Цель:
- формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки геометрических фигурразличных типов;
- выбирать и располагать геометрические фигуры;
- продолжать учить составлять целое из отдельных частей;
- развивать умение применять свои знания о геометрических фигурах, решать логические задачи, находить варианты решения, обосновывать свой ответ;
- корректировать умение называть и различать геометрические фигуры; воспитывать внимание, наблюдательность, интерес к занятиям.
Демонстрационный материал: набор больших геометрических фигур; рисунки к стихотворения; поезд; шарик с письмом; плоскостные фигуры сказочных героев; видео-мультфильм «Колобок»; видео-физкультминутка «Колобки»
Раздаточный материал: наборы геометрических фигур; листочки с заданиями; разрезные предметов; игра «Домики для зайчиков»; карандаши.
Презентация для дошкольников «Изучаем геометрические фигуры с Колобком »
Ход сюжетно-игрового занятия в детском саду:
1. Психогимнастика
Доброе утро, солнце приветливое! (солнышко)
Доброе утро, небо голубое! (облако)
Доброе утро, в небе птицы! (птичка)
Доброе утро, тебе и мне (дети)
2. Мотивация
Воспитатель берет большой воздушный шарик к которому прикреплено письмо.
Зачитывает письмо: «Дорогие дети, приглашаем вас отправиться в путешествие в нашу страну. Кто мы - попробуйте отгадать»
Три угла, три стороны.
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам! (Треугольник) прикрепляет треугольник на доску.
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня... (Квадрат) прикрепляет квадрат на доску
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо…
(Круг) прикрепляет круг на доску
Персоны мы совсем не обычные, фигуры мы геометрические. Страна у нас большая, с вами могут случиться необычные приключения, но мы уверены, что вы справитесь, поэтому верим, что вы умные и сообразительные. До встречи!»
Дети, от кого это письмо?
Геометрические фигуры написали нам письмо?
А поможет нам совершить путешествие по стране геометрических фигур сказочный герой, который похож на геометрическую фигуру.
На сметане замесили, на окне охладили,
Круглый в сторону, скок-скок
- Покатился ... (Колобок)
Кто это? (Колобок.) А мы помним сказку про Колобка? Кто испек Колобка? От кого убежал Колобок?
Видео-фрагмент сказки «Колобок»
3. Основная часть занятия
Путешествовать мы будем на поезде. Но чтобы поезд поехал, нам надо закрыть все окошки.
Дидактическая игра«Подбери окошки»
На какую геометрическую фигуру похожи окошки поезда? Какими фигурами будем их закрывать? Каким цветом?
Дети подходят к поезду и закрывают все окошки квадратиками соответствующего цвета.
Молодцы! Сели все ровно и отправляемся в путь.
Подвижная игра «Поезд»
Дети, сидя на стульях, имитируют движение поезда.
Вот едет Колобок и встречает ... Кого первого встретил колобок? Зайчика!
1 задание
Дидактическая игра «Домики для зайчиков»
У нашего зайчика очень большая семья, много братьев и каждый хочет иметь свой отдельный домик. Поможем каждому зайчик найти свой домик?
Дети подходят к столу и берут соответствующую фигуру-домик. Объясняют свой выбор называя фигуру.
Выполнили мы задачи и Зайчик отпускает Колобка.
Кого дальше мы встретили вместе с Колобком? Да, Волка.
2 задание
Дидактическое упражнение «Дорожка из треугольников»
Вот Волк дорожку закрывает, нас с Колобком не пускает. Сейчас справимся с задачей, и дорожка будет свободна. Нужно пройти только по зеленым треугольникам соединив дорожку линией.
Дети проводят карандашом, соединяя треугольники.
3 задание
Подвижная видео-гимнастика «Зарядка с колобком»
Наконец, и Волк пропустил Колобка. Но наш Колобок решил немного отдохнуть, и мы с ним.
Дети выполняют упражнения за Колобком.
4 задачи
Дидактическая игра «Лишний домик»
Колобок отдохнул, а мы продолжаем дальше путешествие. А навстречу ему кто? (Мишка.) И тоже не хочет пропускать нас с Колобком.
Посмотрите на дома. Из чего построены домики? Геометрические фигуры вы видите? Какой домик лишний? Почему?
5 задача
Дидактическая игра «Спрячь колобка»
Мишка быстро пропустил Колобка. А кто следующий встретит Колобка? (Лисичка.)
Лисичка хочет съесть Колобка. Необходимо быстро на помощь идти!
У каждого из вас есть нарисованные колобки. Сколько их? Что вы можете о них сказать? Да, они одинаковые. Но надо сделать так, чтобы они спрятались и отличались друг от друга, тогда Лисичка запутается.
Фигурой мы закроем Колобка? Почему?
Дети закрывают колобки кружочками разного цвета.
6 задание
Дидактическая игра «Составь Колобка»
Обиделась Лисичка и не хочет нас дальше пускать. Давайте ей подарим колобочков. Составим их из разрезных пазлов.
Дети составляют разрезные колобочки.
7 задание
Конструирование «Геометрическая машина»
Вот, видите, дети, и задобрили мы Лису, а она пропустила нас дальше по стране геометрических фигур. Но нам пора возвращаться в детский сад. Если быстро справимся с задачей - вернемся в детский сад.
Какими видами транспорта можно путешествовать? Сюда мы ехали на поезде, а возвращаться будем на машине.
Дети из наборов геометрических фигур строят машину.
4. Заключительная часть занятия
Вот мы и в саду!
Воспитатель держит шарик с письмом.
«Мы были уверены, что вы справитесь с заданиями. Спасибо Вам! Мы с вами очень подружились и дарим вам на память раскраски про Колобка»
5. Итог занятия
- Понравилась ли вам путешествие?
- В какую страну мы путешествовали?
- С каким героем мы выполняли задачи?
- Какие геометрические фигуры использовали?