ПРОГРАММА кружка «Занимательные финансы» для детей 5-7 лет.
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Попович Любовь Владимировна

Программа расчитана на средний, старший, дошкольный возраст и может подстраиваться для решение задач по развитию финансовой грамотности у детей, как запланированных, так и возникших в не посредственной работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_f.g.docx45.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ №7 "АНТОШКА».

ПРОГРАММА кружка «Занимательные финансы» для детей 5-7 лет.

 Срок реализации 1 год.

Автор: Попович Л.В.

Г. Урай. 2023г

Содержание

1.Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Цели и задачи программы

1.3. Взаимодействие с родителями.

1.4. Планируемые результаты.

2. Содержательный раздел программы

2.1. Формы и методы реализации программы.

2.2. Варианты взаимодействия с семьями дошкольников

2.3. Содержание образовательной деятельности.

3. Организационный раздел программы

3.1. Организация занятий по Программе

3.2. Материально-техническое обеспечение реализации программы

3.3. Методическое обеспечение Программы

4. Информационные ресурсы для воспитателей и родителей

4.1. Список литературы, рекомендуемой воспитателям

4.2. Список литературы, рекомендуемой родителям.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа «Занимательные финансы» разработана на основе образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированной направленности №7 "Антошка" и образовательной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников». Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю.Рыжановская.

     Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амос Коменский, родоначальник научной педагогики. Я.А. Коменский предлагал давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством, рассказывать детям, в чем суть вещей для жизни. Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга». В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, которая так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение писать и читать. Освоение финансовой грамотности, культуры необходимо начинать с дошкольного детства. Процесс освоения финансовой культуры не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.

    Программа поможет детям в первую очередь понять, что такое труд, как он связан с деньгами. Научит отличать потребности от желаний. Расскажет, как тратить разумно, грамотно экономить и планировать семейный бюджет. Подскажет о таких понятиях как: бедность и богатство, жадность, долг, ответственность.

  1. Цели и задачи программы.

Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

 - раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- познакомить с профессиями взрослых.

- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

- активизировать коммуникативную деятельность детей;

- стимулировать интерес к изучению мира финансов;

- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

-  повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

- развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.

1.3. Планируемые результаты освоения программы        

Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от ребёнка достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров, которые необходимо воспринимать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка и направление воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

-применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

-осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;

-иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;

-понимать, такое семейный бюджет;

-осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей, элементарно планировать;

-осознавать, что значит брать и давать в долг

-понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем;

-иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;

-осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

-следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1. Формы и методы реализации программы.

Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей.

Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:

- игровые (дидактические игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые, игры – путешествия (квесты), игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);

- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

- наглядные (наблюдение, просмотр обучающих фильмов, мультфильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций, тематические папки, папки - передвижки);

- практические (исследование, экспериментирование, решение ситуативных задач).

- с использованием ИКТ (работа в медиапространстве - рубрика в сообществе ВК детского сада, компьютерные игры, игры learningapps)

2.2. Варианты взаимодействия с семьями дошкольников.

Перспективный план. (Памятки, анкеты, практические советы в приложении)

Мероприятие.

Сроки реализации

1

Сообщение на родительском собрании «Уроки финансовой грамотности в детском саду и дома»  

Анкета для родителей №1

сентябрь

2

Тематическая памятка и рекомендации для родителей: «Труд»

Памятка для родителей по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

октябрь

3

Тематическая памятка и рекомендации для родителей: «Деньги»

ноябрь

4

Тематическая памятка и рекомендации для родителей: «Потребности и желания».

декабрь

5

Тематическая памятка и рекомендации для родителей: «Тратим разумно, сберегаем»

январь

6

Тематическая памятка и рекомендации для родителей: «Долг и ответственность»

февраль

7

Тематическая памятка и рекомендации для родителей: «Планирование»

март

8

День открытых дверей. Открытый показ воспитательно – образовательной работы тема: «Семейный бюджет и расходы семьи»

 Тематическая памятка и рекомендации для родителей: «Богатство и бедность».

