Конспект занятия "Осознанные родители"
методическая разработка по психологии (старшая группа)
Сегодня в современных условиях социально - экономической жизни взрослый человек тратит много времени и сил на профессиональную деятельность, на улучшения материального положения. Все меньше времени остается на взаимодействие с собственными детьми. У молодых родителей в приоритете является такой источник информации, как интернете, группы в социальных сетях, СМИ. Утрачиваются семейные традиции, изменяются ценности, что отражается на молодом поколении, на системе семейного воспитания.
В научных исследованиях «родительство» представлено как сложный многогранный феномен и трактуется по-разному. По мнению кандидата психологических наук Е.Г. Смирновой, «осознанное родительство»- это интегральное психологическое образование личности отца и/или матери; оно представляет собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания» [10].
Научное исследование подтвердило неравномерность сформированности компонентов осознанного родительства у респондентов в независимости от наличия собственных детей и опыта их воспитания, также были сделаны выводы, что осознанное родительство не формируется автоматически с появлением ребенка, а проявляется в процессе овладения родительскими компетенциями и зависит от мотивации, личностных ресурсов и собственного детского опыта.
Эффективными способами формирования у семьи осознанного отношения к родительству могут стать дополнительные занятия, игры, встречи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Василеостровского района Санкт-Петербурга Большой пр. В.О., дом 48; телефон: 321-37-75 gdou45.spb.rugdou45@gmail.com |
Конспект занятия
Тема: «Осознанные родители»
Подготовил: педагог-психолог
Петренко Ирина Александровна
Санкт-Петербург 2022
Пояснительная записка
Сегодня в современных условиях социально - экономической жизни взрослый человек тратит много времени и сил на профессиональную деятельность, на улучшения материального положения. Все меньше времени остается на взаимодействие с собственными детьми. У молодых родителей в приоритете является такой источник информации, как интернете, группы в социальных сетях, СМИ. Утрачиваются семейные традиции, изменяются ценности, что отражается на молодом поколении, на системе семейного воспитания.
В научных исследованиях «родительство» представлено как сложный многогранный феномен и трактуется по-разному. По мнению кандидата психологических наук Е.Г. Смирновой, «осознанное родительство»- это интегральное психологическое образование личности отца и/или матери; оно представляет собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания» [10].
Научное исследование подтвердило неравномерность сформированности компонентов осознанного родительства у респондентов в независимости от наличия собственных детей и опыта их воспитания, также были сделаны выводы, что осознанное родительство не формируется автоматически с появлением ребенка, а проявляется в процессе овладения родительскими компетенциями и зависит от мотивации, личностных ресурсов и собственного детского опыта.
Эффективными способами формирования у семьи осознанного отношения к родительству могут стать дополнительные занятия, игры, встречи.
Основная задача нашейвстречи- размышления о роли родителя и обеспечений семьи уровнем знаний и умений для осознанного выполнения родительских функции.
Вид игры: групповая.
Численность родителей в группе: от 5 до 10 человек.
Целевая аудитория: родители детей дошкольного возраста.
Игра рассчитана на 15- 20 минут.
Материально- техническое обеспечение.
Для проведения игры необходима отдельная комната или кабинет с материалами: ноутбук,экран, стол, стулья, песочные часы, бейджи, нить, бусинки, черный ящик.
Цель игры: педагогическое воздействие на родителей детей дошкольного возраста в процессе группового взаимодействия.
Задачи игры:
1.Актуализация размышлений о роли родителей в семье.
2.Повышение уровня родительской компетентности в вопросе взаимоотношений в семье.
Организационная деятельность.
Взрослые заходят в зал или кабинет, садятся на стулья, которые расположены по кругу. Рядом расположен стол с ноутбуком, экран.
Ход игры.
Организационный момент.
Специалист: Добрый вечер, наши уважаемые родители! Я рада, что вы сегодня нашли время,чтобы прийти к нам на встречу. Сегодня у нас будет не совсем обычная встреча, мы с вами будем играть. Это игра называется Квест и включает в себя решение вопросов, задач, ситуаций,головоломок. Как вы думаете (обращается к родителям) какое название или на какую тему будет наша игра?Но прежде чем, вам начать отвечать на этот вопрос я вам предлагаю отгадать загадку, отгадка и будет темой нашей встречи. Итак: «Это люди, но не простые люди, а очень даже образованные, умные, они те, ради которых работает наш детский сад, находятся напротив нас, но мы всегда с ними, эти люди – родители, осознанные родители.
