Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта 5-6 лет (третий год обучения)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике по теме

Шек Елена Викторовна

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие по теме: "Длина предмета. Составление упорядоченного ряда предметов по признаку длины" (сенсорное развитие, формирование элементарных количественных представлений, формирование мышления).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_zanyatiya_shek_e.v.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие

с детьми  5-6 лет (третий год обучения):

Сенсорное развитие. Формирование элементарных количественных представлений.  Формирование мышления.

Программа дошкольных  образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (авторы Е.А. Екжанова,  Е.А. Стребелева)

Тема занятия: Длина предмета. Составление упорядоченного ряда предметов по признаку длины.

Цели занятия:

 Образовательные:

  • Закреплять у детей навыки использования практических способов сравнения длины предметов (приложение и наложение).
  • Закреплять умение выражать результаты сравнения словами «длинный», «короткий», «одинаковые по длине», «длиннее», «короче».
  • Закреплять умение детей осуществлять пересчёт предметов в пределах 4-5, расположенных в ряд и при разном их расположении.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать наглядные формы мышления: продолжать формировать у детей умения выполнять операции анализа, сравнения и обобщения путём упражнения в составлении сериационного ряда по длине в процессе конструктивной деятельности и упражнения в группировке предметов по величине на основе образца.
  • Сенсорное развитие: продолжать развивать зрительную ориентировку на цвет и величину, проверяя правильность выбора приёмом практического примеривания.
  • Развивать речь: развивать фиксирующую, сопровождающую и планирующую функции речи в процессе решения познавательных практических и игровых задач.
  • Развивать ручную моторику, согласованные движения обеих рук, тонких пальцевых и кистевых движений.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к занятию через активное включение детей в предметно-игровую деятельность.
  • Формировать у детей навыки взаимодействия и сотрудничества в совместной деятельности со сверстниками.

Оборудование:

Две ленты (длинная черного цвета и короткая белого цвета), закреплённые двумя концами на палочках; цветные (красные, желтые, зелёные, синие, белые) ленты (32см, 27см, 22см, 17см, 12см, 6см по 5 штук); коробка с прорезями в крышке, из которых выглядывают концы лент 5-ти цветов разной длины с закреплёнными на концах небольшими плоскими магнитами; прищепки; магнитная доска.


Ход занятия

I. Организационный момент

Игровое упражнение «Подари улыбку другу».

Педагог и дети здороваются и дарят друг другу улыбки.

II. Вводная часть к теме занятия

1.Упражнение «Угадайте, о каком предмете я говорю»:

Она может быть любого цвета и размера.

Её можно привязать к машине, чтобы было удобно перевозить кубики.

Её можно использовать, когда нужно собрать или перенести сразу много предметов, например, прищепок.

Её можно завязать девочке в виде красивого банта. (Это лента.)

Какие способы  использования ленты вы ещё знаете?

Вот сколько есть способов использования лент, а ещё с ними можно играть в разные игры.

2.Создание проблемно-игровой ситуации «Кто быстрее?»

Поиграем в игру «Кто быстрее развернёт ленту». Для этого вам нужно разделиться на пары.

…, с кем в паре ты хочешь играть? Предложи … играть вместе с тобой!

…, ты будешь играть в паре с …? Скажи ей (ему) об этом.

Какого цвета ленту вы выбираете?

А какого цвета ваша лента?

Встаньте лицом друг к другу, возьмите палочку двумя руками. По моему сигналу будете раскручивать ленту от середины до своей палочки. Какая пара сумеет быстрее это сделать?

III. Основная часть занятия

1. Анализ и решение проблемно-игровой задачи

Кто быстрее развернул ленту? Почему?

Как это можно проверить? (Сравнить длину.)

Сравним ленты по длине. Как это сделать?

Какая по длине белая лента? А черная?

А теперь будем играть в игру «Кто быстрее свернёт ленту?».

