Совместная работа педагога-психолога и воспитателя ДОУ.
методическая разработка по теме

Барышникова Нина Ивановна

В раннем возрасте начинается усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, который завершается в школьном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_metod.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

     Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, а так же запахе, вкусе и т.д.  Значение  сенсорного развития в раннем детстве велико: совершенствование деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире, что необходимо для успешного обучения в детском саду и школе, а так же для развития  других видов деятельности.   

    В настоящее время у детей раннего возраста наблюдается недостаточное развитие сенсорных способностей. Поэтому было решено использовать возможности сенсорной комнаты, дидактические игры и дидактические материалы Марии Монтессори вне занятий.

         Исходя из актуальности темы, целью работы стало – создание оптимальных условий для развития сенсорных представлений детей раннего возраста в повседневной жизни.

       Достижение цели предполагалось за счет решения следующих задач:                 развитие детей, обогащение их сенсорного опыта путем выделения формы, цвета и величины предметов;                                                                                                                  упражнение детей в установление сходства и различия между предметами;    формирование у детей умения называть свойства предметов.

       Работа строилась по четырем направлениям:                                                                 воспитательно-образовательная работа с детьми;  

обогащение предметно-развивающей среды материалами Марии Монтессори;  

взаимодействие с педагогом- психологом Н.А. Долгополовой – занятия в сенсорной комнате;                                                                                                                                                                                                 организация взаимодействия с родителями.

         На третьем году жизни ребенок еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него еще только начинают накапливаться представления о величине, форме, цвете и других свойствах предметов. Что бы привлечь  внимание детей к активной познавательной деятельности, я использую игру, игровые ситуации, в которые вношу те цели, задачи и умения, которые  необходимо усвоить детям.  В группе я использую  игрушки (мишку, зайку, куклу и т.д.),  разыгрывая с ними различные сюжеты, тем самым заинтересовываю детей, привлекаю к игре, в которой дети осваивают приемы группировки и классификации, явления отношений и зависимостей между предметами по их размеру, форме, цвету, расположении в пространстве.

     В сенсорном уголке представлены различные  дидактические игры:                 «Раздай куклам  подарки», «Собери узор», «Помоги Мишке выбрать игрушки», «Машины едут в гараж», «Собери чайный сервиз», «Спрячь мышку» и многие другие.

           В своей работе по развитию у детей сенсорных способностей я использую материалы Марии Монтессори. Она придавала огромное значение воспитанию чувств, которые развивают в человеке способность к наблюдению и непосредственно готовят его к практической жизни.

    В Монтессори – материалах сконцентрированы возможности утончения сенсорики. Каждый из них рассчитан на развитие, прежде всего одного изолированного чувства, но и косвенно, подспудно он работает и на зону ближайшего развития ребенка, как бы подталкивает его к спонтанному восприятию интеллектуальных понятий: маленький – большой, тихий – громкий, гладкий – шершавый. Ребенок   фиксирует контраст, распределяет по парам, дифференцирует, различает форму, величину, цвет, вес предметов,   т.е. производит сложную работу интеллекта -  анализ и синтез.  

     В своей  группе я изготовила для детей  разнообразные, привлекательные пособия, которые  способствуют развитию сенсорных  навыков.    Чувство вкуса и запаха,  я развиваю во время еды, когда ребенок  непосредственно обоняет разные запахи, а так же с помощью баночек с различными запахами. Для распознания неприятных запахов можно предложить детям пригорелое молоко. Для развития слуха –  звучащие  предметы, шумящие баночки с различными наполнителями, колокольчики. Для развития осязания: альбом с тканями, доска для ощупывания, клавишная доска, шершавые таблички. Для развития барического чувства –  различные предметы, отличающиеся по весу. Для развития термического чувства предлагаю детям потрогать в кране воду различной температуры, снег, металлические и деревянные предметы. Для развития зрения -  цветные таблички, вкладыши, сортируем бусинки по цвету, вылавливаем из воды шарики определенного цвета. Важно, чтобы у каждого ребенка создалось ощущение своей значимости, необходимости, возможности участия в целевых игровых действиях, и поэтому во время игры общаюсь с каждым ребенком, предлагаю взять то или иное пособие, помогаю советом.

         Правильно организованная жизнь детей дает им много разнообразных впечатлений. Накопление детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. На основе этого опыта у детей закрепляются те знания и умения, которые были получены в непосредственной образовательной деятельности.

         Совместно с педагогом - психологом  Н.А.Долгополовой мы начали  занятия     в сенсорной комнате, которые стали для детей  настоящим праздником.  Они с удовольствием ходят  в гости к «Веселкам», где их ждут   увлекательные игры и упражнения. Особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света, ощущений и звука. Оформление сенсорной комнаты создает комфортную обстановку и вызывает положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка. Кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально  положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу.

Цель занятий - развитие у детей ориентировочно-исследовательских действий, формирование способности воспринимать предметы с точки зрения их функционального назначения, определять их свойства и качества, форму, величину, цвет, целостное восприятие.

  • Релаксация, снятие эмоционального и мышечного напряжения у ребёнка;
  • Стимулирование всех сенсорных процессов;
  • Создание положительного эмоционального фона и оказание психологической помощи в преодолении нарушений в эмоционально-волевой сфере;
  • Развитие кинестетической и тактильной чувствительности, внимания, памяти, мышления, воображения, зрительно-моторной и  слухо-моторной координации, общей и мелкой моторики;
  • Формирование  интереса к исследовательской деятельности, развитие любознательности, наблюдательности;
  • Корректировка психических и двигательных нарушений;
  • Коррекция игровой деятельности.

Детям особенно нравится зеркальный шар, такие упражнения как «Поймай звездочку пальчиком», «Поймай звездочку взглядом». Включается пузырьковая колонна с рыбками и дети замирают от удивления, наблюдая за рыбками.  Вот дети подходят к «струйкам воды» - фиброоптическим волокнам, которые стимулируют сосредоточение внимания и обладают успокаивающим эффектом.

Также большая роль в работе отведена взаимодействию с родителями. С

ними  проводились: родительское собрание, индивидуальные беседы, консультации: «Сенсорное воспитание как основа умственного развития»,   «Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей раннего возраста» и т.д., посещения на дому. Наталия Анатольевна давала рекомендации по вопросам сенсорного развития и воспитания детей.

        Целостный подход к построению данной работы дает нам ощутимые результаты. Значительно улучшились показатели диагностики детей по направлению «Сенсорное развитие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе совместно с родителями "Путешествие на Остров Радости"разработан совместно с педагогом - психологом

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста , совместно с родителями "Путешествие на остров Радости", разработан вместе с педагогом - психологом.Интересное занятие, получило выс...

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

План конспект совместной деятельности педагога и воспитанника. Тема совместной деятельности: «Планета друзей ». Группа: старшая логопедическая. Направление развития: физическое

Конспект итогового занятия для детей 5-7 лет. Дети на протяжении всего занятия закрепляют умения и навыки. легко и точно выполняют движения, ориентируются в пространстве. Развивается мелкая моторика. ...


 

Комментарии

Нина Ивановна, спсибо за материал!