Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Нейропсихологический подход:групповая диагностика".
методическая разработка по психологии
В отечественной нейропсихологии разработан ряд методик нейропсихологического обследования детей. По своей методологической направленности они основываются на принципах системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия.
Нейропсихологическое обследование детей в дошкольном образовательном учреждении отличается от обследования, которое проводится в условиях центра психолого-медико-педагогической помощи или на индивидуальном приеме у специалиста – нейропсихолога по адресному сформулированному запросу родителей. В детском саду на первый план выступают психопрофилактические задачи, оказание ранней помощи детям, поэтому сам поход к обследованию может быть несколько изменен, при сохранении общих принципов диагностики: нейропсихологическое обследование детей дошкольников должно быть профессиональным, системным, вычленяющим механизмы и причины дефектов. Целью нейропсихологического обследования в детском саду является определение нейропсихологического статуса ребенка, выявление детей «группы риска», определение направлений и условий оказания точной и своевременной помощи ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umnyy_labirint.pdf | 1.13 МБ |
vystuplenie_15.12.docx | 13.02 КБ |
rekomendatsii_gendernye_razlichiya.docx | 17.9 КБ |
neyropsihologicheskiy_podhod.pptx | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
В отечественной нейропсихологии разработан ряд методик нейропсихологического обследования детей. По своей методологической направленности они основываются на принципах системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия.
Нейропсихологическое обследование детей в дошкольном образовательном учреждении отличается от обследования, которое проводится в условиях центра психолого-медико-педагогической помощи или на индивидуальном приеме у специалиста – нейропсихолога по адресному сформулированному запросу родителей. В детском саду на первый план выступают психопрофилактические задачи, оказание ранней помощи детям, поэтому сам поход к обследованию может быть несколько изменен, при сохранении общих принципов диагностики: нейропсихологическое обследование детей дошкольников должно быть профессиональным, системным, вычленяющим механизмы и причины дефектов. Целью нейропсихологического обследования в детском саду является определение нейропсихологического статуса ребенка, выявление детей «группы риска», определение направлений и условий оказания точной и своевременной помощи ребенку.
Задачи нейропсихологического обследования в детском саду:
1. Подбор адекватного методического диагностического инструментария.
2. Создание условий для проведения обследования. Использование нейропсихологической диагностики педагогами дошкольного образовательного учреждения представляется достаточно перспективным и эффективным вследствие ряда обстоятельств.
Во-первых, взрослый, проводящий обследование, как правило, хорошо знаком ребенку,
во-вторых, располагает временем и условиями для проведения обследования в экологичном для ребенка ритме, а также может получить многие, необходимые для диагностики сведения в процессе наблюдения за поведением ребенка в свободной деятельности, в режимных моментах (например, определить индивидуальный латеральный профиль, наблюдая во время еды, одевания, игры, занятий физической культурой и т. д.) Некоторую информацию педагог может получить во время групповых занятий. Сведения ребенка о себе и ближайшем социальном окружении, особенности межполушарной организации, внимании и произвольной регуляции деятельности также можно получить, организуя диагностические занятия с малочисленной подгруппой детей одного возраста. Следует отметить, что подобные результаты наблюдений могут приниматься во внимание только в условиях полной объективности обследования: жесткого стандартизированного протоколирования наблюдений, многократной повторяемости феномена, экспертной оценки нескольких педагогов. Экспертная оценка также может быть очень показательна с точки зрения зоны ближайшего развития.
Для индивидуальной работы, таким образом, остаются: 1. Задания и пробы, не имеющие возможности группового применения: требующие изолированного внимания и длительных высказываний ребенка; задания, требующие пристального внимания и сложной фиксации в протоколе. 2. Полное нейропсихологическое обследование детей, показавших выбивающиеся, ненормативные результаты при групповом обследовании. Эти дети являются потенциальными клиентами последующей коррекционной работы. При подобном проведении обследования появляется возможность соблюсти требование энергосбережения и компактности методики.