 Какую ленту ты, …,   выберешь для своей пары?  Почему?

Что нужно сделать, чтобы первыми справились с заданием … (другая пара)? (Поменяться лентами.)

Возьмите палочки, отойдите друг от друга, чтобы лента натянулась.  По сигналу начнёте накручивать её со своего конца к середине.

Итак, почему первыми всегда справлялись с заданием те дети, у которых была лента белого цвета?

2.Сравнение лент разной длины способом приложения и наложения

Что лежит у меня в коробочке?

Что можно сказать об их цвете? (Ленты разноцветные.)

Что можно сказать об их длине? Как вы думаете: одинаковые или разные ленты по длине?

Как это можно проверить? (Сравнить их длину.)

Сейчас вы по очереди выберите ленту любого цвета, но только не белую.

Потяните за конец ленту, которую выбрали.  

Какого цвета твоя лента?

Мальчики, выберите себе ленты.

Сравните длину ваших лент.

Что можно сказать о длине твоей ленты?

Какая лента длиннее?

Какая лента короче?

Найдите на доске ленту такой же длины как белая лента. Как это можно сделать? (Способом наложения и приложения.)

Как об этих лентах можно сказать по-другому? (Одинаковые по длине.)

Каким способом вы определяли длину лент?  (Сравнивали способом приложения и наложения.)

3. Составление упорядоченного ряда предметов по степени выраженности признака длины

Возьмите одну ленту и подойдите к столу.

У меня есть много цветных лент разной длины.

Возьмите себе все ленты такого же цвета как ваша лента.

Посчитайте, сколько у каждого лент? (Четыре.)

Чем похожи ваши ленты? (Одинаковые по цвету.)

Чем они отличаются?  (Разные по длине.)

Будем из лент строить лесенку от самой высокой до самой низкой ступеньки.

Какой длины ленту надо положить слева первой? (Самую длинную.) Найдите её.

Какой длины ленту выберем для следующей ступеньки? (Самую длинную из оставшихся.)

Выкладывайте лесенку дальше.

Как вы выкладывали ленты, когда строили лесенку? (От самой длинной до самой короткой.)

Какой длины ленту выбирали для следующей ступеньки? (Самую длинную из оставшихся.)

4. Игра «Повтори, не ошибись»

Сейчас я проверю, какие вы внимательные.

Вы повернётесь ко мне спиной.  Я каждому по очереди дам задание:  запомнить и повторить в том же порядке три слова, которые я назову:

длинный - короткий - длинный

длинный - длинный - короткий

короткий - длинный - длинный

 короткий - длинный - короткий

Физкультминутка

По команде «Длинный» будете шагать, делая длинные шаги, по команде «Короткий» – короткие.

5. Включение в ряд

Что изменилось у вас на столе?

Найдите место для белых лент в вашей лесенке.

Счет лент:

Сколько всего лент у каждого?

Сколько лент белого цвета?

Сколько лент другого цвета?

Сколько цветных лент осталось? (Четыре.)

6.Конструирование из лент «Сложи пирамидку»

Сложите  из цветных лент пирамидку.

Сколько пирамидок получилось?

Чем отличаются пирамидки? (Разные по цвету.)

Чем похожи пирамидки? (Ленты уложены по убыванию длины: длиннее – короче.)

7. Группировка предметов по длине на основе образца

Давайте наведём порядок, чтобы можно было быстро найти ленты нужной длины. Как это можно сделать? (Сложить вместе ленты одинаковые по длине.)

Накладывая на мою белую ленту, соберите все ленты такой же длины и скрепите их прищепкой, чтобы они снова не перепутались.

Чем отличаются у тебя ленты? (Разные по цвету.)

Чем ленты похожи? (Одинаковые по длине.)

IV. Заключительная часть занятия

С каким материалом мы работали на занятии?

Чему вы научились сегодня на занятии?

(Учились сравнивать ленты по длине.)