апрель

9

Отчет на родительском собрании по обучению дошкольников финансовой грамотности за 2022-2023 учебный год. Анкетирование.

Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

май

10

Рубрика #Доступноофинансах#

1-2 в месяц.

 2.3. Содержание образовательной деятельности

Тема

Содержание

Образовательная область

1. Без труда нет жизни на земле.

1.Знакомство. Диагностическая беседа. Наблюдение.

2. Игровое занятие: «Мои домашние обязанности»

Социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.

3.Чтение и обсуждение художественной литературы. «Самокат», «Заплатка», «Как Мишка хотел маму перехитрить»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

4.Продуктивная деятельность. Выставка рисунков на тему труд.

Художественно-эстетическое развитие

5. Чтение и обсуждение художественной литературы.  «На горке»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

6.Игровое занятие: «Вот так заработали!»

Социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.

7. Просмотр и обсуждение мультфильмов «Навигатум». Знакомство с профессиями.

Социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.

8.Просмотр и обсуждение мультфильмов «Навигатум». Знакомство с профессиями. Игровое занятие. Профессия- по выбору детей.

Социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.

9.Беседа «Все работы хороши – выбирай на вкус» Обсуждение профессий родителей. Кто чем занимается.

Социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.

10.Викторина: «Угадай профессию»

Социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.

11.Продуктивная деятельность. Бусы – как продукт труда.

Художественно-эстетическое развитие. Познавательное и речевое развитие

2.Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны

12. Познавательное занятие – беседа «Как придумали деньги»

Социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие

13. Познавательное занятие – беседа «Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся»

Социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие

14.Продуктивная деятельность. Игра – обсуждение «Нарисуем деньги для нашей группы»

Художественно-эстетическое развитие, познавательное и речевое развитие.

15. Познавательное занятие – беседа « Как деньги попадают к нам в дом» Д/и «Доход»

Социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие

16.Игровое занятие. «Как потопаешь, так и полопаешь»

Социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.

17. Чтение и обсуждение художественной литературы.  «Где деньги живут»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие.

18. Игровое занятие: «Денежные домики»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие.

19.Продуктивная деятельность. «Домики для наших денег»

Художественно-эстетическое развитие, познавательное и речевое развитие.

20. Продуктивная деятельность. «Домики для наших денег»2

Художественно-эстетическое развитие, познавательное и речевое развитие.

3.Покупаем, продаем и обмениваем

21.Потребности и желание. Ролевая игра: «Выбираем самое важное»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие.

22. Чтение и обсуждение художественной литературы. «Про капризного Алешу»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие.

23.Познавательное занятие – беседа: «Где покупают и продают разные товары»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие.

24. Игровое занятие: «Где что купить»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие.

25.Стоимость и цена. Игровое занятие: «Сколько это стоит» Изготовление

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие

26.Стоимость и цена. Игровое занятие: «Сколько это стоит». Продажа.

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие.

27.Игровое занятие: «Дорого и дешево»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие.

28. Познавательное занятие. «Русская ярмарка»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие.

4.Тратим разумно, сберегаем и экономим

29. Игровое занятие. «Деньги получили – ерунды накупили»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие.

30. Чтение и обсуждение художественной литературы. «Муравей и пшеничное зернышко», «Бережливая птичка»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие.

31.Игровое занятие: «Открываем бутербродную. Закупка продуктов»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие.

32.Игровое занятие: «Копим и сберегаем»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие.

33.Мини – спектакль «Мишкина – копилка»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие

34.Продуктивная деятельность. Наша мастерская. Бережливость на практике.

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие

35. Продуктивная деятельность. Наша мастерская. Бережливость на практике 2.

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие

5.Учимся занимать и отдавать долги

36.Игровое занятие: «Занять и одолжить»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие.

