дошкольного образования стала прослеживаться тенденция  к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми.

Дети дошкольники – эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по – иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

В современном мире дети всё меньше стали общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

Для решения этой задачи и создана программа по развитию эмоциональной сферы «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны»

Основная её цель – повысить осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всесторонне гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:  

- способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;

- развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;

- помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние;

- объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;

- учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;

- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;

- развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

Предлагаемая система рассчитана на работу с детьми 5—7 лет.

Организация занятий

Система работы по эмоциональному развитию состоит 25 занятий в год.

Занятия с подгруппой детей (5—6 человек) проводятся один раз в неделю их продолжительность составляет от 25 до 30 минут.

Занятия проводятся в сенсорной комнате, в которой участники могут свободно располагаться и передвигаться.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого в основном используются:

- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);

- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);

- этюды;

- рассматривание рисунков и фотографий;

- чтение художественных произведений;

- рассказ психолога и рассказы детей;

- сочинение историй;

- беседы;

- моделирование и анализ заданных ситуаций;

- слушание музыки;

- рисование;

- мини-конкурсы, игры-соревнования.

Во время занятий дети сидят в кругу — на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий используется какая-либо ритуальная игра, упражнения для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок — итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия.

Краткая характеристика разделов

Система работы по эмоциональному развитию состоит из 4 разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые). Окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребёнок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Затем в мир ребенка входят животные. Они по праву занимают одно из важных мест в его жизни и постепенно подводят к самому сложному — пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими.

Раздел 1. «Я и Я» (темы: «Тайна моего имени», «Автопортрет», «Мой внутренний мир»), В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения.

Раздел 2. «Я и другие» (темы: «Мы так похожи», «Мы такие разные», «Давайте жить дружно»). В этом разделе представлены игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к другу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.

Раздел 3. «Я и мои эмоции» (темы: "Робость", «Радость-1», «Радость-2», «Удивление», «Страх-1», "Страх-2", "Самодовольство", "Обида",  «Гнев, злость-1, "Гнев, злость-2», «Горе», "Отвращение, брезгливость", «Интерес», "Стыд, вина", «Наши Эмоции -1", "Наши эмоции-2".). Здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Раздел 4.«Я и моя семья» (темы: «С кем я живу-1», "С кем я живу-2", «Правила домашнего этикета»). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.

Тематический план занятий

Раздел

Темы занятий

Время проведения

1. Я и Я

«Тайна моего имени»

«Автопортрет»

«Мой внутренний мир»

1 неделя октября

2 неделя октября

3 неделя октября

2. Я и другие

«Мы так похожи»

«Мы такие разные»

«Давайте жить дружно»

4 неделя октября

1 неделя ноября

2 неделя ноября

3. Я и мои эмоции

"Робость"

«Радость-1»

«Радость-2»

«Страх-1»

«Страх-2»

«Удивление»

"Самодовольство"

«Интерес»

"Обида"

«Гнев, злость-1»

«Гнев, злость-2»

«Горе»

"Отвращение, брезгливость"

"Стыд, вина"

«Наши эмоции-1» (итоговое занятие по разделу)

«Наши эмоции-2» (итоговое занятие по разделу)

3 неделя ноября

4 неделя ноября

1 неделя декабря

2 неделя декабря

3 неделя декабря

2 неделя января

3 неделя января

4 неделя января

1 неделя февраля

2 неделя февраля

3 неделя февраля

2 неделя марта

3 неделя марта

4 неделя марта

1 неделя апреля

2 неделя апреля

5. Я и моя семья

«С кем я живу-1»

«С кем я живу-2»

«Правила домашнего этикета»

3 неделя апреля

4 неделя апреля

1-2 неделя мая

Итого:

25 занятий

Раздел 1. «Я и Я»

Задачи

©  Способствовать самопознанию ребенка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств).

© Учить детей описывать свои желания и чувства.

© Учить детей осознавать свои физические и эмоциональные ощущения.

©  Помогать ребенку поверить в свои силы.

© Гармонизировать потребность ребенка в социальном признании

©  Способствовать психическому и личностному росту детей.

©  Продолжать формировать позитивное отношение к своему «Я».

© Помогать ребенку осознавать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.

© Помогать детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей.

© Гармонизировать притязания ребенка на социальное пространство его личности (права и обязанности).

№ занятия

Тема занятия

Цель

Содержание занятий

1

«Тайна моего имени

способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени.

 Беседа с детьми

Игра «Эхо»

Игра «Маленькое имя». 

Игра «Имя растет»

Игра «Взрослое имя».

