Проектная деятельность в совместной работе педагога-психолога и педагогов в условиях ДОУ
статья по коррекционной педагогике
В современной образовательной системе в целом и в коррекционно-развивающей в частности, педагоги вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. Все это требует от педагога нового комплекса умений –проектировать развитие образовательной системы и собственной образовательной деятельности. В этом может помочь метод совместной проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_praktike_psihologa_ekler_e.v.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог-психолог высшей квалификационной категории
Муниципального казенного дошкольного образовательного
учреждения детский сад №72 городского поселения Петров Вал
Камышинского муниципального района Волгоградской области
Эклер Елена Владимировна
Проектная деятельность в совместной работе педагога-психолога и педагогов в условиях ДОУ
Актуальность темы
Еще несколько лет назад педагогическая деятельность детского сада строилась на традиционных способах разработки перспективных и календарных планов и контроля за их реализацией.
На сегодняшний день Стандарт предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия всех участников образовательного процесса. В современной образовательной системе в целом и в коррекционно-развивающей в частности, педагоги вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. Все это требует от педагога нового комплекса умений –проектировать развитие образовательной системы и собственной образовательной деятельности.
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенная совместная партнерская деятельность педагогов и родителей, которая направлена на развитие ребенка с учетом общих целевых установок и своеобразия индивидуальных особенностей детей, их потребностей и инициатив, с целью привлечения родителей к активному участию в образовательном процессе. Поэтому главная цель организации совместной партнерской деятельности в нашем случае – использование потенциала каждого специалиста, а также родителей, т.е. объединение усилий всех субъектов коррекционно-образовательного процесса, преодоление разобщенности в их работе.
Основой взаимодействия педагога-психолога и педагогов ДОУ может стать проектная деятельность, так как эта технология востребована в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
В переводе с греческого «проект» - путь исследования. Под проектом понимается самостоятельная или коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты, которого обобщаются и объединяются в одно целое. Другими словами, «проект» - это Пять «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация.
Используя педагогический потенциал педагогов нашего ОУ, мы запусти ряд проектов:
- Экологический проект «Маленькие друзья природы».
Данный проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста, родителей, педагогов и содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта: образовательная деятельность, опытно-экспериментальная деятельность, игры, развлечения, наблюдения и экскурсии, работа с родителями и педагогами, природоохранные акции. Проект проведен в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
В результате проведенной проектной деятельности удалось повысить интерес родителей к работе детского сада в целом, культуру общения среди педагогов и родителей, компетентность педагогов и родителей в вопросах развития речи, развития ВПФ, экологической культуры. Дети, родители и педагогический коллектив получили положительные эмоции от проведенных мероприятий, что позволило создать положительную эмоциональную атмосферу в детском саду.
- Проект «Неделя психологии в детском саду».
Данный проект помогает реализовать следующие цели:
- повышение психологической компетентности родителей и педагогов ДОУ;
- формирование представлений о важности психологической науки как одной из составляющих человекознания;
- содействие развитию личности детей: развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
- повышение уровня доверия между всеми участниками образовательного процесса.
Проект «Неделя психологии в детском саду» направлен на формирование коммуникативной компетентности всех участников педагогического процесса: педагогов, родителей, детей. Именно психологическая компетентность помогает сохранению и укреплению психического здоровья. Ведь в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
В социальной адаптации ребенка принимают участие родители, педагоги, сверстники. При их непосредственном участии формируется определенный тип социального поведения, отражающий требования микросоциальной среды (семья, ДОУ), в которой он растет и развивается. Помогая детям в социальной адаптации, мы создаем благоприятные условия для самореализации ребенка, создаем модель ценностно-ориентированной педагогики, создаем ситуации, в которых ребенок становится примером для других. Успешная социальная адаптация в дошкольный период обусловливает, в том числе, и успешность ребенка в дальнейшем школьном обучении овладение нормами культуры, принятие социальных требований, освоение способов совместного поиска и принятия решений, формирование рефлексивных представлений о себе на основе внутренних ценностей, интересов и потребностей.
Именно с этой целью я ежегодно разрабатываю и провожу проект «Неделя психологии в детском саду», а тематику придумываю разную. Летом готовятся все материалы: стендовая информация, объявления, продумываются конспекты, наглядность. В начале учебного года педагогам предлагаются варианты участия в данном проекте: провести занятие или любое мероприятие на тему проекта в своей группе, изготовить совместно с родителями и детьми стенды, плакаты. Весь детский сад знает: у нас Неделя психологии!
Педагогам и родителям предлагаются различные формы работы с детьми. В рамках Недели психологии в детском саду проводятся открытые занятия с детьми, развлечения и досуги, в том числе различные викторины для детей и их родителей.
Каждый день насыщен разнообразными и интересными мероприятиями: психологическая акция «Сундучок радости», дающая возможность помечтать и искренне по-детски улыбнуться, достав пожелание из волшебного сундучка. Педагоги совместно с детьми и родителями изготавливают плакаты с высказываниями, рассуждениями, рисунками и мыслями детей. Все желающие могут оставить свои «следы» на заборе пожеланий и предложений. На протяжении недели функционирует выставка, посвященная Неделе психологии, содержание которой постоянно меняется в зависимости от темы Недели психологии, а также обновляется информация в папках-передвижках: «Шпаргалка для родителей».
Не остаются без внимания и наши педагоги: открытые занятия, мастер-классы, консультация с элементами тренинга, в ходе которых они получают много полезной информации. Хорошим завершением Недели психологии становится круглый стол с чаепитием и награждением грамотами за активное участие в мероприятиях.
«Неделя психологии в детском саду» привлекла внимание педагогов и родителей к профессиональной деятельности психолога, расширила рамки психопросвещения родителей, педагогов в интересной и нетрадиционной форме, создала положительную атмосферу в ДОУ. Успех Недели психологии просто окрылил! В нашем детском саду проведение Недели психологии стало традиционным и эта традиция всех объединяет. Хороший эмоциональный настрой, совместная творческая деятельность педагогического коллектива, родителей и детей – итог Недели психологии в детском саду. Каждый раз мы открываем для себя что-то новое, чему-то учимся, и понимаем, что уже не сможем отказаться от проведения таких проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...
Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей в условиях логопункта. - Выступление на МО учителей-логопедов и воспитателей.
Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Проектный метод заслуживает внимания логопедов ДОУ , которым приходится искать эффек...
: Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога (из опыта работы)
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей...
"Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога в ДОО: традиции и новации (из опыта работы)"
В данной статье говорится о необходимости использования совместных форм работы психолога с детьми, родителями, педагогическим коллективом и администрацией ОУ, среди которых одной из наиболоее ак...
Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога в ДОО: традиции и новации (из опыта работы)
В настоящее время одной из актуальных задач в работе педагогов-психологов является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в о...
Программа «Проектная деятельность в совместной работе педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. В работе с таким детьми с...
Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: "Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога"
Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: "Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога"...