Занятие по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Семейный бюджет. Доходы и расходы.»
Цель: расширять знания дошкольников по финансовой грамотности.
Задачи:
образовательные
закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);
дать представление о сущности расходов, показать их многообразие; познакомить детей с составляющими семейного бюджета (пенсия, пособие, зарплата, стипендия).
развивающие
формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать мышление, внимание.
воспитательные
воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности, воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к деньгам. Словарная работа: доходы, расходы, деньги, монеты, экономика, бережливость, бюджет.
Материал: коробка-копилка, бумажные деньги, монеты, картинки, детский проект «Какие бывают деньги?», иллюстрации с членами семьи, расходы семьи.
Ход занятия:
1 часть
Организационный момент:
-Ребята, сегодня с утра я нашла в группе вот эту красивую коробку с посланием. Мне нужна ваша помощь, нам предлагают отгадать загадку и понять, что в нём хранится.
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные! (Деньги, монеты)
2 часть.
Какие бывают деньги? (проект Макара Т.)
- Для чего нужны деньги? А что можно купить за деньги?
Деньги нужны людям и в современном мире без них прожить невозможно. (Воспитатель читает отрывок стихотворения)
Если денег накопить,
Можно многое купить:
Ездить можно на курорт,
Есть конфеты – первый сорт,
Можно кушать виноград,
Вечеринки для ребят
Можно делать каждый день
(если делать вам не лень)
Так что лучше экономить,
Чтобы все осуществить.
Экономика поможет
Деньги правильно копить.
- Как думаете, о чём это стихотворение?
- Что значит >?
- Вы слышали от родителей такие слова?
- Экономика – это наука. Без неё невозможно стать счастливым и помочь другим! Что же означает то слово? (воспитатель подводит итог, что экономика – это ведение хозяйства по правилам.).
- Представим, что к нам в гости пришла семья (иллюстрации членов семьи). Как вы думаете, чем каждый из них занимается? (папа-пожарный, мама-врач, дочка- студентка, бабушка и дедушка — пенсионеры).
- папа и мама трудятся, работают. За свой труд получают зарплату. Что такое зарплата? Всё верно, зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц, неделю или за день.
-Кто получает зарплату? За что они её получают?
(Папа и мама «кладут» деньги в коробку).
- Дети, но ведь в семье есть ещё бабушка и дедушка. Они уже не работают, потому что они пожилые. Но бабушка и дедушка получают пенсию. Что же такое пенсия? Пенсия – это тоже деньги, только пенсию платят пожилым людям, за то, что они проработали много лет.
(Бабушка и дедушка «кладут» деньги в коробку).
- Мы уже сказали, что сестра студентка. Она учится, получает в институте отличные оценки. И за свой труд получает стипендию. (Сестра пополняет копилку. Копилка постепенно наполняется, и дети наглядно видят составляющие бюджета).
- Денег стало больше или меньше?
- В копилке лежат деньги – это доход семьи, то есть – это все деньги, которые получают члены семьи. Вот как складывается семейный бюджет.
- А как в сказках и рассказах пополнить бюджет семьи? (Клад) Мы тоже попробуем найти свой клад.
Физкультурная минутка:
Мы нашли богатый клад, (изображают, как копают клад)
Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются и обнимают друг друга) Стали думать, как нам быть? (повороты головой, поднятие плеч)
Как же клад нам разделить? (руки в сторону)
Чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам.
- А как бы вы распорядились кладом? С кем бы поделились (Дети отвечают по цепочке)
- Но с нашей семьёй произошла такая история: собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить. Мама хотела купить новую шубу, папа хотел купить новую машину, бабушке нужен был новый набор чашек, а дедушке – лейку для огорода. А сестре красивые туфли. Решили они купить всё сразу и потратить все деньги. Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, еды нет, бензина в машине тоже нет. А квитанции об оплате дома оплатить нечем.
- Дети, правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги? Что семья сделала не так? Что им нужно было купить и оплатить в первую очередь?
- Объясните мне, как вы понимаете «расходовать деньги», «расход бюджета» (на продукты питания, оплата коммунальных услуг, товары и услуги, лечение, отдых, транспорт...) иллюстрации
(Расход-это удовлетворение потребностей человека.) 3 часть
Игра «Доходы и расходы»
команда- выбирают за столом карточки доходы семьи и расставляют около картинки с кошельком.
команда- выбирают карточки расходы семьи.
Затем, команды меняются местами и проверяют друг друга.
Итог занятия
Что интересного узнали сегодня на нашем занятии?