Программа "Путешествия по Радужной стране". Совместная работа педагога-психолога и воспитателей. Старшая/подготовительная группа группа.
рабочая программа (старшая группа)

Пронюшкина Наталья Николаевна
Проект предназначен для детей 5-7 лет.

Цель: сохранение и укрепление психического здоровья детей. Профилактика эмоциональных расстройств.

Задачи:

  1. Развитие эмоционального интеллекта детей: умения различать и понимать эмоции и настроение свое и других.
  2. Развитие эмпатии – умения сочувствовать и сопереживать другим людям – эмоциональной отзывчивости.
  3. Обогащение словарного запаса за счет слов, обозначающих эмоции и настроение.
  4. Развитие воображения и творческих способностей детей.
  5. Развитие чувства сплоченности и групповой идентичности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestviya_po_raduzhnoy_strane._programma.docx54.11 КБ

Предварительный просмотр:

Проект программы занятий для детей 5-6 лет.

 (совместная работа с педагогами)

Путешествие по Радужной стране.

Цель: развитие эмоционального интеллекта детей. 

Задачи:

  1. Развитие умения различать и понимать эмоции и настроение свое и других.
  2. Развитие эмпатии – умения сочувствовать и сопереживать другим.
  3. Обогащение словарного запаса за счет слов, обозначающих эмоции и настроение.
  4. Развитие воображения и творческих способностей детей.
  5. Развитие познавательного интереса к окружающим.
  6. Развитие чувства сплоченности и групповой идентичности.

Занятие 1. Знакомство с Царицей Любушкой и царевной Радой.

Задачи:

  1. Познакомить с эмоцией радости. Актуализировать знания детей об эмоции радости, о том, как радость проявляется  в поведении, мимике, движениях;
  2. Учить определять своё эмоциональное состояние;
  3. Обогащать словарь словами, обозначающими эмоциональное состояние человека;
  4. Развивать образное мышление;
  5. Воспитывать познавательный интерес;
  6. Развивать чувство групповой сплоченности, групповой идентичности.

Словарь: эмоция – радость; настроение – смеётся, радуется, веселится,  лицо улыбчивое, настроение задорное, пляска задорная, смех задорный, песня звонкая,  улыбка лучезарная, настроение праздничное, торжественное.

Материалы: карта Радужной страны, изображение Радужной страны, экран настроения, сундучок волшебных слов, куклы-перчатки  царевны-эмоции – царица Любушка, царевна Рада, заготовки частей замка для коллективного рисования.

Ход занятия:

Психолог: - Здравствуйте ребята! Очень рада вас видеть!  Меня клубочек сегодня к вам привел. Когда люди   встречаются, принято приветствовать друг друга. Давайте будем передавать клубочек и называть свое имя. Меня зовут Наталья Николаевна. Держи клубочек, как тебя зовут? Теперь мы познакомились.

- Скажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение? Покажите на нашем экране, какое у вас сегодня настроение. Замечательно. Настроение у нас хорошее!

- Сегодня у нас будет необычное занятие. Хотите отправиться в путешествие? Давайте отправимся в Радужную страну и познакомимся с ее жителями. На чем же мы поедем? Давайте бросим кубик, что он нам покажет, на том и поедем.

Автобус – строимся парами, руками изображаем крутящиеся колеса, под музыку обходим группу, возвращаемся на свои места.

Самолет – строимся дуг за другом, руками изображаем крылья, гудим и «облетаем» группу, возвращаемся на свои места.

Ракета – строимся клином, поднимаем руки вверх и соединяем крышей, стоим на месте, слушаем музыку, садимся на свои места.

Лодка – садимся на пол парами, гребем веслами, слушаем волны.

Поезд – становимся друг за другом, руками изображаем колеса поезда, пыхтим, обходим группу.

Воздушный шар – встаем в большой хоровод, держимся за ниточки от шарика, наполненного газом.

- Вот мы и добрались до Радужной страны. Кто же здесь живет в замке.

(выставляется ширма с прикрепленным замком, из-за ширмы выходит Царица-любушка).