37. Чтение и обсуждение художественной литературы. «Долг» В. Осеева.

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие.

38.Решение ситуативных задач. Пословицы и поговорки. Беседа – рассуждение: «Заплати долг скорее, так будет веселее»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие.

39.Мини-спектакль: «Долг платежом красен» Подготовка.

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие

40. Мини-спектакль: «Долг платежом красен»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие

6.Учимся планировать

41. Чтение и обсуждение художественной литературы. «План» Стахович

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие.

42.Игровое занятие: «План покупок»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие.

43. Игровое занятие: «План на следующий день»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие.

44.Познавательное занятие. «Ставим цели»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие.

45. Игровое занятие: «Наши цели»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие.

46.Игровое занятие: «Сделал дело – гуляй смело»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие.

47. Мини –спектакль. Планирование и подготовка

48. Мини – спектакль «Все по плану!»

7.Богатство и бедность.

49. Чтение и обсуждение художественной литературы. «Как Валюша бабушке сон покупала»

50. Игровое занятие «Что купить нельзя»

51. Продуктивная деятельность. «Что купить нельзя» Выставка рисунков.

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие

52. Чтение и обсуждение художественной литературы. «Бедные богачи», «Ум и богатство», «Жадный мальчик»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие.

53.  Решение ситуативных задач. Пословицы и поговорки про щедрость и жадность.

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие.

54. Мини- спектакль: «Бережливые друзья» Подготовка

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие

55. Мини- спектакль: «Бережливые друзья»

Социально-коммуникативное, речевое развитие.

Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие

56. Диагностическая беседа, наблюдение.

+8 занятий

57 – 64. Каждый месяц по 2 занятия посвящается просмотру мультфильмов или видеосюжетов по выбору воспитателя в соответствии с темой блока.

Во время проведения занятий по чтению художественной литературы, решение ситуативных задач, познавательных, продуктивной деятельности, просмотра мультфильмов проводится физминутки: «Полезно – приятно», «Наши руки», «Потрудились – порезвились», «Минутка для глаз», «Вырастим хлеб», «Ванька – Встанька», «Самолеты», «Дождь», «Еле, еле», «Кот Антипка»

Физическое развитие

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1. Организация занятий по программе.

Программа реализуется в течение года (сентябрь - июнь), состоит из 64 занятий, периодичность занятий 1-2 занятия в неделю, продолжительность занятий 20-30 минут. И/или в течении двух лет по 1 занятию в неделю

Принципы организации воспитательно-образовательного процесса Программы:

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;

- психологический и эмоциональный комфорт как условие самореализации дошкольника;

- доверие и поддержка активности, инициативности и устремлений к самоутверждению.

3.2. Материально-техническое обеспечение реализации программы.

Требования к зданиям, водоснабжению, канализации и отоплению, к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию, к искусственному и естественному освещению образовательных помещений, к санитарному состоянию и содержанию помещений, как и многие другие требования, определяются соответствующими ГОСТами и СНиПом2. Специальных требований, отличных от общепринятых, Программа не предъявляет.

Программа предполагает обеспечение групп необходимой мебелью, играми и пособиями, соответствующими возрасту детей. Для занятий театрализованной деятельностью необходимо наличие зала.

Предметно-пространственное и информационное окружение должно учитывать потребности и игровые интересы современного дошкольника, ориентировано на реализацию программных задач и возможности развернуть игровой сюжет как для нескольких детей, так и для всех детей группы.

3.3. Методическое обеспечение программы.

Программа реализуется с методическим сопровождением:

- методические рекомендации для воспитателя (с темами и рекомендациями по организации и проведению занятий);

- пособие для родителей «Советы родителям: о чём и как говорить с ребёнком»;

- сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников (обучающих сказок для знакомства с основами финансовой грамотности и формирования финансовой культуры детей в возрасте 5 - 8 лет);

- сборник ситуационных задач по финансовой грамотности для дошкольников;

- сборник игр для детей дошкольного возраста «Азы финансовой культуры»;

- раздаточные и дидактические материалы по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников;

- художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях.

