Методическая разработка. Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе: «Семейный бюджет»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Методическая разработка.

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе:

«Семейный бюджет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_fg_podg.gr_.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка.

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе:

«Семейный бюджет»

Автор:

Гасанова Цийиварз Османовна

воспитатель

Санкт-Петербург

2024

Введение

Актуальность: Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Новизна опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.

Цель: Расширение знаний по финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

Формирование первичных экономических понятии: финансы, экономия, зарплата, потребности. Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.

Развивающие:

Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных отношений.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.

Планируемые образовательные результаты:
Дети будут знать: как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине), планирование семейного бюджета.

Дети будут уметь: следовать полученной инструкции, проявлять инициативу, договариваться. Задавать вопросы, искать ответы. Выдвигать гипотезы и проверять их. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы

Используемые технологии: Личностно-ориентированного обучения. Игровые. Сотрудничество. Реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка.

Методическое обеспечение занятия: подсказки с заданиями, кошелек, карточки, магниты, доска, кошелёк, карта пластиковая, настоящие и ненастоящие деньги разного достоинства (купюры:50,100 рублей; монеты: 1 рубль, 2рубля, 5 рублей).

Оборудование: магнитная доска, мольберт

Ход занятия:

1. Организационная часть

Воспитатель: - К нам сегодня пришли гости, а гостям мы всегда рады. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).

 Ребята я хочу прочитать вам стихотворение. Которое называется. «Три копейки на покупку».
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даёт: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
И на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»

Актуализация знаний.

Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Дети: Нет

Воспитатель: Почему?
Дети: Денег не хватит!
Воспитатель. Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, выданные родителями на обеды, на продукты для семьи. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, давайте мы посмотрим какие деньги могут быть в кошельке. (Воспитатель показывает детям кошелек с деньгами)

Воспитатель: Что это такое? Правильно, монеты. Какой бывает монета? (Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им)

Воспитатель: - Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак). Какие монеты вы знаете? Дети называют монеты разного достоинства.

Воспитатель: Смотрите ребята, у нас в кошельке ещё что-то осталось. Давайте посмотрим, что же это. Воспитатель достаёт банкноты.

Воспитатель: Как можно назвать эти деньги? Это банкноты. А какие они? (Различного номинала). Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.

Воспитатель: Банкноты так же, как монеты бывают разные и имеют разную ценность. Кто может назвать, какие банкноты бывают? (Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям).

Воспитатель: - А для чего нам нужны деньги? (для покупок, для оплаты за квартиру, телефон, поездку). Покупать товар, копить, ездить в отпуск.

Воспитатель: Совершенно верно. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Ребята, когда деньги у нас в наличии как они называются?

Дети: наличные деньги.

Воспитатель: А что, кроме денег, можно использовать при оплате?

Дети: карту

Воспитатель: То есть, карта — это "безналичные деньги". Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты).

Воспитатель: Ребята, а знаете давным–давно, было такое время, когда денег у людей ещё не было. Как же люди тогда получали разные вещи?

Дети: Они обменивались разными вещами, например: зерно меняли на орудие труда, домашних животных и шкуры на украшения из ракушек и других красивых камней.

Воспитатель: Правильно. Это называлось –Натуральный обмен. Товары служили вместо денег. И только потом, спустя много-много лет, люди изобрели первые деньги, с помощью которых покупали все необходимое

Воспитатель: А где же люди берут эти деньги?

Дети: Зарабатывают на работе

Воспитатель: Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается. Оплата труда каждого работника называется заработная плата. (Зарплата)

Воспитатель: Кто в семье получает зарплату?

Дети: мама и папа

Воспитатель: Зарплата папы и мамы — это семейный бюджет. Что еще может составлять семейный бюджет?

Дети: Пенсия дедушки, бабушки

Воспитатель: Попробуем составить схему семейного бюджета. Возьмите листочки с заданием, сейчас работаем с верхним рядом кружков.

Воспитатель: Папина зарплата 3 рубля, зарплата мамы 2 рубля и пенсия бабушки 1 рубль. Каков бюджет семьи? Напишите соответствующую цифру в квадрате. Теперь поработаем со вторым рядом. Папина зарплата 3 рубля (закрашивают зеленым цветом 3 кружка, зарплата мамы 2 рубля (закрашивают 2 кружка красным цветом) Каков семейный бюджет? Напишите соответствующую цифру в квадрате.

Воспитатель: В какой семье семейный бюджет больше? Почему?

Дети: потому что первый бюджет состоит из зарплаты мама, папы и пенсии бабушки. (три дохода). А во втором из зарплаты мама и папы и имеет только два дохода.

Воспитатель: - Что такое доход?