Царица  Любушка: - Здравствуйте гости-дорогие! Я так рада, что вы приехали в нашу Радужную страну. В нашей стране все люди живут дружно, помогают друг другу и очень любят рассказывать сказки. А вы знаете какие-то сказки?

- У меня есть дочка-царевна она тоже любит сказки и веселые истории. Хотите с ней познакомиться?

-Давайте ее позовем. А как же вы ее позовете, если вы не знаете, как ее зовут. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте какая эта царевна. Она всегда веселая, характер у нее добрый, веселый, настроение всегда хорошее, она всегда улыбается, всем она рада. Догадались? (воспитатель помогает детям отгадать имя - Рада).

Дети зовут. (Из-за ширмы появляется Царевна Рада).

Царевна Рада: - Здравствуйте ребята, я так рада вас сидеть! Знакомьтесь – это мой друг – Колобок. Он как и я веселый. Смотрите – ротик у него широко улыбается, глазки смеются. А что вы любите делать? А у вас бывает веселое настроение?

Беседа. Тема: когда людям бывает радостно. Как можно узнать, что человек радуется?

- Я тоже люблю веселиться и танцевать. Давайте сейчас потанцуем!

Игра-танец: «Буги-Вуги».

Царевна Рада: Очень весело с вами, ребята. Пора мне возвращаться в совой замок. Мой замок был очень красивый, только вот в нашей стране прошел дождик и смыл всю краску с моего замка. Поможете мне его покрасить? Давайте покрасим его в цвет радости. Какого цвета радость?

Рисование. Дети разукрашивают части замка и составляют все вместе.

Царевна Рада: - Вот спасибо! Теперь у меня настроение стало еще лучше. Я так рада, что с вами познакомилась.

Воспитатель: - Рада, спасибо, что ты нас повеселила, но ребятам пора отправляться в обратный путь.

Царевна Рада: - Мне очень понравилось с вами играть. Спасибо, что мне помогли. Всего вам хорошего ребята!

Царевна Любушка: - Понравилось вам у нас? Приезжайте к нам еще, я познакомлю вас с другими дочерями. Всего вам доброго!

(Дети прощаются и уезжают обратно).

Психолог: - Вот мы и побывали в Радужной стране. С кем вы там познакомились?

Игра «Сундучок волшебных слов». – Давайте сложим в сундучок слова, которыми можно рассказать про веселого человека. (Дети говорят слова, обозначающие настроение, воспитатель записывает их на бумаге, дети кладут в сундук).

- Наш сундучок будет наполняться после каждого нашего путешествия.

- Какое у вас сейчас настроение? (Работа с экраном настроения).

Замечательно! До встречи!


Занятие 2. Знакомство с царевной Грустинкой.

Задачи:

  1. Актуализировать знания детей об  эмоции  грусти;
  2. Учить определять своё эмоциональное состояние и передавать его речевыми средствами; обогащать словарь словами, обозначающими эмоциональное состояние человека; учить описывать мимику;
  3. Учить определять своё эмоциональное состояние;
  4. Обогащать словарь словами, обозначающими эмоциональное состояние человека;
  5. Развивать образное мышление;
  6. Воспитывать познавательный интерес;
  7. Развивать чувство групповой сплоченности, групповой идентичности.

Словарь: эмоция – грусть, печаль; настроение – печально, грустно, горестно, скорбно, обиженно, жалобно, тоскливо, уныло, мрачно, светлая грусть, грустный,  печальный, плаксивый.

Материалы: карта Радужной страны, изображение Серого замка, экран настроения, сундучок волшебных слов, куклы-перчатки – царица Любушка, царевна Грустинка.

+ заготовки бумажных цветов.

Ход занятия:

Психолог: - Здравствуйте ребята! Очень рада вас видеть!  Давайте друг друга поприветствуем. Сегодня  я предлагаю вам поздороваться необычным  способом: давайте поздороваемся руками, теперь локтями, теперь пятками, теперь коленками.

- Скажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение? Отметьте настроение на экране – для этого возьмите флажок с таким же настроение и поставьте его в такой же домик.

