"План совместной работы педагога-психолога с воспитателями на 2022-2023 учебный год".
методическая разработка по психологии
Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_sovmestnoy_raboty_pedagoga-_psihologa_i_vospitateley_na_2022-2023_uch.god_.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
План совместной работы педагога-психолога и воспитателей МБДОУ « Браженский детский сад»
на 2022 -2023 учебный год.
Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом.
Совместная работа педагога-психолога со старшим воспитателем.
- Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
- Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты.
- Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
- Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
- Содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.
- Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
- Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.
8.Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
9.Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК
10.Выступает организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно-развивающей среды.
11.Оказывает поддержку в развитии ИКТ.
12.Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
13.Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
14.Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах.
15.Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой.
Совместная работа с воспитателями.
1.Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
2.Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
3.Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности школьной зрелости у старших дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).
4.Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
5.Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
6.Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
7.Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
8.Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
9.Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
10.Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
11.Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
12.Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
13.Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
14.Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
15.Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
16.Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
17.Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
Совместная работа с музыкальным руководителем.
1.Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
2.Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для групп детей с нарушением речи).
3.Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
4.Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
5.Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
6.Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.
7.Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.
8.Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.
10.Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях.
11.Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
12.Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
Задачи взаимодействия педагога-психолога и воспитателей ДОУ.
Взаимодействуя с воспитателями ДОУ, психолог:
- знакомит воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в области обучения детей;
- дает психологическое обоснование дидактических принципов обучения;
- разрабатывает совместно с воспитателями, дефектологами, логопедами и специалистами по изобразительной, музыкальной, физической и другим видам деятельности развивающую программу обучения детей;
- обсуждает и формулирует психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде;
- готовит педагогов к профессиональной рефлексии в процессе образовательной работы с детьми;
- обеспечивает воспитателей необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного и эмоционального развития детей, их личностного роста в процессе обучения;
- принимает участие в разработке и внедрении новых педагогических технологий, осуществляя проектировочную и диагностически-контрольную функцию за развитием детей в условиях инновационного процесса;
- по заказу администрации проводит контроль за общением педагогов с детьми в процессе обучения, разрабатывает индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми и обучает педагогов;
- проводит диагностику развивающего, воспитательного и обучающего потенциала педагогического коллектива;
- формирует у педагогов мотивационную основу творческой работы с, детьми, с помощью тренингов профессионального и личностного роста у воспитателей формирует высокий уровень их компетентности в осуществлении образовательного процесса в детском саду;
- осуществляет координацию усилий всех участников коррекционно-развивающего процесса для обеспечения системного и комплексного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей.
Взаимодействие педагога — психолога и воспитателей ДОУ идет по следующим направлениям:
- Диагностическое.
- Консультативное.
- Коррекционно-развивающее.
N № | Направление деятельности | Содержание направления | Цель совместной работы | Взаимодействие с воспитателями |
1.Диагностическое | ||||
11 | Индивидуальная диагностика | -диагностика познавательного развития; | Выявление и развитие способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса. | Консультации (индивидуальные и групповые), составление индивидуальных программ психолого-педагогической помощи детям; совместные рекомендации родителям по развитию ребенка; составление экспертной психолого-педагогической характеристики детей группы «риска». |
-диагностика эмоциональной сферы; | ||||
-диагностика внутрисемейных отношений . | ||||
12 | Групповая диагностика. | - мониторинг готовности к обучению в школе; | ||
- мониторинг адаптированности ребенка к ДОУ; | ||||
- мониторинг социально-эмоционального развития детей (программа «Я, ты, мы») | ||||
|
| - диагностика зрительно-моторной координации. | ||
2 | 2.Консультативное | консультации по результатам диагностики; | Обеспечение индивидуального подхода к ребенку. Сохранение психического здоровья воспитанников. | Совместная разработка письменных и устных консультаций для родителей; |
консультации методического и психологического характера. | ||||
3.Коррекционно-развивающее. | ||||
31 | Индивидуальная коррекционно-развивающая работа. | Коррекция и развитие познавательной и эмоциональной сферы. | Сохранение психического здоровья воспитанников. | Рекомендации по индивидуальной коррекционной работе с детьми; информирование об особенностях развития детей (педагог-психолог - воспитатели); заполнение карт индивидуальной психолого-педагогической помощи детям. |
3.2 | Фронтальная коррекционно-развивающая работа (реализация дополнительных программ). | - Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Я, Ты, Мы» (О.Л. Князева). | Сохранение психического здоровья воспитанников. Приобщение ребенка к широкому кругу общечеловеческих ценностей (познавательные, коммуникативные, ценности переживания). Развитие эмоциональной сферы. | Организация воспитателями выставки работ, знакомство родителей с творчеством детей. Выделяемые педагогом-психологом на НОД сюжетные линии имеют продолжение в дальнейшем в разных формах сотрудничества ребенка с воспитателями и сверстниками, в самостоятельной деятельности в предметно-развивающем пространстве. |
|
| «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе». | Сохранение психического здоровья воспитанников. Профилактика школьной дезадаптации. | Организация воспитателями знакомства родителей с работами детей, ознакомление с рекомендациями педагога-психолога. Закрепление изученного материала в группе. Индивидуальная работа воспитателей с детьми по рекомендации педагога-психолога. |
Примечание: рекомендации фиксируются в тетради взаимодействия со специалистами; рекомендации могут даваться в устной форме по результатам диагностики, по итогам проведения фронтальных и индивидуальных занятия; разрабатываются письменные консультации. Работа по дополнительным программам педагога-психолога вносится в ежедневный план работы воспитателей.
Таким образом, совместная работа педагога-психолога и воспитателей ДОУ носит систематический характер и способствует созданию единой образовательной среды, комфортной по отношению к воспитанникам; охране и укреплению не только физического, но и психического здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная работа педагога-психолога и воспитателя ДОУ.
В раннем возрасте начинается усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, который завершается в школьном возрасте....
Программа "Путешествия по Радужной стране". Совместная работа педагога-психолога и воспитателей. Старшая/подготовительная группа группа.
Проект предназначен для детей 5-7 лет. Цель: сохранение и укрепление психического здоровья детей. Профилактика эмоциональных расстройств.Задачи: Развитие эмоционального интеллекта детей: умения раз...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА ШПИЛЕВОЙ ИРИНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ НА 2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Психолого-педагогическое сопровождение в рамках модернизации образования призвано оптимизировать соотношение стратегий развития, формирования и коррекции при обучении и воспитании ребёнка....
План совместной работы педагога-психолога и воспитателей
Составление психолого-педагогического заключения по материалам исследовательских работ и ориентирование воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников....
Перспективный план развивающей работы педагога-психолога по группам 2020-2021 учебный год
Цель психологического сопровождения – содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию дошкольников, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в школе, социальной адапт...
Акция "Мой ребёнок в лучах солнца". Совместная работа педагога-психолога и воспитателя.
Родителям нашей группы от педагога-психолога д/c было предложено оформить плакат , в центре которого находится их ребёнок, а на лучах солца написать то, какими ласковыми словами они их наз...
Проектная деятельность в совместной работе педагога-психолога и педагогов в условиях ДОУ
В современной образовательной системе в целом и в коррекционно-развивающей в частности, педагоги вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его ...