Игра «Ласковое имя».

Конкурс «Кто знает больше имен».

Рисунок «Ромашка с именем».  .

2

«Автопортрет»

помочь детям понять собственную индивидуальность.

Чтение отрывка из сказки А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Игра «Дотронься до...».  

Игра «Ветер дует на...».

Игра «Встань по порядку».  

Игра-ассоциация «На кого я похож».  

Рассказ про девочку Катю (по произведению Е. Пермяка «Про нос и язык»)

Рисунок «Мой портрет».

3

«Мой внутренний мир»

учить детей описывать свои желания, чувства; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; развивать внимание детей к себе, своим переживаниям.

Беседа «Мой внутренний мир»

Упражнение "Белые и черные кружочки"Упражнение «Назови свои сильные стороны».  

Упражнение «Слушаем себя». 

 Игра-разминка «Ветер дует на...».  

Рисунок «Ладошка».  

Раздел 2. «Я и другие»

Задачи

© Расширить представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.

© Дать детям дополнительные сведения о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.

©  Сформировать позитивное отношение к сверстникам.

© Учить детей понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства.

© Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.

©   Развивать способность детей к эмпатии (сопереживанию).

© Формировать умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.

© Учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.

© Дать детям представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.

№ занятия

Тема занятия

Цель

Содержание занятий

4

«Мы так похожи»

формировать у каждого ребенка чувство принадлежности к группе; расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.

Упражнение «Чем я похож на соседа справа»

Игра «Ассоциация».

Игра «Люблю  ― не люблю».

Игра «Мыльные пузыри»

Игра «Конкурс хвастунов».

Игра «Доброе животное».

5

«Мы такие разные»    

учить различать индивидуальные особенности детей в группе; учить определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям, животным и сравнивать их со вкусами других людей.

Игра «Мы — разные».

Игра «Клубочек».  

Игра «Я люблю».  

Игра «Дотронься до...».  

Игра «Я умею».  

Игра «Что не так».

Игра «Кто это?»  

6

«Давайте жить дружно»

развивать групповую сплоченность; преодолевать трудности в общении; формировать позитивное отношение к сверстникам; учить детей взаимопомощи, взаимовыручке.

Чтение стихотворения 3. Александровой «Шарик»

Упражнение «Дружба начинается с улыбки».

Упражнение «Назови соседа ласково».  

Игра «Сиамские близнецы».

Игра «Строим цифры».

Игра «Передай мячик».  

Игра «Камушек в ботинке».  

Игра «Сбор рукопожатий».  

Игра «Доброе животное».

Раздел 3. «Я и мои эмоции»

Задачи

©  Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя и др. Расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая

сравнивать их.

©  Учить понимать свои чувства и чувства других людей; рассказывать об этом.

© Учить контролировать свои эмоции.

© Учить понимать относительность в оценке чувства.

©  Продолжать способствовать открытому проявлению эмоций

различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими. творческими

№ занятия

Тема занятия

Цель

Содержание занятий

7

"Робость"

знакомство с чувством робости, обучение способности выражать чувство в форме игры.

Ритуал приветствия.

Чтение рассказа про мальчика Костю, который первый раз пришел в детский сад

Игра "Я-лев"

Рефлексия

Мои достижения

Рефлексия

Игра "Я- очень хороший"

Ритуал завершения

8

«Радость-1»

расширять представление детей об эмоции «радость»; учить понимать относительность в оценке чувств; формировать положительные эмоции, чувства через улыбку; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими).

Ритуал встречи

Прослушивание веселой музыки

Беседа "Что такое радость"

Упражнение «Зеркало»  

Этюд «Золотые капельки».  

Этюд «Цветок»

Пожелания всем людям Земли

9

«Радость-2»

расширять представление детей об эмоции «радость»; учить понимать относительность в оценке чувств; формировать положительные эмоции, чувства через улыбку; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими).

Ритуал приветствия

Беседа "Радость животного"

Игра «Море волнуется"

Упражнение «Загадки-топотушки»

Игра-ассоциация «На что похожа радость».

 Игра « Что может поднять тебе настроение».

Рисунок радости

Фотография "Портрет радости нашей группы"

10

«Страх-1»

познакомить детей с эмоцией страха; учить их передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить эмоционально воспринимать это состояние у других людей; помогать детям осознавать и преодолевать страх.

Чтение стихотворения «Кто там страшный сидит в темноте?»

Рассматривание   пиктограммы «страх» и изображений людей с испуганными лицами

Упражнение «Зеркало».  

Игра «Расскажи свой страх».  

Игра-ассоциация «Страх».  