Сегодня мы снова отправимся в Солнечную страну и познакомимся с новой царевной. На чем же мы поедем? (дети могут выбрать транспортное средство).

- Приехали! А нас уже встречает царица - Любушка.

Царица Любушка: - Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! На чем вы сегодня приехали? Сегодня я вас познакомлю с другой своей дочерью. Чтобы ее позвать  - нужно отгадать имя. Я вам помогу. Эта царевна всегда тиха и спокойна, она не любит шумных компаний, она всегда грустит, печалится, а иногда даже плачет. Вы догадались, как ее зовут?

(воспитатель помогает детям. Выходит царевна - Грустинка).

Царевна Грустинка: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Грустинка. Я люблю тихие игры, посидеть в тишине. У меня есть друг колобок. У него такое же настроение, как и у меня. Бровки опущены, уголки рта опущены, глазки смотрят грустно.

А вы когда-нибудь видели, как люди грустят? Когда людям бывает грустно?

Беседа. Тема: когда бывает грустно. Как понять, что человеку грустно?

Вопитатель: - Грустинка, не надо печалиться. У нас очень веселые ребята. Мы и тебя можем развеселить. Ребята, давайте придумаем что-то веселое, чем можно развеселить Грустинку! - Грустинка, ты была когда-нибудь в цирке?

Царевна Грустинка: - Нет.

Вопитатель: - Давайте пригласим ее в цирик! А сами будем показывать веселых животных.

Вопитатель: - Сейчас мы покажем тебе представление.

Игра «Цирк». (раздаются карточки, ребята находят свою семью, по-очереди показывают животных, царевна отгадывает кто это, ребята ей помогают.)

Царевна Грустинка: - Спасибо, ребята, как же мне в сами весело и хорошо. Даже не хочется возвращаться в свой серый замок. Может, мы мне поможете его украсить?

(дети наклеивают на замок цветы).

Царевна Грустинка: - Очень красиво! Спасибо. Теперь я не буду грустить, а всегда буду веселиться! До свидания, ребята!

Царевна Любушка: - Молодцы ребята, развеселили нашу Грустинку. Вы хорошо потрудились, а теперь пора в обратный путь. Жду вас в гости, познакомлю с другой царевной.

(ребята приезжают обратно).

Психолог: - Где вы сегодня побывали? С кем познакомились?

Игра «волшебный сундучок» (слова, обозначающие печальное, грустное настроение).

- Наш сундучок еще больше наполнился. В Радужной стране вы знаете уже Царевну-Раду и Царевну-Грустинку. Давайте на карте отметим их замки. До следующей встречи!!!


Занятие 3. Знакомство с царевной Дивушкой.

Задачи:

  1. Познакомить детей с эмоцией удивления, её поведенческими проявлениями и физиологическим состоянием;
  2. Учить определять своё эмоциональное состояние и передавать его речевыми средствами;
  3. Обогащать словарь словами, обозначающими эмоциональное состояние человека;
  4. Развивать образное мышление;
  5. Воспитывать познавательный интерес;
  6. Развивать чувство групповой сплоченности, групповой идентичности.

Словарь: эмоция – удивление, изумление.

Материалы: карта Радужной страны, изображение Желтого замка, экран настроения, сундучок волшебных слов, куклы-перчатки – царица Любушка, царевна Дивушка.

Ход занятия:

Психолог: - Здравствуйте ребята! Очень рада вас видеть!  Давайте друг друга поприветствуем. Сегодня  я предлагаю вам поздороваться необычным  способом: три раза хлопните в ладоши, помашите рукой и   назовите по-очереди своё имя.

- Скажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение? Отметьте настроение на экране.

Сегодня мы снова отправимся в Радужную страну и познакомимся с новой царевной. На чем же мы поедем?

(дети выбирают транспорт).

- Приехали! А нас уже встречает царица-Любушка.