Какое задание понравилось больше всего?

Вы были внимательны, работали дружно, помогали друг другу, поэтому хорошо справились с заданиями. А сейчас возьмите коробку с лентами и ленты на палочках и научите других детей играть с лентами в интересные игры.

Деятельность педагога и детей

Дети и педагог стоят в кругу.

Дети угадывают предмет.

Высказывания детей.

Дети делятся на пары:

…, давай будем играть вместе!

…, будем играть вместе!

Спросить одного из пары.

По сигналу «Начали!» дети раскручивают ленты.

Высказывания детей.

Выкладывание лент на полу для сравнения.

Обращение к детям, которые ранее были первыми.

Пары обмениваются лентами.

Педагог помогает сделать вывод: Белая лента короткая, раскручивается и свёртывается быстрее, а длинная черная лента – медленнее.

Показ коробки с прорезями в крышке, из которых выглядывают концы лент 5-ти цветов разной длины.

Высказывания детей.

Вызываются девочки.

Дети парами закрепляют ленты на магнитной доске и сравнивают.

Спросить каждого.

Один из детей достает ленту белого цвета.

Дети находят на доске ленту такой же длины.

Педагог помогает сделать вывод.

Дети берут с доски одну ленту.

На столе лежат ленты разного цвета и длины.

Дети выбирают ленты.

Педагог спрашивает некоторых детей.

 Педагог уточняет: ленты ровнять по нижнему краю стола.

Оказание помощи.

Педагог спрашивает некоторых детей, помогает сделать вывод.

Спросить  каждого.

В это время педагог у каждого убирает из ряда одну ленту и добавляет к ней одну-две  ленты белого цвета.

Дети шагают по группе.

Дети рассматривают и называют изменения на столе.

Спросить каждого.

Дети возвращают ленты белого цвета.

Индивидуальное выполнение задания детьми.

Оказание помощи.

Педагог спрашивает некоторых детей, помогает сделать вывод.

Высказывания детей. Педагог помогает сделать вывод.

Педагог раздаёт детям по одной белой ленте.

Коллективная работа: дети обмениваются лентами.

Спросить каждого.

Педагог спрашивает некоторых детей, помогает сделать вывод.

Дети выходят из группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие учителя-дефектолога для старших дошкольников с нарушением зрения в рамках Проекта «Что такое вода?»

Тема: «Путешествие капельки». Цель: Закрепить знания детей о воде, её значении в жизни живых организмов. Участники: дети старшей группы компенсирующей направленности; учитель-дефектолог (тифлопедаго...

Конспект подгруппового коррекционного занятия учителя – дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5 г.ж. с сочетанной патологией (нарушение речи и зрения).

Конспект открытого подгруппового коррекционного занятия учителя - дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5г.ж. с сочетанной патологией ( нарушение зрения и речи)...

Конспект подгруппового коррекционного занятия учителя – дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5 г.ж. с сочетанной патологией (нарушение речи и зрения).

Конспект открытого подгруппового коррекционного занятия учителя - дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5г.ж. с сочетанной патологией ( нарушение зрения и речи)...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Коррекционно-развивающая программа сопровождения учителем-дефектологом детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями развития (ТНР и ЗПР) на 2017-2018 учебный год.

В наш время инклюзии постоянно приходится искать новые возможности для обучения и воспитания детей с ОВЗ.Данная программа поможет учителям-дефектологам составить свои календарно-тематические планы,ори...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ учителя-дефектолога с ребенком с ОВЗ (со сложными дефектами). Конструирование, РЭМП. I этап обучения. ТЕМА: "1,2,3,4,5 - будем кубики считать".

ЦЕЛИ: создание условия для обобщения и закрепления на доступном для ребенка уровне полученных конструктивных знаний и умений.ЗАДАЧИ:*Коррекционно-обучающие: с учётом возможностей ребенка с ОВЗ продолж...