3.4. Список литературы

1.Поварницина Г.П. , Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника.

2.Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / - М. Просвещение, 1996. – с. 128

3.Л.В. Стахонович, Е.В. Семанкова, Л.Ю.Рыжановская. Программа Азы финансовой культуры для дошкольников, Вита – пресс. Москва. 2019г. с.33.

4.М.Кинеева, В. Кузина. Финансовая грамотность. Просвещение.Союз. Москва.2023г. с. 63

Интернет-ресурсы:

https://моифинансы.рф – Мои финансы, официальный сайт.

www.cbr.ru — официальный сайт Банка России

https://fincult.info  — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» Минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

Электронные ресурсы для педагогов:

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. festival.1september.ru, свободный. - Загл. с экрана.

Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml, свободный. - Загл. с экрана.

Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступаhttp://worldofchildren.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klubkontakt.net/ , свободный. - Загл. с экрана.

Подготовка к школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vscolu.ru/, свободный. - Загл. с экрана.

4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ - ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

4.1. Список литературы, рекомендуемой воспитателям.

Учебно-методические пособия

1. Мини-спектакли / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжанов- ская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

2. Рассуждаем и решаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Ры- жановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

3. Играем вместе / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжанов- ская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

4. Читаем и обсуждаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжа- новская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

5. Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

6. Методические рекомендации для воспитателя / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

7. Аксенова, Н.И. / Н.И. Аксенова, Ц.М. Левин, Е.А. Луговой, Л. А. Павленко. Поиграем в экономику. - Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники. - 38 с.

8. Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/ Учебно-методическое пособие. - Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015. - 89 с.

9. Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / Л. Н. Галкина. - Челябинск, 2006. - 98 с.

10. Герасименко, С.В. / С.В. Герасименко, Е.А. Маркушевская, И.П. Шай- кина, И.В. Назарова и др. Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей». - Волгоград, 2015. - 34 с. - Электронный ресурс: http://new.kiro46.ru/docs/BELOBOKA.pdf

11. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе; под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцево. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.

12. Полиманская, Т.И. Усвоение нравственных норм старшими дошкольниками в совместной трудовой деятельности / Т.И. Полиманская // Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / под ред. Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1987. - 117 с.

13. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. - М., 2005. - 254 с.

Сказки, рассказы

1. «Кем быть и кем не быть?» По Я. Пинясову

2. «Сами виноваты» По С. Михалкову

3. П. Дудочкин «Почему хорошо на свете»

4. В. Сухомлинский «Жадный мальчик»

5. Сказка «Хранители бюджета»

6. Аким Яков «Жадина»

7. Татьяна Казырина «Жадина»

8. Эмма Мошковская«Жадина»

9. К.И. Чуковский «Муха-цокотуха»

10. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

11. Рассказ «Как Валюта бабушке сон покупала»

4.2. Список литературы, рекомендуемой родителям.

Учебно-методические пособия

1. Александров, И. Большая иллюстрированная энциклопедия для дошкольников. Litres, 2018.

2. Арефьева, Т.А. Дети и деньги / Т.А. Арефьева. - СПб.: Речь, 2006. - 246 с. - (Детская психология).

3. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 80 с.

4. Бодо, Ш. Мани, или Азбука денег // Б. Шефер. - Попурри, 2006. - 60 с.

5. Бродникова, Е. Дети и деньги. Растим миллионера / Е. Броднико- ва, Е. Красавина. - СПб.: Питер, 2013. - 256 с.

6. Годфри, Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами / Джолайн Годфри. - М.: Добрая книга, 2006. - 224 с.