Царица Любушка: - Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! На чем вы сегодня приехали? Сегодня я вас познакомлю с другой своей дочерью. Чтобы ее позвать  - нужно отгадать имя. Я вам помогу. Эта царевна всегда всему на свете удивляется. Ей всё на свете интересно. Пойдёт она на речку – видит - кораблик плывёт: «Ой, кораблик! Ты откуда плывёшь?» - удивляется. А то по дорожке бежит и вдруг остановить: «Ой, кто – это?» – удивляется. Рассмотрела.- Да это же майский жук», - и расхохоталась.

Вы догадались, как ее зовут?

(воспитатель помогает детям. Дети зовут. Из-за ширмы выглядывает царевна-Дивушка).

Царевна-Дивушка: - Ой у нас гости?! Здравствуйте ребята! Как вы к нам попали? Удивительно! Давайте я вас познакомлю с моим другом – колобком. У него характер такой же, как у меня – удивленный. Посмотрите, бровки у его взлетели высоко, глаза широко открыты, ротик приоткрыт. В вы ребята когда-нибудь удивлялись? Покажите как человек удивляется. Когда вы чувствовали удивление? А когда еще человек удивляется? Я тоже постараюсь вас сейчас удивить. У меня есть любимая игра. Это конструктор, из него можно сделать много удивительных животных. Давайте вместе сделаем невиданных зверей.

Коллективное конструирование. Конструктор «Анимазл».

Царевна-Дивушка: - Замечательные животные у нас получились! Пора мне отправляться домой. А знаете, где я живу? Правильно в замке, только мой замок необычный. Я очень часто его перестраиваю. Хотите вместе со мной построить необычный замок? Каждый наклеит на большой лист часть замка и получится большой красивый дом!

Коллективная аппликация «Замок царевны Дивушки».

Царевна-Дивушка: - Вот спасибо, ребята, теперь мой замок стал еще лучше!!! До свидания!!! Приезжайте к нам еще!

(ребята приезжают обратно).

Психолог: - Где вы сегодня побывали? С кем познакомились?

Игра «волшебный сундучок». (слова, обозначающие удивление)

- Наш сундучок еще больше наполнился. В Радужной стране вы знаете уже Царевну-Раду и Царевну-Грустинку и Царевну Дивушку. Давайте на карте отметим их замки. До следующей встречи!!!

 


Занятие 4. Знакомство с царевной Боякой.

Задачи:

  1. Познакомить детей с эмоцией страха, её поведенческими проявлениями и физиологическим состоянием;
  2. Учить определять своё эмоциональное состояние и передавать его речевыми средствами;
  3. Обогащать словарь словами, обозначающими эмоциональное состояние человека;
  4. Развивать образное мышление;
  5. Воспитывать познавательный интерес;
  6. Развивать чувство групповой сплоченности, групповой идентичности.

Словарь: эмоция – страх; настроение – боится, тревожится, пугается, трусить, боязливый, трусливый, трус, трусишка; смелый, отважный, храбрый, храбрец, герой.

Материалы: карта Радужной страны, изображение Синего замка, экран настроения, сундучок волшебных слов, куклы-перчатки – царица Любушка, царевна Бояка.

Ход занятия:

Психолог: - Здравствуйте ребята! Очень рада вас видеть!  Давайте друг друга поприветствуем. Сегодня  я предлагаю вам поздороваться необычным  способом: давайте поздороваемся как царевна Грустинка, как царевна Дивушка, как царевна Рада.

- Скажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение? Отметьте настроение на экране.

Сегодня мы снова отправимся в Радужную страну и познакомимся с новой царевной. На чем же мы поедем?

(дети выбирают транспорт).

- Приехали! А нас уже встречает царица-Любушка.

Царица Любушка: - Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! На чем вы сегодня приехали? Сегодня я вас познакомлю с другой своей дочерью. Чтобы ее позвать  - нужно отгадать имя. Я вам помогу. Эта царевна всегда прячется, потому, что всего боится, пугается, она редко выходит из своего замка, потому, что не очень смелая. Царевна  эта похожа на маленького зайку - трусишку. Дверь скрипнет или ветка в окно постучит – царевна эта вздрагивает. Глаза у нее сразу становятся большие, широко открытые, бровки вверх поднимаются, ротик приоткрывается.

