Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
статья

Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok.docx13.96 КБ

Предварительный просмотр:

Игры-занятия в песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу как средство формирования и развития ребенка, организовывать в ней развивающие и обучающие занятия. Выполняя несложные действия в песке, придумывая простые сказки, сюжеты и истории, строя картины из песка, можно организовать обучение дошкольника, передачу знаний и жизненного опыта, событий и законов окружающего мира в органичной и приемлемой для ребенка форме. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на самочувствие и эмоциональное состояние детей, а также является эффективным средством для развития и саморазвития ребенка.Игра с песком как коррекционная и консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила цинковый поднос, наполовину наполненный песком. Дети использовали для игры игрушки и формочки, а подносы с песком они называли «миром». Поэтому М. Ловенфельд назвала свой метод «мировой методикой»В современном образовании детей дошкольного возраста используются разнообразные методы и приёмы для организации игр и занятий в педагогической песочнице. К ним относятся:1. Словесные методы.2. Театрально-игровые.3. Развивающие и дидактические игры:4. Рисование, лепка, аппликация:5. Посыпание цветным песком, сыпучими материалами, цветной морской солью.6. Элементы сказкотерапии, смехотерапии, их интеграция с другими видами детской деятельности.7. Элементы музыкального сопровождения, пение детских песен, их инсценировка.Организация занятий в педагогической песочнице требует соблюдения принципов и правил работы с песком, а также особой продуманности и подготовки со стороны воспитателя.Песочница, которая может быть использована для игр и занятий в группе, представляет собой деревянный или пластиковый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50х70 и глубиной 8-10см. Эти размеры песочницы соответствуют объему поля зрительного восприятия ребенка дошкольного возраста и используется для индивидуальной работы или с привлечением малой группы детей по 2-3 человека. Для работы по подгруппам следует использовать большую песочницу, размером 100 х 140 х 10 сантиметров, но количество детей на занятиях не должно быть более 5 - 7 человек.В работе с песком чаще всего используются пластиковые ящики или современные центры «Песок и вода», но наиболее экологически чистым и пригодным для работы с детьми дошкольного возраста считается деревянная песочница, которая заполняется на одну треть или наполовину чистым песком. Очищение или смена песка производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и высушить, а затем прокалить под кварцевой лампой, на солнце или в духовом шкафу.Для организации игр и занятий с песком используются различные наборы миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих наш окружающий мир.Эти наборы могут иметь самую разнообразную тематику:набор фигурок человека, животных, насекомых, птиц, рыб;наборы деревьев и растений;объекты небесного пространства;набор транспортных средств;объекты среды обитания человека;объекты ландшафта и естественной активности Земли;естественные природные предметы;персонажи мультфильмов, сказочные герои.Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в песочной коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок или образов, их можно вылепить из пластилина, глины теста, вырезать из бумаги или сделать из природного материала.В начале занятия детей необходимо подготовить к предстоящему взаимодействию с песком.В песочнице, как и в каждом доме, есть свой хозяин, например, Домовёнок, Песочная фея или кто-то другой. Это фигурка символ, которая приветствует детей и знакомит с правилами игры в её песочнице. Лучше это делать в стихотворной или игровой форме, без строгих указаний. Символьную фигурку лучше разместить на видном месте, так как она следит за порядком в песочнице, за соблюдением детьми правил, а при необходимости делает замечание или удаляет из игры.Занятие в песочнице проводятся в несколько этапов. Первый этап – ритуал входа, когда дети встречаются с хозяином песочницы, который знакомит детей с правилами поведения или напоминает о них. Сюда же входит знакомство детей с темой занятия, создание проблемной ситуации, сюрпризный момент и т. д. Далее дети здороваются с песком (гладят его, пересыпают из ладошки в ладошку, между пальчиками и т. д.).Второй этап, основной – это непосредственное взаимодействие с песком.Для начала хорошо предложить детям игру, которая снимает психофизическое напряжение, помогает раскрепоститься, чувствовать себя уверенно, снимает страхи и напряжение.Далее проводится по теме занятия.Заключительный этап – выход. Включает в себя прощание детей с символьной игрушкой, с песком. Обсуждение занятие и рефлексия.Всё это время педагог принимает участие в игре наравне с детьми или говорит что-то от лица символьной фигуры.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Формирование социально - коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста»

- повысить уровень профессионального  мастерства  педагогов в вопросах  реализации ФГОС – область «Социально-коммуникативное развитие»   - формировать творческий подход в...

Лэпбук, как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и наибол...

«Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)» на тему: «Заюшкина избушка»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое разви...

План самообразования воспитателя "Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

План самообразования воспитателя по теме "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста....

Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"...

Конспект «Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)»

Тема: « Приключение Черепашек »Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развит...