Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Семейный бюджет и расходы семьи»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Мутина Мария Валентиновна

Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fin._gramot.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Семейный бюджет и расходы семьи»

Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

Задачи:

1. Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет;

2. Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);

3. Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет.

Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».

Совместная работа: сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра «Какие бывают доходы».

Материал и оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.)

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: 

- Ребята, у каждого из вас есть семья. - Что такое семья? Сколько человек в вашей семье?

- Из кого она состоит?

Дети: Ответы детей (Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка)

Воспитатель:

- Ребята, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности. - Что делает мама?

Дети: Ответы детей (Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.)

Воспитатель: 

- Чем занимается папа?

Дети: Ответы детей (Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.)

Воспитатель:

- Как вы помогаете маме и папе?

Дети: Ответы детей (Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.)

Воспитатель: 

- Что делает бабушка?

Дети: Ответы детей (вяжет носки, печет пироги и т. д.)

Воспитатель: 

- Что делает дедушка? (Ответы детей).

- Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить. Но, согласитесь для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить что?

Дети: Продукты.

Воспитатель: 

- Для того, чтобы постирать белье, нужно иметь что?

Дети: Порошок, мыло.

Воспитатель: 

- А для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести что?

Дети: Чистящее средство.

Воспитатель: 

- То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость. Без чего же нельзя обойтись при покупке товара?

Дети: без денег.

Воспитатель: 

-Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги.

Дети: Папа и мама работают.

Воспитатель: 

- Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.

Воспитатель: 

- Давайте немного отдохнём и поиграем.

Физкультминутка

Руки поднялись у нас - это «раз»,

Повернулась голова - это «два»,

Руки вниз, вперед смотри - это «три»,

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать - это «пять»,

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

Воспитатель: 

- Кто мне скажет, кем же работают ваши родители? (Ответы детей.)

- Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам дедушкам… (пенсию).

- Правильно, у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия.

- Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги. Если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет.

Воспитатель: 

- Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей)

- А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».

- На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей)

- За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.

Воспитатель: 

- Важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Их нелегко зарабатывать.

- Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, большой холодильник, а можем купить порцию пирожного. Холодильником мы будем пользоваться долго, а насколько нам хватит пирожного? (Ответы детей)

Воспитатель:

- Значит, холодильник мы назовем товаром длительного пользования, а порцию пирожного - товаром кратковременного пользования.

- Сейчас вам необходимо выбрать те карточки, на которых изображены товары длительного пользования.

- Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования.

Назовите, какие это товары?

Дети: Машина, утюг, пылесос, телевизор, компьютер, мясорубка и т.д.

Воспитатель: 

- А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования.

- Необходимо выбрать те карточки, на которых изображены товары кратковременного пользования.

Назовите эти товары.

Дети: Продукты питания, зубная паста, мыло, шампунь, порошок и т.д.

Воспитатель:

 - Ещё, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т.е. это:

а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ);

б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).

Дети: За телефон, за детский сад, за свет, и т.д.

Воспитатель

-  Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями.

Напомните, что же такое семейный бюджет? Что такое расходы? Какими бывают они?

- Давайте представим, что нам нужно быстро и экономно приготовить пищу. Каждый из нас отправится в магазин, приобретет, необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства.

Проводится сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательной деятельности с детьми группы компенсирующей направленности для детей подготовительной группы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников на тему :«Семейный бюджет и расходы семьи»

Сценарий образовательной деятельности с детьми группы    компенсирующей   направленности для детей подготовительной группы по формированию основ финансовой грамотности д...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе по теме: «Как распределять семейный бюджет».

Чем раньше мы ознакомим детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут.  Финансовая грамотность &nd...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Семейный бюджет»

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Семейный бюджет»Приоритетное направление: основы финансовой грамотностиИнтеграция образовательных областей:-«Познавательн...

Занятие по финансовой грамотности в старшей группе «Семейный бюджет. Доходы и расходы.»

Занятие по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Семейный бюджет. Доходы и расходы.»Цель: расширять знания дошкольников по финансовой грамотности.Задачи:образовательные...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Семейный бюджет»

Приоритетное направление: основы финансовой грамотностиЦель: Знакомство с семейным бюджетом.Задачи:Образовательные задачи:- дать представление о составляющих компонентах семейного бюджета («...

Методическая разработка. Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе: «Семейный бюджет»

Методическая разработка.Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе:«Семейный бюджет»...

Занятие по финансовой грамотности для детей старшей группы «Семейный бюджет и расходы семьи»

Занятие по финансовой грамотности для детей старшей группы «Семейный бюджет и расходы семьи»...