Вы догадались, как ее зовут?

(воспитатель помогает детям. Дети зовут. Из-за ширмы выглядывает царевна-Бояка).

Царевна-Бояка: - Ой, боюсь! А вы меня не обидите? Ладно, выйду. Ой страшно мне… Но вдвоем не так страшно бояться. У меня есть друг, колобок. Характер у него такой же, как у меня. Бровки у него подняты вверх и сдвинуты, глаза широко открыты, ротик открыт. Всего-то он боится. А еще у меня есть знакомый зайка, он тоже трусишка. Хотите про него сказку послушать?

Чтение сказки «Храбрый заяц».

Родился зайчик в лесу и все боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки. И звали его в лесу Трусишка.

Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

    - Никого я не боюсь! - крикнул он на весь лес. - Вот не боюсь нисколько, и все тут!

 

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи - все слушают, как хвастается Заяц - длинные уши, косые глаза, короткий хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было еще, чтобы заяц не боялся никого.

    - Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

    - И волка не боюсь, и лисицы, и медведя - никого не боюсь!

    Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов.

    Очень уж смешной заяц!.. Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга.

    - Да что тут долго говорить! - кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. - Ежели мне попадется волк, так я его сам съем...

    - Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый!..

    Все видят, что и смешной и глупый, и все смеются.

    Кричат зайцы про волка, а волк - тут как тут. Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался, слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и про него, серого Волка, говорят.

    Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.

    Совсем близко подошел волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше - хвастун Заяц - косые глаза, длинные уши, короткий хвост.

    "Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!" - подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего. Кончилось тем, что хвастун Заяц взобрался на пенек, уселся на задние лапки и заговорил:

    - Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня! Вот я сейчас покажу

    вам одну штуку. Я... я... я...

    Тут язык у хвастуна точно примерз. Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.

    Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.

    Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страху упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся еще раз в воздухе и потом как побежит!

    Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил. Ему все казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и свалился под куст.

    А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, он так испугался, что тут же убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный...

    Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенек, кто завалился в ямку.

    Наконец надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать кто похрабрее.

   - А ловко напугал Волка наш Заяц! - решили все. - Если бы не он, так не уйти бы нам живыми... Да где же он, наш бесстрашный Заяц?..

    Начали искать.

    Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Наконец таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.

    - Молодец, косой! - закричали все зайцы в один голос. - Ай да косой!..

    Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.

    Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся,

    прищурил глаза и проговорил:

    - А вы бы как думали! Эх вы, трусы...

    С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что действительно никого не боится.

Беседа:

Царевна-Бояка:

- Почему зайку звали Трусишка? А почему потом стали звать храбрым?

- А что нужно делать, чтобы не бояться?

Этюд: «Мы смелые, мы сильные, мы дружные!»

- вот какие вы смелые, а в моем замке все трусишки. Поможете нам быть смелыми? Давайте наклеим фигурки сильных людей, храбрых защитников.

Коллективная аппликация.

Царевна-Бояка: - Вот спасибо, ребята, теперь мы в замке ничего не боимся!!! Мне пора в свой замок. До свидания!!! Приезжайте к нам еще!

Царевна Любушка: - Молодцы ребята, помогли нашей Бояке стать смелее. Вы хорошо потрудились, а теперь пора в обратный путь. Жду вас в гости, познакомлю с другой царевной.

(ребята приезжают обратно).

Психолог: - Где вы сегодня побывали? С кем познакомились?

Игра «волшебный сундучок». (слова, обозначающие страх, боязнь)

- Наш сундучок еще больше наполнился. В Радужной стране вы знаете уже Царевну-Раду и Царевну-Грустинку, царевну Дивушку и Царевну Бояку. Давайте на карте отметим их замки. До следующей встречи!!!


Занятие 5. Знакомство с царевной Злобушкой.

Задачи:

  1. Познакомить детей с эмоцией злости/гнева, её поведенческими проявлениями и физиологическим состоянием;
  2. Учить определять своё эмоциональное состояние и передавать его речевыми средствами;
  3. Обогащать словарь словами, обозначающими эмоциональное состояние человека;
  4. Развивать образное мышление;
  5. Воспитывать познавательный интерес;
  6. Развивать чувство групповой сплоченности, групповой идентичности.