Таким образом, использование нейропсихологической диагностики в детском саду имеет свои отличительные особенности и условия, при которых она сохраняет свою объективность и достоверность. Основная задача диагностики – ранняя профилактика трудностей в обучении.
Предварительный просмотр:
Рекомендации по учёту гендерных особенностей дошкольников
в воспитательно-образовательном процессе
Зная гендерные различия, можно сконструировать процесс взаимодействия, способствующий раскрытию потенциальных возможностей детей и их индивидуальных особенностей.
Гендерные отличия мальчиков и девочек
Девочки | Мальчики |
| • При ответе на вопрос воспитателя смотрят ему в глаза, ждут эмоциональную реакцию |
• Не спешат с ответом на вопрос педагога, тщательно обдумывают, что ответить | • Речь развита хуже, чем у девочек, требуется больше времени, чтобы подобрать нужные слова |
• Лучше развит слуховой канал | • Плохо воспринимают объяснение на слух, нужно визуальное подкрепление |
• Лучше развита мелкая моторика | • Кисть руки в развитии отстает на 1,5 года от кисти девочек |
• Чувствительны к интонации, форме оценки, её публичности. Нравится, когда ими восхищаются в присутствии других людей, родителей | • Значимо указание на то, что он добился результата (научился здороваться, чистить зубы). Тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности и, получив удовлетворение и радость, они готовы повторять одно и то же, что позволяет им утвердиться в этих достижениях |
• Играют в тихие игры на семейно-бытовые темы | • Любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии, а создает положительный эмоциональный фон |
• Развито слуховое восприятие | • Развито зрительное восприятие • Любят шумные игры |
• Превосходят в вербальных способностях | • Сильнее в визуально-пространственных способностях |
• Более внушаемы | • Самооценка более устойчива |
• Лучше справляются с простыми. Рутинными задачами | • Выше математические способности |
• Большое влияние наследственности | • Большое влияние социальной среды |
• Эмоциональны, обидчивы, самолюбивы | • Эмоциональны, как девочки, но стремятся скрыть свои эмоции |
• Опираясь на ближайшее зрение, девочки раскладывают перед собой свои богатства, им достаточно маленького пространства В играх проявляют инстинкт материнства | • Опираются на дальнее зрение, бегают друг за другом, бросают предметы, стреляют в цель, используют все окружающее пространство. Если горизонтальной площади мало, то осваивают вертикальную (лезут на шкафы и т. д.) |
• В рисовании используют яркие цвета, рисуют существительные, принцесс, цветы | • В рисунках темные цвета, рисуют глаголы |
• Самостоятельны в проявлении навыков самообслуживания | • Проявляют беспомощность в простых житейских делах, в самообслуживании |
• Интересен человек и его внутренний мир | • Предпочитают точные науки, интересуют вопросы, выходящие за рамки окружающей действительности |
• Девочки в играх объединятся в небольшие группы. В этих группах меньше агрессивности, больше взаимности, разговоры доверительные | • Игровые объединения большие |
• Хорошо адаптируются в новой обстановке | • Хуже адаптируются в новой обстановке, в школе |
• Более приемлема взаимозависимость. Они обретают собственную индивидуальность в общении с другими. | • Стремятся к независимости. Проявляют свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, от матери |
• Лучше выполняют типовые задания, по шаблону. Тщательная проработка деталей на высоком уровне. Легче усваивают правила и алгоритмы, любят задания на повторение | • Лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Труднее выполняют многоэтапные задания, не терпят однообразия, не сидят на месте, но любят задания на сообразительность. |
• После начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности | • Пик работоспособности приходится на конец занятия |
Гендерные особенности детей
Способы и приемы взаимодействия взрослого с детьми
Девочки
• Быстро схватывают новую информацию, но плохо соотносят с имеющимися знаниями
• Материал выдавать медленно и размеренно, повторение типовых заданий
• Развито слуховое восприятие
• Подбирать приемы с ориентацией на слуховой канал восприятия, наглядность не важна
• Чувствительны к интонации, к эмоциональным реакциям педагога, нравится, когда ими восхищаются
• Речь педагога эмоционально окрашена, похвалить в присутствии других людей, родителей
• Выполняют задания лучше в смешанной по полу группе
• Предлагать групповые формы деятельности, совместные игры, труд
• Игры рассчитаны на ближнее зрение, любят играть мелкими предметами
• Сделать мини-уголки для игр, обсудить расстановку мебели в кукольном уголке
• Первыми отвечают на вопрос педагога, стараются, чтобы ответ был полным, смотрят в глаза педагога в ожидании эмоциональной оценки.