Упражнение «Загадки-топотушки»

Упражнение «У страха глаза велики».  

Ритуал прошания

11

«Страх-2»

расширять представления детей об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других; продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; способствовать снятию страхов детей, повышению уверенности в себе.

Ритуал приветствия

Упражнение «Страх  ― это...»

Игра «Театр».

Этюд «Что в углу».  

Чтение рассказа "Как побороть страх?"

Работа с пластилином

Слушание тревожной музыки

Игра «Книга страхов».  

Фотография "Портрет страха нашей группы"

12

«Удивление»

познакомить детей с эмоцией удивления; учить их передавать данное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить эмоционально воспринимать удивленное настроение людей; развивать умение чувствовать чужое настроение и сопереживать окружающим.

Ритуал встречи

Рассматривание пиктограммы    «Удивление»    и изображений   удивленных людей

Упражнение «Зеркало».  

Беседа "Что может удивить?"

Игра «Море волнуется».  

Игра-ассоциация «Удивление».  

Этюд «Живая шляпа».  

Рисунок «Удивленный человечек».  

13

"Самодоволь-ство"

знакомство с чувством самодовольства

Упражнение «Ток»

Рассматривание пиктограммы    «Самодовольства»    и изображений   самодовольных  людей

Игра "Великий хвастунишка"

Игра-ассоциация

Чтение сказки "Мышка-хвастунья"

Проигрывание сказки

Ритуал прощания

14

«Интерес»

познакомить детей с эмоцией интерес; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Чтение рассказа "Самый лучший подарок"

Рассматривание пиктограммы "Интерес"

Упражнение «Зеркало».  

Игра «Море волнуется».  

Игра-ассоциация «Интерес».  

Этюд «Любопытный».

Рисунок «Интересное занятие».  

15

"Обида"

ознакомление детей с чувством обиды, со способами выражения обиды в вербальной и графической формах.

Приветствие

Чтение и обсуждение сказки "Про обиду"

Беседа об обидчивости

Упражнение «Закончи предложение»

Упражнение «Рассмотри и изобрази обиженного человека»

Рисование на тему «Обида»

Игра "Избавляемся от обиды"

Упражнение «Шарики»

Прощание

16

«Гнев. Злость-1»

познакомить детей с эмоцией гнева; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, социально-приемлемыми способами; знакомить со способами снятия негативных настроений.

Чтение отрывка из стихотворения К. Чуковского «Краденое солнце».

Рассматривание пиктограммы "Гнев"

Упражнение «Загадки-топотушки»

Упражнение «Злость пришла и ушла»

Чтение и обсуждение сказки. Разыгрывание этюдов

Прощание

17

«Гнев. Злость-2»

расширять представление об эмоции «гнев»; учить понимать свои чувства и чувства других людей; продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить преодолевать негативные настроения.

Ритуал приветствия

Слушание музыки (П.И.Чайковский, «Буря»),

Упражнение «Зеркало».  

Фотография "Портрет злости"

Игра «Море волнуется».  

Игра-ассоциация «Злость».  

Упражнение "Пружинка"

Игра "Отыщем злость"

Игра "Избавление от злости"

Упражнение «Шарик эмоций»

Рефлексия

18

«Горе»

познакомить детей с эмоцией горя; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить эмоционально воспринимать грустное настроение людей; знакомить со способами снятия негативных настроений.

Приветствие

Чтение отрывка из сказки "Волк и семеро козлят"

Рассматривание пиктограммы "Горе"

Упражнение «Тренируем эмоции».  

Игра «Море волнуется».  

Игра-ассоциация «Горе».  

Упражнение «Загадки-топотушки»

Игра «Театр».

Рисунок «Грустный человечек».

Упражнение «Дружба начинается с улыбки».  

19

"Отвращение, брезгливость"

знакомство с чувством отвращения

Ритуал встречи.

Рассматривание пиктограммы "Брезгливость"

Рассказывание истории "Соленый чай"

Игра-ассоциация

Изображение брезгливости

Ритуал прощания

20

"Стыд, вина"

познакомить детей с новой эмоцией “вина-стыд” и ее графическим изображением, формировать умение изображать эту эмоцию с помощью мимики, позы, жестов, учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции. Формирование чувства стыда за свои поступки

Ритуал встречи.

Рассматривание пиктограммы "Стыд, вина"

Беседа "Когда может быть стыдно?"

Упражнение «Загадки-топотушки»

Прослушивание  истории (Л.Н. Толстой, "Косточка").

Игра-ассоциация "На что похож стыд?"