Словарь: эмоция – злость, злой, злиться, злоба, злобный, озлобиться, сердитый, сердиться, гнев, гневный, гневаться. Доброта, добрый, душевный, щедрый.

Материалы: карта Радужной страны, изображение Красного замка, экран настроения, сундучок волшебных слов, куклы-перчатки – царица Любушка, царевна Злобушка.

Ход занятия:

Психолог: - Здравствуйте ребята! Очень рада вас видеть!  Давайте друг друга поприветствуем. Сегодня  я предлагаю вам поздороваться необычным  способом: давайте поздороваемся пальчиками, а теперь локтями, а теперь коленками, а теперь ладошками.

- Скажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение? Отметьте настроение на экране.

Сегодня мы снова отправимся в Радужную страну и познакомимся с новой царевной. На чем же мы поедем?

(дети выбирают транспорт).

- Приехали! А нас уже встречает царица-Любушка.

Царица Любушка: - Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! На чем вы сегодня приехали? Сегодня я вас познакомлю с другой своей дочерью. Чтобы ее позвать  - нужно отгадать имя. Я вам помогу. Эта царевна часто сердится, на всех злиться. Все ее раздражают, всегда она недовольна. Позову я всех дочек в гости во дворец, а она злиться: «Не хочу со всеми вместе идти, хочу одна идти». А еще бывает так – привезу я всем дочерям подарки – платья красивые, а этой дочке не угодить: «Не хочу, - кричит, - в горошек, хочу в клеточку». Опять сердится и злится.

Вы догадались, как ее зовут?

(воспитатель помогает детям. Дети зовут. Из-за ширмы выглядывает царевна-Злобушка).

Царица Злобушка: - Здравствуйте! Кто это к нам пожаловал? А что это вы все такие веселые, я вот, терпеть не могу веселиться!

Воспитатель: - Это наши ребята, они дружные и всегда в хорошем настроении. А ты, Злобушка, почему сердишься?

Царица Злобушка: - Да потому, что все всегда не так как я хочу!!! Вот послушайте: вышла я на улицу, а там дождик, а я хотела солнце! Вот и рассердилась, я же хотела свое новое платье показать и туфельки. Вот и приходится дома сидеть с моим другом, а у него характер как у меня. Смотрите -  брови нахмурились, глаза «колючие», злые. Очень сердитый он. Вот идем мы с ним по дорожке, а вдоль дороги куст малиновый, а на нём ягодка-малинка. Решили полакомиться. Вдруг птичка подлетела, клювиком ягодку подцепила и унесла. Уф!

Психолог: - Да, Наша царевна опять рассердилась, покраснела вся от злости, дыхание у неё перехватило, сказать ничего не может. А вы, ребята видели, как люди злятся? Покажите сердитое лицо. Когда человек злиться?

Что же нужно делать, если что-то происходит не так, как вам хочется, если вас кто-то рассердил?

Нужно успокоиться, досчитать до 10 и спокойно сказать, что вы чувствуете и почему.

Чтобы Злобушка не злилась, давайте подарим доброе настроение своим танцем.

Давайте все вместе скажем: Лучше Злобушка не злись, вместе с нами вселись!

Совместный танец. «Танец маленьких утят».

Царица Злобушка: - Ох, и правда, веселые вы какие! А у меня в замке все сердитые и злые.

Психолог: - Давайте ребята подарим улыбки нашей царевне и всем людям в ее замке. Наклейте веселые смайлики в окна замка царевны Злобушки.

Царица Злобушка: - Вот спасибо! И колобок мой повеселел и мне злиться уже не хочется! Приезжайте к нам еще!

Психолог: - Пора ребята, в обратный путь.

Дети «едут» обратно.

Где вы сегодня побывали? С кем познакомились?

Игра «волшебный сундучок». (слова, обозначающие злость, гнев и т.п.)