• Смотреть девочке в глаза, дать оценку эмоционально окрашенную (молодец, умница и т. д.)
• Мелкая моторика развита лучше • Предлагать игры с мелкими предметами, рисование
• Девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, смотрят на педагога• Предлагать в начале занятия более сложные задания
• Лучше выполняют шаблонную работу, типовые задачи.• Максимальные требования к аккуратности, тщательности, минимальные — к поиску и новаторству.
Мальчики
• Лучше выполняют работу в одиночку
• Предлагать индивидуальные задания
• Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени
• Можно ставить временные рамки для выполнения задания
• Лучше развито зрительное восприятие, плохо воспринимают объяснение на слух
• Подбирать приемы с ориентацией на визуальный канал восприятия
• Мало реагируют на интонацию и модуляцию голоса. Пик напряжения в первые минуты, затем отключает слуховой канал и информация не доходит до его сознания
• Говорить спокойно, нельзя долго ругать, нагнетая эмоции
• Любят осваивать все пространство, игры рассчитаны на дальнее зрение
• Предоставить пространство для игр, игровое оборудование
для лазания в горизонтальной и вертикальной плоскости• Каждый хочет быть лидером • Создавать ситуации соревновательности, где каждый смог бы стать лидером, победителем• Когда педагог спрашивает о чем-то, то не спешат с ответом, тщательно его обдумывают, в глаза не смотрят, могут ходить по группе
• Не торопить с ответом, не требовать дословного пересказа, чтобы мальчик смотрел в глаза.
• Кисть руки в развитии отстает на 1,5 года • Испытывает трудности в изодеятельности, самообслуживании • Эмоциональны, как девочки, но скрывают свои эмоции• Позволить проявлять свои эмоции, свои чувства, не сдерживать (Мальчики не плачут)
• Важна оценка действий • Хвалить за какое-то дело (молодец, ты научился завязывать шнурки и т. д.) • Пик работоспособности в конце занятия, долго раскачиваются, на педагога не смотрят
• В начале занятия предлагать простые задания, с последующим усложнением, поискового характера.
• Лучше выполняют поисковую деятельность, могут предложить нестандартное решение, требования к качеству, тщательности, аккуратности её исполнения невелики
• Предлагать выдвинуть идею, придумать что-то. Не давать готовых ответов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принципиальное отличие нейропсихологического подхода( междисциплинарный подход (психология, физиология, анатомия, неврология) vs педагогического Основан на опыте и интуиции Опирается на различные методики обучения Нет возможности прогнозировать результат Основан на исследовании мозга Анализирует данные диагностики и подбирает методику точечно, индивидуально Работа с конкретным дефицитом, результат выявленный в ходе диагностики позволяет прогнозировать результат
Нейропсихологический подход позволяет решить любую проблему в обучении, которая поддается коррекции. Почему? диагностике “слабых” психических функций, индивидуальном подходе к ребенку .
