«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».
учебно-методический материал по логопедии
Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей с нарушениями речи имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу мне помогают компьютерные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_novikovat.a.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».
Новикова Т.А.,
Учитель-логопед I кв. категории,
МАДОУ «ДС» Метелица»,
ЯНАО, г.Новый Уренгой
Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей с нарушениями речи имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу мне помогают компьютерные технологии.
Внедрение информационных технологий (программных и мультимедийных средств, кино-, аудио- и видеосредств, компьютеров, телекоммуникационных сетей) позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, становится средством оптимизации процесса коррекции. Теперь в образовательном процессе ребёнок – активный субъект. Положительный результат от использования ИКТ возможен только во взаимодействии ребёнка, педагога и компьютера.
Преимущества информационно-коммуникационных технологий.
∙ Предлагаемая информация даётся в наглядной и привлекательной форме
∙ Повышается мотивация и интерес детей к занятиям
∙ Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным
∙ Значительно сокращается время на формирование навыков и функций.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют использовать следующие психологические возможности детей:
∙ Использование различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью
∙ Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия
∙ Координирование работы моторного, слухового и зрительного анализаторов
∙ Обучение детей навыкам самоконтроля
∙ Ресурсы для развития высших психических функций: символическая и планирующая функции мышления и речи
Образовательные возможности ИКТ для ребенка:
∙ Ребёнок сам видит результат своей работы
∙ Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков
∙ Возникает стремление исправить увиденную ошибку
∙ Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала
∙ Ребёнок осваивает модели коммуникации с героями компьютерной программы
∙ Ребёнок обучается элементарным действиям с компьютером
∙ Получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать
∙ Незаметно переходит от игровой деятельности к учебной
∙ У ребёнка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память.
В состав моей медиатеки входят:
-Отчётная документация, методическая литература и дидактические пособия в электронном варианте. Компьютерные программы для коррекции речи. Мультимедийные презентации.
- Логопедические распевки и чистоговорки на DVD и аудиодисках. Аудио – азбука. Фото – и видеоматериалы.
Вариант использования ИКТ в логопедической работе может быть следующим:
Подготовительный этап:
∙ При проведении артикуляционной гимнастики.
∙ Для развития речевого дыхания.
∙ Как зрительный тренажёр.
∙ При подготовке руки к письму.
∙ Для включения в занятие.
Этап автоматизации:
∙ Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.
Этап дифференциации:
∙ Задания на классификацию слов с изучаемым звуком.
Важное место в моей коррекционно-логопедической деятельности занимает компьютерная дидактическая игра — КДИ.
КДИ – это вид игровой деятельности и взаимодействия игрока и компьютера, ограниченный правилами и направленный на достижение обучающей цели.
К компьютерной дидактической игре предъявляю следующие требования:
∙ Целесообразность КДИ
∙ Оптимальное сочетание КДИ с другими методами обучения
∙ Чёткость правил
∙ Динамичность КДИ
∙ Решение дидактических целей
∙ Чёткая система оценивания
∙ Возможность рефлексии после игры
Это и тренажёр для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения детей.
Компьютерные программы и игры, используемые в моей коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения речи:
«Игры для Тигры»
Комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа состоит из блоков: Фонематика. Просодика. Лексика. Звукопроизношение .
Игры для Тигры содержат:
∙ Упражнение на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи)
∙ Уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова)
∙ Задания на модуляции голоса (управление громкостью и высотой)
∙ Упражнение на звуковой анализ и синтез
∙ Лексические упражнения
Всего более 50 упражнений.
Эта игра показана при коррекции дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании.
Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»
Состоит из следующих блоков:
∙ Неречевые звуки.
∙ Звукопроизношение.
∙ Речевые звуки.
∙ Развитие связной речи.
«Баба Яга учится читать»
Методика опережающего обучения. Подобраны игры и азбука в стихах. Предназначена для обучения навыкам чтения на базе занимательных игр. Красочная мультипликация и анимация. Игры озвучены известными актёрами.
I ступень - «Букварик».
II ступень - «Слогарик».
III ступень - «Карта с заданиями».
Всех малышей, которые успешно выполнили задания, ждёт сюрприз от Бабы Яги
Мерсибо. Интерактивный портал для специалистов и родителей (рекомендован родителям для домашних занятий) .
90 игр для развития речи, памяти, внимания, кругозора, обучения чтению и счету, подготовки к школе и успешной учебе в начальных классах.
Мотивационные элементы, встроенные в систему, помогают ребенку оставаться заинтересованным долгое время, процесс развития становится интересным и закрепляет у ребенка устойчивую ассоциацию ""Учиться - это здорово!" Рассчитанные на возраст от 2 до 10 лет, развивающие игры покрывают большинство тем, необходимых для подготовки дошкольников и учеников младших классов. Доступ ко всем играм осуществляется онлайн, что позволяет ребёнку заниматься из любого места, где есть Интернет и компьютер: дома, на даче, в гостях у бабушки, на отдыхе.
«Звуковой калейдоскоп.»
Сборник интерактивных игр для развития фонематического слуха у дошкольников. На диске находится 11игр на развитие фонематического слуха и звуко- буквенного анализа. Большинство игр содержат настройки, с помощью которых Вы можете:
∙ Выбирать нужные буквы и звуки
∙ Устанавливать длительность игры
∙ Ставить свои задачи, исходя из индивидуальных особенностей детей.
Широко использую в логопедической работе мультимедийные презентации. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Преимущества презентации: НАГЛЯДНОСТЬ + УДОБСТВО + ПРОСТОТА + БЫСТРОТА способствуют комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. В работе использую авторские и готовые презентации из интернета ( авторы Омельченко Л. В., Матыкиной И.А,, Александровой К.А и др) по таким темам, как артикуляционная гимнастика, развитие речевого дыхания, звукопроизношение,звуковой анализ и синтез, лексика, связная речь.
Таким образом, использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает, на мой взгляд, эффективность работы логопеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи
В семье заложен огромный воспитательный потенциал. Использование его в полном объеме является условием гармоничного роста и развития ребенка, полноценного формирования его личности. К сожалению, как п...
"Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения"
Исправление речевых нарушений у детей с ведущей левой рукой...
Презентация "Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения"
Презентация к выступлению...
Статья "Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения".
Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения....
«Совершенствование коррекционно - развивающей работы учителя логопеда и родителей детей с нарушением речи в контексте ФГОС ДО»
Проект на семинаре – практикуме «Развитие речи – значимая образовательная область ФГОС ДО» МБДОУ №40 г....
Технология проектирования в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В данной статье представлен опыт работы по проектной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. На примере конкретного проекта рассмотрены основные принципы данной технологии....
Рабочая программа коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Рабочая программа коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда для детей с тяжёлыми нарушениями речи...