- Наш сундучок еще больше наполнился. В Радужной стране вы знаете уже Царевну-Раду и Царевну-Грустинку, царевну Дивушку и Царевну Бояку, а теперь еще и Царевну Злобушку. Давайте на карте отметим их замки. До следующей встречи!!!


Занятие 6. Сказка о 5 царевнах.

Цель: Закрепить полученные знания.

Ход занятия:

Психолог: - Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга необычным способом. Поздоровались разными частями тела. Сначала здороваются пальчики, потом локотки, потом спинки, потом коленки. Сегодня ребята к вам в гости пришла Царица Любушка. Отгадайте на чем она приехала. (показ пантомимой разных видов транспорта – дети угадывают).

Царица Любушка: - Здравствуйте, ребята! Как же я вас рада видеть! Из какой страны я к вам прибыла? Правильно, из Радужной. Сегодня я пришла, чтобы рассказать вам сказку о жителях нашей страны, о том, как однажды они помогли своим соседям.

Сказка-разгадка о том, как жители Радужной страны помогли своим соседям.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были люди, которые работали, ели и спали, работали, ели и спали. И так изо дня в день. Однажды ко мне прилетел соловей и рассказал мне как живут люди в соседей стране. И поняла я, что люди эти не умеют чувствовать и ничего не знают о чувствах. А поскольку Любушка любила всё на свете и всех на свете, она решила помочь этим людям. Пригласила соседей в гости.

Сначала царица познакомила гостей с Радой. И люди узнали, что на свете есть радость – самое замечательное и светлое чувство. И на их лицах впервые появились улыбки. И они вместе с Радой стали петь, танцевать и смеяться.

Потом пришла к ним Дивушка, и гости заинтересовались, что за девушка такая и удивились - как же хороша! Так люди узнал, что можно удивиться, увидев что-то необычное.

Пришла Грустинка, и люди узнали о грусти и печали.

С приходом Бояки – люди узнали, что есть на свете страх. И это вовсе не стыдно, когда тебе страшно. А ещё узнали, что когда страшно – лучше обратиться за помощью к друзьям.

А Злобушка рассказала, что такое злость и гнев; и как с ними справиться можно.

А ещё гости узнали, что есть на свете счастье и горе, любовь и ненависть, отчаянье и надежда. И удивились гости, как же раньше скучно они жили, и обрадовались, что узнали, о том, что все они могут чувствовать, что им теперь знакомо и чувство любви, и чувство радости, и чувство страха, и удивление и ещё много, много чувств, которым подчас и названья нет.

И отправились они в свою страну, и живут, и любят, и радуются жизни.

Вот и сказкам конец, а кто понял молодец!

Работа со сказкой.

Ребята, так кто же такие наши царевны?

Правильно ребята – царевны - это наше настроение: грустное, весёлое, злое – и т.д.

А кто такая царица Любушка? Вам трудно ответить? Я вам помогу Царица Любушка - это любовь. Она ведь главная в Радужной стране. Потому что, всё в жизни начинается с любви. С любви к маме и папе, к своей семье, к своему детскому саду, к посёлку, в котором вы живёте, к своей Родине.

Любовь самое главное чувство, которое испытывают люди.

Игра: «Угадай эмоцию». Один ребенок показывает, все дети отгадывают.

Работа с экраном настроений.

Д о свидания ребята! До новой встречи.

Занятие 7. Карта Радужной страны.

Цель: Закрепить полученные знания.

Задачи: Работа со смысловым полем: закрепление слов, обозначающих эмоции, чувства, настроение.

Ход занятия:

Психолог: - Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга необычным способом.

Сначала здороваемся пальчиками, потом локтями, потом спинками, потом коленками. А теперь руками.

Сегодня мы с вами будем вспоминать наши путешествия по Радужной стране и нарисуем настоящую карту. На карте появятся замки принцесс, их помощники колобки, дороги, леса, поля и моря.

В центре Радужной страны живет и здравствует Царица Любушка. Вот ее замок. А вокруг нее живут царевны. Вспоминайте, к кому мы ездили в гости?