Специалист: Правильно, тема нашей встречи, родители, мы будем говорить о родителях, осознанных родителях. Кто они осознанные родители (обращается к родителям)? Для этого мы с вами отправимся в страну вопросов и ответов. Итак, объявляю нашу игру открытой! Кто будет первым крутить барабан? (обращение к родителям). Каждый родитель хочет видеть своего ребенка счастливым.
Вопрос № 1. Внимание на экран! С вами играет Ольга Михайловна, старший воспитатель нашего замечательного детского сада. Итак, вопрос: «Сформулируйте простые правила воспитания счастливых детей». Ваше мнение, вам дается время, пока бежит песочек в песочных часах. (Ответ родителя, который крутил барабан).
Специалист: А теперь, как на этот вопрос ответила сама Ольга Михайловна, внимание на экран: Простые правила воспитания счастливых детей:
-Уважать ребенка как отдельную личность;
- любить и защищать;
-оградить от насилия и т.д.
Специалист:Следующий будет крутить барабан? (обращение к родителям). Уважаемые родители, мы знаем, что стать счастливым, устойчивым и уверенным в себе взрослым сможет только ребенок, который растет в атмосфере любви, заботы и принятия.
Специалист: Вопрос № 2. Внимание на экран! С вами играет Ирина Владимировна, воспитатель детского сада № 45 и мама замечательных четырех детей. Вопрос: «Что всегда делают осознанные родители по отношению к своим детям? (Ответ родителя пока бежит песочек в часах).
Специалист: Теперь послушаем, как отвила на этот вопрос сама Ирина Владимировна: Осознанные родители:
- уважают мнение ребенка и готовы его выслушать, даже если не согласен с его мнением, аргументируют и объясняют, а не приказывают;
- передают ребенку больше ответственности за его жизнь по мере взросления;
- ставят четкие границы и просят их соблюдать, но при этом уважают границы ребенка;
-поддерживают стремление детей к самостоятельности и независимости;
- позволяют себе время от времени быть слабыми, уставшими, нересурсными;
- не сравнивают своего ребенка с другими детьми;
- не оценивают своего ребенка по его поступкам;
- не боятся просить прощения у ребенка за свои ошибки.
Специалист: Следующий крутит барабан. Блиц-турнир, в котором участвуют дети подготовительной группы детского сада № 45! Внимание на экран! «Какие пословицы и загадки вы знаете о семье? «(Отвечает родитель, который крутил барабан).
А теперь послушаем ребят, какие пословицы, загадки они приготовили для нас.
Специалист: Следующий крутит барабан. Мы знаем, что такое обида-это чувство, которое возникает у человека тогда, когда как к нему относится не справедливо, обида возникает в ответ на причинённое огорчение, оскорбление, насмешку. Вопрос № 4 и этот вопрос задам его я вам, уважаемые родители, итак:
«По вашему мнению, какие фразы могут обидеть ребенка? Назовите пять фраз».
(Отвечает взрослый, пока бежит песок в часах).
Фразы, которые я выделила:
-Не говори под руку,
-Это все ерунда,
-Делай так, как я сказала,
-почему, опять четверка?
-На тебя нельзя положиться.
Специалист: Следующий крутит барабан. Черный ящик! Время летит, и то, что казалось невозможно забыть – забывается. Но все, что касается детей, не забывается никогда и хранится в памяти всю жизнь. Вопрос №5 от родителя Боровиковой Татьяны Юрьевны, мама прекрасных двух сыновей: «В черном ящике предметы, которые, как правило, мамы хранят всю жизнь, а потом показывают их детям (взрослым детям)?» (Ответ родителя, который крутил барабан).
А теперь, правильный ответ, открывается черный ящик, в котором лежит: (первый срезанный волос ребенка, первый выпавший зубик ребенка, бирка с родильного дома, первое узи, первый дневник, первая грамота, первая медаль, первая прочитанная книга, первый рисунок).
Специалист: Крутим барабан! Вопрос № 6. Дети очень любят своих родителей, маму и папу, их любовь выражается в словах, в фантазиях и в сказках. Внимание на экран, с вами играет ребенок подготовительной группы детского сада, который любит свою маму и сочинил про нее сказку, а какую, вы услышите после вашего ответа. Итак, вопрос: «Сочините сказку о маме или о папе». (Отвечает родитель, пока бежит песок в часах).
А теперь послушаем сказку от самого ребенка.