Дети: Полученные деньги

Воспитатель: Что такое расход

Дети: Потраченные деньги

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Доход – расход» воспитатель подходит к каждому ребенку и задает вопрос:

- папа получил зарплату (доход)

- покупка хлеба в магазине (расход)

- оплата коммунальных услуг (расход)

- папа получил отпускные (доход)

- оплата за детский сад (расход)

- покупка игрушки (расход)

- бабушка получила пенсию (доход)

- дедушка выиграл в лотерею (доход)

- поездка на курорт (расход)

- поломался телевизор (расход).

Физминутка: «Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)

Изучение нового материала.

Воспитатель: Ребята вы знаете, что такое экономика? — это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их. А что значит быть экономным

Воспитатель: А теперь давайте подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

Дети: Не хватает денег, не нужно покупать все подряд. Расходы нужно планировать.

Воспитатель: Да, все верно, чтобы каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье обычно родители подсчитывают свой семейный бюджет. У вас очень много потребностей. А все ли потребности одинаковы?

Если ваши родители купят вам игрушек на все деньги, это хорошо?

Дети: Нет

Воспитатель: А если из-за этого у вас теперь не будет возможности купить одежду, еду лекарства, это хорошо?

Дети: Нет

Воспитатель: Сначала нужно удовлетворить потребности в пище, воде, одежде, жилье — это первоочередные нужды, а уже потом – второстепенные. Второстепенные нужды — это игрушки, развлечения, сладости, путешествия и т.д.

Давайте мы с вами распределим семейный бюджет и поиграем в игру «Хочу и надо».

Игра «Хочу и надо» 

Воспитатель: Мы с вами поделимся на две команды. Первая команда, ваша задача выбрать картинки с изображением того, что необходимо для жизни в первую очередь, без чего нельзя обойтись. Вторая команда, вам нужно выбрать картинки с изображением того, что очень хочется, но не является жизненно важным, без чего можно обойтись. Все выбранные картинки необходимо прикрепить на мольберт.

Дети на магнитные доски крепят предметные картинки.

Воспитатель: Молодцы! Теперь вы знаете какие потребности первоочередные, а какие второстепенные.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, за что садик платит деньги?
Дети: За воду, свет, телефон, вывоз мусора.
Воспитатель: Какой вклад мы можем внести в экономику детского сада?
Дети: Нужно экономно расходовать воду, свет, беречь имущество, одежду, книги, мебель.
Воспитатель: Правильно, а как это сделать?
Дети: Выключать свет, когда он не нужен, не включать быстро воду, не ломать игрушки, не рвать книги.
Воспитатель: Молодцы

Закрепление полученных знаний.

Воспитатель: Итак, ребята, деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно. А вспомните, пожалуйста, героев сказок, где они покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги.

Дети: «Муха-цокотуха», «Буратино», «Трое из Простоквашино», «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Чебурашка и крокодил Гена», «Сказка о Попе и его работнике Балде» и т.д.

Воспитатель: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок. Вот видите, дети, даже сказочные персонажи живут так же, как и люди.

Ребята, мы с вами знаем, что на деньги можно купить очень многое, но далеко не всё. Предлагаю поиграть в игру «Что нельзя купить за деньги». Я буду называть слова, если это можно купить – хлопайте, нельзя – топайте: 

книга, конфеты, ум, машина, планшет, вежливость, компьютер, семья, здоровье, дружба.

Воспитатель: То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.

Рефлексия:

Ребята, что мы сегодня узнали нового? Вам было интересно? А знания, которые мы получили на занятии, смогут нам пригодиться? Что мы можем рассказать дома родителям? Спасибо, ребята, мне очень понравилось с вами играть, заниматься. Вы сегодня хорошо занимались и заработали все по золотой монете! (Шоколадные монеты)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект занятия по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе "Семейный бюджет"

Конспект по формированию финансовой грамотности. Содержит инновационные технологии: использование ИКТ, игровая деятельность, процесс взаимодействия детей друг с другом....

Методическая разработка "Интерактивная игра по финансовой грамотности для подготовительной группы с использованием презентации «Новый дом для бабушки Красной Шапочки»».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Интерактивная игра   «Новый дом для бабушки Красной Шапочки».Цель:  содействие финансовому просвещению и воспитанию детей старшего  дошкольного во...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФИНАНСОВ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Семейный бюджет»

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Семейный бюджет»Приоритетное направление: основы финансовой грамотностиИнтеграция образовательных областей:-«Познавательн...

Занятие по финансовой грамотности в старшей группе «Семейный бюджет. Доходы и расходы.»

Занятие по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Семейный бюджет. Доходы и расходы.»Цель: расширять знания дошкольников по финансовой грамотности.Задачи:образовательные...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Путешествие на Луну за Незнайкой. Финансовое приключение»

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Путешествие на Луну за Незнайкой. Финансовое приключение»Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Семейный бюджет»

Приоритетное направление: основы финансовой грамотностиЦель: Знакомство с семейным бюджетом.Задачи:Образовательные задачи:- дать представление о составляющих компонентах семейного бюджета («...