Исследования
Какими методами пользуется педагог? тестовые методы, метод “следящей диагностики” (Н.М. Пылаевой): - особенности поведения в группе и на занятиях, - особенности выполнения групповых заданий. Основное отличие нейропсихологических методов от педагогических методик или тестов на интеллект - оценивается не показатель “ сделал-не сделал” , а важным для специалиста является “как сделал” , за счет каких мозговых звеньев и механизмов. Почему для педагога важна “следящая диагностика” и нельзя ограничиться только тестами? В искусственно созданной ситуации обследования, один на один со специалистом ребенок может показать гораздо более высокий уровень, невозможно увидеть всю картину проявления его трудностей. А пользуясь групповой диагностикой, можно увидеть в реальных условиях как действует ребенок.
Основные виды трудностей обучения В целом, все встречающиеся виды трудностей обучения у детей определяются тремя основными синдромами: I блок мозга- Дефицит функций энергетического блока. III блок мозга- Трудности программирования и контроля. II блок синдром слабости правополушарных функций Трудности переработки зрительной и зрительно-пространственной информации. II блок синдром слабости левополушарных функций Трудности переработки слуховой информации и фонематического анализа.
КАК ВЫЯВИТЬ ДЕФИЦИТ ФУНКЦИЙ I (ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО) БЛОКА ? — ОСНОВНОЙ МЕТОД – МЕТОД НАБЛЮДЕНИЙ .
СИМПТОМЫ ДЕФИЦИТА I БЛОКА МОЗГА: — Гиперактивность ; — Импульсивность; — Замедленность ( гипоактивность ); — Утомляемость; — Инертность; — Модально-неспецифические трудности памяти; — Дефицит фоновых ( позно-тонических ) компонентов движений: повышенное напряжение в руках, руки то вялые, то напряженные, неловкая поза, большая амплитуда движений, действие выполняется «всем телом», есть синкинезии ; — Эмоциональная лабильность.
УКРЕПЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ I БЛОКА МОЗГА: — Улучшение физического здоровья; — Повышение сопротивляемости организма: бассейн, закаливание; — Физические упражнения; — Активный отдых; — Организация чёткого режима труда и отдыха ребенка в течение дня/месяца/года; — Регламентация, введение программы в каждый вид деятельности ребенка; — МОТИВАЦИЯ + ДОЗИРОВАНИЕ нагрузки +СМЕНА форм деятельности.
Трудности программирования и контроля и серийной организации III блок мозга отвечает за программирование, контроль и регуляцию наших действий. В него входят префронтальные и лобные отделы головного мозга, потому третий блок мозга - это "передний" мозг.
Симптомы слабости функций программирования и контроля: Основной метод -Следящая диагностика. — Медленное вхождение в задания; — Трудности ориентировки в условиях задания; — Трудности построения программы, её упрощение; — Инертность: повторение программы или её частей; — Импульсивность, лёгкая отвлекаемость; — Трудности контроля за выполнением задания; — Трудности переключения на другое задание.
— Упрощение программы; — Инертное повторение программы (персеверации); — Поэлементное выполнение программы. Для исследования серийной организации дать ребёнку три простых задания по продолжению узора:
II блок мозга ( слух, зрение)
Следящая диагностика. Особенности связной речи: — Стереотипные простые предложения, отсутствие сложных предложений ; — Неразвёрнутость , краткость текста ; — Необходимость вопросов для построения полного предложения, текста ; — Пропуск смысловых кусков текста.
Слабость переработки слуховой информации Проявляется в трёх аспектах: — Фонематический слух; — Словарь; — Слухоречевая память.
Симптомы трудностей переработки зрительно-пространственной информации — Трудности запоминания маршрута; — Трудности овладения понятиями «право-лево» (реже верх-низ); — Избегание игр в конструктор, постройку замка; — Трудности соблюдения вертикальной и горизонтальной осей в рисунке; — Трудности соблюдения пропорций в рисунке; — Зеркальное копирование и написание букв.
Игры при слабости переработки зрительно-пространственной информации — Пространство тела; — Зрительно-моторная интеграция; — Вербализация пространственных перемещений; — Зеркальная «перешифровка».
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"
Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской а...
Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"
Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...
Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»
Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...
Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...
Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...
Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».
Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....