Специалист: Крутим барабан! Вопрос № 7. Черный ящик! Мама – самая добрая, самая милая, самая чуткая. Мама – это самый важный человек для ребенка. Внимание на экран! Задает вопрос ребенок подготовительной группы нашего детского сада: «В черном ящике предметы, которые ассоциируются у меня с мамой, что, по вашему мнению в черном ящике?». (Ответ родителя, пока бежит песок в песочных часах).
Специалист: А теперь правильный ответ: (Открывается черный ящик, в котором лежит: мамина сумочка, губная помада, туфелька, расческа, зеркальце, платье).
Специалист: Крутим барабан! Вопрос № 8. Безопасность ребенка, как и его здоровьеэто то, что крайне важно для любого родителя. К несчастью, о безопасности детей вспоминают в тот момент, когда беда уже случилась. Внимание на экран! Задает вопрос родитель, итак: «Все читали сказку «Волк и семеро козлят». Как вы думаете, какие меры безопасности могла еще предпринять коза, чтобы ее дети не пострадали от злого волка?».
(Ответ родителя).
Специалист: А теперь послушаем, как ответил на этот вопрос сам родитель:
Специалист: Уважаемые родители, вот наша игра и закончилась. Давайте подведем итоги, что же такое «Осознанное родительство»? Отвечать на этот вопрос будем одним словом, нанизывая на нить, красивую бусинку.
Специалист: Спасибо вам, за участие! Все вопросы не случайны, я призываю своими вопросами еще раз обратить внимание на семью, на взаимоотношения в семье, на безопасность, ее обеспечение и самое важное - любите своих детей, ведь они это самое главное в вашей жизни, ведь вы - осознанные родители!
Список литературы
1. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия [Текст] / А.Я. Варга. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 352с.
2. Кон, И.С. Мальчик – отец мужчины [Текст] / И.С. Кон. – Москва : Время, 2009. – 709с.
3. Овчарова, Р.В. Материнство в неполной семье [Текст] / Р.В. Овчарова, М.А. Мягкова. – Курган : КГУ, 2014.- 356с.
4. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен [Текст] / Р.В. Овчарова. – Москва : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
5. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. – Москва :Издво Института психотерапии, 2003. – 319с.
6. Филиппова, Г.Г. Психология материнства [Текст] / Г.Г. Филиппова. – Москва : Изд-во Института психотерапии, 2002. – 240с.
7. Фромм, Э. Исскуство любить [Текст] / Э.Фромм. – Москва : изд-во «АСТ», 2014. – 221с.
8. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – Санкт-Петербург :Питер, 2008. – 693с.
9. Ермихина, М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов [Текст] : автореф. ... канд. псих.наук / М.О. Ермихина. – Казань, 2004. – 18 с.
10. Смирнова, Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье [Текст] : автореф. ... канд. псих.наук / Е.Г. Смирнова. – Курган, 2008. – 22с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект для родителей: "Путешествие в страну вежливости"
-Воспитание нравственных и этических чувств ребёнка;-Прививать культуру общения;-Развивать связную монологическую речь;-Развивать ситуативно-деловое общение со свертниками и взрослыми...
Конспект для родителей: «Вопросы морали-всегда трудны для ребёнка».
Цель данной работы: изучение особенностей формирования морально-нравственного поведения у детей 5-6 лет.Объект исследования: морально-нравственное самосознание личности дошкольника.Предмет исследовани...
Конспект для родителей: «Мир спасет доброта или страна вежливости».
«Доброта или страна вежливости».Цель: формирование чувства доброты, как главной ценности в общении.Задачи:- воспитать доброту и уважение к окружающим;-расширить знания о вежливых словах и и...
Презентация и конспект для родителей второй младшей группы по образовательной области " Физическая культура"
Эта презентация создана для использования на родительском собрании , чтобы рассказать о занятиях физической культурой в детском саду. В конспекте информация более развёрнута и обращается внимание на в...
Презентация и конспект для родителей второй младшей группы по образовательной области " Физическая культура"
Эта презентация создана для использования на родительском собрании , чтобы рассказать о занятиях физической культурой в детском саду. В конспекте информация более развёрнута и обращается внимание на в...
Конспект для родителей
У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь.А.МакаренкоЦель: настроить родителей и педагогов на тему пред...
Конспект для родителей "Новый год и Рождество всей семьей"
Данный конспект является удобной папкой-передвижкой, которая может занять достойное место в любом детском учереждении. Этот материал посвящен семейным праздникам и уходит своими корнями в далекое прош...