Царевна Рада. Какое у нее настроение? Что она чувствует?  Царевна Грустинка, Царевна Бояка, Царевна Дивушка, Царевна Злобушка. (по аналогии).

(Психолог на глазах у детей создает карту).

В гости приходит Незнайка.

Незнайка: - Здравствуйте ребята, а куда это я попал, не знаю? (дети ему рассказывают). У меня важное поручение, только я ничего не знаю и не могу сам его выполнить. Попросили меня отнести письма царевнам, только я не знаю какое письмо для кого. Вы мне поможете? Кто у вас взрослый, кто может читать?

(на каждом письме слово, обозначающее эмоцию или настроение. «Письма» раздаются детям, воспитатель читает, дети раскладывают по ящикам с эмоциями).

радость; смех, радость, веселье,  улыбка, праздник, торжество.

грусть, печаль; горе, обида, тоска, уныло, мрачно, светлая грусть, слезы.

удивление, изумление.

страх, боится, тревожится, пугается, трусить, боязливый, трусливый, трус, трусишка.

злость, злоба, сердитый, гнев, гневный, гневаться.

Незнайка: - Спасибо, что вы мне помогли. А давайте теперь поиграем! Игра: «Скажи наоборот».

До свидания!

Радость

Когда я вижу радугу,
От радости я прыгаю,
В ладоши бью от радости,
Смеюсь и хохочу.

***

Радость – если солнце светит,

Если в небе месяц есть.

Сколько радости на свете

Не измерить и не счесть.

Только радостные слышат

Песни ветра с высоты,

Как тихонько травы дышат,

Как в лугах звенят цветы.

Только тот, кто сильно любит,

Верит в светлую мечту,

Не испортит, не погубит

В этом мире красоту.

(В. Лунин)

Любовь

Я люблю свою лошадку…

Обида. Печаль

Зайку бросила хозяйка…

Страх

На окошко села птаха,

Брат закрыл глаза от страха:

Это что за птица?

Он ее боится!

Клюв у этой птицы острый,

Встрепанные перья.

Где же мама? Где же сестры?

- Ну, пропал теперь я!

- Кто тебя, сынок обидел? –

Засмеялась мама. –

Ты воробышка увидел

За оконной рамой.

(А. Барто)

Грусть

Когда мне грустно – я грущу,
И даже носом шмыгаю,
И брови домиком сложив,
Сижу в углу, молчу.

***

О чем грустят корабли от суши вдалеке?

Грустят, грустят кораблики о мели на реке,

Где можно на минуточку присесть и отдохнуть

И где совсем ничуточки не страшно утонуть.

(В. Лунин)

Удивление

Открываю утром шкаф –
А в шкафу сидит Жираф.
Я сказал невольно: «Ой!»
А Жираф мне: «Дверь закрой!»

***

В ванной плеск и хохот странный.
Открываю дверь – а в ванной!
Нильский Крокодил зубастый,
Чистит зубы мятной пастой.

***

Увидав на клумбе прекрасный цветок,

Сорвать я его захотел.

Но стоило тронуть рукой стебелек,

И сразу цветок … улетел

(В. Лунин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа педагога-психолога и воспитателя ДОУ.

В раннем возрасте начинается усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, который завершается в школьном возрасте....

Конспект совместного занятия педагога психолога и воспитателя по физо

Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для ни...

План совместной работы педагога-психолога и воспитателей

Составление психолого-педагогического заключения по материалам исследовательских работ и ориентирование воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников....

Акция "Мой ребёнок в лучах солнца". Совместная работа педагога-психолога и воспитателя.

Родителям нашей группы от педагога-психолога д/c было предложено   оформить плакат , в центре которого находится их ребёнок, а на лучах солца написать то, какими ласковыми словами они их наз...

"План совместной работы педагога-психолога с воспитателями на 2022-2023 учебный год".

         Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение образовательного процес­са. При этом важно, чт...

Проектная деятельность в совместной работе педагога-психолога и педагогов в условиях ДОУ

В современной образовательной системе в целом и в коррекционно-развивающей в частности, педагоги вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его ...