"План совместной работы педагога-психолога с воспитателями на 2022-2023 учебный год".
методическая разработка по психологии

Шабловская Анастасия Николаевна

           Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение образовательного процес­са. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План совместной работы педагога-психолога и воспитателей МБДОУ « Браженский детский сад»

  на 2022 -2023  учебный год.

 

           Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. 

Совместная работа педагога-психолога со старшим воспитателем.

 

  1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  2. Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты.
  3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
  4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
  5. Содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.
  6. Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
  7. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.

8.Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.

9.Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК

10.Выступает организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно-развивающей среды.

11.Оказывает поддержку в развитии ИКТ.

12.Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).

13.Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).

14.Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах.

15.Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой.

 

Совместная работа с воспитателями.

 

1.Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.

2.Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.

3.Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности школьной зрелости у старших дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).

4.Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

5.Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.

6.Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.

7.Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

8.Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.

9.Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.

10.Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.

11.Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.

12.Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).

13.Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.

14.Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).

15.Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).

16.Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).

17.Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

 

Совместная работа с музыкальным руководителем.

1.Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.

2.Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для групп детей с нарушением речи).

3.Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.

4.Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.

5.Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).

6.Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.

7.Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.

8.Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.

10.Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях.

11.Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.

12.Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

Задачи взаимодействия педагога-психолога и воспитателей ДОУ.

 

Взаимодействуя с воспитателями ДОУ, психолог:

-  знакомит воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в области обучения детей;

- дает психологическое обоснование дидактических принципов обучения;

-  разрабатывает совместно с воспитателями, дефектологами, логопедами и специалистами по изобразительной, музыкальной, физической и другим видам деятельности развивающую программу обучения детей;

- обсуждает и формулирует психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде;

-  готовит педагогов к профессиональной рефлексии в процессе образовательной работы с детьми;

- обеспечивает воспитателей необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного и эмоционального развития детей, их личностного роста в процессе обучения;

-  принимает участие в разработке и внедрении новых педагогических технологий, осуществляя проектировочную и диагностически-контрольную функцию за развитием детей в условиях инновационного процесса;

-  по заказу администрации проводит контроль за общением педагогов с детьми в процессе обучения, разрабатывает индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми и обучает педагогов;

- проводит диагностику развивающего, воспитательного и обучающего потенциала педагогического коллектива;

- формирует у педагогов мотивационную основу творческой работы с, детьми, с помощью тренингов профессионального и личностного роста у воспитателей формирует высокий уровень их компетентности в осуществлении образовательного процесса в детском саду;

-  осуществляет координацию усилий всех участников коррекционно-развивающего процесса для обеспечения системного и комплексного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей.

 

Взаимодействие педагога — психолога и воспитателей ДОУ идет по следующим направлениям:

  1. Диагностическое.
  2. Консультативное.
  3. Коррекционно-развивающее.

 

N №

Направление деятельности

Содержание направления

Цель совместной работы

Взаимодействие с воспитателями

1.Диагностическое

11

Индивидуальная диагностика

-диагностика познавательного развития;

Выявление и развитие способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса.
Обеспечение индивидуального подхода к ребенку, учет его ближайшей зоны развития. Мониторинг развития воспитанников.

Консультации (индивидуальные и групповые), составление индивидуальных программ психолого-педагогической помощи детям; совместные рекомендации родителям по развитию ребенка; составление экспертной психолого-педагогической характеристики детей группы «риска».

-диагностика эмоциональной сферы;

-диагностика внутрисемейных отношений .

12

Групповая диагностика.

- мониторинг готовности к обучению в школе;

- мониторинг адаптированности ребенка к ДОУ;

- мониторинг социально-эмоционального развития детей (программа «Я, ты, мы»)

 

 

- диагностика зрительно-моторной координации.

2

2.Консультативное

консультации по результатам диагностики;

Обеспечение индивидуального подхода к ребенку. Сохранение психического здоровья воспитанников.
Создание оптимального социально-психологического климата в группе.

Совместная разработка письменных и устных консультаций для родителей;
рекомендации психолога по коррекции и развитию детей; 
психолого-педагогическое просвещение по вопросам возрастных потребностей детей, организации их деятельности (педагог-психолог     -     воспитатели).

консультации методического и психологического характера.

3.Коррекционно-развивающее.

31

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа.

Коррекция и развитие познавательной и эмоциональной сферы.

Сохранение психического здоровья воспитанников.
Коррекция недостатков в психическом и интеллектуальном развитии детей.

Рекомендации по индивидуальной коррекционной  работе с детьми; информирование об особенностях развития детей (педагог-психолог     -          воспитатели); заполнение карт индивидуальной психолого-педагогической помощи детям.

3.2

Фронтальная коррекционно-развивающая работа (реализация дополнительных программ).

- Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Я, Ты, Мы» (О.Л. Князева).

Сохранение психического здоровья воспитанников. Приобщение ребенка к широкому кругу общечеловеческих ценностей (познавательные,   коммуникативные, ценности переживания). Развитие эмоциональной сферы.

Организация воспитателями выставки работ, знакомство родителей с творчеством детей. Выделяемые педагогом-психологом  на НОД сюжетные линии имеют продолжение в дальнейшем в разных формах сотрудничества ребенка с воспитателями и сверстниками, в самостоятельной деятельности в предметно-развивающем пространстве.

 

 

«Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Сохранение психического здоровья воспитанников. Профилактика школьной дезадаптации.

Организация воспитателями  знакомства родителей с работами детей, ознакомление с рекомендациями педагога-психолога.  Закрепление изученного материала в группе.   Индивидуальная работа воспитателей с детьми по рекомендации педагога-психолога.

Примечание: рекомендации фиксируются в тетради взаимодействия со специалистами; рекомендации могут даваться в устной форме по результатам диагностики, по итогам проведения фронтальных и индивидуальных занятия; разрабатываются письменные консультации. Работа по дополнительным программам педагога-психолога вносится в ежедневный план работы воспитателей.
Таким образом, совместная работа педагога-психолога и воспитателей ДОУ носит систематический характер и способствует созданию единой образовательной среды, комфортной по отношению к воспитанникам; охране и укреплению не только физического, но и психического здоровья детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа педагога-психолога и воспитателя ДОУ.

В раннем возрасте начинается усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, который завершается в школьном возрасте....

Программа "Путешествия по Радужной стране". Совместная работа педагога-психолога и воспитателей. Старшая/подготовительная группа группа.

Проект предназначен для детей 5-7 лет. Цель: сохранение и укрепление психического здоровья детей. Профилактика эмоциональных расстройств.Задачи: Развитие эмоционального интеллекта детей: умения раз...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА ШПИЛЕВОЙ ИРИНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ НА 2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Психолого-педагогическое сопровождение в рамках модернизации образования призвано оптимизировать соотношение стратегий развития, формирования и коррекции при обучении и воспитании ребёнка....

План совместной работы педагога-психолога и воспитателей

Составление психолого-педагогического заключения по материалам исследовательских работ и ориентирование воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников....

Перспективный план развивающей работы педагога-психолога по группам 2020-2021 учебный год

Цель психологического сопровождения – содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию дошкольников, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в школе, социальной адапт...

Акция "Мой ребёнок в лучах солнца". Совместная работа педагога-психолога и воспитателя.

Родителям нашей группы от педагога-психолога д/c было предложено   оформить плакат , в центре которого находится их ребёнок, а на лучах солца написать то, какими ласковыми словами они их наз...

Проектная деятельность в совместной работе педагога-психолога и педагогов в условиях ДОУ

В современной образовательной системе в целом и в коррекционно-развивающей в частности, педагоги вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его ...