Совместная работа педагога-психолога и воспитателя ДОУ.
методическая разработка по теме
В раннем возрасте начинается усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, который завершается в школьном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_metod.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, а так же запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем детстве велико: совершенствование деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире, что необходимо для успешного обучения в детском саду и школе, а так же для развития других видов деятельности.
В настоящее время у детей раннего возраста наблюдается недостаточное развитие сенсорных способностей. Поэтому было решено использовать возможности сенсорной комнаты, дидактические игры и дидактические материалы Марии Монтессори вне занятий.
Исходя из актуальности темы, целью работы стало – создание оптимальных условий для развития сенсорных представлений детей раннего возраста в повседневной жизни.
Достижение цели предполагалось за счет решения следующих задач: развитие детей, обогащение их сенсорного опыта путем выделения формы, цвета и величины предметов; упражнение детей в установление сходства и различия между предметами; формирование у детей умения называть свойства предметов.
Работа строилась по четырем направлениям: воспитательно-образовательная работа с детьми;
обогащение предметно-развивающей среды материалами Марии Монтессори;
взаимодействие с педагогом- психологом Н.А. Долгополовой – занятия в сенсорной комнате; организация взаимодействия с родителями.
На третьем году жизни ребенок еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него еще только начинают накапливаться представления о величине, форме, цвете и других свойствах предметов. Что бы привлечь внимание детей к активной познавательной деятельности, я использую игру, игровые ситуации, в которые вношу те цели, задачи и умения, которые необходимо усвоить детям. В группе я использую игрушки (мишку, зайку, куклу и т.д.), разыгрывая с ними различные сюжеты, тем самым заинтересовываю детей, привлекаю к игре, в которой дети осваивают приемы группировки и классификации, явления отношений и зависимостей между предметами по их размеру, форме, цвету, расположении в пространстве.
В сенсорном уголке представлены различные дидактические игры: «Раздай куклам подарки», «Собери узор», «Помоги Мишке выбрать игрушки», «Машины едут в гараж», «Собери чайный сервиз», «Спрячь мышку» и многие другие.
В своей работе по развитию у детей сенсорных способностей я использую материалы Марии Монтессори. Она придавала огромное значение воспитанию чувств, которые развивают в человеке способность к наблюдению и непосредственно готовят его к практической жизни.
В Монтессори – материалах сконцентрированы возможности утончения сенсорики. Каждый из них рассчитан на развитие, прежде всего одного изолированного чувства, но и косвенно, подспудно он работает и на зону ближайшего развития ребенка, как бы подталкивает его к спонтанному восприятию интеллектуальных понятий: маленький – большой, тихий – громкий, гладкий – шершавый. Ребенок фиксирует контраст, распределяет по парам, дифференцирует, различает форму, величину, цвет, вес предметов, т.е. производит сложную работу интеллекта - анализ и синтез.
В своей группе я изготовила для детей разнообразные, привлекательные пособия, которые способствуют развитию сенсорных навыков. Чувство вкуса и запаха, я развиваю во время еды, когда ребенок непосредственно обоняет разные запахи, а так же с помощью баночек с различными запахами. Для распознания неприятных запахов можно предложить детям пригорелое молоко. Для развития слуха – звучащие предметы, шумящие баночки с различными наполнителями, колокольчики. Для развития осязания: альбом с тканями, доска для ощупывания, клавишная доска, шершавые таблички. Для развития барического чувства – различные предметы, отличающиеся по весу. Для развития термического чувства предлагаю детям потрогать в кране воду различной температуры, снег, металлические и деревянные предметы. Для развития зрения - цветные таблички, вкладыши, сортируем бусинки по цвету, вылавливаем из воды шарики определенного цвета. Важно, чтобы у каждого ребенка создалось ощущение своей значимости, необходимости, возможности участия в целевых игровых действиях, и поэтому во время игры общаюсь с каждым ребенком, предлагаю взять то или иное пособие, помогаю советом.
Правильно организованная жизнь детей дает им много разнообразных впечатлений. Накопление детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. На основе этого опыта у детей закрепляются те знания и умения, которые были получены в непосредственной образовательной деятельности.
Совместно с педагогом - психологом Н.А.Долгополовой мы начали занятия в сенсорной комнате, которые стали для детей настоящим праздником. Они с удовольствием ходят в гости к «Веселкам», где их ждут увлекательные игры и упражнения. Особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света, ощущений и звука. Оформление сенсорной комнаты создает комфортную обстановку и вызывает положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка. Кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу.
Цель занятий - развитие у детей ориентировочно-исследовательских действий, формирование способности воспринимать предметы с точки зрения их функционального назначения, определять их свойства и качества, форму, величину, цвет, целостное восприятие.
- Релаксация, снятие эмоционального и мышечного напряжения у ребёнка;
- Стимулирование всех сенсорных процессов;
- Создание положительного эмоционального фона и оказание психологической помощи в преодолении нарушений в эмоционально-волевой сфере;
- Развитие кинестетической и тактильной чувствительности, внимания, памяти, мышления, воображения, зрительно-моторной и слухо-моторной координации, общей и мелкой моторики;
- Формирование интереса к исследовательской деятельности, развитие любознательности, наблюдательности;
- Корректировка психических и двигательных нарушений;
- Коррекция игровой деятельности.
Детям особенно нравится зеркальный шар, такие упражнения как «Поймай звездочку пальчиком», «Поймай звездочку взглядом». Включается пузырьковая колонна с рыбками и дети замирают от удивления, наблюдая за рыбками. Вот дети подходят к «струйкам воды» - фиброоптическим волокнам, которые стимулируют сосредоточение внимания и обладают успокаивающим эффектом.
Также большая роль в работе отведена взаимодействию с родителями. С
ними проводились: родительское собрание, индивидуальные беседы, консультации: «Сенсорное воспитание как основа умственного развития», «Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей раннего возраста» и т.д., посещения на дому. Наталия Анатольевна давала рекомендации по вопросам сенсорного развития и воспитания детей.
Целостный подход к построению данной работы дает нам ощутимые результаты. Значительно улучшились показатели диагностики детей по направлению «Сенсорное развитие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительного искусства” Образовательной программы “Детство” В 1 младшей группе. Тема: “День рожденье куклы Кати”. Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительно
Выполнен: Кузнецовой М.Е. Программное содержание: 1. Формировать простейшие приемы изобразительной деятельности, осваивая разнообразные техники работы (щетинная...
Конспект открытого занятия в старшей группе совместно с родителями "Путешествие на Остров Радости"разработан совместно с педагогом - психологом
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста , совместно с родителями "Путешествие на остров Радости", разработан вместе с педагогом - психологом.Интересное занятие, получило выс...
Использование ИКТ в совместной музыкальной деятельности с детьми, конспект совместной музыкальной деятельности "Музыкальная грамота" с использованием mimio.
использование ЭОР в совместной музыкальной деятельности...
Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет
В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...
родительское собрание совместно с детьми«Формирование интереса к художественному слову у детей с помощью малых фольклорных форм на совместных занятиях с родителями».
помочь родителям как в разных жизненных ситуациях применять малые жанры фольклора....
План конспект совместной деятельности педагога и воспитанника. Тема совместной деятельности: «Планета друзей ». Группа: старшая логопедическая. Направление развития: физическое
Конспект итогового занятия для детей 5-7 лет. Дети на протяжении всего занятия закрепляют умения и навыки. легко и точно выполняют движения, ориентируются в пространстве. Развивается мелкая моторика. ...
Комментарии
Нина Ивановна, спсибо за
Нина Ивановна, спсибо за материал!