7. Денежные сказки: альбом для детского художественного творчества из комплекта «Финансовый грамотей: Пособие для воспитания финансовой грамотности от 5 до 99 / Иркутск: Альмира, 2012. - 28 с. ил. - Электронный ресурс: http://fincult.ru/trenings/file_profolog/KursKids/ Denegnie_skazki_Raskraska.pdf

8. Детские деньги: полезная информация для детей и родителей о деньгах и управлении ими/ Сбербанк для детей и родителей. - Электронный ресурс: http://niKona-6aHKHpa^/wp-content/uploads/2016/02/

Detskie-dengi.pdf

9. Иванова, Н. Г. Что такое «экономика»? Проект для детей старшего дошкольного возраста / Н. Г. Иванова // Дошкольное воспитание. - 2000,-№2.-С.12-14.

10. Йулли, Б. Как воспитать правильное отношение к деньгам / Б. Йулли // Семья и школа. - 2007. - № 6. - С.10-14.

11. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом / Л.В. Кнышова, О.И. Меньшикова, О.В. Попова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 125 с.

12. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников / Е. А. Ку- рак. - М.: СФЕРА, 2002. - 80 с.

13. Липсиц, И. В. Удивительные приключения в стране Экономика / И.В. Липсиц. - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 336 с.

14. Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. - М.: Изд-во политической литературы, 1990. - 416 с.

15. Матвеев, Э. Лесная биржа. Поучительная сказка о финансах / Э. Матвеев. - Пермь : Янус, 2012. - 305 с.

16. Поляков, С. Д. Технологии воспитания: учебно-методическое пособие / С. Д. Поляков. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 144 с.

17. Прусенкова, Н. Рекламные крошки. Дети воспринимают рекламу совсем не так, как хочет заказчик / Н. Прусенкова // Новая газета. - 09.03.2006.

18. Рубе В. А. Зачем нужны налоги: учебное пособие для начальной школы / В.А. Рубе, Е.С. Шабельник. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 1999. - 104 с.

Сказки, рассказы

Два жадных медвежонка (Венгерская сказка)

С. Михалков «Как старик корову продавал»

Х.-К. Андерсен «Новое платье короля»

Х.-К. Андерсен «Огниво»

В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Народная сказка «Мена»

К.И. Чуковский «Федорино горе»

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко»

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Народная сказка «Жадная старуха»

Народная сказка «Чудесная рубашка»

Список мультфильмов.

1. Смешарики. Азбука финансовой грамотности

2. Смешарики. Пин-Код: Финансовая грамотность

3. Богатый бобренок

4. Азбука денег. Уроки тетушки Совы

5. Фиксики

6. Три кота

7. Профессор Почемушкин

8. Мультфильм о мальчике Пете

9. Серия «Золотая карта» Новых Простоквашино

10. Алеша Попович и Тугарин Змей

11. История возникновения денег. Хочу весь мир и ещё 5 процентов. История Фабиана

12. Золотая Антилопа (1954)

13. Приключения Буратино (1959)

14. Муха-цокотуха (1960) или (1976)

15. Дюймовочка (1964)

16. Кот, который гулял сам по себе (1968)

17. Трое из Простоквашино. (1978)

18. Незнайка на Луне (1997-1999)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по дополнительной образовательной программе «Занимательная математика» для детей 5-6 лет за 2018-2019 учебный год

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать...

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная математика» (для детей 4 - 5 лет)

Данная дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная математика» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 104» (Далее &nda...

Дополнительная образовательная программа "Занимательный английский" для детей 5-7 лет

Занятия по программе «занимательный английский» знакомит ребенка с основами иноязычной культуры, т.е. сообщает ребенку базовый объем знаний, умений и навыков. Занятия являются устным подго...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика» для детей 5-7 лет

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе будущего первоклассника» имеет социально-педагогическуют направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА" (для детей старшего дошкольного возраста)

Данная Программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки программы дошкольного образования. Решение математических задач, связанных с логиче...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» Возраст детей: 4-5 лет.

Цель: повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии с повышенными требованиями к ним в школе, развить способность детей решать лог...