Рисование на тему: "Стыд"

Ритуал прощания

21

" Наши эмоции-1"

 (итоговое занятие)

продолжить знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса; закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения; расширить представления детей об эмоциях; продолжить развивать эмпатию, воображение.

Беседа "Какие эмоции мы знаем?"

Игра «Повтори фразу».  

Игра «Раз, два, три, настроение, замри!»

Игра "Угадай ка"

Чтение сказки "Жили-были чувства..."

Коллективный рисунок на ватмане

Прощание

22

" Наши эмоции-2"

(итоговое занятие)

продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса; закреплять полученные на предыдущих занятиях знания и умения; расширять представления детей об эмоциях; продолжать развивать эмпатию, воображение; развивать выразительность речи и движений; развивать умение определять настроение по схемам,

мимике, движениям, жестам.

Упражнение «Я рад тебя видеть».

Упражнение «Наши эмоции (чувства)».

Игра «Глаза в глаза».

Упражнение с элементами сказкотерапии «Путешествие в Волшебную страну чувств».

Игра «На цветочной полянке»

Выход из сказки.

Упражнение на релаксацию «Пляж».

Итог занятия.

Раздел 5. «Я и моя семья»

Задачи

© Учить видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых.

© Формировать у детей «кодекс чести», умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам.

© Дать представление о важности и значимости различных профессий (на примере родителей).

© Продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.

©  Воспитывать интерес детей к истории своей семьи.

©  Продолжать формировать нравственность во взаимоотношениях с родителями, а также с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

№ занятия

Тема занятия

Цель

Содержание занятий

23

«С кем я живу-1»

помочь каждому ребенку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи; продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи. 

Беседа «С кем ты живешь?»

Беседа « Чем порадуем родителей?»  

Игра «Мы очень любим».

Беседа «Мамина красота».  

Рисунок «Подарок для милой мамы».  

24

«С кем я живу-2»

продолжать формировать в детях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях; воспитывать интерес к истории своей семьи и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним; помогать ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи.

Чтение   стихотворения О. Бедарева «Кто чей?»

Беседа «Что такое семья?»  

Упражнение «Кто кому кто?»  

Беседа «Обязанности в семье».  

Рисунок «Мое генеалогическое дерево».  

25

«Правила домашнего этикета»

учить детей ценить хорошие отношения и получать радость от общения со своими близкими; создавать положительное эмоциональное настроение у детей.

Беседа «На меня в обиде мама...»

Чтение отрывка из стихотворения:     Э.Мошковской «Обида»

Беседа «Как попросить прощения».  

Игра «Мы очень любим».  

Рисунок «Мы ― вместе».  

Рефлексия.

Подведение итогов.

Прощание

Ожидаемые результаты

Пройдя подготовку по системе работы «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны», будут знать и уметь следующее.

Знать: как можно объяснить имена некоторых сказочных персонажей;

© о существовании индивидуальных особенностей своих сверстников;

© важность различных профессий (на примере родителей);

© какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими и какие недостатки этому общению мешают.

© что означают их имена;

© об относительности в оценке чувств;

© ©  историю собственной семьи.

Уметь:

©  осознавать свое тело и его специфические особенности;

©  понимать и описывать свои желания и чувства;

© осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;

© различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;

© воспроизводить выразительные позы и движения;

© сравнивать эмоции;

© контролировать свои эмоциональные реакции;

© © оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых в быту;

© уступать друг другу в конфликтных ситуациях;

©  останавливать другого ребенка, если он делает что-то плохое;

© вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности;

© выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.

© понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;

© устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;

© общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;

© оказывать помощь другим детям в трудной ситуации; рисовать свое генеалогическое древо.

Литература:

  •    Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. Книголюб, Москва, 2008
  •   Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор-составитель И.А. Пазухина - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2004
  •   Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. - М.: ТЦ Сфера, 2007
  •   Крюкова С.В. Здравствуй, Я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. - М.: Генезис, 2007
  •   Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа  эмоционального развития детей дошкольного возраста: Практическое пособие - М.: "Генезис", 2006
  •  Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
  •   Кряжева К Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.
  •    Мария Лебедева Азбука развития эмоций ребенка. 50 развивающих карточек "Рисуй, стирай и снова играй!" Санкт-Петербург, ООО "Издательство "Речь", 2011
  •    Никифорова Л.А. Вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. - М.: Национальный книжный центр, 2015
  •    Шоакбарова С.И. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников. СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2013
  •   Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Вместе весело играть»

Интеграция: социализация; чтение художественной литературы; коммуникация.Цель: развитие умения детей различать фигуры и выделять по цвету, форме и величине.Задачи: Образовательные:- упражнять де...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...